Главная Блог ... Консультации от юристов Доступ людей к побережью рек и водоёмов гарантированное право - не бойтесь тех кто мешает Доступ людей к побережью рек и водоёмов гарантиров...

Доступ людей к побережью рек и водоёмов гарантированное право - не бойтесь тех кто мешает

Отключить рекламу
 - tn1_dostup_lyudey_k_poberegyu_rek_i_vodoyomov_garantirovannoe_pravo_ne_boytes_teh_kto_meshaet_5e318eb485c44.jpg

С каждым годом простым обычным гражданам все сложнее добираться как к морю, так и к пляжам водоемов. Огороженные территории, коттеджные городки, каменные заборы — все это становится непреодолимым препятствием на пути к городским пляжам.



СОДЕРЖАНИЕ:

Доступ к пляжам

Органы местного самоуправления-арендодатели и субъекты хозяйствования-арендаторы постарались оформить договорные правоотношения как можно ближе к действующему законодательству – и Распоряжение о передаче в аренду, и договор аренды и даже паспорта пляжей со схемой расположения предметов объектов для оказания услуг. Но как бы ни были оформлены эти правоотношения, если содержание противоречит нормам закона или при реализации этих правоотношений нарушаются права граждан – это неизбежно приведет к конфликтам.

Все пляжи можно условно поделить на части – те, на которых оказываются платные услуги и те, на которых платные услуги не оказываются. Казалось бы – в чем проблема и в чем должна быть такая уж принципиальная разница между теми и другими? Захотел – купил услугу, не захотел – не купил. Любой гражданин осведомлен о возможности свободного выбора товара или услуги, зависящего исключительно от воли самого потребителя и никому в течение долгих лет проживания в городе, не приходило в голову связать возможность отдыха на пляже с необходимостью одновременной оплаты за пляжные услуги в виде топчанов, шезлонгов или зонтиков. Но, пользуясь несовершенством законов, а также незнанием гражданами своих прав, субъекты хозяйствования – арендаторы пляжей, сумели перекрутить свой статус и права на пляже таким образом, чтобы их услуги оказались потребностью, а отдых на пляже – дополнением к этим услугам, а не самостоятельным правом. Совместив несовместимое – право свободного и беспрепятственного посещения пляжей с обязанностью для реализации этого права оплатить услугу, арендаторы получили неожиданный эффект – нашлись граждане, которым захотелось разобраться в тонкостях законодательного регулирования отдыха на пляжах и реализовывать права, предоставленные законом, без навязанных обязанностей по оплате кому-либо за что-либо.

доступ к пляжамПлатных пляжей не бывает. Пляжи – бесплатные. Вход на пляж, проход к морю, реки, водоему, купание, загорание на песке – это конституционные права граждан, защищенные Конституцией и законами Украины.

Конституция Украины

Статья 13 часть 2.

Каждый гражданин имеет право пользоваться природными объектами права собственности народа в соответствии с законом

Водный кодекс Украины

Статья 47. Право общего водопользования.

Общее водопользование осуществляется гражданами для удовлетворения их потребностей бесплатно, без закрепления водных объектов за отдельными лицами и предоставления соответствующих разрешений.

Водный кодекс Украины

Статья 88. Прибрежные защитные полосы.

К побережью морей, морских заток и лиманов в пределах пляжной зоны обеспечивается беспрепятственный и свободный доступ граждан для общего водопользования. В связи с этим ответы на поставленные в начале статьи вопросы следует искать в Законе Украины «О курортах» (Закон о курортах). Наличие природных лечебных ресурсов в виде морской воды позволяет отнести пляжи к курортной инфраструктуре. Действующее законодательство, в частности статья 13 Закона о курортах, обязывает использовать земельные участки пляжей по назначению. При этом Закон относит пляжи и примыкающую к ним территорию шириной в 100 метров к первой зоне санитарного окружения курортов. Важно, что на территории пляжей может осуществляться деятельность, связанная с использованием природных и лечебных факторов курортной территории. Пляж как часть границы

Рассмотрение правового режима пляжей было бы неполным, а значит и необъективным, без учета, возможно, их главной характеристики как государственной границы.

Береговая линия пляжа — государственная граница, на которую распространяются полномочия Верховного Совета Украины в сфере землеустройства. В соответствии со статьей 22 Закона Украины «О государственной границе» (Закон о границе) в местах массового отдыха приграничная полоса не устанавливается, что не меняет правового режима контролируемого пограничного района. Проведение землеустроительных работ на границе, в соответствии со статьями 20 и 22 Закона о землеустройстве, обязательно. Разработка документации по землеустройству и установление границы в натуре, согласно статьям 42 и 43 Закона о землеустройстве, возложена на компетентные государственные органы и должна быть представлена на утверждение Верховным Советом Украины. Особый правовой статус пограничных земель является еще одним доказательством невозможности приватизации земельных участков пляжей. Неудивительно, что в Законе о собственности такой объект приватизации отсутствует.

