29.12.2016 | Автор: Носов Константин Вячеславович
Задать вопрос автору
Присоединяйтесь к нам в социальных сетях: telegram viber youtube

Новый налоговый год -2017

 

НОВЫЙ НАЛОГОВЫЙ ГОД

Константин Носов

Непременным атрибутом наступающего Нового года является «усовершенствование» Налогового кодекса. В этом году народные избранники позаботились о тех, кого  коснуться эти изменения и приняли их заранее – аж 21 декабря. Итак, знакомьтесь законопроект №5368 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно улучшения инвестиционного климата в Украине» и законопроект № 5132 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2017 году». За неимением официального текста принятых законов, который традиционно будет обнародован уже после 1 января, блиц-обзор наиболее значимых изменений проведем на основе размещенных на веб-сайте Рады законопроектов.

Администрирование налогов и сборов

Законодательно оформлено функционирование такого сервиса как электронный кабинет плательщика налогов. Электронный кабинет должен обеспечить реализацию плательщиками налогов прав и обязанностей, предусмотренных Налоговым кодексом: переписка с контролирующим органом (получение и подача писем, запросов, возражений  и  жалоб на акты проверок, приказов о проведении проверок и актов проверок, проведение сверок по налогам и сборам, заполнение и подача налоговых деклараций, доступ к Единому реестру налоговых и акцизных накладных, подача заявлений на получение разрешительных документов и т.п. Соответствующие нормы Кодекса  вступят в силу со следующего месяца за месяцем внедрения необходимого   программного обеспечения, но не позже 1 января 2018 года (ст. 42, 421 Налогового Кодекса Украины (далее – НКУ)).

Законодатель разделил  функции каждого из  уровней  контролирующих  органов, закрепив за низшими – государственными налоговыми инспекциями, функцию сервисного обслуживания плательщиков налогов (ст. 193 НКУ). Контрольно-проверочными полномочиями, а также, полномочиями по проведению сверок будут обладать теперь только контролирующие органы областного уровня (ст. 191 НКУ).

Вводиться ответственность должностных  лиц,  виновных в принятии неправомерного решения о доначислении денежных обязательств плательщику налогов. Сама норма вида такой ответственности не содержит, а отсылает к неизвестно какому закону. При этом, повторное в течение 12 календарных месяцев принятие должностным лицом неправомерного решения  будет основанием для привлечения такого лица к дисциплинарной ответственности (ст. 21 НКУ).

Трансфертное ценообразование

Изменений претерпели «стоимостные» критерии контролируемой операции. Теперь для признания операции контролируемой одновременно должны выполняться следующие условия:  годовой доход плательщика от всех видов деятельности определенный по правилам бухгалтерского учета превышает  150 млн. грн. (сейчас – 50 млн. грн.), а объем хозяйственных операций с конкретным контрагентом превышает 10 млн. грн. (сейчас – 5 млн. грн.).

Также изменен срок подачи отчета о контролируемых операциях,  он будет подаваться до 1 октября года, следующего за отчетным (в настоящее время срок подачи -  до 1 мая). Кодексом закреплено право подавать уточненный отчет о контролируемых операциях, но при этом законодатель подчеркнул, что такое исправление ошибок не освобождает плательщика от ответственности, предусмотренной  НКУ за неполные или недостоверные данные в отчете (ст. 39 НКУ).

Также меняются размеры штрафных санкций, связанных с отчетом по контролируемым операциям и сопутствующей документацией. Так, неподача отчета грозит штрафом в размере 300 размеров прожиточного минимума (было 100 мин зарплат). Незадекларированная контролируемая операция обойдется  штрафом в размере 1% от суммы такой операции, но не более 300 размеров прожиточных минимумов за все незадекларированные операции. Неподача документации о контролируемой операции грозит штрафом в размере 3% (было 5%) от  суммы такой операции, но не более 200 размеров прожиточного минимума за все такие операции. Кроме того, законодатель установил штраф за несвоевременную подачу отчета о контролируемых операциях и документации о таких операциях. Так, задержка отчета (равно как и несвоевременное декларирование контролируемой операции в уточненном отчете) обойдется плательщику штрафом в сумме 1 размера  прожиточного минимума за каждый день задержки, но не более  300 размеров прожиточного минимума. Введен штраф в сумме 2 размеров прожиточного минимума за каждый день несвоевременной подачи документации по трансфертному ценообразованию, но не более 200 размеров прожиточного минимума (ст. 120 НКУ).

