Legal Marketplace - место, где продают и покупают юристов - как работают интернет-магазины юридических услуг

эксклюзив
29.07.2020 | Автор: Козлов Сергей
Задать вопрос автору
Присоединяйтесь к нам в социальных сетях: telegram viber youtube
Legal Marketplace - место, где продают и покупают юристов - как работают интернет-магазины юридических услуг - 5b274316df3f78ac5fcce4abbfdeca5d_5f214c7ed571d.jpg

"Адвокат! Скидка 40%!" - как работают интернет-магазины юридических услуг

«Найди юриста! В любое время! В любом месте!» - этот слоган в том или ином варианте обыгрывается практически в каждом онлайн-агрегаторе правовых услуг, или как их еще называют юридических маркетплейсах.

Оглавление:

Начиная с 2008 года, в мире было запущено более 380 юридических маркетплейсов, в том числе около 40 – на постсоветском пространстве. Однако «взлетели» далеко не все из них, более того, реально прибыльными и действующими, является не так уж и много. Причем это касается не только Украины, где legaltech только набирает обороты, но и США, где совокупный размер инвестиций в сферу онлайн-поиска юристов исчисляется сотнями миллионов долларов. Энтузиасты создания юридических маркетплейсов уверены – рано или поздно, но все правовые сделки будут совершаться только онлайн. Поэтому никто не собирается останавливаться на достигнутом. Отметим также, что всего на сегодня известно около 1338 лигалтех-стартапов, часть из которых уже закрылась, несмотря на значительные инвестиции (тот же Atrium, получивший 75 млн у.е. инвестиций), но все еще надеющихся на успех в смежных сферах https://angel.co/legal-tech-1

Виды маркетплейсов: от онлайн-каталогов до юридических "консьержей"

Сейчас развитие инноваций идет по следующим направлениям:

  • автоматизация типовых юридических услуг, в результате чего клиенты уже сейчас могут самостоятельно, без помощи юриста, решать в режиме онлайн такие задачи как регистрация бизнеса, декларирование доходов, подготовка несложных исковых заявлений и договоров, регистрация товарного знака (LegalShield https://www.legalshield.com/, Hugo.Legal https://hugo.legal/, pravorub.ru);
  • запуск различных площадок в формате каталогов и директорий, MarketPlace, которые способствуют снижению стоимости юридических услуг из-за более прозрачной конкуренции (Avvo.com, rocketlawyer.com, https://www.findlaw.com/, «ПРОТОКОЛ», https://www.lawanswers.com.au/, https://www.directlaw.com/);
  • автоматизация работы самих юристов — это различные CRM, системы документооборота, автоматизированные опросники, конструкторы документов и т.п. (lexmachina.com, hireanesquire.com, casetext.com);
  • “юридические консьержи”, которые подбирают клиентам проверифицированных юристов под их запросы (https://www.upcounsel.com/, https://www.lawtrades.com/ , Legal.io);
  • технологичные юрфирмы, которые с помощью стандартизации процессов предоставления юруслуг (и тд.) коммодитизируют их, предлагая юрсопровождение по подписке или юруслуги по фиксированным ценам (https://www.legalzoom.com/).

Такой разброс IT-решений для юристов обусловлен лишь одной причиной – каждый ищет свою нишу, поскольку разработать универсальный роботизированный маркетплейс для юристов пока не представляется возможным. Тому есть ряд причин – и принципиальная невозможность алгоритмизировать ряд юридических услуг, особенно на стыке нескольких отраслей права, и сложность в создании максимально полного каталога юристов (это касается в том числе и критериев отбора юристов в такой каталог-директорию). В свою очередь и стимулы для развития таких площадок тоже весомы: клиенты, и среди них особенно предприниматели, уже заинтересованы в сокращении финансовых и временных затрат на решение юридических вопросов. Это является мощным стимулом для инноваций в отрасли, которые постепенно меняют юридический рынок, усиливая конкуренцию и делая ее более прозрачной. В любом случае в ближайшее 5–10 лет можно ожидать все более интенсивное перетекание юридических услуг в интернет, снижение их стоимости за счет автоматизации и более совершенной конкуренции, а также уменьшение роли юриста при подготовке многих документов (договоры, налоговые декларации) и проведении типовых процедур.

