Пандемия COVID-19 «встряхнула» рынок legalTech: тренды 2020 года и перспективы на ближайшее будущее

эксклюзив
06.08.2020 | Автор: Козлов Сергей
Задать вопрос автору
Присоединяйтесь к нам в социальных сетях: telegram viber youtube
Пандемия COVID-19 «встряхнула» рынок legalTech: тренды 2020 года и перспективы на ближайшее будущее - 70f08b0359134184115f676fc6be6a72_5f2a78e689fa2.jpg

+4 компании за пару дней.

Такая динамика появления новых лигалтех-стартапов в мире впечатляет.

А ведь с момента моей прошлой публикации https://protocol.ua/ru/legal_marketplace_mesto_gde_prodayut_i_pokupayut_yuristov_kak_rabotayut_internet_magazini_yuridicheskih_uslug/ прошло не так много времени, но на сайте https://angel.co/legal-tech-1 зарегистрировано уже 1342 юридических стартапа.

Оглавление:

Бурный рост и все больше инвестиций

Причем развитие лигалтех-стартапов не зацикливается в каком-то одном месте, но становится транснациональным трендом. И если появление чего-то «новенького» в США, например, очередного «конструктора договоров» - Contract For Cloud https://www.contractforcloud.com/ или в Британии - The Brass Tacks thebrasstacks.co.uk (платформа, автоматизирующая правовые процессы при сделках с недвижимостью), удивления не вызывает, то вот развитие legalTech в Восточной Европе и (даже!) Восточной Азии заставляет приподнять бровь.

Так, например, уже вышел на акселератор в США проект из РФ https://a2.legal/ (учет и тарификация рабочего времени адвоката с помощью электронного помощника). Эстонские инвесторы вкладывают все больше средств в развитие своего юридического маркетплейса avokaado.io И даже Монголия всерьез задумалась над продвижением своего стартапа Codelex (прогнозирование решений судов https://www.codelex.org/). А Сингапур и вовсе взорвал рынок, заявив о запуске невероятно экзотического проекта deCheem (https://www.decheem.io/), позволяющий сложные юридические консультации превращать в более простые и наоборот, причем как на основании письменных записей, так и устной речи. (Почему-то уверен, что именно за такими, пока немного «сумасбродными» стартапами, и кроется будущее лигалтех-индустрии).

Конечно, скептики сразу же скажут, посмотрим через год, где будут все эти проекты, мол, 4\5 стартапов дальше идеи не выстреливают. Позволим не согласиться со скепсисом, и не только с точки зрения количественных показателей. Хотя и они впечатляют.

Вот перечень нескольких стартапов, получивших реальные инвестиции, и только за последние 2 месяца (июнь-июль 2020 года):

  • Amicable, онлайн-платформа для быстрого оформления документов о разводе, привлекла $617 тыс;
  • LawGeex, платформа для анализа контрактов на основе искусственного интеллекта, привлекла $20 млн во главе с Corner Ventures при участии Aleph и La Maison;
  • даже DoNotPay, «старый-добрый» онлайн-сервис, помогающий быстро составлять документы для получения компенсаций, отказа от неверно выданных штрафов, привлек очередной транш в $12 млн Series A во главе с Coatue;
  • Orbital Witness, платформа, предоставляющая юристам оценки рисков для сделок с недвижимостью, собрала 3,3 млн фунтов стерлингов на финансирование Seed, которое возглавляют LocalGlobe и Outward VC;
  • компания States Title, чья технология упрощает процесс закрытия ипотеки, собрала $123 млн в серии C во главе с Greenspring Associates;
  • Lupl, платформа для сотрудничества юристов из разных стран по международным правовым вопросам, привлекла $10 млн от международных юридических фирм, таких как Cooley, CMS и Rajah & Tann.

На самом деле, вопрос даже не в инвестициях, которые продолжают поступать на рынок лигалтех даже в период острого экономического кризиса. Главное, что спрос на юридические технологии растет, и COVID-19 – тому одна из основных причин.