               В НКУ появится запрет контролирующим органам в одностороннем порядке разрывать договор о признании электронных документов. Единственным законным основанием для отказа в принятии электронной налоговой декларации будет недействительность электронной цифровой подписи налогоплательщика, в том числе, но не исключительно, в связи с окончанием срока действия сертификата открытого ключа, при условии, что  такая налоговая декларация соответствует всем требованиям электронного документа и предоставлена ​​в формате, доступном для ее технической обработки (ст. 49 НКУ).

Изменен  срок предоставления индивидуальной  налоговой консультации – до 25 календарных дней, однако такой срок может быть продолжен ГФС Украины еще на 10 календарных дней. Закреплены обязательные реквизиты обращения на предоставление налоговой консультации, при отсутствии которых налоговая консультация не предоставляется, а ответ дается в порядке установленном Законом  Украины «Об обращениях граждан». Налоговые консультации подлежат регистрации в единой базе и обнародованию на веб-сайте ГФС Украины. Освобождать от ответственности в виде санкций будет только индивидуальная налоговая консультация, зарегистрированная в единой базе. Регистрацией консультаций занимается ГФС Украины, которая может отказать в регистрации налоговой консультации контролирующего органа низшего уровня и предоставить от своего имени налоговую консультацию с последующей ее регистрацией (ст. 52, 53 НКУ).

Ограничивается срок использования «старых» индивидуальных налоговых консультаций (предоставленных до 31 марта 2017 (включительно)). Такие консультации освобождают налогоплательщика от ответственности за деяния, содержащие признаки налогового правонарушения, совершенные до 31 декабря 2017 (включительно). С 1 января 2018 индивидуальная налоговая консультация, предоставленная в письменной или электронной форме до  31 марта 2017 (включительно), не подлежит применению.

Изменил законодатель сроки предоставления ответа на запрос контролирующего органа  вместо, установленного ст. 73 НКУ месячного срока, вводиться срок продолжительностью 15 рабочих дней. Сокращен срок предоставления ответа на запрос о проведении встречной сверки  - с месяца до 10 рабочих дней. Запрещено повторное проведение встречной сверки по одному и тому же вопросу.

Теперь на законодательном уровне закреплено, что предметом камеральной проверки также может быть своевременность подачи налоговой отчетности, своевременность регистрации налоговых/акцизных накладных и расчетов корректировок к ним, своевременность уплаты согласованных денежных обязательств. Установлен срок проведения камеральной проверки налоговой декларации (уточняющего расчета) – в течение 30 календарных дней после граничного срока их подачи, а если они были поданы несвоевременно – в течение 30 календарных дней с момента фактической  подачи (ст. 75 НКУ).

Планы-графики документальных плановых проверок налогоплательщиков на следующий год  подлежат обнародованию на официальном веб-сайте ГФС Украины не позднее 25 декабря текущего года (ст. 77 НКУ).

Что касается внеплановых проверок, то с нового года в п.п. 78.1.1 ст. 78 НКУ опять  появиться такое основание для направления запроса как получение контролирующим органом налоговой информации, которая свидетельствовала о нарушении плательщиком налогового законодательства. Напомним, что в 2016 году редакция подпункта 78.1.1 распространялась на случаи получения налоговой информации о нарушении валютного и иного законодательства (кроме налогового), контроль за которым возложен на контролирующие органы, что существенно затрудняло контролирующим органам реализовывать полученную информацию о налоговых нарушениях.

По самым «ходовым» (для направления запросов плательщикам)  пунктам, а именно п.п. 78.1.1 и 78.1.4 ст. 78 НКУ, увеличены сроки предоставления ответа  - с 10 до 15 рабочих дней.

Исключены такие основания для проведения внеплановой проверки  как постановления органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, следователя, прокурора. Из сторонних органов назначать проверку может только суд.

