«ТРАНСПОРТНАЯ» ПОЛИТИКА КИЕВСКИХ ВЛАСТЕЙ – УГРОЗА ЗДОРОВЬЮ?

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях: telegram viber youtube
«ТРАНСПОРТНАЯ» ПОЛИТИКА КИЕВСКИХ ВЛАСТЕЙ – УГРОЗА ЗДОРОВЬЮ? - 0_65562300_1627324201_60feff29a0165.jpg

Недавно киевские власти повысили плату за парковку – до 35 гривен в час в так называемой первой зоне, попутно расширив её границы. Объяснили это, разумеется, не желание заработать денег в бюджет, а стремление «регулировать транспортные потоки». Вообще, о «желании пересадить автомобилистов на общественный транспорт» в Киевской госадминистрации заявляют уже не один год. И политику проводят соответствующую, уничтожая даже платные паркоместа, в частности, в центральных районах, заменяя их «антипарковочными» сферами и столбиками.

Разумеется, мало кто из привыкших пользоваться личным автомобилем пойдёт на поводу у таких желаний городских властей. И причины этого понятны.

Если мы поинтересуемся характеристиками, например, вагонов Е-КМ, применяемых в Киевском метрополитене, то удивимся: эти характеристики предусматривают плотность людей в салоне до 10 человек на 1 квадратный метр. В отечественном троллейбусе «Богдан Т701.10» - до 8 человек на 1 квадратный метр. Это не какой-то «нештатный» режим, это, повторимся, то, что предусмотрено технической характеристикой транспортных средств. Убедиться в этом можно, хотя бы открыв соответствующие странички в Википедии.

Зададимся вопросом: совместима ли такая плотность не то, что с элементарным комфортом, а просто с человеческим достоинством? Если бы в таких условиях перевозили животных (схожего с человеком размера, и даже меньшего), то это было бы сочтено жестоким обращением, и вызвало бы бурю протестов со стороны зоозащитников. Кстати, какие нормы площади на одного человека в СИЗО? А ведь предполагается, что обычные горожане, пользующиеся общественным транспортом, находятся на свободе, и не давали повода для её ограничения.

И вот людей, многие из которых много и тяжело работали, чтобы обеспечить себе возможность не пребывать в таких условиях, пытаются «загнать» обратно. Вполне естественно, что такие меры «транспортного регулирования» давно вызывают глухое раздражение в среде столичных автомобилистов.

Но всё это было вопросом отношения к людям и, возможно, вопросом политики до начала эпидемии коронавируса. С его появлением ставки стали гораздо выше.

Во время ужесточений карантина неоднократно ограничивалась работа общественного транспорта. Равно как и не раз высшие должностные лица страны (вплоть до президента) заявляли, что общественный транспорт, наряду с церквями, является одним из основных мест передачи вируса.

Вполне очевидно, что при такой плотности, как указано выше, в салоне любого транспортного средства, никакие защитные средства вроде масок не предовтратят эту передачу. Они работают только при соблюдении социальной дистанции, а при её отсутствии, - в большинстве случаев почти бесполезны.

Есть ли научные данные, подтверждающие эту опасность? Есть. И это признано как в Украине, так и за её пределами.

Ещё в марте 2020 года нынешний министра здравоохранения, а тогда заместитель министра и главный санитарный врач Украины В.Ляшко разослал, в числе прочих документов, рекомендации относительно проведения профилактических мероприятий по недопущению распространения случаев COVID-19 при предоставлении транспортных услуг. Этот документ до сих пор доступен в интернете. В тексте рекомендаций указано, что, согласно проведённых научных исследований, сам факт пользования общественным транспорто увеличивает опасность инфицирования респиратурными заболеваниями до 6 раз, причём наибольший риск у тех, кто едет на большие дистанции или пользуется станциями пересадки (то есть то, что распространено в Киеве).

