Главная Блог ... Консультации от юристов Наложение административных взысканий: как себя защитить Наложение административных взысканий: как себя защ...

Наложение административных взысканий: как себя защитить

Отключить рекламу
 - 3850f9a3beec060bdb22bde1e53f8f95.jpeg

Содержание:

Список деяний (действий или бездействия) которые могут повлечь административные взыскания довольно таки длинный - Особенная часть Кодекса Украины об административных правонарушениях (далее - КУоАП) насчитывает больше чем 460 действующих статей, каждая из которых может содержать разное количество составов нарушений. И да - конечно же, поскольку административные нарушения характеризуются меньшей опасностью для общественного правопорядка - то и санкции тут не такие строгие как в уголовных правонарушениях. Впрочем, админвзыскания тоже направлены на лишение или ограничение некоторых благ. В связи с этим, полагаю, будет полезно знать виды, механизмы наложения административных взысканий, и законные способы избежания наложения административных взысканий.

Пользуйтесь консультацией: Административное задержание: нюансы, которые следует знать

Что такое административные взыскания

наложение административных взысканийАдминистративная ответственность является разновидностью юридической ответственности наряду с уголовной, гражданско-правовой, дисциплинарной. Суть ее заключается в том, что административная ответственность наступает только за предусмотренные в законе, виновные, деяния. В отличии от гражданско-правовой, составы правонарушения за которые она наступает и рамки санкций административной ответственности четко предусмотрены в законах, а в отличии от уголовной, она не имеет такого уровня строгости, и может возлагаться не только судом (такие случаи и уполномоченные органы, четко предусмотрены законом).

Так вот, административное взыскание - это мера административной ответственности. Админвзыскание, по сути, является средством принуждения, применяемым уполномоченными госорганами от имени государства к лицам, виновным в совершении административного правонарушения.

Важно заметить, что именно этот кодекс (КУоАП), содержит основную массу составов правонарушений, за которые может наступить административная ответственность в виде административного взыскания. ​​Общие правила наложения административных наказаний регулируются именно КУоАП. В то же время, вопросы административной ответственности за нарушение таможенных правил, регулируются Таможенным кодексом Украины (далее - ТКУ), а например, вопросы выдворения иностранцев - Законом Украины “Про правовой статус иностранцев и лиц без гражданства”.

Определение, что такое административное взыскание содержится и в статье 23 КУоАП. Руководствуясь данным определением, а также характером административной ответственности, можно выделить следующие характеристики, административного взыскания:

  • является мерой ответственности;
  • заключается в лишении, или временном ограничении субьективных прав, лишении благ, возложении штрафных обязательств, или же в реальной возможности временно ограничить права/блага;
  • применяется с целью воспитания лица, совершившего правонарушение, в духе соблюдения законов Украины, уважения правил сожительства;
  • цель админвзысканий, в том числе, заключается в предотвращении совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами;
  • имеет четко предусмотренные виды наказания и порядок их применения;
  • возлагается на правонарушителя судом или иными уполномоченными органами государственной власти, которые действуют от имени государства.

Пользуйтесь консультацией: Как исполняются общественные, исправительные и общественно - полезные работы и в чём между ними разница

Виды административных взысканий

В своей совокупности административные санкции составляют систему мер административной ответственности. КУоАП в статье 24 устанавливает следующий перечень видов административных взысканий:

  • предупреждение;
  • штрафы;
  • возмездные изъятия орудия совершения или непосредственного объекта админправонарушения;
  • конфискации: орудия совершения или непосредственного объекта админнарушения; денег, полученных в результате совершения админнарушения;
  • лишения специального права (права управления транспортными средствами, права на охоту);
  • лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
  • публичные работы;
  • исправительные работы;
  • общественно полезные работы;
  • административный арест;
  • арест с содержанием на гауптвахте.

Также. различают, административное выдворение за границы Украины иностранцев, либо лиц без гражданства (применяется за совершение админправонарушений и/или грубое нарушение правопорядка).

Дополнительным админвзысканием является: лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

И дополнительными и основными могут быть: виды административных взысканий

  • возмездное изъятие;
  • конфискация;
  • лишение права управления транспортными средствами.

Все остальные вышеперечисленные админсанкции, являются основными (то есть не могут дополнять друг друга за одно правонарушение).

К несовершеннолетним лицами 16-18 лет могут применяться такие виды админвзысканий (статья 24-1 КУоАП):

  • обязательства публично или в иной форме попросить прощения у потерпевшего;
  • предупреждения;
  • выговоры или строгие выговоры;
  • передача несовершеннолетнего под надзор родителям или заменяющим их лицам. Несовершеннолетние, также, могут передаваться под надзор педагогическому или трудовому коллективу с их согласия, а также отдельным гражданам по их просьбе.