Статья 78 дополнена подпунктом 78.1.9.  Согласно которого не предоставление  для проведения встречной сверки информации, определенной в запросе контролирующего органа в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем ​​получения запроса,  является основанием для назначения внеплановой проверки. Такая проверка проводится исключительно по вопросам, указанным в запросе контролирующего органа.

Законодатель увеличил срок рассмотрения возражений на акт проверки с 5 до 7 рабочих дней (ст. 86 НКУ).

Внесенными в НКУ изменениями такой способ погашения налогового долга как взыскание дебиторской задолженности плательщика налогов может быть реализован на практике. Теперь в случае если у плательщика недостаточно средств для погашения налогового долга или мероприятия по погашению налогового долга путем взыскания средств не привели к полному погашению такого долга, контролирующий орган может определить дебиторскую задолженность такого плательщика, срок погашения которой настал, в качестве источника погашения налогового долга.  В случае если налогоплательщик согласен,  заключается договор о переводе права требования дебиторской задолженности на контролирующий орган (напомню, что последний имеет право обращаться в суд с иском о взыскании дебиторской задолженности в сет налогового долга) (ст. 87 НКУ). Если плательщик отказывается заключать такой договор, то контролирующий орган наделен правами через суд обязать должника заключить такой договор (ст. 20 НКУ). Причем, к решению данного вопроса законодатель подошел комплексно -  добавив соответствующее право в ст. 20 НКУ и внес изменения в Кодекс административного судопроизводства (ст. 1833 КАС Украины).

С нового года будет расширен перечень оснований для возникновения налогового залога. Теперь таким основанием будет заключение плательщиком налогов договора с контролирующим органом на рассрочку (отсрочку) уплаты денежных обязательств на сумму свыше 1 млн. грн. Причем плательщик налогов не получит рассрочку (отсрочку) уплаты денежных обязательств (налогового долга) на сумму свыше 1 млн. грн. без передачи в налоговый залог имущества балансовой стоимостью не менее чем сума рассрочки (отсрочки) (ст. 100 НКУ).

            Налог на прибыль предприятий

Плательщика налога на прибыль обязали представлять вместе с соответствующей налоговой декларацией квартальную или годовую финансовую отчетность. Финансовая отчетность, составляется и представляется плательщиками налога на прибыль и некоммерческими предприятиями, учреждениями и организациями, и является приложением к налоговой декларации по налогу на прибыль (отчета об использовании доходов (прибылей) неприбыльной организации) и ее неотъемлемой частью (ст. 46 НКУ).

Расчет амортизации основных средств и нематериальных активов в соответствии с измененными положениями ст. 138 НКУ определяется исходя из их стоимости без учета  переоценки (уценки, дооценки), проведенной в соответствии с положениями бухгалтерского учета.

Разрешается ускоренная амортизация (вместо 5 – 2 года) основных средств 4 группы (машины и оборудование) при применении прямолинейного метода амортизации. Применение ускоренной амортизации возможно при соблюдении следующих условий:

основные средства ни были введены в эксплуатацию и не использовались на территории Украины;

основные средства введены в эксплуатацию в рамках одного из налоговых (отчетных) периодов начиная с 1 января 2017 года до 31 декабря 2018;

основные средства используются в собственной хозяйственной деятельности и не продаются или не предоставляются в аренду другим лицам (за исключением налогоплательщиков, основным видом деятельности которых являются услуги по предоставлению в аренду имущества).

            При несоблюдения указанных требований до окончания периода начисления амортизации налогоплательщик в налоговом периоде, в котором произошел факт неиспользования основных средств в собственной хозяйственной деятельности или их продажи, обязан:

увеличить финансовый результат до налогообложения на сумму начисленной амортизации в течение налоговых (отчетных) периодов, в которых осуществлялось начисление амортизации с применением минимально допустимых сроков амортизации;

уменьшить финансовый результат до налогообложения на сумму рассчитанной амортизации таких основных средств в соответствии с пунктом 138.3 статьи 138 НКУ (т.е. исходя из 5 лет полезного использования) (подраздел 4 раздела ХХ «Переходные положения» НКУ).

