0
0
4062
Содержание:
Сложно представить украинское село или посёлок, где хоть бы одна семья не держала свой домашний скот. Наш трудолюбивый народ всегда занимался животноводством, даже если до этого, полжизни работал в городе. Однако, скот нужно где-то выпасать. Для этого, среди всех прочих угодий сельскохозяйственных земель, различают сенокосы и пастбища. В статье рассмотрим, чем же такие земли отличаются от остальных сельскохозяйственных, как оформить землю под пастбище и как взять в аренду пастбище.
Пользуйтесь консультацией: Невостребованные паи - что с ними происходит и когда прекращается право на пай
Нормативное регулирование данной категории угодий, которые входят в состав земель сельскохоз назначения (далее - с/х земель) содержится в :
Отдельного закона о пастбищах и сенокосах нет. Ранее еще, классификацию угодий, их определения и качества - регулировал ГОСТ 26640-85, но с 2016 года он уже не используется на территории Украины. Также, важно заметить, что в некоторых территориальных общинах, ОМС утверждают свои нормативные акты по порядку использования общественных земель для выпаса скота, сенокосов. Например, 25.05.2021 г. утверждено ”Положение об общественных пастбищах (сенокосе) на тер. Сахновщинского поселкового совета”.
Пользуйтесь консультацией: Ограничения на землях рекреационного назначения и ответственность за их нарушение
Земельные участки для сенокоса и пастбища Земельный кодекс относит к землям сельхозназначения (часть 2 статьи 22 ЗК).
Приказ №548, классифицируя угодья сельхозназначения, выделяет 14 подразделов, в том числе подраздел 01.08. - для сенокошения и выпаса скота. КВУ, также, качественно отличает пашню от сенокоса и пастбища. Так:
Это объясняет главную отличительную характеристику земель для сенокосов и пастбищ - они не предназначены для посева и выращивания сельскохозяйственных культур, ни под теплицы, пары, парники оранжереи их использовать нельзя. Для выращивания на таких землях с/х культур, необходимо изменять их целевое назначение в рамках угодий - на пастбища/сенокосы.
Таким образом, руководствуясь КВУ и ЗК:
Сенокосы - это подгруппа земель сельскохозяйственного назначения, которая включает сельскохозяйственные угодья, систематически используемые для сенокошения, равномерно покрытые древесной и кустарниковой растительностью площадью до 20 процентов участка.
Пастбища - это подгруппа земель сельскохозяйственного назначения, которая включает сельскохозяйственные угодья, систематически используемые для выпаса скота, равномерно покрытые древесной и кустарниковой растительностью площадью до 20 процентов участка.
Использование земли под сенокос или пастбище
Особенность коммунальных/государственных земель для сенокоса и выпаса скота в том, что руководствуясь ст. 134 ЗК - они не подлежат продаже или передачам в пользование на конкурентной основе (на земторгах).
Однако, согласно ч. 1 ст. 34 ЗК: граждане могут арендовать земучастки для сенокошения и выпаса скота.
Что интересно - по ч. 4 ст. 59 ЗК - и гражданам и юрлицам органами исполнительное власти (далее - ОИВ) и местного самоуправления (далее - ОМС) из земель водного фонда могут передаваться на условиях аренды острова для сенокошения. Логика законодателя тут интересная, ведь там только граждане, а тут - земли водного фонда, для юрлиц, в том числе, да и еще под сенокос.
Норма ч. 1 ст. 34 ЗК, к сожалению, не уточняет какие именно земли для сенокошения/пастбища могут арендовать лица - не уточняет она и тот факт, входят ли в данный перечень коммунальная/государственная земля. Так, в практической плоскости, считается что норма ч. 1 ст. 34 позволяет брать в аренду гражданам и частные земучастки и коммунальные/государственные земучастки для сенокошения.
Это подтверждается локальными актами о выделении земучастков сенокошений и пастбищ - к примеру - Решение Дорошевской общины Николаевской области, Вознесенского района от 15 ноября 2018 года №6 (принятое на ХХІІІ внеочередной сессия) “О предоставлении земельного участка в аренду для сенокошения и выпаса скота” (предоставлено гражданину на 10 лет).
Также, примером могут служить судрешения, как например, Житомирского окружного административного суда от 13 сентября 2018 г. по делу № 0640/3469/18, в котором частично удовлетворили исковые требования гражданина, а именно признали противоправным отказ ГУ Госгеокадастра в предоставлении разрешения на изготовление проекта землеустройства с последующей передачей земучастка в аренду на 49 лет для сенокоса.
Какие еще возможности по использованию угодий таких категорий? Ч.2 ст. 34 ЗК предписывает, что ОИВ и ОМС могут создавать на государственных коммунальных землях общественный сенокос и пастбище.