Чтобы убедиться в этом, ознакомимся с основными игроками на рынке, каких успехов они уже достигли и какие проблемы все еще предстоит решить.

Что мешает быстрому "взлету" юридических маркетплейсов

Одна из последних попыток переосмысления роли юридического маркетплейса – запуск несколько лет назад США проекта UpCounsel (офис – Сан-Франциско, объем инвестиций - USD 26M, основные инвесторы - Iowa City Capital Partners, Runway Venture Partners, Collaborative Fund). В проекте используется механика Upwork. Пользователь либо выбирает по фильтрам и отзывам конкретного юриста, либо пишет запрос всем желающим, что-то вроде: «Нужна разовая консультация о разводе» или «Ищу юриста на неполный рабочий день для просмотра договоров в бизнесе». Разработчики решили уйти от решения самых простых юридических действий, и поэтому для формирования заявки заказчик отвечает на непривычно большое количество вопросов. С одной стороны, исполнитель получает уже хорошо оформленный лид. Заинтересовавшиеся работой юристы возвращаются с коммерческим предложением, заказчик с ними торгуется и выбирает идеальный вариант. С другой стороны, многие потенциальные клиенты не привыкли так долго готовиться к «ожиданию» поиска юриста, им хочется найти юриста (и\или решение своей проблемы) в один клик. Для сравнения: постановка заявки на поиск программиста занимает 1-1,5 минуты, а юриста — 6-7, что фантастически долго для 2020 года. Если это осознанное решение, то вероятно, связано с ценой времени исполнителя. Программист из Индии за $20 в час пусть разбирается во всём сам, а адвокату со ставкой $250 с сортировкой поможет сервис, пусть и за счёт чуть раздражённого пользователя.

Читайте статью: Судебный бизнес при помощи IT-технологий: золотое дно для продвинутых инвесторов!

Стартап также проверяет юристов на необходимые лицензии. Реклама обещает также скрининг по квалификации и отбор только лучших из лучших, но, кажется, в этом месте лукавит. В остальном — всё как и везде, что-то новое тут придумать сложно. Кроме как мы уже говорили, своей собственной ниши.

Схема работы любого юридического маркетплейса не так уж и сложна: как можно быстрее найти квалифицированного юриста, который подойдет для решения проблемы.

Чтобы решить эту проблему, необходимо систематизировать информацию по ряду ключевых критериев. Для клиента – это специализацию юриста, стоимость его услуг и репутация. Со стороны юристов тоже есть ряд сложностей. Например, необходимо идеально подобрать финансовый порог «входа» в тот или иной маркетплейс. В том числе, сразу сообщить: входят ли в стоимость входа (абонплаты) рекламные и\или маркетинговые услуги для продвижения профиля того или иного специалиста. Для украинского юриста эти затраты не критичны, но вот европейская фирма в среднем тратит около 12 000 евро на одного юриста в год на привлечение клиентов. Это и участие юриста на конференциях в качестве спикера, и проплаченные публикации в СМИ, и посещение закрытых сообществ, где собираются потенциальные клиенты. Все эти расходы делает юрфирма, чтобы ее работник налаживал контакты. Второе - и главное для абсолютно любого юридического маркетплейса – это резкое снижение затрат на неюридическое работу (прежде всего, речь идет о расходах на офис). Если маркетплейс успешно автоматизирует даже такой простой момент как переписка с потенциальными клиентами (уточнение запроса, проверка клиента, исследования по истории его бизнеса или компании), то уже позволит снизить стоимость юруслуг на 15-25%. И, в-третьих, как бы это банально не звучало, но часто в бизнесе просто не знают, какие есть опции на юридическом рынке, и поэтому часто переплачивают. Классический пример, который гуляет по СМИ, касается того, как за открытие представительства юрлица в Швейцарии «оффлайн» фирмы берут в среднем от 4000 евро, в то время как уже несколько лет есть онлайн-сервис, позволяющий сделать то же самое за 500 евро.

Впрочем, решение указанных выше вопросов еще не гарантирует успешной работы маркетплейса. Среди основных условий, которые могут обеспечить стабильное функционирование любього агрегатора юридических услуг, следует выделить следующие:​

  • обеспечение правового механизма взаимодействия между всеми участниками Маркетплейса: продавцами / исполнителями, покупателями / заказчиками и непосредственно самой компанией;
  • определение правового и логического механизма расчетов между всеми участниками Маркетплейса в контексте алгоритма деятельности такого Маркетплейса.