Читайте статью: Legal Marketplace - место, где продают и покупают юристов - как работают интернет-магазины юридических услуг

Юристы пришли к окончательному выводу, что лигалтех нужен в их деятельности

Достаточно недавнее (май-июнь 2020) исследование от Wolters Kluwer https://www.wolterskluwer.com/en/news/2020-wolters-kluwer-future-ready-lawyer-performance-drivers-and-change-in-the-legal-sector показало, что 76% юристов считают, что юридические технологии повлияют на развитие рынка в течение ближайших трех лет (правда, только 28% считают, что их фирмы к этому готовы :-). Это же исследование показало, что, хотя 51% внутренних команд увеличивают расходы на технологии, компании предпочитают не зацикливаться на стартапах, а приобретать уже функционирующие решения, что конечно же, стимулирует разработчиков быстрее переходить от этапа pre-seed к этапу minimum viable product, MVP — продукту, обладающий минимальными, но достаточными для удовлетворения первых потребителей функциями.

Еще одно исследование https://static1.squarespace.com/static/5c26b8695b409b7ffc6ca248/t/5ed7fbe8b7a089356dfd20ff/1591213033267/Legal+Industry+Survey+-+May+2020.pdf также выявило некоторые потенциально проблемные вопросы, которые явно являются отражением борьбы с пандемией:

  1. 1. 67% респондентов сообщают, что хотели бы, чтобы их работа оставалась удаленной (!), даже тогда (и если) можно будет безопасно вернуться в офис. Причем в качестве варианта хотели «уходить на удаленку» хотя бы на несколько дней в неделю. Это серьезный сигнал первых признаков профдеформации юристов в связи с COVID-19. А при такой ситуации внедрение лигалтех-продуктов является неизбежным.
  2. 2. 20% респондентов рассматривают возможность ухода из своей юридической фирмы, в случае «возврата» в офис.
  3. 3. Только 36% партнеров / управляющих партнеров говорят, что у них есть четкое понимание плана возвращения к работе в рамках «офисного пространства».

Цифры не абсолютны, и касаются лишь «западного» сектора юридического рынка (опросы включали в себя мнения 700 юристов из США и девяти европейских стран), но все же позволяют сказать о том, что преобразование «технологий» работы юристов в пост-пандемическом мире уже начались. Кризис показал, что правовые технологические решения, которые позволяют работать в любое время и в любом месте, сегодня необходимы для обеспечения непрерывности бизнеса. Однако и после выхода из кризиса, лигалтех-решения не будут позабыты (никто не знает, а вдруг завтра начнется очередной Всемирный Вирус 2.0), просто стартапы будут развиваться в новом правовом ландшафте. В течение следующих трех лет 81% корпоративных юридических департаментов потребуется, чтобы адвокаты указывали, как (и какие именно) они используют лигалтех-инструменты, чтобы быть более продуктивными и эффективными для клиентов. И это в сравнении с 41% респондентов по итогам прошлогоднего опроса. Управляющий директор Wolters Kluwer Мартин О'Мэлли по этому поводу сказал предельно честно: «Учитывая давление, создаваемое кризисом, в центре внимания отныне и всегда будут результаты деятельности юристов, которым с помощью технологий необходимо повышать производительность, обеспечивая при этом наибольшую ценность и рентабельность для своих клиентов».

Опрос от Wolters Kluwer позволяет акцентировать внимание еще на одном аспекте: для юристов (72% опрошенных) сегодня особенно важно справиться с возросшим объемом и сложностью информации, причем вне зависимости от «места» работы с ними.

И рынок это тонко чувствует. Буквально через несколько недель после обнародования итогов исследований команда Lavatech заявила о запуске приложения inCase https://www.in-case.co.uk/, позволяющего не только систематизировать массивы данных, но и упрощать переписку по линии «юрист-клиент». Стартап уже работает в бета-версии и привлек 1,9 млн долларов в виде финансирования от Inflexion Private Equity. Причем его ключевые особенности также весьма симптоматичны: 1) абсолютная безопасность и уникальность шифрования данных в совокупности с легкой «установкой» хоть на почтовый ящик, хоть в CMS корпоративных сайтов и программ; 2) сделки подтверждаются лишь после сканирования отпечатков пальца; 3) InCase блокирует удаленно все трансакции в случае утраты телефона; 4) собственные разработки в сфере защиты и обработки данных и идентификация клиента.