Какие требования выдвигаются по использованию таких специфических земель?. Земли для сенокосов и пастбищ могут использоваться исключительно - что логично - для целей сенокоса, или пастбища для скота. Использование их в качестве пашни, например - как было описано ранее - будет считаться нецелевым использованием земель. Нецелевое использование земель может повлечь за собой:
Вместе с тем, Закон №519 в ст. 10 рассматривает заготовку сена и выпас скота как специальное использование природных растительных ресурсов, которое по общему правилу требует разрешения, что выдается уполномоченными органами. Впрочем, пользователи таких земель (как и арендаторы) - не должны получать разрешения на специспользование природных растительных ресурсов, если такие земли им предоставлены по целевому назначению для ведение крестьянского (фермерского) хоз-ва, личного подсобного хоз-ва, коллективного садоводства, огородничества, сенокоса, выпасов скота. Исключение составляет использование ими дикорастущих сосудистых растений, мохообразных, водорослей, лишайников, а также грибов, которые занесены в Красную книгу Украины, и природных растительных группировок, занесенных в Зеленую книгу Украины.
Закон №591 в ст. 18 также содержит ряд правила использования природных растительных ресурсов для выпасов скота и других нужд животноводства:
Пользуйтесь консультацией: Полезащитные лесополосы - что о них говорит законодательство
Аренде земли под пастбища и земли для сенокосов коммунальной либо государственной собственности, руководствуясь ч. 2 ст. 134 ЗК- не должны предшествовать конкурсные процедуры (земторги).
Для получения их в аренду, если происходит предоставление земли с изменением ее целевого назначения, либо формируется новый земучасток (как это обычно и бывает) - необходим проект землеустройства по его отводу (далее - ПЗ). Руководствуясь ч. 2 ст. 123 ЗК, заинтересованное в получении в пользование такого участка из земель гос./коммунальной собственности (по ПЗ) лицо, проходит следующие этапы:
обращение с ходатайством о предоставлении разрешения на разработку ПЗ в ОИВ или ОМС. Если земучасток находится в собственности тер.общин - обращаются сельский, поселковый и городской совет, либо в областной, районный совет таких общин, ВР АРК (ст. 122 ЗК), если это земли госсобственности - Госкомзем и его тер.органы.
получает разрешение или отказ от разрешения на разработку ПЗ. Так, согласно положениям ч. 3 ст. 123 ЗК, ОИВ или ОМС в срок 1 месяц должно рассматривать это ходатайство и либо дает разрешение - либо предоставляет мотивированный отказ.
То есть ЗК определяет исчерпывающий перечень оснований отказа в предоставлении разрешения на изготовления ПЗ земучастка. А в случаях отказа от такого разрешения, уполномоченный орган, должен мотивировать причины.
после разрешения заказывает разработку ПЗ, для этого - заключает договор с тем хто будет разрабатывать такой ПЗ.
по факту получения ПЗ и передачи такого в соответствующий орган (тот что ранее предоставлял разрешение на разработку ПЗ) - такой орган, по общему правилу, в 2-недельный срок со дня получения ПЗ по отводу земучастка принимает решение о предоставлении его в пользование.
Основанием отказа в утверждении ПЗ может служить его несоответствие требованиям законов и принятых в соответствии с ними нормативно-правовых актов.
заключение договора аренды и регистрация такого права, согласно Закону №161.
Пользуйтесь консультацией: Хочу себе сделать ставок (пруд) - что для этого нужно
Если же собственник такой земли физлицо/юрлицо - арендатор может без вышеперечисленных процедур (так как обычно такая земля уже сформирована), заключить с собственником договор аренды земли согласно Закону №161 и зарегистрировать свое право.
Если Вам нужна услуга профессионала, воспользуйтесь сервисом "Тендер на юридическую услугу" от юридического ресурса Протокол.
Автор консультации: Ирина Трофименко
Источник: Юридический ресурс Протокол
Просмотров
Коментарии
Просмотров
Коментарии
Получите быстрый ответ на юридический вопрос в нашем мессенджере , который поможет Вам сориентироваться в дальнейших действиях
Вы видите своего юриста и консультируетесь с ним через экран, чтобы получить услугу, Вам не нужно идти к юристу в офис
На выполнение юридической услуги и получите самое выгодное предложение
Поиск исполнителя для решения Вашей проблемы по фильтрам, показателям и рейтингу
Просмотров:
355
Коментарии:
0
Просмотров:
321
Коментарии:
0
Просмотров:
553
Коментарии:
0
Просмотров:
1294
Коментарии:
1
Просмотров:
389
Коментарии:
0
Просмотров:
478
Коментарии:
0
Protocol.ua обладает авторскими правами на информацию, размещенную на веб - страницах данного ресурса, если не указано иное. Под информацией понимаются тексты, комментарии, статьи, фотоизображения, рисунки, ящик-шота, сканы, видео, аудио, другие материалы. При использовании материалов, размещенных на веб - страницах «Протокол» наличие гиперссылки открытого для индексации поисковыми системами на protocol.ua обязательна. Под использованием понимается копирования, адаптация, рерайтинг, модификация и тому подобное.
Полный текстCopyright © 2014-2024 «Протокол». Все права защищены.