Для возможности определения порядка действий при организации работы, а также для определения типа документов, которые должны заключаться в рамках определенного Маркетплейса, в первую очередь нужно определить состав субъектов, которые будут взаимодействовать с Платформой. То есть, нужно определиться, будут ли это физические лица, юридические лица, резиденты или нерезиденты.​ Также, не менее важным элементом, который должен учитываться при организации работы Маркетплейса, является определение роли компании-владельца сервиса в процессе коммуникации между продавцами / исполнителями и покупателями / заказчиками. То есть, компания может выступать посредником как от имени продавца / исполнителя, так и от имени покупателя / заказчика, при этом есть случаи, когда Компания позиционирует себя как независимый субъект и получает вознаграждение от всех субъектов, вовлеченных в работу Маркетплейса.

Например, Notarize https://www.notarize.com/ - это онлайновая нотариальная служба в США, действующая во всех 50 штатах. Эта служба помогает клиентам получить нотариально заверенные документы с помощью мобильного телефона или компьютера. Пользователи должны будут загрузить документы, а также удостоверение личности с фотографией. Нотариус проверяет удостоверение личности с фотографией, и сравнивает его со всеми базами данных. Затем пользователи могут заполнять любые формы / поля с помощью нотариуса, а затем подключиться через видеовстречу к агенту нотариуса. Нотариально заверенный агент проверит личность, а затем засвидетельствует подпись и, наконец, нотариально заверит документ. Так вот за использование этой службы платят и нотариусы, и их клиенты. Создан сервис в 2015 году, местонахождение офиса – Бостон, объем инвестиций - USD 73M, основные инвесторы - Realogy, Polaris Partners, National Association of Realtors.

Читайте статью: ТОП-10 предсказаний для Legal Tech рынка в 2020 году

Другой пример, это индийская интернет-площадка для поиска юристов LawRato https://lawrato.com/ (офис – Дели, объем инвестиций всего USD 410K, среди основных инвесторов - Indian Angel Network, Vaishno Rajesh, Abhishek Agarwal). Здесь пользователи могут выбрать бесплатную онлайн-консультацию или консультацию по телефону. Адвокаты, перечисленные на платформе, могут свободно указывать свою плату клиентам. За 30-минутные телефонные / видео консультации с пользователей взимается плата в размере 500 рупий. Площадка забирает себе 10% от каждой оплаты. Занесение юристов в базу – бесплатное.

В целом, если же говорить об интересных игроках на рынке Legal marketplace, то можно остановиться на следующих.

  1. Legal Recruitment, legal staffing – сервисы по подбору юристов. Среди них выделим: upcounsel.com, pravorub.ru. Наверное, самая популярная и самая известная из подобных систем в России это Pravoved.RU. По собственным данным сайта зарегистрировано на нем более 25 тыс. юристов. Впрочем, далеко не все зарегистрированные в действительности активно отвечают на вопросы. Активно отвечающих юристов на сайте не больше 2 000 человек. А внутренний рейтинг сайта присвоен только первой сотне юристов.
  2. Virtual law firm – сервисы, оказывающие юридические услуги онлайн. За рубежом наиболее активные - это Lawanswer, DirectLaw. В РФ тоже немало подобных сервисов: 9111.ru, professionali.ru, virtual-jurist.ru.
  3. Фандинговые сервисы: https://www.lexshares.com/ - на Западе. Рlatforma-online.ru - в России.

Самые дешевые - в Индии, самые дорогие - в Британии

При этом география распространения маркетплейсов не имеет особых ограничений по странах. Так, например, широко известен сервис Avvo.COM (год запуска – 2006, основные инвесторы TCV и Coatue Management, всего привлечено USD 132M инвестиций) - платформа позволяет зарегистрироваться для оказания юридических услуг. Нацелена на рынок США. Какого-то функционала, кроме собственно “соединения” юристов с потенциальными клиентами не существует. Монетизация происходит за счет юристов, которые платят за “подсветку” своих профилей.