В Таможенном кодексе Украины (статья 461), различают следующие админвзыскания за нарушение таможенных правил:

  • предупреждения;
  • штрафы;
  • конфискацию товаров, транспортных средств коммерческого назначения (непосредственных предметов нарушения);
  • конфискацию товаров, транспортных средств со специально изготовленными хранилищами (тайниками), кроме ТС коммерческого назначения, используемых исключительно для перевозки пассажиров и товаров через таможенную границу Украины по определенным маршрутам и рейсам, осуществляемым в соответствии с расписанием движения на основании международных договоров, заключенных в соответствии с законом);
  • конфискацию транспортных средств, которые использовались для перемещения товаров - непосредственных предметов нарушения, через таможенную границу Украины вне места расположения таможенного органа.

КУоАП указывает на неисключительность данного перечня видов админвзысканий. Так, в предпоследнем абзаце статьи 23 указано, что законами Украины могут быть установлены и другие, кроме указанных в этой статье, виды административных взысканий. Это положение, разрешает вести дискуссию в теоретических кругах насчет админвзысканий предусмотренных для юридических лиц, или же в отдельных сферах согласно профильных законов.

Например, Панасюк О.В. в своей диссертации, рассматривает предупреждение, предусмотренные в Законе Украины “О банках и банковской деятельности” (письменное предупреждение), или же предупреждение телерадиоорганизации / провайдера программного продукта, согласно Закону Украины “О телевидении и радиовещании” - применяемым к деликвенту за административные деликт видом админвзыскания.

В то же время, возникает вопрос - насколько, в таких случаях, процедура вынесения предупреждения, или же оспаривания данной санкции, может происходить в рамках КУоАП. Сложно, также, представить себе ситуацию, как предусмотренные в профильных законах санкции могут возлагаться в соответствии с КУоАП. Поэтому, тут можно вести долгую дискуссию, насколько другие (кроме предусмотренных КУоАП и ТКУ) взыскания, являются административными.

Пользуйтесь консультацией: Перечень и размер штрафов в сфере строительства в 2022 году

Порядок наложения административных взысканий

Данный порядок урегулирован Главой 4 КУоАП. И главное правило заключается в том, что административные взыскания налагаются исключительно в рамках установленных КУоАП или другими законами. Нормативно-подзаконные, локальные и индивидуальные акты не могут устанавливать такие рамки.

При выборе вида административного взыскания (например, конкретного срока, размера штрафа, применения дополнительного, или нет), учитывается:

  • характер совершенного правонарушения;
  • лицо нарушителя и степень его вины, его имущественное положение;
  • обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Однако, свои особенности есть в случаях наложения взыскания за правонарушения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе зафиксированные в автоматическом режиме, безопасности на автомобильном транспорте, зафиксированные с помощью средств фото- и киносъемки, видеозаписи, в том числе в автоматическом режиме, дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 132-2 КУоАП, и нарушения правил остановки, стоянки, парковки транспортных средств, зафиксированные в режиме фотосъемки (видеозаписи) (далее - дела по автофиксации нарушений на транспорте). Особенность таких дел - рассмотрение “без участия” привлекаемого к ответственности лица.

Отягчающими обстоятельствами являются:как избежать наложения административных взысканий

  • продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных прекратить его;
  • повторное в течение 1 года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже было подвергнуто админвзысканию;
  • совершение правонарушения тем, кто ранее совершил уголовное правонарушение;
  • вовлечение несовершеннолетнего;
  • совершение админправонарушения группой лиц;
  • совершение в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
  • совершение админправонарушения в состоянии опьянения.

Список отягчающих является исключительным. Уполномоченному органу (должностному лицу), налагающему админвзыскание, разрешено не признавать данное обстоятельство отягчающим.

Смягчающие ответственность обстоятельства - это:

  • искреннее раскаяние;
  • предотвращение виновным вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение вреда;
  • совершение админправонарушения под влиянием сильного душевного волнения или же при стечении тяжелых личных / семейных обстоятельств;
  • совершение админправонарушения несовершеннолетним, либо беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка в возрасте до 1 года.

Законами могут быть предусмотрены и другие смягчающие обстоятельства, более того - орган (должностное лицо), разрешающий дело об админправонарушении, может признать смягчающими и не указанные в законе обстоятельства.

Если одним лицом совершено два и больше админправонарушений - взыскание возлагается за каждое отдельно. Вместе с тем, если такие дела рассматриваются одним и тем же органом (должностным лицом), взыскание возлагается в рамках санкций за более серьезное правонарушение. При этом, к основному виду админвзысканий может быть присоединено дополнительный вид взыскания предусмотренных для иных, совершенных человеком правонарушений.