            Законодатель фактически закрепил списание дебиторской задолженности (в т.ч.  за счет резерва сомнительных долгов), которая отвечает признакам безнадежной задолженности, установленным НКУ. Сумма такой списанной задолженности уменьшает финансовый результат до налогообложения (ст. 139 НКУ).

            Предусматривается, что финансовый результат до налогообложения  увеличивается:

            на сумму перечисленной безвозвратной финансовой помощи (безвозмездно предоставленных товаров, работ, услуг) лицам, которые не являются плательщиками налога (кроме физических лиц), и налогоплательщикам, которые облагаются по ставке ноль процентов;

            на сумму расходов от признанных штрафов, пени, неустоек, начисленных в соответствии с гражданским законодательством и гражданско-правовыми договорами в пользу лиц, не являющихся плательщиками налога (кроме физических лиц), и в пользу налогоплательщиков, облагаемых по ставке ноль процентов;

            на сумму дохода, полученного в качестве оплаты за товары (работы, услуги), отгруженные (оказанные) во время пребывания на упрощенной системе налогообложения (ст. 140 НКУ).

            Налог с доходов физических лиц

            Для плательщиков налога с  доходов физических лиц, которым был прощен (аннулирован) долг по  кредиту на приобретение жилья, закрепляется возможность рассрочки на срок до 3 лет уплаты налоговых обязательств с дохода, возникшего в результате такого прощения (аннулирования).  Для получения такой рассрочки налогоплательщик вместе с декларацией подает в контролирующий орган заявление в произвольной форме с  данными о сумме прощенного (аннулированного) кредитором долга (кредита и/или процентов), подтвержденную соответствующими документами кредитора, и краткое описание обстоятельств, которые привели к возникновению необходимости осуществления рассрочки задекларированной суммы налогового обязательства. Суммы налоговых обязательств самостоятельно рассчитываются налогоплательщиком и погашаются равными частями в сроки до  20 апреля,  до 20 июля,  до 20 октября  и до 20 декабря (ст. 164 НКУ).

            Для доходов в виде дивидендов, которые выплачивают нерезиденты, институты совместного инвестирования и неплательщики налога на прибыль, вводиться ставка в размере 9% (ст. 167 НКУ)

            Введена обязанность плательщиков налога, которые проводили в течение года операции с инвестиционными активами (купля-продажа корпоративных прав, ценных бумаг, внесение (возврат) имущества, средств в уставной капитал)  подать по результатам отчетного года декларацию, независимо от общего финансового результата (инвестиционного дохода или убытка) (ст. 170 НКУ).

            Внедряется электронная система проверки показателей, которые связаны с определением оценочной стоимости объектов недвижимости. Во время проведения операций по продаже (обмену) объектов недвижимости между физическими лицами нотариус удостоверяет соответствующий договор при наличии оценочной стоимости такого недвижимого имущества (проверяется в электронной системе проверки показателей, связанных с определением оценочной стоимости объектов налогообложения) и документа об уплате налога в бюджет стороной (сторонами) договора (ст. 172 НКУ).

Перечень расходов физического лица - предпринимателя расширен на суммы налогов, сборов, связанных с хозяйственной деятельностью такого предпринимателя (кроме НДС для ФЛП, зарегистрированного как плательщик такого налога, акцизного налога, НДФЛ лиц с дохода от предпринимательской  деятельности, налога на имущество),  суммы ЕСВ; платежей, уплаченных за получение лицензий, разрешений, иных документов разрешительного характера, связанных с хозяйственной деятельностью такого предпринимателя. Также ФЛП получили право на включение в состав расходов амортизации приобретенных или самостоятельно изготовленных основных средств и нематериальных активов, с соответствующим отдельным ведением учета таких расходов. В связи с этим, в НКУ для ФЛП определен метод амортизации (линейный), группы основных средств и нематериальных активов, минимальные допустимые  сроки их полезного использования. Амортизация ведется отдельно по каждому объекту. Амортизации подлежат объекты, расходы на приобретение (изготовление) которых документально подтверждены. Амортизации не подлежат земельные участки, жилая недвижимость, автомобили (грузовые, легковые) (ст. 178 НКУ).