Кроме того, статьи 60 и 62 Земельного кодекса устанавливают ограничения в виде особого режима прибрежных защитных полос, а статья 58 Закона о землеустройстве обязывает учитывать государственные интересы при осуществлении землеустройства на местном уровне.

Каждому гражданину нужно понимать – вход на территорию любого пляжа – бесплатный и беспрепятственный и не поддаваться заблуждению, что предложение внести какую-то оплату перед тем, как зайти на пляж, заказать что-то или в случае отказа перейти в другое место хотя бы теоретически может быть законным и обоснованным. Не может. Все подобные действия – это в лучшем случае самовольное умышленное толкование норм закона с целью извлечения личной выгоды, в худшем - вымогательство.

Кроме этого, необходимо разделить такие понятия как «отдых на пляже» и «приобретение услуги». Это разные вещи, которые могут быть объединены в одно целое лишь по Вашему желанию. Услуга – на то и услуга, чтобы предлагаться, а у потребителя всегда остается выбор – заказывать ее или нет. Арендаторы пляжей вовсю стараются смешать эти понятия воедино – им это выгодно. Для того, чтобы у отдыхающих совсем уже было невозможности разделить эти два понятия, предметы для оказания услуг (топчаны, шезлонги, зонты, шатры и т.п.) располагаются на территории пляжа таким образом, чтобы без их использования воспользоваться своим законным правом на отдых и удовлетворение рекреационных потребностей было невозможно. Таким образом, на территории, предназначенной для отдыха граждан, «отдыхают» шезлонги и у гражданина остается выбор – либо отдых «вместе с шезлонгом» либо никак. При этом некоторые арендаторы ссылаются на то, что в паспорте пляжа указаны эти элементы именно в таком расположении и сдвигать или убирать их запрещено. Это тоже манипуляция.

Во-первых, договорные отношения между двумя лицами не создают обязанностей для третьих лиц. Это означает, что если арендатор и арендодатель договорились между собой о чем-то – это не может накладывать обязанности на гражданина и никаким образом не может и не должно сужать объем его прав и ограничивать их содержание.

Во-вторых, поскольку указанный паспорт имеет обязательное значение только в рамках договора, то у арендатора всегда остается возможность обратиться к арендодателю с просьбой внести изменения в паспорт, поскольку выполнение им его требований нарушает права граждан. Арендатор этого не делает, и делать не будет, потому что ему выгодно создавать видимость необходимости гражданина отдыхать только с использованием его услуги, и при этом в качестве аргумента ссылаться на договор. Но договор – не закон, и во всех случаях не может сужать или ограничивать существующие права.

Правомерна ли аренда пляжа в принципе. С одной стороны, пляж – объект благоустройства, который не может сдаваться в аренду. С другой – арендаторы оформляют право пользования не территорией пляжа, а берегозащитными сооружениями, обходя земельное законодательство и нарушая целевое назначение берегозащитных сооружений. Берегозащитные сооружения относятся к сооружениям инженерной защиты территорий и имеют определенное функциональное назначение – берегоукрепительные и противооползневые, и созданы совсем не для предоставления населению пляжных услуг. Для предоставления пляжных услуг может использоваться территория пляжа как земельный участок, которая практически ни одним из арендаторов в законом порядке не оформлена. Во всех договорах предметом аренды являются «берегоукрепительные сооружения», правда, «в виде участков искусственных пляжей», что делает ситуацию совсем непрозрачной – то ли участок пляжа арендуют (тогда как быть с объектом благоустройства и земельным участком), то ли сооружения ( в этом случае хозяйственная деятельность противоречит их целевому назначению). То есть на сегодня Закон, позволяющий приобретать земли пляжей, постройки и сооружения на них, отсутствует.

Доступ к водоемам

 доступ людей к побережью рекСогласно статьям 19 20 ЗК Украины земли Украины по основному целевому назначению подразделяются на соответствующие категории, в том числе: земли жилой и общественной застройки и земли водного фонда; отнесение их к той или иной категории осуществляется на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии их полномочий.

По положениям части первой статьи 3 ВК Украины (в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений) все воды (водные объекты) на территории Украины составляют ее водный фонд.

Частью первой статьи 58 ЗК Украины и статьей 4 ВК Украины определено, что к землям водного фонда относятся земли: занятые морями, реками, озерами, водохранилищами, другими водными объектами, болотами, а также островами; земли, занятые прибережными защитными полосами вдоль морей, рек и вокруг водоемов; гидротехническими, другими водохозяйственными сооружениями и каналами, а также земли, выделенные отвода для них; береговыми полосами водных путей.

