0
0
3626
+4 компании за пару дней.
Такая динамика появления новых лигалтех-стартапов в мире впечатляет.
А ведь с момента моей прошлой публикации https://protocol.ua/ru/legal_marketplace_mesto_gde_prodayut_i_pokupayut_yuristov_kak_rabotayut_internet_magazini_yuridicheskih_uslug/ прошло не так много времени, но на сайте https://angel.co/legal-tech-1 зарегистрировано уже 1342 юридических стартапа.
Оглавление:
Причем развитие лигалтех-стартапов не зацикливается в каком-то одном месте, но становится транснациональным трендом. И если появление чего-то «новенького» в США, например, очередного «конструктора договоров» - Contract For Cloud https://www.contractforcloud.com/ или в Британии - The Brass Tacks thebrasstacks.co.uk (платформа, автоматизирующая правовые процессы при сделках с недвижимостью), удивления не вызывает, то вот развитие legalTech в Восточной Европе и (даже!) Восточной Азии заставляет приподнять бровь.
Так, например, уже вышел на акселератор в США проект из РФ https://a2.legal/ (учет и тарификация рабочего времени адвоката с помощью электронного помощника). Эстонские инвесторы вкладывают все больше средств в развитие своего юридического маркетплейса avokaado.io И даже Монголия всерьез задумалась над продвижением своего стартапа Codelex (прогнозирование решений судов https://www.codelex.org/). А Сингапур и вовсе взорвал рынок, заявив о запуске невероятно экзотического проекта deCheem (https://www.decheem.io/), позволяющий сложные юридические консультации превращать в более простые и наоборот, причем как на основании письменных записей, так и устной речи. (Почему-то уверен, что именно за такими, пока немного «сумасбродными» стартапами, и кроется будущее лигалтех-индустрии).
Конечно, скептики сразу же скажут, посмотрим через год, где будут все эти проекты, мол, 4\5 стартапов дальше идеи не выстреливают. Позволим не согласиться со скепсисом, и не только с точки зрения количественных показателей. Хотя и они впечатляют.
Вот перечень нескольких стартапов, получивших реальные инвестиции, и только за последние 2 месяца (июнь-июль 2020 года):
На самом деле, вопрос даже не в инвестициях, которые продолжают поступать на рынок лигалтех даже в период острого экономического кризиса. Главное, что спрос на юридические технологии растет, и COVID-19 – тому одна из основных причин.
Читайте статью: Legal Marketplace - место, где продают и покупают юристов - как работают интернет-магазины юридических услуг
Достаточно недавнее (май-июнь 2020) исследование от Wolters Kluwer https://www.wolterskluwer.com/en/news/2020-wolters-kluwer-future-ready-lawyer-performance-drivers-and-change-in-the-legal-sector показало, что 76% юристов считают, что юридические технологии повлияют на развитие рынка в течение ближайших трех лет (правда, только 28% считают, что их фирмы к этому готовы :-). Это же исследование показало, что, хотя 51% внутренних команд увеличивают расходы на технологии, компании предпочитают не зацикливаться на стартапах, а приобретать уже функционирующие решения, что конечно же, стимулирует разработчиков быстрее переходить от этапа pre-seed к этапу minimum viable product, MVP — продукту, обладающий минимальными, но достаточными для удовлетворения первых потребителей функциями.
Еще одно исследование https://static1.squarespace.com/static/5c26b8695b409b7ffc6ca248/t/5ed7fbe8b7a089356dfd20ff/1591213033267/Legal+Industry+Survey+-+May+2020.pdf также выявило некоторые потенциально проблемные вопросы, которые явно являются отражением борьбы с пандемией:
Цифры не абсолютны, и касаются лишь «западного» сектора юридического рынка (опросы включали в себя мнения 700 юристов из США и девяти европейских стран), но все же позволяют сказать о том, что преобразование «технологий» работы юристов в пост-пандемическом мире уже начались. Кризис показал, что правовые технологические решения, которые позволяют работать в любое время и в любом месте, сегодня необходимы для обеспечения непрерывности бизнеса. Однако и после выхода из кризиса, лигалтех-решения не будут позабыты (никто не знает, а вдруг завтра начнется очередной Всемирный Вирус 2.0), просто стартапы будут развиваться в новом правовом ландшафте. В течение следующих трех лет 81% корпоративных юридических департаментов потребуется, чтобы адвокаты указывали, как (и какие именно) они используют лигалтех-инструменты, чтобы быть более продуктивными и эффективными для клиентов. И это в сравнении с 41% респондентов по итогам прошлогоднего опроса. Управляющий директор Wolters Kluwer Мартин О'Мэлли по этому поводу сказал предельно честно: «Учитывая давление, создаваемое кризисом, в центре внимания отныне и всегда будут результаты деятельности юристов, которым с помощью технологий необходимо повышать производительность, обеспечивая при этом наибольшую ценность и рентабельность для своих клиентов».
