Головна Блог ... Консультації від юристів Ограничения на землях рекреационного назначения и ответственность за их нарушение Ограничения на землях рекреационного назначения и ...

Ограничения на землях рекреационного назначения и ответственность за их нарушение

Відключити рекламу
 - 2ddcecf3529a0feceb2202fe92965f77.jpeg

Содержание:

С латинского языка, слово “recreatio”, переводится как восстановление, обновление. Рекреационное назначение, фактически означает - “предназначенное для восстановления сил”. В целом, рекреация определяет систему мероприятий, направленных на оздоровление населения, культурно-ознакомительную, туристическую и спортивную деятельность человека. Так как без правильного и своевременного отдыха невозможно себе представить здоровье и нормальную жизнь человека, государство приняло на себя обязательство развивать территории и земли рекреационного назначения, следить за их надлежащим использованием, расширять такие зоны в городах и в подходящих, охраняемых от вредного воздействия человека - территориях. В связи с этим, рекреационные земли имеют свою специфику использования и свои ограничения.

Пользуйтесь консультацией: Зачем нужны координаты поворотных точек границ земельного участка и что делать когда есть ошибка

Общие положения: рекреация земли

Статья 19 Земельного кодекса Украины от 25.10.2001 №2768 (далее - “ЗК Украины”) одной из категорий земель, определенных особым целевым назначением, называет земли рекреационного назначения. Такие входят в состав всего земельного фонда Украины. Несмотря на отнесение их в отдельную категорию - земли рекреации могут одновременно относится к природно-заповедному фонду, или иметь другие дополнительные статусы. Каждая из этих характеристик не прекращает правового режима, обусловленного их рекреационным назначением, в то же время наделяет земли спецификой правовой охраны.

Правовому регулированию этой категории земель и объектов рекреационного назначения уделяется внимание в следующих нормативно-правовых актах:

В Законе №1264, в статье 63 существует понятие - аналогичное понятию земель рекреации - рекреационные зоны. Под такими понимают участки водного пространства или суши, предназначенные для туризма и организованного массового отдыха населения.

Режим использования таких территорий может определяться органами местного самоуправления, однако - на территории рекреационных зон запрещаются:

  • хозяйственная и другая дея-сть, негативно влияющая на окружающую среду или которая может помешать использованию их по назначению;
  • изменение природного ландшафта и проведение других действий, противоречащих использованию этих зон по прямому назначению.

Согласно статье 50 ЗК Украины - к землям такого назначения относятся те, которые используются для туризма, отдыха населения и проведения спорт.мероприятий.

Таким образом, земли рекреационного назначения это особая категория земель, предназначенная для проведения спортивных/культурных и прочих рекреационных мероприятий, туризма, отдыха населения, на которых установлены ограничения по их использованию в тех видах деятельности и тем способом, которые противоречат целевому назначению, или могут лишить их свойств, необходимых для рекреационного назначения.

Основной целью выделения такого правового режима как рекреация - это защита земель на которых по их характеристикам возможен отдых, туризм и культурно-спортивные мероприятия от негативного воздействия производственной, или иной деятельности человека, или же от несоответствующего нормам строительства - чтобы каждый имел возможность краткосрочно, или долгосрочно отдохнуть, восстановиться, заняться спортом итд. - на подходящих для этого, экологически чистых территориях.

Если говорить в общем, то согласно Закону №1264 (статья 38) использование ресурсов, в том числе таких земель, осуществляется в порядке общего и специального использования природных ресурсов.

  • общее пользование осуществляется для удовлетворения жизненно необходимых потребностей человека. Такое осуществляется безвозмездно, без закрепления их за отдельными лицами и без предоставления каких-либо разрешений, за исключением ограничений, предусмотренных законодательством. Гражданам гарантируется право общего использования природных ресурсов, как и таких земель.
  • специальное пользование заключается в предоставлении таких во владение, пользование или аренду за плату для осуществления производственной и иной деятельности, а в случаях, предусмотренных законодательством - еще и на льготных условиях.