Таким образом, к землям водного фонду Украины относятся земли, на которых хотя и не расположены объекты водного фонда, но по своему назначению они способствуют функционированию и надлежащей эксплуатации водного фонда, выполняют определенные защитные функции. Действующим законодательством установлено особенный правовой режим использования земель водного фонда. 59 ЗК Украины предусмотрено ограничение по приобретению таких земель в частную собственность и установлена ​​возможность использования таких земель для определенных целей на условиях аренды.

Частью четвертой статьи 84 ЗК Украина определено, что земли водного фонда вообще не могут передаваться в частную собственность, кроме случаев, предусмотренных.

Случаи передачи земель водного фонда в частную собственность, в том числе граждан, предусмотренные положениями части другой статьи 59 ЗК Украины (в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений), в том числе гражданам и юридическим лицам органами исполнительной власти или органами местного самоуправления из земель водного фонда могут

передаваться на условиях аренды земельные участки прибрежных защитных полос, полос отвода и береговых полос водных путей, а также озера, водохранилища, другие водоемы, болота и острова для сенокошения, рыбохозяйственных нужд, культурно-оздоровительных, рекреационных, спортивных и туристических целей, проведения научно-исследовательских работ и т.п. (часть четвертая статьи 59 ЗК Украины).

Ст.88 Пляжная зона не устанавливается в пределах прибрежной защитной полосы морей и вокруг морских заливов и лиманов на земельных участках, отнесенных к землям морского транспорта, а также на земельных участках, на которых расположены военные и другие оборонные объекты, рыбохозяйственные предприятия.

Пользование пляжной зоной в пределах прибрежной защитной полосы морей и вокруг морских заливов и лиманов осуществляется с соблюдением требований по охране морской среды, прибрежной защитной полосы от загрязнения и засорения и требований санитарного законодательства.

К побережью морей, морских заливов и лиманов в пределах пляжной зоны обеспечивается беспрепятственный и бесплатный доступ граждан для общего водопользования, кроме земельных участков, на которых расположены гидротехнические, гидрометрические и линейные сооружения, санатории и другие лечебно-оздоровительные учреждения, детские оздоровительные лагеря.

В случае предоставления права пользования пляжной зоной пользователи обязаны обеспечить беспрепятственный и бесплатный проход вдоль берега моря, морского залива или лимана.

В пределах населенных пунктов местными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления выделяются и обустраиваются пляжные зоны для беспрепятственного и бесплатного пользования.

Закон о запрете ограничения прохода к пляжам

Президент Владимир Зеленский подписал Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по обеспечению беспрепятственного доступа граждан к побережью водных объектов для общего водопользования» № 233-ІХ. Верховная Рада Украины приняла его 29 октября 2019 года.

Вспомните новость: Владимир Зеленский подписал закон об обеспечении свободного доступа к побережью водоемов

Парламент принял закон, по которому прибрежная зона больших рек и водоемов шириной в 100 м является защитной полосой и находится в государственной и коммунальной собственности. Использоваться эта земля может только для целей, установленных водным кодексом. В то же время Верховная Рада расширила перечень объектов, строительство которых разрешено в пределах прибрежной защитной полосы морей, морских заток и лиманов.

Данный закон запрещает ограничение общего водопользования. Теперь не допускается ограничение купания, плавания на лодках и причаливания к берегу в светлое время суток, если прибрежные зоны находятся в использовании юридических или физических лиц.

закон о свободном доступе к пляжамИсключения составляют участки с расположенными на них гидротехническими сооружениями или режимными объектами (например, Воронцовский маяк), зоны повышенной опасности, санитарные и заповедные зоны, пансионаты, санатории и детские лагеря с разрешительными документами на соответствующую деятельность.

Для реализации положений закона предусматривается внесение изменений в Водный и Земельный кодексы, а также в Кодекс Украины об административных правонарушениях.

Жители Южной Пальмиры уже давно наблюдают, как предприниматели арендуют пляжи — для реализации платных услуг, а заканчивается это все установкой заборов и сбором оплаты за посещение общественного пляжа. Неоднократно на этой почве случались стычки между горожанами и работниками «платных» пляжей. В свою очередь, Одесский горсовет в прошедший летний сезон сформировал мобильные группы, которые должны были следить за соблюдением правил и возможностью свободного доступа к воде. Однако все это не помогло и предприниматели все также безнаказанно «оккупировали» пляжи. Не помогли и информационные таблички, где указывали телефоны, по которым отдыхающие могли сообщить о нарушениях. При этом в «войне» за доступ к воде не было видно просветов, с каждым годом противостояния только усиливались.

После вступления в силу нового закона, пляжи Одессы, даже те, которые находятся в аренде, уже не смогут ограждать без прямого нарушения законодательства. Если людей не пускают на побережье или берут с них деньги за доступ к морю, то суд имеет право запретить дальнейшее использование земельного участка данным юридическим или физическим лицом.

