11.01.2015 | Автор: Тамошюнас Андрій Ріманто
Задати питання автору
Приєднуйтесь до нас в соціальних мережах: telegram viber youtube

АКЦИЗ под "вопросом"

Реформирование налоговой системы давно стало традицией в нашем государстве. Каждая последующая власть вносит (или пытается внести) что-то новое (или хорошо забытое старое), что-то лучшее (хотя куда уже «лучше»)…в общем пытается «что-то сделать» с налогами! Теперь наша страна вступила на порог новых изменений с громким названием «Налоговая реформа – 2015».

Примечательным является то, что, как правило, принимаемые правила поведения по своему характеру еще более сложны и неконкретны либо же приводят к возникновению пробелов, противоречий и иных недостатков законодательной техники.

Не явился исключением в этом смысле и акцизный налог.

Благодаря нормативным новациям (Закон от 28 декабря 2014 года
N71-VIII) с 01.01.2015г. в состоянии подвешенности оказались субъекты хозяйствования, профильным видом хозяйственной деятельности которых является розничная торговля подакцизными товарами (алкогольные напитки, табачные изделия).

Суть проблемы для них имеет тройственный характер:

1. Полномочия органов местного самоуправления

В соответствии с положениями п.п.215.3.10. п.215.3. ст.215 НКУ для подакцизных товаров, реализованных в соответствии с подпунктом 213.1.9 пункта 213.1 статьи 213 этого Кодекса, ставки налога устанавливаются по решению сельского, поселкового или городского совета в процентах от стоимости (с налогом на добавленную стоимость), в размере 5 процентов.

При этом, в случае если сельский, поселковый или городской совет не принял решение об установлении соответствующих местных налогов и сборов и акцизного налога в части реализации субъектами хозяйствования розничной торговли подакцизных товаров, которые являются обязательными согласно нормам этого Кодекса, такие налоги до принятия решения взимаются исходя из норм настоящего Кодекса с применением их минимальных ставок... (п.п.12.3.5. п.12.3. ст.12 НКУ).

Так что же должны устанавливать органы местного самоуправления – сам налог или же ставку этого налога? Если налог, то это идет вразрез с положениями п.п.12.4.4. п.12.4. ст.12 НКУ, согласно которым в их полномочия входит установление … ставок акцизного налога с реализованных субъектами хозяйствования розничной торговли подакцизных товаров. Если же смысл этих всех нормативных  «хитросплетений» в установлении именно ставки налога, то она ведь уже установлена законом на уровне 5%!

В связи с этим возникает вопрос относительно правового смысла в наличии решения органа местного самоуправления, если налог все равно существует и без такого решения (в силу закона), а ставка налога не имеет максимального и минимального пределов?!

2. Стабильность налоговой системы

Закон Украины Закон от 28 декабря 2014 года N71-VIII вступил в силу 01.01.2015 года.

В связи с этим обстоятельством возникает вопрос – как тогда быть с положениями п.п.4.1.9. п.4.1. ст.4 НКУ:

«стабильность – изменения в любые элементы налогов и сборов не могут вноситься позднее чем за шесть месяцев до начала нового бюджетного периода, в котором будут действовать новые правила и ставки. Налоги и сборы, их ставки, а также налоговые льготы не могут изменяться в течение бюджетного года.»

А также п.п.12.3.4. п.12.3. ст.12 НКУ:

«Решение об установлении местных налогов и сборов официально обнародуется соответствующим органом местного самоуправления до 15 июля года, предшествующего бюджетному периоду, в котором планируется применение устанавливаемых местных налогов и сборов или изменений (плановый период). В другом случае нормы соответствующих решений применяются не раньше начала бюджетного периода, следующего за плановым периодом.»

3. Максимальные розничные цены

В новой редакции был изложен п.п.14.1.106. п.14.1. ст.14 Налогового кодекса Украины, в котором указано, что максимальные розничные цены – цены, установленные на подакцизные товары (продукцию с учетом всех видов налогов (сборов). Акцизный налог с реализованных субъектами хозяйствования розничной торговли подакцизных товаров не включается в максимальную розничную цену.

Максимальные розничные цены на подакцизные товары (продукцию) устанавливаются производителями или импортерами товаров (продукции) путем декларирования таких цен в порядке, установленном настоящим кодексом. Продажа субъектами хозяйствования розничной торговли подакцизных товаров, на которые устанавливаются максимальные розничные цены, не может осуществляться по ценам, превышающим максимальные розничные цены, увеличенные на сумму акцизного налога с розничной торговли подакцизных товаров.

К тому же, согласно положениям п.п.212.1.11. п.212.1. ст.212 НКУ плательщиком налога в данном случае является лицо-субъект хозяйствования розничной торговли, который осуществляет реализацию подакцизных товаров.

Таким образом, на первый взгляд получается, что новый 5-процентный налог должен уплачивать продавец-субъект розничной торговли подакцизными товарами.

Однако, не нужно забывать о том, что редакция п.п.14.1.4. п.14.1. ст.14 НКУ гласит, что акцизный налог - непрямой налог на потребление отдельных видов товаров (продукции), определенных этим Кодексом подакцизными, который включается в цену таких товаров (продукции).

Таким образом, «Налоговая реформа-2015» уже привела к возникновению следующих вопросов:

1. Включается ли акцизный налог с реализованных субъектами хозяйствования розничной торговли подакцизных товаров в максимальную розничную цену?

2. За чей счет должен уплачиваться акцизный налог и кем, учитывая то, что нормы Налогового кодекса противоречат друг другу?

3. Нужно ли применять ставку акцизного налога в размере 5 процентов от реализованных субъектами хозяйствования розничной торговли подакцизных товаров до момента принятия решения соответствующего совета о введении такого налога? Если нужно, то какое правовое значение в соответствующем решении органа местного самоуправления?

4. Может ли Налоговый кодекс Украины (а именно норма п.п.215.3.10. п.215.3. ст.215) уполномочивать органы местного самоуправления на принятие решений относительно общегосударственных налогов, учитывая то, что другие нормы Налогового кодекса Украины (ст.10) и специальный Закон «О местном самоуправлении» (ст.26) не содержат таких полномочий?

5. Имеет ли право орган местного самоуправления в части установления ставок акцизного налога с реализованных субъектами хозяйствования розничной торговли подакцизных товаров принимать соответствующее решение в 2015 году на текущий бюджетный год? Если да, то с какого срока такое решение будет действующим?

6. С какого периода необходимо применять положения п.п.215.3.10. п.215.3. ст.215 НКУ с учетом предписания п.п.4.1.9. п.4.1.ст.4 НКУ?

Примечательным является то, что ответы на указанные вопросы, как всегда, налогоплательщикам придется искать самостоятельно!

Считаем, что на сегодняшний день возможны следующие варианты выхода из ситуации:

- продавать ТМЦ по схеме «МРЦ+5%» и руководствоваться принципом конфликта интересов;

- продавать ТМЦ по МРЦ и ждать дальнейшего развития событий;

- продавать ТМЦ по МРЦ и платить налог за свой счет;

- продавать ТМЦ по МРЦ и срочно готовить запрос на получение налоговой консультации с дальнейшей судебной перспективой.

Очевидно, что последний вариант является наиболее оптимальным и безопасным!

0
Коментарів
Оставьте Ваш комментарий:

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для добавления комментария.


Популярні судові рішення