Опрос от Wolters Kluwer позволяет акцентировать внимание еще на одном аспекте: для юристов (72% опрошенных) сегодня особенно важно справиться с возросшим объемом и сложностью информации, причем вне зависимости от «места» работы с ними.
И рынок это тонко чувствует. Буквально через несколько недель после обнародования итогов исследований команда Lavatech заявила о запуске приложения inCase https://www.in-case.co.uk/, позволяющего не только систематизировать массивы данных, но и упрощать переписку по линии «юрист-клиент». Стартап уже работает в бета-версии и привлек 1,9 млн долларов в виде финансирования от Inflexion Private Equity. Причем его ключевые особенности также весьма симптоматичны: 1) абсолютная безопасность и уникальность шифрования данных в совокупности с легкой «установкой» хоть на почтовый ящик, хоть в CMS корпоративных сайтов и программ; 2) сделки подтверждаются лишь после сканирования отпечатков пальца; 3) InCase блокирует удаленно все трансакции в случае утраты телефона; 4) собственные разработки в сфере защиты и обработки данных и идентификация клиента.
Учитывая возрастающую важность юридических технологий, неудивительно, что юридические фирмы планируют продолжать инвестиции в лигалтех: 60% опрошенных респондентов планируют обязательно вкладывать часть прибыли на развитие (применение) лигалтех-решений в своей деятельности в течение следующих трех лет. Еще 26% готовы прямо сегодня использовать работающие легалтех-технологии для улучшения обслуживания клиентов.
Читайте статью: Судебный бизнес при помощи IT-технологий: золотое дно для продвинутых инвесторов!
Впрочем, будет преувеличением утверждать, что лишь пандемия подстегнула развитие лигалтех-индустрии. Весомые финансовые показатели показал и 2019 год. Так, окончательное и полное одобрение со стороны инвесторов нашел канадский проект Cliо (CRM для юрфирм – программа, которая упрощает работу юристов с администрированием дел, взаимодействием и выставлением счетов клиентам, расчетом затрачиваемого времени), получивший в апреле прошлого года $250 млн в Series D (и это на фоне общего объема инвестиций во все лигалтех-стартапы на уровне $289 млн в 2015 году). Дополнительно отметим, что общий размер инвестированных средств в LegalTech за 2019 год вплотную приблизился к 1.5 млрд долл (что, к сожалению, в 2-3 раза превышает весь рынок юридических услуг в Украине, но об этом мы поговорим как-нибудь в другой статье). Для примера, конкурент Cliо – американский Onit уже в августе 2019 года отхватил не менее впечатляющие $200 млн, а «облачная» платформа ведения всех контрактов Icertis - $115 млн в Series E. Даже неброский китайский проект в сфере «электронных подписей для юристов» - Fadada (когда об «удаленке во время пандемии» никто еще и помыслить не мог) – привлек $55 млн в Series C. Или уже известная платформа онлайн-нотариата в США Notarize тоже ведь получила для своего закрепления на рынке весомые $36,9 млн.
Так что, 2020-й год лишь показал, что нет «худа без добра», заставив лигалтех-разработчиков работать еще интенсивнее. Ведь основная задача любой технологии состоит в том, чтобы упрощать процессы, экономить ресурсы и без потери качества ускорять выполнение поставленных задач. Именно такими принципами можно руководствоваться при прогнозировании видов Legaltech решений на ближайшее десятилетие.
Как мы уже выяснили, прежде всего интерес представляют уже существующие проекты, связанные с технологиями искусственного интеллекта, которые помогают избавить юристов от рутинной работы. В перспективе вышеуказанные программные решения позволят передать искусственному интеллекту все более сложную работу, связанную со сбором и анализом больших данных, а также позволят без участия человека совершать действия, направленные на отправку либо получение юридически-значимой корреспонденции.