Сроки наложения админвзысканий регулируются статьями 37-39 КУоАП, а именно:

  • по общему правилу админвзыскание может быть наложено не позже чем через 2 месяца со дня совершения нарушения, а при продолжающемся правонарушении - со дня его выявления (кроме, случаев, когда дела подведомственны суду);
  • когда такие дела подведомственны суду, взыскание может быть наложено не позже чем через 3 месяца со дня совершения нарушения, а при продолжающемся нарушении - со дня его выявления (кроме нижеуказанных случаев).
  • админвзыскания за по ч. 3 – 6 ст. 164-14 КУоАП (некоторые нарушения в публичных закупках), админвзыскания за нарушения, связанные с коррупцией, а также админнарушений, предусмотренных ст. 212-15, 212-21 КУоАП (финансовые нарушения в политических партиях, избирательном фонде) - может быть наложено в течение 6 месяцев со дня его выявления, но не позднее 2 лет со дня совершения.
  • админвзыскание по ст. 204-1 (незаконное пересечение границы) и 204-2 (нарушения въезда/выезда на временно оккупированную территорию) КУоАП, может быть наложено в течение 3 месяцев со дня их обнаружения, но не позднее 1 года со дня совершения, а в случае с иностранцами или лицами без гражданства, в отношении которых принято решение о принудительном возвращении или принудительном выдворении из Украины - в течение времени, необходимого для их выезда из Украины, но не позднее срока, определенного законом для выезда этих лиц из Украины или обеспечения их принудительного выдворения.
  • админвзыскание по статье 130 КУоАП (грубо говоря - за пьяное вождение), может быть наложено в течение 1 года со дня его совершения.
  • в случае закрытия уголовного производства, если при этом в действиях нарушителя есть признаки админправонарушения - взыскание может быть наложено не позже чем через 3 месяца со дня закрытия уголовного производства.

Если же нарушитель, подвергнутый админвзысканию, в течение 1 года со дня окончания исполнения взыскания не совершило нового админправонарушения, то он считается таким, который не подвергался админвзысканиям - что очень важно для квалификации повторности.

Кем рассматриваются дела про админправонарушение и возлагаются админсанкции? Согласно статье 213 КУоАП, это:

  • административные комиссии при исполнительных комитетах сельских, поселковых, городских советов;
  • исполкомами (исполнительными органами) сельских, поселковых, городских советов и их уполномоченными должностными лицами;
  • районными, районными в городе, городскими или горрайонными судами (судьями), а в некоторых случаях, предусмотренных КУоАП местными административными и хозяйственными судами, апелляционными судами, высшими специализированными судами, Верховным Судом;
  • органами Нацполиции, государственными инспекциями и другими органами (должностными лицами), уполномоченными на то КУоАП.

Глава 17 КУоАП содержит детальное разграничение юрисдикции вышеупомянутых органов власти, вплоть до уточнения какой из них рассматривает админправонарушения по определенной статье (части статьи) КУоАП.

Правила наложения взысканий за нарушение таможенных правил регулируются разделами ХVIII-XIX ТКУ и имеют ряд своих особенностей.

Пользуйтесь консультацией: Почему и где нельзя пить алкоголь и что Вам за это будет

Как избежать наложения административных взысканий

Нужно заметить, что рассматривая способы избежания наложения административных взысканий не подразумевается освобождение нарушителя от справедливого наказания. В данном случае имеется в виду именно то, на что обратить внимание, для эффективной и законной защиты от наказания, если уже так случилось, что рассматривается дело о совершении административного правонарушения. Понятное дело, что наравне со своими правами каждый должен знать и свои обязательства, и не допускать нарушений, которые могут повлечь административное взыскание.

Главные принципы, которыми нужно руководствоваться:

  • никто не может отвечать за деяния, которые на момент их совершения не признавались законом как правонарушения (статья 58 Конституции Украины);
  • никто не может быть дважды привлечен к юридической ответственности одного вида за одно и то же правонарушение. Юридическая ответственность носит индивидуальный характер (статья 61 Конституции Украины);
  • лицо не несет ответственности за отказ давать показания или объяснения относительно себя, членов семьи или близких родственников, круг которых определяется законом (статья 63 Конституции Украины);
  • исключительно законами определяются действия, являющиеся административными правонарушениями и ответственность за них (статья 92 Конституции Украины).