Мне не удалось установить, на какие именно исследования ссылался В.Ляшко (однако надо полагать, что для документа такого уровня имелись научные основания). Обратим внимание: исследования не новые, коль скоро к марту 2020 года они уже были известны. Так что политика, при которой множество людей, которые могли бы не пользоваться общественным транспортом, принуждались делать это, изначально опасна для здоровья. Но с эпидемией коронавируса эта опасность приобрела совершенно другой уровень.

Наткнувшись в своё время на такую информацию, я написал запрос в Институт эпидемиологии и инфекционных болезней НАМН Украины (Законы «Об информации» и «Об обращениях граждан» - в помощь), и получил ответ, выдержки из которого привожу в виде фотографий.

Этот фрагмент нужно прокомментировать. 38 процентов вспышек заболевания, связанных с общественным транспортом, - это много. Если прочитать саму статью, то мы увидим, что каждая «транспортная» вспышка включает больше случаев, чем связанная с заражением дома. То есть, по всей вероятности, именно с общественным транспортом было связано около половины всех случаев заражения. (Это не считая тех. Кого, в свою очередь, заразили те, кто сами заразились в общественном транспорте.)

Далее из того же ответа профильного института:

Являются ли исчерпывающим перечень исследований, приведённых институтом? Тоже нет. Помимо тех исследований, на которые ссылались авторы рекомендаций, разосланных за подписью В.Ляшко, существуют и другие. Например: «Метрополитен вызвал массовую эпидемию коронавируса в Нью-Йорке». Это не заголовок из «жёлтой прессы», а название научного исследования Массачусетского технологического института.[1] В аннотации к исследованию говорится: «Многоканальная система метро Нью-Йорка была основным распространителем, - если не основным средством передачи, - заражения коронавирусом при первоначальном взлете массивной эпидемии, которая стала очевидной по всему городу в марте 2020 года. Количество пассажиров в метро на Манхэттене, которое в конце марта снизилось более чем на 90%, коррелирует с существенным увеличением времени удвоения новых случаев в этом районе. Линии метро с наибольшим падением пассажиропотока во вторую и третью недели марта имели самый низкий уровень последующего заражения по почтовым индексам, пройденных их маршрутами.

Записи турникета на станциях, наложенные на карты с почтовым индексом, где зарегистрирована заболеваемость коронавирусом, полностью согласуются с распространением болезни через метро. Взаимный анализ инфекции, по-видимому, является лучшим объяснением появления единственной горячей точки в Мидтаун-Уэст в Манхэттене.»

Да, речь о той самой вспышке заболевания, из-за которой тела умерших не помещались в моргах, и в Нью-Йорке пришлось разворачивать временны морги из рефрежираторов. И основной «виновник» этого – общественный транспорт.

Нетрудно догадаться, что в Украине система здравоохранения – в худшем состоянии, чем в Нью-Йорке…

Таким образом, в условиях эпидемии передвижение общественным транспортом является очевидно опасным для здоровья. Поскольку несёт явную угрозу заражения коронавирусом, причём опасным оно является не только непосредственно для самих пассажиров, но и для тех, кто с ними контактирует. Это, повторюсь, очевидно и для властей, поскольку в моменты увеличения заболеваемости работу общественного транспорта ограничивают. Однако сам этот риск существует не только во время пиков заболеваемости, он существует постоянно в той или иной мере. (И даже до появления COVID-19 существовал относительно других инфекционных заболеваний.)

Теперь вернёмся к политике киевских властей, которая сводится к мерам, в результате которых владельцы автомобилей отказались бы от пользования ими в пользу общественного транспорта. Это приводит к двум последствиям. Во-первых, сами «отказавшиеся» - подвергаются риску заражения, чего не было бы, если бы они продолжали пользоваться автомобилем. Фактически, власть пытается принудить людей рисковать своим здоровьем!