Кроме этого, большой потенциал сегодня представляет использование смарт-контрактов и технологии Blockchain. Продукты на основе Blockchain, связанные с использованием смарт-контрактов, уже зарекомендовали себя как инструменты, позволяющие существенно снизить временные затраты на проведения сделки, а следовательно и расходы на ее проведения (к примеру сделка на основании смарт-контракта между Ornua и Batclays прошла за 4 часа, вместо предполагаемых ранее 10 дней). Успешные примеры использования смарт-контрактов и технологии распределенного реестра позволяют предположить, что использование указанных технологических решений и продуктов, созданных на их основе - во многом является определяющим для рынка B2B-расчетов.
Если же обратиться к B2C сегменту, то также можно заметить, что цифровизация государственной и банковской сферы уже перестала пугать потребителей. Однако, то же самое пока нельзя сказать о юридическом консалтинге. Так, обращаясь к консультанту, клиент нередко сам не знает, что именно ему нужно, и ждет личного доверительного общения, позволяющего общими усилиями сформулировать и задачу, и решение. Это и есть главное отличие LegalTech в консалтинге от LegalTech в госуслугах, где автоматизация, напротив, очень благодарно и радостно воспринимается теми, кто хочет нажать на кнопку и получить результат.
Поэтому, разумно предположить, что преодоление указанного барьера возможно путем поэтапного внедрения технологий, позволяющий не столько заменить существующие юридические услуги, сколько автоматизировать сбор и обработку данных, необходимых для взаимодействия между доверителями и советниками. Этапность в данном случае вызвана усовершенствованием искусственного интеллекта, который в ближайшие 10 лет вероятнее всего сможет в том числе оценивать и выявлять потребности доверителя максимально быстро, что станет очередным поводом к созданию многофункционального Legaltech продукта.
Читайте статью: ТОП-10 предсказаний для Legal Tech рынка в 2020 году
Важно и то, что по итогам 2020 года упоминания о знакомстве с LegalTech будут звучать довольно обыденно, а знания о них уже не рассматриваться как сакральные. Вместе с тем нельзя не заметить, что в юридической среде широкую известность получило именно понятие LegalTech, тогда как термин LawTech не приобрел популярности. Хотя, как нередко подчеркивается в публикациях на Западе, LegalTech и LawTech являются двумя сторонами одной медали.
LegalTech – это разнообразные платформы, программы, продукты и инструменты, специально разработанные для упрощения и оптимизации процессов, составляющих профессиональную деятельность юристов. То есть LegalTech представляет собой технологические решения, создаваемые для профессиональных юристов и юридического бизнеса с целью повышения эффективности оказания юридических услуг или юридического сопровождения бизнеса. Наиболее очевидными примерами LegalTech, бесспорно, являются сервисы известных справочно-правовых систем, предлагающих проверку контрагентов, составление проектов договоров, подбор судебной практики по конкретному делу и т.д. Например, один из продуктов Ravel Law (США) представляет собой результат оцифровки более 40 млн. страниц трудов из библиотеки Гарвардской школы права (юридический факультет Гарвардского университета). Также Ravel Law предлагает ряд продуктов для быстрого выявления значимых и важных судебных кейсов, понимания, как их следует интерпретировать, что крайне ценно для юристов общего права.
Другой интересный пример – это приложение StoryBuilder, представляющее собой инструмент, который позволяет нескольким командам синхронизировать рабочие процессы, переключаясь между ними, просматривая задания и документы, устанавливая сроки контроля, представляя и депонируя презентации, обмениваясь мнениями, формулируя стратегии и проч. Это приложение использовалось при рассмотрении дела о неисправности включателя зажигания в автомобилях General Motors, в котором участвовали 31 юридическая фирма, 200 экспертов и исследовалось 2,5 млн. документов; именно это приложение позволило эффективно сотрудничать 10 фирмам, представляющим интересы истца.
В свою очередь, LawTech – это различного рода онлайн-приложения и сервисы, которые позволяют заменить традиционные способы получения юридических услуг новыми и (или) облегчают пользователям доступ к правовой информации. Основное отличие их от LegalTech состоит в том, что эти технологические решения предназначены не для юристов, а для конечных потребителей юридических услуг, которые без непосредственного обращения к профессиональному юристу получают необходимую правовую консультацию или иную юридическую услугу (прежде всего речь идет о гражданах и малом бизнесе).