  • А за нарушение данного закона и ограничения к водоемам предусмотрены штрафы: для граждан от 3 400 до 6 800 гривен (от 200 до 400 необлагаемых минимумов доходов граждан);
  • для должностных лиц — от 6 800 до 11 900 гривен (от 400 до 700 необлагаемых минимумов доходов граждан).

За те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания влекут повторное наложение штрафа:

  • на граждан от 6 800 до 11 900 гривен;
  • на должностных лиц — от 11 900 до 17 000 гривен.

Документ вступает в силу со дня, следующего за днем ​​его опубликования, и вводится в действие через три месяца со дня вступления в силу.

В частности, Рада определила, что кроме санаториев и других лечебно-оздоровительных учреждений с обязательным централизованным водоснабжением и канализацией в пределах прибрежной защитной полосы морей также можно строить военные и другие оборонные объекты, объекты, которые производят энергию за счет использования энергии ветра, солнца и волн, объектов снабжения, распределения и передачи (транспортировки) энергии, а также детские оздоровительные лагеря.

При этом Рада запретила строительство каких-либо сооружений в границах пляжной зоны прибрежной защитной полосы кроме гидротехнических, гидрометрических и линейных.

Помимо этого парламент определил, что режим ограниченной хозяйственной деятельности, предусмотренный для прибрежных защитных полос, устанавливается и на островах.

Согласно пояснительной записке к законопроекту, в целом предлагаемые им изменения направлены на упорядочивание условий и режима ведения хозяйственной и других видов деятельности в пределах прибрежной полосы морей способами, которые позволят предотвратить или минимизировать неблагоприятное влияние на целостные экосистемы прибрежной полосы морей и ее структурных компонентов.

В ст.88 Водного кодекса и ст. 60 Земельного кодекса вносятся нормы относительно гарантирования гражданам беспрепятственного и безвозмездного доступа к побережью морей, морских заливов, лиманов и островов во внутренних морских водах в пределах пляжных зон, а также к побережью рек, водоемов и островов для общего водопользования. Препятствование такому доступу является основанием для прекращения права пользования землями прибрежных защитных полос, если такое право предоставлено юридическим или физическим лицам, говорится в проекте.

Кроме того, ст.61 и ст. 62 Земельного кодекса дополняются положениями о том, что в прибрежных защитных полосах не допускается устройство ограждений или других конструкций, препятствующих доступу граждан к побережью водных объектов. Предусмотрен механизм демонтажа таких ограждений или других конструкций за счет их владельцев (лиц, которые их установили).

Изменениями в ст.10 Водного кодекса ст.60 КоАП предусмотрено установление админответственности за неправомерное ограничение беспрепятственного и бесплатного доступа граждан к побережью водных объектов для общего водопользования.

Юридический ресурс «Протокол» («Protocol») надеется, что эта консультация станет полезной. Помните, что на юридическом ресурсе «Протокол» Вы всегда сможете найти юриста профессионала, который окажет квалифицированную помощь, при этом недорого. Пользуйтесь нашим сервисом Тендер на юридическую услугу и решайте свои проблемы быстро и навсегда.

Автор консультации: Третякова Людмила Федоровна

Источник: Юридический портал Протокол

  • 53880

    Просмотров

  • 0

    Коментарии

  • 53880

    Просмотров

  • 0

    Коментарии


  • Поблагодарить Отключить рекламу

    Оставьте Ваш комментарий:

    Добавить

    Другие наши сервисы:

    • Бесплатная консультация

      Получите быстрый ответ на юридический вопрос в нашем мессенджере , который поможет Вам сориентироваться в дальнейших действиях

    • ВИДЕОЗВОНОК ЮРИСТУ

      Вы видите своего юриста и консультируетесь с ним через экран, чтобы получить услугу, Вам не нужно идти к юристу в офис

    • ОБЪЯВИТЕ СОБСТВЕННЫЙ ТЕНДЕР

      На выполнение юридической услуги и получите самое выгодное предложение

    • КАТАЛОГ ЮРИСТОВ

      Поиск исполнителя для решения Вашей проблемы по фильтрам, показателям и рейтингу

    Популярные консультации

    Смотреть все консультации
    Смотреть все консультации
    logo

    Юридические оговорки

    Protocol.ua обладает авторскими правами на информацию, размещенную на веб - страницах данного ресурса, если не указано иное. Под информацией понимаются тексты, комментарии, статьи, фотоизображения, рисунки, ящик-шота, сканы, видео, аудио, другие материалы. При использовании материалов, размещенных на веб - страницах «Протокол» наличие гиперссылки открытого для индексации поисковыми системами на protocol.ua обязательна. Под использованием понимается копирования, адаптация, рерайтинг, модификация и тому подобное.

    Полный текст