Во-вторых, количество людей в общественном транспорте только увеличится. А это – ухудшение ситуации со скученностью и, таким образом, с дальнейшей опасностью заражения, не говоря уже о комфорте. Но есть и ещё один аспект. В числе прочих карантинных мер практикуется ограничение количества пассажиров в общественном транспорте (соблюдение которого на практике трудно обеспечить). Это значит, что места в общественном транспорте становятся своего рода дефицитным ресурсом. И вот вместо того, чтобы их максимально освободить, - власти вводят меры, в результате которых эти места (нужные тем, кто не имеет альтернативы) занимают люди, которые могли бы передвигаться другим способом, причём более безопасно!

Зачем это делается, - отдельный вопрос. Борьба с заторами – только повод, во времена, с одной стороны, закрытия многих бизнесов (из-за того же карантина), с другой – удалённой работы, эта проблема точно не так остра, как ранее. Лично моё мнение: один из основных мотивов – набрать политические очки среди той части населения, которая автовладельцев воспринимает как «имеющих то, чего нет у них самих» (собственно, автомобиль). Ненависть тут чисто классовая, идущая с советского времени, о чём ещё Владимир Высоцкий пел. https://www.youtube.com/watch?v=nX5_KaLoWVk С тех пор изменились, разве что, марки автомобилей, но не ситуация в целом. И вот за голосами такого контингента «охотятся» некоторые политики…

Как это соотносится с правами человека? Начнём с положений ст.3 Конституции Украины, согласно которой человек, его жизнь и здоровье, - в перечне наивысших социальных ценностей. Можно ли принуждать человека подвергать своё здоровье очевидной опасности ради умозрительных идей?

Не говоря уже о том, что такая ситуация является явно дискриминационной. Ст.24 Конституции запрещает установление привилегий или ограничений по какому бы то ни было признаку. Отношение к автомобилистам, как к группе населения, однозначно является неодинаковым с другими группами и отрицательным. Обратимся к Закону «О принципах предотвращения и противодействия дискриминации в Украине». Такое поведение властей подпадает одновременно под определения прямой дискриминации и ущемления в ст.1 этого Закона. А стст.2 и 6 прямо запрещают проявления дискриминации.

Кроме того, само по себе установление платы за парковку не на специальных площадках или крытых паркингах, а просто на улице, - мягко говоря, весьма сомнительно с правовой точки зрения, о чём я писал уже давно: https://protocol.ua/ru/groshi_za_povitrya_koli_plata_za_parkuvannya_ne_vidpovidae_zakonu/

Кроме того, если орган государственной власти или местного самоуправления сознательно принимает меры, которые увеличивают для всех граждан или для определённой категории вероятность заражения инфекционными заболеваниями (а тем более – особо опасными), то это явно противоречит Закону Украины «О защите населения от инфекционных заболеваний». Ст.10 этого Закона в числе основных принципов профилактики инфекционных заболеваний устанавливает признание защиты населения от инфекционных заболеваний одним из приоритетных направлений деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления. Там же предусмотрена комплексность проведения профилактических, противоэпидемических, социальных и других мероприятий.

Очевидно, что, ущемляя права владельцев личного транспорта с тем, чтобы они отказались от его использования, и тем самым подвергая их риску заражения инфекционными заболеваниями, в частности – коронавирусом, - очевидно, просто упуская из виду этот аспект, - киевские власти явно нарушают эти положения закона.

В любом случае, эта политика никак не идёт на пользу борьбе с эпидемией. Наоборот, если опасность заражения в общественном транспорте очевидна, было бы логично принять меры к тому, чтобы как можно больше людей могли избежать пользования им.

Но в нашей столице политика далеко не всегда выглядит и является логичной… А раз так, то нужно обратить внимание хотя бы на требования Конституции и законов.


[1] The Subways Seeded the Massive Coronavirus Epidemic in New York City

Jeffrey E. Harris* Department of Economics Massachusetts Institute of Technology. http://web.mit.edu/jeffrey/harris/HarrisJE_WP2_COVID19_NYC_24-Apr-2020.pdf

1403
Просмотров
0
Комментариев
Оставьте Ваш комментарий:

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для добавления комментария.

Популярные судебные решения
ЕСПЧ
0