Налог на добавленную стоимость

Устанавливается срок проведения документальной  проверки  бюджетного возмещения, сформированного за счет отрицательного значения по операциям: за периоды до 1 июля 2015 года, неподтвержденные документальными проверками; приобретения товаров/услуг за период до 1 января 2017 года у «сельхоз-НДСников». Такая проверка может быть проведена в течение 60 календарных дней, следующих за граничным сроком подачи налоговой декларации, а если такая декларация была несвоевременно –отсчет ведется со  дня ее фактической подачи (ст. 200 НКУ).

При реорганизации (присоединении, слиянии, преобразовании, выделении, разделении) налогоплательщика законодатель позволил переносить отрицательное значение НДС, подтвержденное документальной проверкой, в состав налогового кредита правопреемника (ст. 198 НКУ).

Вводиться единый публичный реестр заявлений на бюджетное возмещение НДС, согласно которому орган, осуществляющий казначейское обслуживание бюджетных средств будет в автоматическом режиме перечислять средства, которые подлежат возмещению из бюджета. Заявления на возврат НДС вносятся в реестр  автоматически в течение операционного дня их получения в хронологическом порядке. Возврат согласованных сумм бюджетного возмещения производиться в хронологическом порядке в соответствии с очередностью внесения заявлений в реестр. Получение налогового возмещения зависит от его согласования налоговым органом. Такое согласование плательщик получает по результатам камеральной проверки или, в предусмотренных НКУ случаях, документальной проверки. Иные случаи, когда сумма возмещения будет считаться согласованной: наступление граничных сроков проведения проверок, отмена налоговых уведомлений-решений (ст. 200 НКУ).

Также до 01.02.17  будет сформирован публичный Временный реестр заявлений о возврате сумм бюджетного возмещения, поданных до 1 февраля 2016 года, и по которым по состоянию на 1 января 2017 суммы налога на добавленную стоимость не возмещены из бюджета. Формирование и ведение Временного реестра будет организовано также как и основного реестра. Возмещения согласованных сумм НДС будет осуществляться в хронологическом порядке в соответствии с очередностью поступления заявлений в пределах сумм, определенных законом о Государственном бюджете на соответствующий год (подраздел 2 раздела ХХ «Переходные положения» НКУ).

Бюджетное возмещение НДС будет  осуществляться в пределах средств, имеющихся на едином казначейском счете (подраздел 2 раздела ХХ «Переходные положения»).

Обязательным реквизитом налоговой накладной станет код УКТ ВЭД для товара, код ДКПУ для услуг. Указанные коды можно указывать не полностью, но не менее 4 цифр, кроме поставки подакцизных товаров и товаров, ввезенных на таможенную территорию Украины (ст. 201 НКУ). Ошибка в коде товара или услуги влечет за собой наложение штрафных санкций от 170 грн. до 100% суммы налога, указанного в налоговой накладной (расчете корректировки) (до 31.12.17 штрафы применяться не будут).

Налоговая накладная и расчет корректировки, составленные и зарегистрированные после 1 июля 2017 года, являются достаточным основанием для включения сумм налога по ним в состав налогового кредита и не требуют какого-либо дополнительного подтверждения (ст. 201 НКУ).

Ошибки в реквизитах налоговой накладной (кроме кода товара согласно УКТ ВЭД), которые не мешают идентифицировать осуществленную операцию, ее содержание (товар/услугу, которые поставляются), период, стороны и сумму налоговых обязательств, не могут быть причиной отказа в принятия налоговых накладных в электронном виде.

Регистрация налоговых накладных и расчетов корректировки привязывается к дате их составления: если составлены с 1 по 15 (включительно) число месяца, то должны быть зарегистрированы до конца месяца; если с 16 и до конца месяца – регистрация должна быть проведена до 15 (включительно) числа следующего месяца. Нарушение этих сроков влечет за собой штрафные санкции.

