Закон о доступе к водоемам: никто не может запрещать ловить рыбу и купаться

17.12.2020 | Автор: Колотуха Катерина Анатоліївна
Задать вопрос автору
Присоединяйтесь к нам в социальных сетях: telegram viber youtube
Закон о доступе к водоемам: никто не может запрещать ловить рыбу и купаться - afe2092b372f182d98fc70a5c933d090_5fda01c2c143f.png

Каждому гражданину Конституцией гарантируется право пользования природными ресурсами, среди которых и водопользование. Не смотря на то, что по закону мы имеем такие права, последним временем все чаще люди сталкиваются с нарушениями (например: запрет ловить рыбу или купаться) и чтобы хоть что-то понять и разобраться в подобных ситуациях они ищут запросы подобного рода “Водный кодекс Украины доступ к воде”, “доступ к водоемам Украина” “доступ к воде закон Украины”. Так, в этой консультации юридический интернет-ресурс “Протокол” расскажет о праве водопользования, его видах и “границах”, о том, как защитить свои интересы в случае нарушения прав и даст несколько советов для эффективной защиты.

Содержание:

Право водопользования и его виды

Водный кодекс Украины 2020 (он же и закон о доступе к водоемам) выделяет два вида пользования водой - общее и специальное. На специальное необходимо разрешение, иногда за него нужно и платить сбор. Но в этой консультации Protocol делает акцент именно на общем пользовании, поскольку такое пользование есть бесплатным и право такого использования есть у каждого человека, и, как правило, для его возникновения не нужно совершать каких-то дополнительных действий, в том числе, нет необходимости во выдаче отдельного разрешения.

Общее водопользование включает:

  • плавание на лодках;
  • купание;
  • рыбалка (любительская и спортивная) - с целью личного потребления (разрешено ловить рыбу с берега или лодки на удочках, общее количество крючков которых не больше пяти, и на спиннинг; максимальный вес рыбы на одно лицо за одни сутки - 3 кг рыбы и 30 кг раков; нельзя ловить конкретные виды рыбы, вылов которых запрещен (к ним, в том числе, относятся дельфины, лосось, тюлени, все виды осетровых, устрицы);
  • водопой животных (например, при выпасе большого рогатого скота);
  • забор воды (без применения специальных сооружений/средств /устройств; такой забор возможен как с колодезей так и водных объектов)

Вышеперечисленные действия возможны на любых видах водных объектов: реках, озерах, водохранилищах, прудах с учетом некоторых ограничений, что прописаны ниже.

Специальным законодательством урегулирован порядок доступа к морскому побережью, прибрежным защитным полосам и некоторым искусственным водоемам (например заброшенным карьерам).

Пользуйтесь консультацией: Доступ людей к побережью рек и водоёмов гарантированное право - не бойтесь тех кто мешает

Водный кодекс Украины 2020

Часть 2 статьи 47 Водного кодекса определяет когда право общего водопользования может быть ограничено. Так, исключениями из общего пользования есть те случаи, когда водоем отнесен к природо-заповедным фондам; когда водем есть специальным - питьевым, лечебным или техническим или на участке, где находится водоем, полностью запрещено вылов любых живых существ; или запрет ловить рыбу в период нереста. Такие исключения должны быть прямо предусмотрено в своих решениях городскими и районными советами с целью обеспечения здоровья и жизни людей или сохранения и безопасности окружающей среды. При этом для принятия таких решений необходима рекомендация о необходимости введения ограничений от органа/органов, что занимаются безопасностью окружающей среды или санитарной и эпидемиологической безопасностью.

Об установленных ограничениях органы местной власти обязаны сообщать местное население (как правило, путем размещения соответствующих табличек “Вылов рыбы запрещено” или “Нельзя купаться” и обнародованием решений на своих официальных сайтах)

Protocol обращает внимание, что ч.2 ст. 47 ВК (норма с изменениями в октябре 2019 года) прямо установлено запрет лицам, которые арендуют водный объект, запрещать общее водопользование людей. Кроме того, ч. 9 ст. 51 ВК предусмотрено, что запрещение общего водопользования есть основанием для расторжения договора аренды.

Необходимо отличать полный запрет общего водопользования и его ограничения. Так, согласно положений ч. 6. ст.51 и ч. 4,5 ст. 47 ВК, арендатор имеет право в некоторых местах водоема запрещать ловить рыбу или купаться, плавать на лодке и определять конкретные места, где это можно делать (при определении таких мест учитывается традиционные массовые места отдыха). Об ведении любых таких ограничений арендатор обязан сообщить местное население, в том числе и указать в каком месте все же не ограничено рыбалку, купание и тд.

