Конфликт интересов в работе публичных служащих: как избежать и почему об этом важно помнить

05.12.2019 | Автор: Кучер Іван
Задать вопрос автору
Присоединяйтесь к нам в социальных сетях: telegram viber youtube
Конфликт интересов в работе публичных служащих: как избежать и почему об этом важно помнить - konflikt_interesov_v_rabote_publichnih_slugashchih_kak_izbegat_i_pochemu_ob_etom_vagno_pomnit_5de8effb896db.jpg

Публичные служащие при исполнении возложенных обязанностей, особенно в случае осуществления функций, связанных с руководством, постоянно находятся в жестких рамках необходимости соблюдения требований антикоррупционного законодательства по предотвращению и предупреждению возникновения любых проявлений конфликта интересов, особенно проявлений конфликта интересов на государственной службе.

Оглавление:

Ситуации, связанные с возможным конфликтом интересов на государственной службе, находятся под пристальным мониторингом правоохранительных органов и гражданского общества, о чем свидетельствуют обращения общественных организаций и увеличение количества направленных в суд протоколов об административных правонарушениях, связанных с конфликтом интересов.

Что же такое конфликт интересов?

Понятие «конфликт интересов» содержится в Законе Украины «О предотвращении коррупции» и в первую очередь определяется наличием у госслужащего частного интереса в сфере, в которой такой служащий выполняет свои обязанности.

Частный интерес в понимании закона - это любой имущественный или неимущественный интерес лица, в том числе обусловленный личными, семейными, дружескими или другими внеслужебными отношениями с физическими или юридическими лицами, в том числе те, которые возникают в связи с членством или деятельностью в общественных, политических , религиозных или иных организациях.

Так называемый «закон о коррупции» разделяет конфликт интересов на два вида:

  • потенциальный конфликт интересов на государственной или муниципальной службе;
  • реальный конфликт интересов.

В случае с потенциальным конфликтом интересов на государственной или муниципальной службе, для его существования необходимо наличие у чиновника частного интереса в сфере, в которой он выполняет свои полномочия, и который может повлиять на объективность или беспристрастность принятия им решений либо на совершение или несовершение действий при выполнении указанных полномочий.

Для существования ситуации реального конфликта интересов на госслужбе либо реального конфликта интересов на муниципальной службе, необходимо наличие противоречия между частным интересом лица и его полномочиями, которое влияет на объективность или беспристрастность принятия решений, или на совершение или несовершение действий при выполнении указанных полномочий.

То есть потенциальный и реальный конфликт интересов на государственной службе разнятся, во-первых, наличием противоречия между частным интересом, например интересом родственника госслужащего, и интересами службы, а во-вторых – такое противоречия влияет на результаты работы такого служащего, в том числе на принятие определенных решений.

Какие обязанности возложены на публичных служащих для избежания конфликта интересов?

Согласно требованиям Закона Украины «О предотвращении коррупции», каждый публичный служащий обязан:

  • принимать меры по недопущению возникновения реального, потенциального конфликта интересов;
  • не позднее следующего рабочего дня с момента, когда госслужащий узнал или должен был узнать о наличии у него реального или потенциального конфликта интересов сообщать непосредственному руководителю, а в случае пребывания лица на должности, не предполагающей наличия у него непосредственного руководителя или в коллегиальном органе - Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции либо иной определенный законом орган или коллегиальный орган, при выполнении полномочий в котором возник конфликт интересов, соответственно;
  • не совершать действий и не принимать решений в условиях реального конфликта интересов;
  • принять меры по урегулированию реального или потенциального конфликта интересов.

Анализируя указанные положения закона о коррупции, следует акцентировать внимание на особенной важности двух обязанностей: сообщения руководителя либо определенный законом орган о конфликте интересов, а также не совершать действий и не принимать решений в условиях реального конфликта интересов.

Для чего необходимо помнить об обязанностях по избежанию конфликта интересов, а также различать понятия реального и потенциального конфликта интересов на госслужбе?

Причина – последствия в виде ответственности.

Например ситуация, в которой государственный служащий не сообщил в установленном порядке о наличии у него потенциального конфликта интересов чревата возможным привлечением его к дисциплинарной ответственности.

Но ситуация с реальным конфликтом интересов влечет гораздо более серьезные последствия: именно с невыполнением обязанностей в условиях реального конфликта интересов рассматривается с точки зрения законодательства как коррупция, и, как следствие, ужесточенную ответственность.

Так, за невыполнение установленных законом обязанностей в условиях реального конфликта интересов предусмотрена административная ответственность.

Положениями части 1 статьи 172-7 Кодекса Украины об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за несообщение лицом непосредственного руководителя в случаях, предусмотренных законом, о наличии реального конфликта интересов. Указанное правонарушение влечет за собой наложение взыскания в виде штрафа в размере от 1700 до 3400 гривен.

Также положениями части 2 статьи 172-7 указанного Кодекса предусмотрена ответственность за совершение действий или принятие решений в условиях реального конфликта интересов. Такое правонарушение влечет за собой наложение взыскания в виде штрафа в размере от 3400 до 6800 гривен.

Важно помнить, что не штрафы за совершение указанных правонарушений являются самым негативным последствием: в случае привлечения к ответственности за указанные правонарушения, такой госслужащий подлежит увольнению с занимаемой должности, и фактически теряет право на занятие любой должности на государственной службе на три года.

Помимо этого, важно помнить, что согласно положениям статьи 11 Закона Украины «О предотвращении коррупции», НАЗК осуществляет полномочия по обеспечению ведения Единого государственного реестра лиц, совершивших коррупционные или связанные с коррупцией правонарушения.