Такие льготные условия предоставляются и некоторым субъектам рекреационной деятельности. Например, Постановлением №871 утвержден перечень баз олимпийской и паралимпийской подготовки, объекты нежилой недвижимости которых не являются объектом налогообложения, а также перечень тех кто освобожден от уплаты земельного налога, и перечень тех баз, размер аренды земель которых не может превышать 0,1 процента нормативной денежной оценки.

Пользуйтесь консультацией: Как устранить препятствие в пользовании земельным участком

Состав земель рекреационного назначения

Согласно статье 51 ЗК Украины, в их состав входят:

  1. земли зеленых зон и насаждений городов/других населенных пунктов;
  2. земли учебно-туристских и экологических троп, маркированных трасс;
  3. земли, занятые территориями:
  • домов отдыха,
  • кемпингами,
  • яхт-клубами,
  • стационарными и палаточными туристическо-оздоровительными лагерями,
  • домами рыбаков и охотников,
  • детскими туристическими станциями,
  • детскими и спортивными лагерями,
  • пансионатами,
  • объектами физической культуры и спорта,
  • туристическими базами,
  • другими аналогичными объектам,
  1. земли, предоставленные для дачного строительства и сооружения других объектов стационарной рекреации.

Земли рекреационного назначения могут находиться как в государственной, коммунальной, так и в частной собственности.

В силу этого, земли рекреационного назначения в собственность могут приобретаться любыми не запрещенными для этого способами - единственное что, любой собственник обязан использовать такую землю исключительно в рамках целевого назначения. Рамки назначения определяются вышеперечисленным составом земель рекреационного назначения.

К тому же, земли общего пользования дачного кооператива (земельные участки, занятые защитными полосами, дорогами, проездами, зданиями и сооружениями общего пользования) безвозмездно передаются ему в собственность по ходатайству высшего органа управления кооператива в соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления на основании документации по землеустройству или технической документации.

Что касается водного фонда - то согласно статье 64 ВК Украины - места использования водами в оздоровительных, рекреационных и спортивных целях устанавливаются соответствующими советами.

Что касается лесного фонда земель - согласно статье 39 ЛК Украины, одной из категорий лесов Украины выделяют - рекреационно-оздоровительные леса (выполняют преимущественно рекреационные, санитарные, гигиенические и оздоровительные функции). Использование таких осуществляется с учетом требований по сохранению лесной среды и природных ландшафтов с соблюдением правил архитектурного планирования пригородных зон и санитарных требований. Кроме того, в лесах, используемых для отдыха, лесопользователи должны проводить работы по их благоустройству.

В целом, ЗК Украины, в части 4 статьи 52, декларирует, что порядок использования земель рекреационного предназначения определяется законом. Впрочем, такой закон еще не принят, не смотря на то что прошло уже более 20 лет.

Вопрос состава земель рекреационного назначения также был предметов споров. Так например, в деле №761/31121/14-ц, согласно постановлению Большой палаты Верховного Суда от 12.12.2018 г., возник спор касательно целевого назначения земельного участка зеленых зон и зеленых насаждений города, отведенной гражданам в собственность на территории Сырецкого гая в городе Киеве. Истец считал эту територриторию такой, которая находится в природно-заповедном фонде и подлежит особой охране. Суды предыдущих инстанций считали что рекреационный характер земли не доказан. ВП ВС, рассматривая спор, высказал следующую правовую позицию: передача земельного участка, отнесенного к территориям зеленых насаждений общего пользования (земельного участка зеленых зон и зеленых насаждений городов), для строительства и обслуживания жилого дома без изменения его целевого назначения противоречит предписаниям ЗК Украины, даже если такой участок по функциональному назначению только частично (как установил Апелляционный суд города Киева в определении от 10 декабря 2015 года) относится к территориям зеленых насаждений общего пользования, то есть к землям рекреационного назначения.

Пользуйтесь консультацией: Как прекращается договор аренды земли в случае ликвидации юридического лица - арендатора

Ограничения на земле рекреационного назначения

На землях рекреационного назначения запрещается:

  • деятельность, препятствующая или которая может препятствовать использованию их по назначению;
  • которая отрицательно влияет или может повлиять на естественное состояние этих земель.