Мастодонтом в сфере юридических маркетплейсов считается британский Rocket Lawyer https://www.rocketlawyer.com/ (год основания – 2008, общее количество инвестиций – USD 43М; среди ключевых инвесторов - August Capital, Investor AB, Ventures Industry, Sallfort Privatbank AG, Morgan Stanley, Google Ventures). Компания уже выросла «из штанишек» Туманного Альбиона и имеет офисы также во Франции, Испании и Голландии, обслужив в совокупности более 20 миллионов предприятий. Клиенты «ракетных» могут не только обратиться за юридической консультацией к конкретным юристам на платформе, но и получить от них примеры готовых документов (40 долларов за документ, 50 у.е. – за один развернутый ответ, 60 у.е. – 30-минутная консультация). Компания все время внедряет новые сервисы на платформе, например, предлагая микс абонентских пакетов, включающих доступ к библиотекам юридических документов, цифровое заключение контракта с адвокатом, 30-минутные консультации, скидки на адвокатские услуги, облачное хранилище своих документов, шаблоны бесплатных юридических документов.

Британский Lexoo https://www.lexoo.com/ (2014 год, Лондон, объем инвестиций - USD 6M, среди инвесторов - Emily Mackay, Silvina Paz, Incubate Limited) является специализированным юридическим маркетплейсом для стартапов. Адвокаты, попадающие в каталог, проходят строгий отбор со стороны разработчиков сервиса. Клиенты ожидают выполнение их заказа в короткий срок (обычно в течение 24 часов) по заранее оговоренной фиксированной плате. Взамен Lexoo взимает десять процентов от суммы, полученной адвокатами.

Значительно позднее в Лондоне (2018 год, USD 7M ивестиций) был запущен значительно более интересный проект юридического маркетплейса Juriosity.com Его особенность в том, что он напрямую сотрудничает с Советом адвокатов Англии и Уэльса. Безусловно, членство в сервисе не является обязательным для всех адвокатов, но является рекомендуемым. В своей нынешней форме платформа предоставляет каталог практикующих адвокатов (уже более 6000) совмещенный с медипплатформой, позволяющей адвокатам публиковать короткие статьи о юридических событиях, делах, в которые они были вовлечены (или желают комментировать), и любые другие темы, которые, по их мнению, будут представлять интерес для их клиентов.

LegalAdviceMe.COM - интересный старт-ап на непривычном рынке – в ОАЭ. Родился из “боли” самой основательнцы, которая ужаснулась невозомжностью найти юриста, если не знаком с кем-то лично. По утверждению самого портала через него прошло сделок на сумму $1 млн.

Французский Call A Lawyer https://callalawyer.fr/ (год основания – 2016, местонахождение – Париж, объем инвестиций - USD 567K) предлагает стандартные услуги по юридическому консультированию. Это позволяет пользователям искать и связываться с адвокатами, чтобы получить юридическую консультацию, позвонить и управлять решениями для юридических споров. Он также предоставляет индивидуальные решения для юридических споров со стандартными услугами. Предлагает юридические решения для несчастных случаев с недвижимостью, квартирами, дорогами и автомобилями, уголовных, международных и семейных дел. Приложение доступно в Apple App Store и Google Play Store.

Еще один французский маркетплейс – это LegalPlace https://www.legalplace.fr/ (2015, Париж, привлек USD 8M от Bpifrance, Day One Entrepreneurs & Partners), но основная его «фишка» - это «письменная» работа юристов, которые не предоставляют консультации, но готовят готовые варианты договоров, контрактов, мировых соглашений, корпоративных документов любой сложности. Цены - фиксированные за каждую страницу.

Ирландский Oathello https://www.oathello.com/ (2016, Дублин, привлек USD 120K инвестиций от Barclays, Techstars и NDRC) работает как база данных адвокатов и нотариусов одновременно. Позволяет клиентам связаться с адвокатами и нотариусами рядом с ними, с помощью которых они могут искать, бронировать и оплачивать как через веб-приложение, так и через мобильное приложение с включением цифровой подписи.

Как видим, история развития юридических маркетплейсов не стоит на месте, но универсального решения пока еще никто не создал.

Найти юриста - устроить Тендер на юридическую услугу можно на нашем портале Protocol.ua

Автор статьи: Козлов Сергей

Источник: Юридический ресурс Протокол

1015
Просмотров
0
Комментариев
Оставьте Ваш комментарий:

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для добавления комментария.


Популярные статьи
ЕСПЧ
0