В упомянутый реестр включаются сведения о лицах, привлеченных к уголовной, административной, дисциплинарной или гражданско-правовой ответственности за совершение коррупционных или связанных с коррупцией правонарушений, вносятся в Единый государственный реестр лиц, совершивших коррупционные или связанные с коррупцией правонарушения, который формируется и ведется НАЗК.

Открытыми для бесплатного круглосуточного доступа такие сведения о физическом лице, которое привлечено к ответственности за совершение коррупционного или связанного с коррупцией правонарушения: фамилия, имя, отчество; место работы, должность на время совершения коррупционного или связанного с коррупцией правонарушения; состав коррупционного или связанного с коррупцией правонарушения; вид наказания (взыскания).

Каковы основные тенденции к трактовке реального конфликта интересов правоохранителями, НАЗК и судами?

Анализируя практику в указанной сфере можно прийти к выводу, что для установления наличия факта принятия решения, совершения или несовершения действия в условиях реального конфликта интересов и разграничения реального и потенциального конфликта интересов лицо, осуществляющее правоприменительную деятельность, для квалификации решения как такового, что принято в условиях реального конфликта интересов, должен установить наличие обязательной совокупности таких юридических фактов, как:

  1. наличие у правонарушителя факта частного интереса, который должен быть четко сформулирован (артикулированный) и определенный;
  2. наличие факта противоречия между частным интересом и служебными или представительскими полномочиями с указанием того, в чем именно это противоречие находит свое выражение или влияние на принятие решения;
  3. наличие полномочий на принятие решения;
  4. наличие факта реального влияния противоречия между частным и служебным или представительным интересом на объективность или беспристрастность решения.

Без наличия хотя бы одного из фактов из этой совокупности реальный конфликт интересов не возникает. Установление этих фактов должно быть отражено в протоколе об административном правонарушении, связанное с коррупцией.

Аналогичная позиция содержится в Методических рекомендациях по вопросам предотвращения и урегулирования конфликта интересов в деятельности лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, и приравненных к ним лиц, утвержденных 14.07.2016 Решением Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции №2.

Примеры конфликта интересов на государственной службе и наиболее распространенные ситуации.

Как уже упоминалось, следует помнить, что различие между понятиями реальный и потенциальный конфликт интересов заключается в том, что для установления факта реального конфликта интересов недостаточно констатировать существование частного интереса, который потенциально может повлиять на объективность или беспристрастность принятия решений, а следует непосредственно установить, что, во-первых, частный интерес имеется, во-вторых, он противоречит служебным или представительным полномочиями, а в-третьих, такое противоречие не может повлиять, а реально влияет на объективность или беспристрастность принятия решений или совершения действий.

Рассмотрим пример конфликта интересов на государственной службе: госслужащий «А» – работник органа государственной власти, осуществляющий контроль за соблюдением предприятиями требований законодательства в сфере защиты прав потребителей; близкое лицо такого госслужащего – его супруга «Б» является учредителем и руководителем предприятия «С».

Согласно утвержденного плана проверок предприятий на 2019 год, предприятие «С» должно быть проверено непосредственно органом власти, в котором работает госслужащий «А», в третьем квартале 2019 года.

В данной ситуации усматриваются признаки потенциального конфликта интересов, поскольку при таком стечении обстоятельств у госслужащего «А» присутствует частный интерес, обусловленный семейными взаимоотношениями с его супругой «Б», непосредственно в сфере осуществления ним своих полномочий, который может повлиять на совершение ним действий либо принятии решений.

Во избежание негативных последствий, госслужащий «А» обязан сообщить о такой ситуации руководителю для принятия ним дальнейших мер по урегулированию конфликта интересов.

Но, развивая указанный пример, госслужащий «А» не сообщает о такой ситуации, и его в установленном порядке направляют на проведение проверки предприятия «С». Об этих обстоятельствах госслужащий «А» руководителя не сообщает. По результатам такой проверки, госслужащий «А» не отображает реально существующие нарушения законодательства в деятельности предприятия «С», составляет и подписывает соответствующий акт, и прекращает мероприятия государственного контроля в отношении предприятия «С».

В такой ситуации у госслужащего «А» усматривается реальный конфликт интересов, выражающийся в противоречии между его должностными обязанностями по осуществлению государственного контроля в определенной сфере и принятии мер по устранению нарушений законодательства, и частным интересом, обусловленным семейными взаимоотношениями с его супругой «Б», непосредственно в сфере осуществления ним своих полномочий, который повлиял на совершение определенных действий.

При таких обстоятельствах, в действиях госслужащего «А» усматриваются составы административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 172-7 Кодекса Украины об административных правонарушениях – несообщение руководителю о наличии реального конфликта интересов, а также частью 2 статьи 172-7 указанного Кодекса – совершение действий в условиях конфликта интересов.

Анализируя судебную практику, подобные примеры конфликта интересов являются довольно редкими. Наиболее распространенными примерами, в особенности по сообщениям НАЗК, являются ситуации случаи инициирования должностными лицами выплаты материальных поощрений (премирование) в отношении самих чиновников или близких им лиц, а также принятие депутатами местных советов участия в голосовании по вопросам, связанным с предоставлением земельных участков в пользование в интересах близких им лиц.

Юридический ресурс «Протокол» («Protocol») надеется, что эта консультация станет полезной. Помните, что в случае возникновения обстоятельств, изложенных в указанной консультации, на юридическом ресурсе «Протокол» Вы всегда сможете найти юриста профессионала, который окажет квалифицированную помощь, при этом недорого. Пользуйтесь нашим сервисом Тендер на юридическую услугу и решайте свои проблемы быстро и навсегда.

Автор консультации: Кучер Іван

Источник: Юридический портал Протокол

6614
Просмотров
0
Комментариев
Оставьте Ваш комментарий:

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для добавления комментария.


Популярные судебные решения
ЕСПЧ
0