Учитывая возрастающую важность юридических технологий, неудивительно, что юридические фирмы планируют продолжать инвестиции в лигалтех: 60% опрошенных респондентов планируют обязательно вкладывать часть прибыли на развитие (применение) лигалтех-решений в своей деятельности в течение следующих трех лет. Еще 26% готовы прямо сегодня использовать работающие легалтех-технологии для улучшения обслуживания клиентов.

Читайте статью: Судебный бизнес при помощи IT-технологий: золотое дно для продвинутых инвесторов!

Основная задача технологий - упрощать процессы и экономить ресурсы

Впрочем, будет преувеличением утверждать, что лишь пандемия подстегнула развитие лигалтех-индустрии. Весомые финансовые показатели показал и 2019 год. Так, окончательное и полное одобрение со стороны инвесторов нашел канадский проект Cliо (CRM для юрфирм – программа, которая упрощает работу юристов с администрированием дел, взаимодействием и выставлением счетов клиентам, расчетом затрачиваемого времени), получивший в апреле прошлого года $250 млн в Series D (и это на фоне общего объема инвестиций во все лигалтех-стартапы на уровне $289 млн в 2015 году). Дополнительно отметим, что общий размер инвестированных средств в LegalTech за 2019 год вплотную приблизился к 1.5 млрд долл (что, к сожалению, в 2-3 раза превышает весь рынок юридических услуг в Украине, но об этом мы поговорим как-нибудь в другой статье). Для примера, конкурент Cliо – американский Onit уже в августе 2019 года отхватил не менее впечатляющие $200 млн, а «облачная» платформа ведения всех контрактов Icertis - $115 млн в Series E. Даже неброский китайский проект в сфере «электронных подписей для юристов» - Fadada (когда об «удаленке во время пандемии» никто еще и помыслить не мог) – привлек $55 млн в Series C. Или уже известная платформа онлайн-нотариата в США Notarize тоже ведь получила для своего закрепления на рынке весомые $36,9 млн.

Так что, 2020-й год лишь показал, что нет «худа без добра», заставив лигалтех-разработчиков работать еще интенсивнее. Ведь основная задача любой технологии состоит в том, чтобы упрощать процессы, экономить ресурсы и без потери качества ускорять выполнение поставленных задач. Именно такими принципами можно руководствоваться при прогнозировании видов Legaltech решений на ближайшее десятилетие.

Как мы уже выяснили, прежде всего интерес представляют уже существующие проекты, связанные с технологиями искусственного интеллекта, которые помогают избавить юристов от рутинной работы. В перспективе вышеуказанные программные решения позволят передать искусственному интеллекту все более сложную работу, связанную со сбором и анализом больших данных, а также позволят без участия человека совершать действия, направленные на отправку либо получение юридически-значимой корреспонденции.

Кроме этого, большой потенциал сегодня представляет использование смарт-контрактов и технологии Blockchain. Продукты на основе Blockchain, связанные с использованием смарт-контрактов, уже зарекомендовали себя как инструменты, позволяющие существенно снизить временные затраты на проведения сделки, а следовательно и расходы на ее проведения (к примеру сделка на основании смарт-контракта между Ornua и Batclays прошла за 4 часа, вместо предполагаемых ранее 10 дней). Успешные примеры использования смарт-контрактов и технологии распределенного реестра позволяют предположить, что использование указанных технологических решений и продуктов, созданных на их основе - во многом является определяющим для рынка B2B-расчетов.

Если же обратиться к B2C сегменту, то также можно заметить, что цифровизация государственной и банковской сферы уже перестала пугать потребителей. Однако, то же самое пока нельзя сказать о юридическом консалтинге. Так, обращаясь к консультанту, клиент нередко сам не знает, что именно ему нужно, и ждет личного доверительного общения, позволяющего общими усилиями сформулировать и задачу, и решение. Это и есть главное отличие LegalTech в консалтинге от LegalTech в госуслугах, где автоматизация, напротив, очень благодарно и радостно воспринимается теми, кто хочет нажать на кнопку и получить результат.