Если об ограничениях местного совета или арендатора не уведомлено население, считается, что право общего водопользования можно реализовать без любых ограничений.

Пользуйтесь консультацией: Земля в наследство и как оформить право собственности на пай

Доступ к водоемам Украина: практика

Казалось бы, законодательство максимально направлено на обеспечение прав обычных граждан при пользовании водой, но на практике все не так “гладко”.

Очень часто, арендатор не разрешает ловить рыбу или купаться вообще нигде, при этом, ни о каких ограничениях официально не сообщал. В таких случаях, бывает, арендатор прям “выгоняет”, грозит сломать рыбные снасти, выбрасывать рыбу и тд, мол он покупал рыбу на разведение, тратил деньги на корм и если каждый придет - то и рыбы не останется. Что же делать в таких случаях? Во-первых, необходимо зафиксировать противоправные действия - можно снимать на камеру, звать свидетелей и составить акт очевидцев (причем, более важно, чтобы показания свидетелей были именно в письменном виде, а не просто “на словах”), а также, необходимо вызвать полицию. Если нанесено повреждения здоровью - нужно обратится к врачу, оценить и зафиксировать причиненный вред.

При обращении в суд или правоохранительные органы сложностью есть доказательная база нарушения (поскольку, показаний свидетелей недостаточно и они могут быть заинтересованными лицами, фото, также, не подтверждает факт нарушения, а фиксирует только конкретный момент и вид, видео - не всегда есть время и возможность заснять, приезд полиции может предотвратить нарушение только временно, а на будущее никакой гарантии в отсутствии запрета общего водопользования не дает).

Отдельной проблемой на практике есть определение правильного способа защиты при подаче иска в суд.

Так, к примеру, в одном из судебных дел истец просил запретить препятствовать в осуществлении прав общего водопользования. Апелляционный суд отказал в удовлетворении иска и отметил, что сам по себе запрет не препятствовать в осуществлении этих прав, даже высказанной в судебном решении, не гарантирует того, что в дальнейшем эти помехи не будут совершаться (такое решение фактически не может быть выполнено в принудительном порядке).

В другом деле, истец в связи с запретом арендатора на любительскую рыбалку (факт нарушения был зафиксирован полицией в протоколе), просил расторгнуть договор между районной государственной администрацией и таким арендатором, поскольку, как уже обозначалось выше, запрет общего водопользования, согласно ст. 51 ВК, есть основанием для расторжения. Но, Апелляционный суд отказал в иске и указал, что согласно положений законодательства, только стороны могут просить в судебном порядке досрочно расторгнуть договор.

Протокол советует в подобных нарушениях писать коллективное обращение с предоставлением доказательств местному совету или госадминистрации о таком нарушении и просьбой расторгнуть договор аренды.

Аналізуйте судовий акт: Оскільки приватна власність на з/д водного фонду неможлива, вимогу про її повернення слід розглядати як негаторний позов, на який не розповсюджується строк позовної давності (ВП/ВС у справі № 372/1684/14-ц від 07 квітня 2020 р.)

Ответственность за запрет доступа к воде

Следует отметить, что до октября 2019 года такой ответственности не было установлено. И, как пример, если арендатор запрещая спортивную рыбалку выражался нецензурной бранью, сломал удочку рыбаку, к такому арендатору-правонарушителю (нарушения были зафиксированы в протоколе о мелком хулиганстве), суд всего лишь применил предупреждение через малозначительность деяния и освободил от ответственности.

Но с октября 2019 года законом были внесены изменения к ВК и статье 60 Кодекса Украины об административных правонарушениях. Так, статью 60 было дополнено частями 2, 3, в которых предусмотрено административную ответственность за запрет к водоемам общего пользования в виде штрафа на граждан в размере от 3400 грн до 6800 грн; на должностных лиц - от 6800 грн до 11900 грн, а также предусмотрена ответственность за повторное нарушение в течение 1 года.

Налагать взыскания по такому правонарушению имеет право Государственная экологическая инспекция Украины.

Если Вам нужна индивидуальная консультация воспользуйтесь услугой портала Протокол “Тендер на юридическую помощь”.

Автор консультации: Колотуха Катерина

Источник: юридический ресурс Протокол

11393
Просмотров
0
Комментариев
Оставьте Ваш комментарий:

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для добавления комментария.


Популярные судебные решения
Популярные события
ЕСПЧ
1