Внедряется процедура остановки регистрации налоговых накладных (расчетов корректировки). Регистрация налоговой накладной (расчета корректировки) может быть остановлена в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины, в случае соответствия такой налоговой накладной (расчета корректировки) совокупности критериев оценки степени рисков, достаточных для остановки регистрации налоговой накладной. Об остановке регистрации плательщикам налога (продавцу и покупателю) в электронном виде направляется квитанция. Квитанция будет содержать: а) номер и дату  налоговой накладной (расчета корректировки); б)  критерий (-ии) оценки степени рисков, на основании которого была осуществлена остановка регистрации налоговой накладной (расчета корректировки); в) предложение о предоставлении налогоплательщиком объяснений и/или копии документов (по исключительному перечню), достаточных для принятия контролирующим органом решения о регистрации такой налоговой накладной (расчета корректировки). Исчерпывающий перечень таких документов в разрезе критериев оценки степени рисков будет  утверждаться Минфином. Документы и пояснения могут быть предоставлены в течение 365 дней после даты возникновения налогового обязательства, указанного в такой налоговой накладной (расчете корректировки). Документы подаются в контролирующий орган по месту учета налогоплательщика и не позднее следующего рабочего дня передаются в комиссию ГФС Украины. Комиссия в течение 5 рабочих дней после дня получения пояснений и документов должна принять решение либо о регистрации налоговой накладной (расчета корректировки), либо отказе в такой регистрации. Решение может быть обжаловано в административном или судебном порядке (ст. 201 НКУ). Административный порядок предусматривает подачу жалобы в ГФС Украины.  Срок рассмотрения составляет 10 календарных дней и не может быть продлен, если в указанный срок контролирующий орган не примет мотивированного решения – жалоба считается удовлетворенной. Причем в случае удовлетворения жалобы плательщик должен будет зарегистрировать такую накладную (расчет) в течение 10 календарных дней с момента получения решения (ст. 56 НКУ). Нарушение этого срока влечет за собой штраф в сумме 50 % НДС указанного в такой накладной (расчете) (ст. 1201 НКУ).

 Нормы Кодекса, регулирующие процедуру остановки регистрации, вступают в силу с 01.04.17. С этой же даты и до 01.07.17 вводиться переходный период на протяжении которого фактическая остановка регистрации проводиться не будет.

Фактически упраздняется специальный «сельскохозяйственный» режим обложения НДС. Дополнительные счета, открытые таким налогоплательщикам в Системе электронного администрирования НДС,  закрываются со дня, следующего за граничным сроком уплаты налоговых обязательств по НДС за декабрь 2016 (за 4 квартал 2016 года – для тех, кто отчитывается поквартально). Регистрация налоговых накладных/расчетов корректировки по операциям поставки сельхозпродукции плательщиками, использующими спецсельхозрежим, должна быть проведена до 15 января 2017 года. Нарушение указанных сроков не допускается. Отрицательное значение НДС из сельхоздекларации за декабрь 2016 (4 квартал 2016 года) переносится
в налоговую отчетность следующего отчетного (налогового) периода, в которой отражаются расчеты с бюджетом (подраздел 2 раздела ХХ «Переходные положения»). 

Для сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих такие виды деятельности как выращивание овощей и фруктов, животноводство, производства мяса, переработка молока, предусматривается введение бюджетной дотации. Право на получение бюджетной дотации возникает при соблюдении ряда  условий (фактически аналогичных тем, которые давали право на применение спецрежима по НДС) и внесения в Реестр получателей бюджетной дотации.  Условия получения бюджетной дотации, определяются ст. 16-1 ЗУ «О государственной поддержке сельского хозяйства в Украине». С 1 января 2018 года распределение бюджетной дотации будет осуществляться в сумме не превышающей 150 млн. грн. на одного сельскохозяйственного товаропроизводителя в год с учетом связанных с таким товаропроизводителем лиц. Порядок распределения бюджетной дотации утверждается Кабинетом Министров Украины

С  1 января 2017 года по 1 января 2022 года сельхозтоваропроизводители, внесенные в Реестр,  подают в сроки определенные НКУ  налоговую декларацию по НДС с приложением. В приложении указывают расчет разницы между суммой налоговых обязательств и суммой налогового кредита отчетного периода по результатам операций, предусмотренных  ст. 16-1 ЗУ «О государственной поддержке сельского хозяйства в Украине», удельный вес стоимости сельскохозяйственных товаров, поставленных в течение предыдущих 12 последовательных отчетных налоговых периодов (месяцев).