Поэтому, разумно предположить, что преодоление указанного барьера возможно путем поэтапного внедрения технологий, позволяющий не столько заменить существующие юридические услуги, сколько автоматизировать сбор и обработку данных, необходимых для взаимодействия между доверителями и советниками. Этапность в данном случае вызвана усовершенствованием искусственного интеллекта, который в ближайшие 10 лет вероятнее всего сможет в том числе оценивать и выявлять потребности доверителя максимально быстро, что станет очередным поводом к созданию многофункционального Legaltech продукта.

Читайте статью: ТОП-10 предсказаний для Legal Tech рынка в 2020 году

LegalTech разрастается, классифицировать стартапы становится все труднее

Важно и то, что по итогам 2020 года упоминания о знакомстве с LegalTech будут звучать довольно обыденно, а знания о них уже не рассматриваться как сакральные. Вместе с тем нельзя не заметить, что в юридической среде широкую известность получило именно понятие LegalTech, тогда как термин LawTech не приобрел популярности. Хотя, как нередко подчеркивается в публикациях на Западе, LegalTech и LawTech являются двумя сторонами одной медали.

LegalTech – это разнообразные платформы, программы, продукты и инструменты, специально разработанные для упрощения и оптимизации процессов, составляющих профессиональную деятельность юристов. То есть LegalTech представляет собой технологические решения, создаваемые для профессиональных юристов и юридического бизнеса с целью повышения эффективности оказания юридических услуг или юридического сопровождения бизнеса. Наиболее очевидными примерами LegalTech, бесспорно, являются сервисы известных справочно-правовых систем, предлагающих проверку контрагентов, составление проектов договоров, подбор судебной практики по конкретному делу и т.д. Например, один из продуктов Ravel Law (США) представляет собой результат оцифровки более 40 млн. страниц трудов из библиотеки Гарвардской школы права (юридический факультет Гарвардского университета). Также Ravel Law предлагает ряд продуктов для быстрого выявления значимых и важных судебных кейсов, понимания, как их следует интерпретировать, что крайне ценно для юристов общего права.

Другой интересный пример – это приложение StoryBuilder, представляющее собой инструмент, который позволяет нескольким командам синхронизировать рабочие процессы, переключаясь между ними, просматривая задания и документы, устанавливая сроки контроля, представляя и депонируя презентации, обмениваясь мнениями, формулируя стратегии и проч. Это приложение использовалось при рассмотрении дела о неисправности включателя зажигания в автомобилях General Motors, в котором участвовали 31 юридическая фирма, 200 экспертов и исследовалось 2,5 млн. документов; именно это приложение позволило эффективно сотрудничать 10 фирмам, представляющим интересы истца.

В свою очередь, LawTech – это различного рода онлайн-приложения и сервисы, которые позволяют заменить традиционные способы получения юридических услуг новыми и (или) облегчают пользователям доступ к правовой информации. Основное отличие их от LegalTech состоит в том, что эти технологические решения предназначены не для юристов, а для конечных потребителей юридических услуг, которые без непосредственного обращения к профессиональному юристу получают необходимую правовую консультацию или иную юридическую услугу (прежде всего речь идет о гражданах и малом бизнесе).

В качестве примера LawTech может быть приведен сервис AirHelp, позволяющий пассажирам отмененного или задержанного авиарейса предъявлять перевозчикам претензии о взыскании компенсации. Примечательно, что первоначальная оценка случая задержки или отмены рейса проводится бесплатно, однако при успешном взыскании компенсации в пользу пассажира с полученной суммы удерживается комиссия. Следует упомянуть, что данный сервис, созданный датчанами в 2013 г., предполагает требование компенсации за сбои рейсов, подпадающих под положения Европейского регламента № 261/2004, устанавливающего общие правила компенсации и помощи пассажирам в случае отказа в посадке и отмены или длительной задержки рейсов. И уж классическим примером из этой сферы является маркетплейс Avvo.com, основанный в 2006 г. в Сиэтле (штат Вашингтон, США) бывшим юрисконсультом. Платформа предоставляет потребителям круглосуточную возможность получения бесплатных юридических консультаций от более чем 160 000 зарегистрированных юристов – в каталоге платформы представлены исчерпывающие профили юристов, включающие отзывы клиентов, рейтинг адвокатов Avvo, инфомацию о дисциплинарных взысканиях, оценки коллег и прочее.