Исходя из этих принципов и предписаний в КУоАП - можно определить на что важно обратить внимание при рассмотрении дела об административном правонарушении:

  • (Рекомендация № 1) - обращайте внимание на то, соблюден ли порядок составления протокола об административном правонарушении (учтите, что есть случаи, когда протокол не составляется - такие предусмотрены статьей 258 КУоАП). Протокол должен быть составлен не позднее 24 часов с момента выявления лица-нарушителя и составляется он в 2-х экземплярах, один из которых под роспись вручается лицу, привлекаемому к админответственности.
  • (Рекомендация №2) - необходимо требовать подтверждение полномочий лица, составляющего протокол. Так, протокол составляется только уполномоченным на это лицом (перечень таких предусмотрено в статье 255 КУоАП). Иные лица составлять его не уполномочены.
  • (Рекомендация №3) - ознакомьтесь с протоколом. Он должен содержать все необходимые реквизиты (статья 256 КУоАП), быть подписан лицом его составившим, свидетелями и потерпевшими (если такие есть), и конечно же - тем кто привлекается к ответственности (если такой не отказывается его подписать о чем обязательно указывают в протоколе).
  • (Рекомендация №4) - если решили подписывать протокол - обязательно укажите в нем свои пояснения по факту нарушения и замечания. Например, не разъяснены права при составлении протокола? Укажите это. Напишите если Вы не согласны с указанными ведомостями или укажите что не совершали нарушений.
  • (Рекомендация №5) - следите за корреспонденцией по адресу регистрации. Зафиксируйте, предупредили ли Вас о рассмотрении дела. За некоторыми исключениями, дела об административных нарушениях рассматриваются в обязательном присутствии лица, привлекаемого к ответственности. В отсутствие этого лица дело может быть рассмотрено только в случаях, когда есть данные о своевременном его уведомлении и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела. И да - конечно - в делах по автофиксации нарушений на ТС есть свои особенности в плане присутствия.
  • (Рекомендация №6) - определите, уполномоченным ли органом рассматривается дело об административном правонарушении, соблюден ли порядок сбора доказательств (обязательство собирать такие возложено на лиц, которые уполномочены составлять протоколы) не было ли иных нарушений порядка внесудебного или судебного рассмотрения дела.
  • (Рекомендация №7) - определите, соблюдены ли сроки наложения админвзысканий (они перечислены в предыдущем разделе).
  • (Рекомендация №8) - логично - что если было возложено админвзыскание при вышеперечисленных или иных нарушениях порядка рассмотрения дела - данное постановление по делу об адмиправонарушениях можно оспорить - по общему правилу - на протяжении 10 дней со дня вынесения постановления (по некоторым делам - со дня вступления такой в законную силу).

Конечно же, это обобщенные, универсальные правила по делам об административных правонарушениях. В каждом конкретном случае, может быть масса своих нюансов и правил, поэтому всегда рекомендуется, чтобы законно избежать наложения административных взысканий, а именно, несправедливого наказания - обращаться к практикующему в данной области специалисту.

Если Вам нужна услуга профессионала, воспользуйтесь сервисом "Тендер на юридическую услугу" от юридического ресурса Протокол.

Автор консультации: Ирина Трофименко

Источник: Юридический ресурс Протокол

  • 2043

    Просмотров

  • 0

    Коментарии

  • 2043

    Просмотров

  • 0

    Коментарии


  • Поблагодарить Отключить рекламу

    Оставьте Ваш комментарий:

    Добавить

    Другие наши сервисы:

    • Бесплатная консультация

      Получите быстрый ответ на юридический вопрос в нашем мессенджере , который поможет Вам сориентироваться в дальнейших действиях

    • ВИДЕОЗВОНОК ЮРИСТУ

      Вы видите своего юриста и консультируетесь с ним через экран, чтобы получить услугу, Вам не нужно идти к юристу в офис

    • ОБЪЯВИТЕ СОБСТВЕННЫЙ ТЕНДЕР

      На выполнение юридической услуги и получите самое выгодное предложение

    • КАТАЛОГ ЮРИСТОВ

      Поиск исполнителя для решения Вашей проблемы по фильтрам, показателям и рейтингу

    Популярные консультации

    Смотреть все консультации
    Смотреть все консультации
    logo

    Юридические оговорки

    Protocol.ua обладает авторскими правами на информацию, размещенную на веб - страницах данного ресурса, если не указано иное. Под информацией понимаются тексты, комментарии, статьи, фотоизображения, рисунки, ящик-шота, сканы, видео, аудио, другие материалы. При использовании материалов, размещенных на веб - страницах «Протокол» наличие гиперссылки открытого для индексации поисковыми системами на protocol.ua обязательна. Под использованием понимается копирования, адаптация, рерайтинг, модификация и тому подобное.

    Полный текст

    Приймаємо до оплати