В качестве примера LawTech может быть приведен сервис AirHelp, позволяющий пассажирам отмененного или задержанного авиарейса предъявлять перевозчикам претензии о взыскании компенсации. Примечательно, что первоначальная оценка случая задержки или отмены рейса проводится бесплатно, однако при успешном взыскании компенсации в пользу пассажира с полученной суммы удерживается комиссия. Следует упомянуть, что данный сервис, созданный датчанами в 2013 г., предполагает требование компенсации за сбои рейсов, подпадающих под положения Европейского регламента № 261/2004, устанавливающего общие правила компенсации и помощи пассажирам в случае отказа в посадке и отмены или длительной задержки рейсов. И уж классическим примером из этой сферы является маркетплейс Avvo.com, основанный в 2006 г. в Сиэтле (штат Вашингтон, США) бывшим юрисконсультом. Платформа предоставляет потребителям круглосуточную возможность получения бесплатных юридических консультаций от более чем 160 000 зарегистрированных юристов – в каталоге платформы представлены исчерпывающие профили юристов, включающие отзывы клиентов, рейтинг адвокатов Avvo, инфомацию о дисциплинарных взысканиях, оценки коллег и прочее.
Еще один актуальный пример использования LawTech-решений – платформы онлайн-разбирательства потребительских споров, создаваемые торговыми интернет-гигантами. Так, платформа, созданная на eBay, осуществляет разбирательство дел, связанных с нарушением сроков доставки товара, несоответствием товара описанию в объявлении на сайте, некачественностью полученного товара, несвоевременностью или неполнотой получения оплаты за товар и т.п. Если покупатель или продавец имеют претензии, они вправе обратиться к своему контрагенту, но не напрямую, а посредством использования средств коммуникации, предоставляемых платформой ODR eBay. Первоначально в переговорах сторон участвует чат-бот – различного рода запросы автоматически направляются сторонам конфликта компьютерной программой (роботом), отслеживающей открытие и закрытие диспутов, направление запросов, сроки предоставления ответов на запросы и т.д. При недостижении сторонами урегулирования конфликта, платформой выносится решение по делу.
Несмотря на упоминаемое выше различие между рассматриваемыми разновидностями технологий, на практике оно зачастую проявляется не столь явно, и далеко не во всех случаях технологические решения, связанные с правовой сферой, можно четко разграничить на относящиеся к LegalTech и LawTech. Нередко одни и те же сервисы и приложения предназначаются для решения задач как профессиональных юристов, так и потребителей юридических услуг: например, и юристами, и их клиентами могут быть использованы упоминавшиеся сервисы справочно-правовых систем или калькулятор расчета госпошлины по судебным делам.
Это позволяет утверждать, что в течение последующих 3-5 лет эти различия нивелируются окончательно. Тем более, что устойчивым (хотя пока и не наиболее популярным) трендом 2019-2020 годов стали продукты, специально разработанные юристами для клиентов, например:
Поэтому, подводя итоги, можно сказать, что рынок сформировавшихся лигалтех-решений выглядит сегодня так:
Общее направление.
Новые профессии в отрасли.
Промежуточный вывод: Legal SoftSkills для юристов будут не менее важны, чем правовая экспертиза.
Технологические решения.
Дальнейшее развитие среды.
А общий вывод по итогам 2020 года будет простым: LegalTech – это, наконец-то, не вопрос погони за трендами, но систематическое повышение качества работы любой (современной?) юридической компании.
Автор статьи: Сергей Козлов
Источник: юридический ресурс Протокол
Просмотров
Коментарии
Просмотров
Коментарии
Получите быстрый ответ на юридический вопрос в нашем мессенджере , который поможет Вам сориентироваться в дальнейших действиях
Вы видите своего юриста и консультируетесь с ним через экран, чтобы получить услугу, Вам не нужно идти к юристу в офис
На выполнение юридической услуги и получите самое выгодное предложение
Поиск исполнителя для решения Вашей проблемы по фильтрам, показателям и рейтингу
Просмотров:
329
Коментарии:
0
Просмотров:
312
Коментарии:
0
Просмотров:
255
Коментарии:
0
Просмотров:
498
Коментарии:
0
Просмотров:
689
Коментарии:
0
Просмотров:
288
Коментарии:
0
Protocol.ua обладает авторскими правами на информацию, размещенную на веб - страницах данного ресурса, если не указано иное. Под информацией понимаются тексты, комментарии, статьи, фотоизображения, рисунки, ящик-шота, сканы, видео, аудио, другие материалы. При использовании материалов, размещенных на веб - страницах «Протокол» наличие гиперссылки открытого для индексации поисковыми системами на protocol.ua обязательна. Под использованием понимается копирования, адаптация, рерайтинг, модификация и тому подобное.
Полный текстCopyright © 2014-2024 «Протокол». Все права защищены.