Акцизный налог

            Отменен акцизный налог с розничной продажи топлива, однако  наряду с этим на 42 евро с 1000 литров (фактически на сумму отмены) увеличивается акцизный налог на большую часть товаров (топлива), указанных в п.п. 215.3.4 ст. 215 НКУ. В очередной раз повышается акцизный налог практически на все алкогольные напитки за исключением слабоалкогольных. Повышается акциз и на табачные изделия.

            До 1 января 2018 года откладывается обязанность оборудования акцизных складов расходомерами-счетчиками и уровнемерами-счетчиками.                        

Единый налог            

Для плательщиков единого налога 1 группы ставка единого налога устанавливается в процентах от размера прожиточного минимума, установленного на 1 января отчетного года. Ставка для плательщиков  2 группы будет как и ранее исчисляться в процентах от минимальной заработной платы, а для плательщиков 3 группы -  в процентах от дохода. Для плательщиков 4 группы увеличены (в среднем на 16%) ставки налога с одного гектара земель (ст. 293 НКУ).             Освобождение от применения регистраторов расчетных операций для плательщиков 1 и 2 группы, объем дохода которых не превышает 1 млн. грн., не распространяется на торговцев технически сложными бытовыми товарами, которые подлежат гарантийному ремонту (например, средства связи, вычислительная и множительная техника, фотоаппаратура и т.п.) (ст. 296 НКУ).

               С 1 января 2017 до принятия соответствующим органом местного самоуправления решения об установлении ставок местных налогов и сборов на 2017 год, ставка единого налога для плательщиков первой группы, налога на недвижимое имущество, отличное от  земельного участка, и сбора за места для парковки транспортных средств применяется с коэффициентом 0,5.

Иные положения

Из Налогового кодекса будет исключен  раздел посвященный налоговой милиции, однако реализовано это положение будет только тогда, когда вступит  в силу закон определяющий деятельность центрального органа исполнительной власти, который будет осуществлять защиту финансовых интересов государства от противоправных посягательств.

Законодатель продлил для неприбыльных организаций срок приведения учредительных документов в соответствие с требованиями НКУ и предоставления копий таких документов контролирующим органам для подтверждения правомерности пребывания в Реестре неприбыльных организаций.Указанный срок продлен до 1 июля 2016 года. После этой даты неприбыльные организации, которые не приведут свои учредительные документы в соответствие с НКУ и не предоставят копии таких документов, будут исключены из Реестра (подраздел 4 раздела ХХ «Переходные положения»).

Законодателем введены временные (на период проведения АТО) особенности взимания налогов и сборов на временно оккупированной территории и населенных пунктах на линии столкновений (далее временно оккупированная территория). Под временно оккупированной территорией понимается территория отдельных районов, городов, поселков и сел Донецкой и Луганской областей, определенная в соответствии с Постановлением Верховной Рады Украины «О признании отдельных районов, городов, поселков и сел Донецкой и Луганской областей временно оккупированными территориями». Перечень населенных пунктов определяется КМ Украины.

            Для налогоплательщиков местонахождением (местом жительства) которых на 14 апреля 2014 была временно оккупированная территория, и которые по состоянию на 1 января 2017 не изменили свое местонахождение (место жительства)  на другую территорию Украины приостанавливается начисление штрафных  санкций, пени за несвоевременное погашение определенных состоянию на 14 апреля 2014 денежных обязательств, по которым остановлено взыскание. Не начисляется и не уплачивается  плата за землю, налог на недвижимое имущество отличное от земельных участков, единый налог для плательщиков 4 группы.