Еще один актуальный пример использования LawTech-решений – платформы онлайн-разбирательства потребительских споров, создаваемые торговыми интернет-гигантами. Так, платформа, созданная на eBay, осуществляет разбирательство дел, связанных с нарушением сроков доставки товара, несоответствием товара описанию в объявлении на сайте, некачественностью полученного товара, несвоевременностью или неполнотой получения оплаты за товар и т.п. Если покупатель или продавец имеют претензии, они вправе обратиться к своему контрагенту, но не напрямую, а посредством использования средств коммуникации, предоставляемых платформой ODR eBay. Первоначально в переговорах сторон участвует чат-бот – различного рода запросы автоматически направляются сторонам конфликта компьютерной программой (роботом), отслеживающей открытие и закрытие диспутов, направление запросов, сроки предоставления ответов на запросы и т.д. При недостижении сторонами урегулирования конфликта, платформой выносится решение по делу.

Несмотря на упоминаемое выше различие между рассматриваемыми разновидностями технологий, на практике оно зачастую проявляется не столь явно, и далеко не во всех случаях технологические решения, связанные с правовой сферой, можно четко разграничить на относящиеся к LegalTech и LawTech. Нередко одни и те же сервисы и приложения предназначаются для решения задач как профессиональных юристов, так и потребителей юридических услуг: например, и юристами, и их клиентами могут быть использованы упоминавшиеся сервисы справочно-правовых систем или калькулятор расчета госпошлины по судебным делам.

Это позволяет утверждать, что в течение последующих 3-5 лет эти различия нивелируются окончательно. Тем более, что устойчивым (хотя пока и не наиболее популярным) трендом 2019-2020 годов стали продукты, специально разработанные юристами для клиентов, например:

  • калькулятор рисков нарушения прав интеллектуальной собственности и оценки потенциальных финансовых обязательств;
  • веб-инструмент, помогающий компаниям проверить соответствие своих политик конфиденциальности GDPR и предлагающий советы по улучшению;
  • программа для уведомления клиентов об изменениях ставок налогов на товары и услуги в разных странах с рекомендациями, ориентированными на бизнес клиента.

Поэтому, подводя итоги, можно сказать, что рынок сформировавшихся лигалтех-решений выглядит сегодня так:

  • сбор и анализ электронных данных/Electronic Discovery/E-Discovery (последний сверхудачный стартап - Immuta, платформа для автоматизированного управления данными, собрала серию C стоимостью 40 млн долл. во главе с Intel Capital);
  • Legal Research (наиболее яркие западные компании – калифорнийские Ravel (https://home.ravellaw.com/) из Пало Альто, Judicata из Сан-Франциско и Everlaw из Беркли);
  • cофт для управления юридической фирмой/Law Practice Management Software (в июне 2020 года Malbek, платформа управления жизненным циклом контракта в юркомпании, привлекла 3 млн долларов во главе с Osage Venture Partners). Наиболее яркий игрок в этой категории – уже упоминавшаяся компания Clio из Канады.
  • юридические сервисы онлайн/Online Legal Services. Разнообразие этой группы впечатляет своими подвидами: поиск юристов/Lawyer Search или маркетплейсы юристов; финансирование судебных тяжб/Litigation Funding; анализ договоров и конструкторы договоров/contact analysis & legal forms and documents creators, Legal Robots (например, бот позволяющий оспорить штраф за нарушение ПДД или оформить торговую марку). Пионером в этой нише является американская компания LegalZoom, которая существует 15 лет. Всемирную известность имеет и Rocket Lawyer – это одновременно и конструктор документов, и подбор юриста, и оказание юридических услуг онлайн. По словам самой компании, она обслуживает 20 миллионов клиентов – обычных граждан.
  • разработки на основе искусственного интеллекта (AI) – в данном контексте рекомендуем обратить внимание на разработки компании LegalSifter, Inc - https://www.legalsifter.com/
  • чат-боты - институт Маккинси сообщает о том, что почти четверть юридических операций может быть автоматизирована. Это означает, что используя чат-ботов вы можете освободить почти 30% своего времени на интеллектуальный труд, не занимаясь типовыми задачами. При этом развитие чат-ботов не стоит на месте, они уже интегрируются не только на уровне мессенджеров, но даже как плагины к сайтам. Например, Docubot - это чат-бот, который помогает генерировать или создавать юридические документы. Чатбот мониторит множество юридических сайтов для поиска и анализа всей информации, которая может потребоваться для определенного документа. Пользователи могут создавать собственные папки, добавлять описания и заметки в документы, а также использовать ключевые слова для тегов документов. В отличие от большинства чат-ботов, работающих на Facebook Messenger или Slack, Docubot можно интегрировать на любой сайт через плагин WordPress.
  • цифровой нотариат/Notarization Tools. Пока в этой сфере не так много проектов, примечателен только американский проект Notarize.