Также, местные советы, предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны принимать необходимые меры по предотвращению и недопущению превышения установленных уровней акустического, электромагнитного, ионизирующего и иного вредного физического воздействия в рекреационных зонах.

На таких землях (кроме земельных участков зеленых зон и зеленых насаждений городов и других населенных пунктов, учебно-туристских и экологических стежков, маркированных трасс, земельных участков, занятых объектами физической культуры и спорта, других аналогичных объектов) допускается строительство в соответствии с действующей градостроительной документацией объектов жилого и общественного назначения, не нарушающих режим использования земель рекреационного назначения.

Что касается разрешения на строительство в рекреационной зоне, то положениями статьи 375 ГК Украины предусмотрено, что владелец земельного участка вправе возводить на нем здания и сооружения, создавать закрытые водоемы, осуществлять перестройку, а также разрешать строительство на своем участке другим лицам. Право собственника на застройку осуществляется им при условии соблюдения архитектурных, строительных, санитарных, экологических и других норм и правил, а также при использовании земельного участка по его целевому назначению.

Учитывая все вышеизложенное - можно ли строить дом на землях рекреационного назначения? Да, можно, но только если это дачное строительство (которое имеет свои ограничения, как например максимум два этажа без учета мансардного этажа и до 500 кв.м. площадью индивидуального (усадебного) жилого дома - статья 27 Закона “О регулировании градостроительной деятельности”, хозяйственных построек, элементов землеустройства и озеленения), или же объекты стационарной рекреации (как например дома отдыха, пансионаты, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, итд.). Такие постройки должны соответствовать действующей градостроительной документации объектов жилого и общественного назначения и не нарушать режим использования земель рекреационного назначения.

Хорошим примером важности целевого назначения служит судебная практика и административная практика органов местного самоуправления. Например в деле № 600/4552/21-а, которое рассматривалось Черновецким окружным административным судом, орган местного самоуправления (сельсовет) отказался выдать строительные паспорта для индивидуального дачного строительства собственнику земли, так как согласно действующему Генплану (за 1979 год), земли не обладали рекреационным назначением, соответственно орган считал, что имеет место быть несоответствие намерений застройки (более современный генплан, по которому земли как раз имели рекреационное назначение был отменен ранее судом). Впрочем админсуд, нашел способ защитить права собственника земли на строительство, и признал, что отсутствие надлежащего генплана - вопрос ненадлежащей работы органа самоуправления, а не нарушение истца, который хочет построить дачу и без нарушений прошел всю процедуру до получения строительного паспорта (решение Черновецкого окружного административного суда от 28.02.2022 г. дело 600/4552/21-а).

Что касается земель водного фонда и водных объектов - их общее использование в оздоровительных, рекреационных и спортивных целях в порядке общего водопользования может быть запрещено или ограничено в соответствии со статьей 45 ВК Украины. Такие ограничения могут применяться в случае маловодия, угрозы возникновения эпидемий и эпизоотий, а также в других определенных законом случаях, с целью обеспечения здоровья людей или государственных интересов (к тому же, в случаях аварий, вероятности загрязнения вод и при осуществлении неотложных мер по предотвращению стихийного бедствия). Специальное использование может ограничиваться специально уполномоченным органом, а права вторичных водопользователей - первичными водопользователями по согласованию с таким органом.

Пользуйтесь консультацией: Закон о доступе к водоемам: никто не может запрещать ловить рыбу и купаться

Какая ответственность за нарушение

За нарушения, которые, в том числе, охватывают сферу земель рекреационного назначения, предусмотрена следующая,

административная ответственность (Кодекс Украины об административных правонарушениях - КУоАП):

  • по статье 52 КУоАП - за порчу сельскохозяйственных и других земель, загрязнение их химическими и радиоактивными веществами, нефтью и нефтепродуктами, неочищенными сточными водами, производственными и другими отходами, а также непринятие мер по борьбе с сорняками, может быть наложен штраф:

  1. на граждан от 20 до 80 необлагаемых минимумов доходов граждан (далее - НМДГ (17 грн.). Фактически от 340 - 1360 гривен;
  2. на должностных лиц, граждан - субъектов предпринимательской деятельности - от 50 до 100 НМДГ. Фактически от 850 - 1700 гривен.