При выплате доходов ФЛП, которые проживают на временно оккупированной территории, подлежит удержанию и уплате налог на доходы физических лиц.             Для плательщиков, которые по состоянию на 1 декабря 2016 года изменили свое местонахождение (место жительства) с временно оккупированной территории на иную территорию Украины  и не могут предъявить первичные документы, применяются особые правила подтверждения данных, указанных в налоговой отчетности. В случае потери и/или невозможности вывоза с временно  оккупированной территории  первичных документов налогоплательщик по месту своего учета подает в контролирующий орган уведомление в произвольной форме, подписанное руководителем предприятия и главным бухгалтером, в котором указываются: обстоятельства, которые привели к потере и/или невозможности вывоза первичных документов, календарные периоды, а также общий перечень первичных документов (в случае возможности, с указанием реквизитов).             Данные и показатели налоговой отчетности за периоды, указанные в сообщении, не могут быть подвергнуты сомнению на основании отсутствия первичных документов. Сообщение служит основанием для сохранения расходов и/или налогового кредита по НДС и/или суммы отрицательного значения НДС прошлых налоговых (отчетных) лет. После предоставления сообщения о невозможности вывоза первичных документов до завершения АТО вводится мораторий на проведение каких-либо проверок по указанным в сообщении налоговых периодов.Если после уведомления о невозможности вывоза первичных документов налогоплательщику станет известно о потере этих документов, такой налогоплательщик обязан подать в контролирующий орган новое сообщение с указанием обстоятельств такой потери. Налогоплательщики, которые подали уведомление об утрате первичных документов, не могут быть проверены контролирующим органом относительно указанных в сообщении периодов, в том числе после завершения антитеррористической операции. Указанные нормы не применяются к отчетным периодам после перерегистрации на иной территории Украины.В случае отказа контролирующего органа в применении вышеуказанных норм, он обязан в течение месяца с момента получения уведомления дать плательщику мотивированное решение. Такое решение может быть обжаловано в административном или судебном порядке(подраздел 10 раздела ХХ «Переходные положения»).                           

Применение РРО В ЗУ «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» внесены изменения, которые обязывают применять РРО при торговле технически сложными товарами (в т.ч. и лиц, которые в силу иных законодательных актов освобождались от применения РРО (плательщики единого налога 1 и 2 групп с доходом менее 1 млн. грн.). На момент подготовки данного обзора, Президентом Украины был подписан Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» от 06.12.16 №1774-VIII, наиболее важные его положения приведены ниже. При этом, необходимо учитывать, что с 01.01.17 Законом Украины «О государственном бюджете на 2017 год» от 21.12.16 №1801-VIII устанавливается минимальная зарплата в размере 3200 грн., а минимальный прожиточный минимум 1544 грн.                 

Единый социальный взнос

В Закон Украины  «О сборе и учете единого социального взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.10 №2464-VI внесены следующие изменения:                ФЛП-пенсионеры по возрасту или инвалиды, получающие пенсию или социальную помощь, освобождаются от уплаты ЕСВ, независимо от избранной ими системы налогообложения (ранее такое право было только у «единщиков») (ст. 4 Закона);                ФЛП, избравшие общую систему налогообложения,  обязаны ежемесячно платить минимальный страховой взнос (22% от минимальной заработной платы), независимо от факта получения дохода (у «единщиков», подобная обязанность существовала и ранее) (ст. 7 Закона); ФЛП-единщики 1 группы платят  0,5 минимального страхового взноса (ст. 7 Закона).                 

Трудовые отношения               

С 01.01.17 органам местного самоуправления предоставляются полномочия осуществлять контроль за соблюдением законодательства о труде, проводить проверки  юридических лиц и ФЛП, использующих наемный труд. Реализовывать такие полномочия будут исполнительные органы городских советов городов областного значения и объединенных территориальных громад,  в частности, эти органы получат полномочия налагать штрафы за нарушение законодательства о труде и занятости населения (ст. 18, 34 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 №280/97-ВР).                Вводиться ответственность за недопуск к проведению проверки, создание препятствий в ее проведении в размере 3 минимальных зарплат. Те же действия, в случае, если предметом проверки будет вопрос надлежащего оформления трудовых отношений и выплаты зарплаты, повлекут за собой штраф в размере 100 минимальных заработных плат (ст. 265 Кодекса Украины об административных правонарушениях).                 

Судебный сбор и административные услуги  С 1 января 2017 года  судебный сбор (изменения будут внесены в ст. 4 Закона Украины «О судебном сборе» от 08.07.11 №3674-VI),  административный сбор и плата за предоставление сведений из ЕГР (изменения будут внесены в ст. 36 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных объединений» от 15.05.03 №755-IV)  будут исчисляться исходя из размера прожиточного минимума, а не минимальной зарплаты.  

10
Нравится
Оставьте Ваш комментарий:

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для добавления комментария.


Популярні судові рішення