Тренды и перспективы на период 2020-2030 годов

Общее направление.

  • Цифровая трансформация юридического бизнеса: глубокое преобразование бизнес- и организационной деятельности, процессов, компетенций и моделей для полного использования изменений и возможностей сочетания цифровых технологий и юридической практики.
  • Массовый переход на дистанционное обслуживание. Получение мгновенной юридической помощи станет обязательным и привычным как для физических, так и для юридических лиц.
  • Tech начнет превалировать над Legal: концентрация основных проектов и финансовых потоков в руках технологических компаний, обладающих доступом к большим массивам данных и клиентским потокам.
  • Fast money: отрасль становится одной из самых выгодных и привлекательных для венчурного инвестирования.

Новые профессии в отрасли.

  • Юридический архитектор и юрист-инженер: эксперты, в обязанности которых будет входить формирование цифровой архитектуры и технологических решений для решения правовых задач.
  • Цифровые проводники: мобильные команды сопровождения компаний по переходу на новые legaltech-«рельсы».
  • Адвокат робота: появление юридических профессий, обслуживающих области и ограничения применения технологий и их отношений с людьми.
  • Risk/Legaltech: эксперт, отвечающий за риск-менеджмент и срочное решение ситуаций, в которых новые технологии мешают отправлению правосудия.
  • Система переквалификации: курсы по быстрому обучению и изменению мышления «традиционных» юристов.

Промежуточный вывод: Legal SoftSkills для юристов будут не менее важны, чем правовая экспертиза.

Технологические решения.

  • Юридический блокчейн: электронный нотариат, защита данных с помощью криптотехнологий, смарт-контракты.
  • Юридическое программирование: внедрение юридическо-алгоритмических языков и конструкторов правовых операций наподобие Scratch.
  • AI/Искусственный интеллект: выбор оптимальных решений самообучающимися системами, предиктивные сервисы, виртуальные ассистенты.
  • L2B-платформы: движки, позволяющие подключать комплекс автоматизированных решений в работу ERP/CRM компании, как это уже произошло с бухгалтерскими услугами.
  • L2C-платформы: движки, позволяющие физическим пользователям создавать своих юридических роботов.
  • VR/AR. Видео-консультации, трансляции с места преступления, представление в суде.

Дальнейшее развитие среды.

  • Доступность и открытость правосудия: виртуальные юристы, краудфандинг, судебное финансирование.
  • Legal-DIY: самостоятельное решение основной массы типовых задач пользователями за счет автоматизация с помощью онлайн-конструкторов, алгоритмов и чатботов.
  • Гражданский legaltech: it-разработки нишевых сообществ по решению правовых проблем становятся массовыми инструментами.
  • Студенческий legaltech: ускорение появления новых юридических решений за счет массового внедрения хакатонов в учебный процесс.
  • Юридические лаборатории: повсеместное внедрение проектных офисов, инкубаторов и центров правовых инноваций в составе юридических компаний.
  • VR/AR. Взаимодействие распределенных юридических команд.
  • VR-маркетинг (демонстрация виртуального клиентского опыта).

А общий вывод по итогам 2020 года будет простым: LegalTech – это, наконец-то, не вопрос погони за трендами, но систематическое повышение качества работы любой (современной?) юридической компании.

Автор статьи: Сергей Козлов

Источник: юридический ресурс Протокол

812
Просмотров
0
Комментариев
Оставьте Ваш комментарий:

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для добавления комментария.


Популярные судебные решения
ЕСПЧ
0