  • по статье 53 КУоАП - за использование земель не по целевому назначению, невыполнение природоохранного режима использования земель, размещение, проектирование, строительство, введение в действие объектов, негативно влияющих на состояние земель, неправильную эксплуатацию, уничтожение или повреждение противоэрозионных гидротехнических сооружений, защитных лесонасаждений, может возлагаться штраф:

  1. на граждан от 5 до 25 НМДГ. Фактически 85-425 гривен;
  2. на должностных лиц от 15 до 30 НМДГ. Фактически 255-510 гривен.

уголовная ответственность (Уголовный кодекс Украины - УК Украины):

1. Загрязнение или порча земель веществами, отходами или другими материалами, вредными для жизни, здоровья людей или окружающей среды, в результате нарушения специальных правил, если это создало опасность для жизни, здоровья людей или окружающей среды, влечет:

  1. штраф от 1000 до 4000 НМДГ (фактически 17000 - 68000 грн.);
  2. или лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

Пользуйтесь консультацией: Владею участком, а какие полезные ископаемые могу добывать

2. То же деяния, повлекшее гибель людей, их массовое заболевание или другие тяжкие последствия, влечет:

  1. ограничение свободы сроком от 2 до 5 лет;
  2. или лишение свободы сроком от 2 до 5 лет;
  3. любое из которых может дополняться - лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до 3 лет или без такого.

1. Умышленное уничтожение или повреждение территорий, взятых под охрану государства, и объектов природно-заповедного фонда, влечет:

  1. штраф от 1000 до 3000 НМДГ (фактически 17000 - 51000 грн.);
  2. или ограничение свободы на срок до 3 лет.

2. То же действие, совершенное путем поджога или другим общеопасным способом, если это повлекло за собой гибель людей или другие тяжкие последствия, влечет: лишение свободы на срок от 5 до 12 лет.

Если Вам нужна услуга профессионала, воспользуйтесь сервисом "Тендер на юридическую услугу" от юридического ресурса Протокол.

Автор консультации: Ирина Трофименко

Источник: Юридический ресурс Протокол

  • 812

    Переглядів

  • 0

    Коментарі

  • 812

    Переглядів

  • 0

    Коментарі


  • Подякувати Відключити рекламу

    Залиште Ваш коментар:

    Додати

    КОРИСТУЙТЕСЯ НАШИМИ СЕРВІСАМИ ДЛЯ ОТРИМАННЯ ЮРИДИЧНИХ ПОСЛУГ та КОНСУЛЬТАЦІЙ

    • Безкоштовна консультація

      Отримайте швидку відповідь на юридичне питання у нашому месенджері, яка допоможе Вам зорієнтуватися у подальших діях

    • ВІДЕОДЗВІНОК ЮРИСТУ

      Ви бачите свого юриста та консультуєтесь з ним через екран , щоб отримати послугу Вам не потрібно йти до юриста в офіс

    • ОГОЛОСІТЬ ВЛАСНИЙ ТЕНДЕР

      Про надання юридичної послуги та отримайте найвигіднішу пропозицію

    • КАТАЛОГ ЮРИСТІВ

      Пошук виконавця для вирішення Вашої проблеми за фильтрами, показниками та рейтингом

    Популярні консультації

    Дивитись всі консультації
    Дивитись всі консультації
    logo

    Юридичні застереження

    Protocol.ua є власником авторських прав на інформацію, розміщену на веб - сторінках даного ресурсу, якщо не вказано інше. Під інформацією розуміються тексти, коментарі, статті, фотозображення, малюнки, ящик-шота, скани, відео, аудіо, інші матеріали. При використанні матеріалів, розміщених на веб - сторінках «Протокол» наявність гіперпосилання відкритого для індексації пошуковими системами на protocol.ua обов`язкове. Під використанням розуміється копіювання, адаптація, рерайтинг, модифікація тощо.

    Повний текст