Как можно рубить деревья, собирать валежник и какой штраф за незаконную вырубку

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях: telegram viber youtube
Как можно рубить деревья, собирать валежник и какой штраф за незаконную вырубку - bb6e3f44d8e018ab472762cc0af5b707_6036367aa4960.png

Содержание:

Что такое незаконный спил деревьев

В первую очередь, следует отметить, что основным актом законодательства в этой сфере есть Лесной кодекс Украины (далее - ЛК), кроме того есть множество правил пользования лесными ресурсами, которые утверждены подзаконными актами.

Юридический интернет-ресурс “Протокол” обращает внимание, что вырубка/спил деревьев относятся к специальному лесопользованию. Другими словами, на это необходимо разрешение.

Так, согласно п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Украины от 10 декабря 2004 № 17 "О судебной практике по делам о преступлениях и иных правонарушениях против окружающей среды" незаконная вырубка это рубка деревьев и кустарников, совершенная без соответствующего разрешения; по разрешению, выданному с нарушением действующего законодательства; до начала или после окончания установленных в разрешении сроков; не в предназначенных участках или сверх установленного количества; не тех пород деревьев, которые определены в разрешении; пород, вырубку которых запрещено.

Таким разрешением на вырубку, согласно статьи 69 ЛК есть лесорубный или лесной билет. Необходимо отметить, что лесной билет выдается бесплатно либо собственником леса либо постоянным лесопользователем в порядке обозначенном в Постановлении КМУ “Об урегулировании вопросов по поводу специального использования лесных ресурсов” №761 от 23.05.2007.

Следует указать, что отдельный порядок вырубки деревьев в пределах населенного пункта (не в лесу). Согласно ч.3 ст.28 Закона Украины «О благоустройстве населенных пунктов» удаление деревьев, кустов, газонов и цветников» осуществляется в порядке, утвержденном Кабинетом Министров Украины.

Так, согласно п.3, 4, 5 Порядка удаления деревьев, кустов, газонов и цветников в населенных пунктах, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 01 августа 2006 №1045, удаление зеленых насаждений на территории населенного пункта осуществляется по решению исполнительного органа сельского, поселкового, городского совета на основании ордера. Получить такой ордер можно подав заявление о необходимости вырубке дерева (в таком заявлении необходимо указать основание для рубки - они перечислены в п.2 Порядка).

Таким образом, можно прийти к выводу, что рубить/пилить деревья можно только при наличии соответствующего билета. Кроме того, рубить можно ровно столько деревьев (или меньше) и только на том участке, той породы, что определены в билете или ордере.

Штраф за вырубку деревьев

Штраф за срубленное дерево/штраф за спиленное дерево есть видом административной и уголовной ответственности, предусмотрен он в разных размерах в зависимости от последствий и того каким способ была осуществлена вырубка. Так что будет если спилить дерево?

Административная ответственность - ст. 65, 66, 67 КУоАП.

Так, з незаконную вырубку, повреждение, перевозку или хранение деревьев/саженцев/самосева в лесу или кустарников предусмотрен штраф на физических лиц (обычные люди) от 510 до 1020 грн, на должностных лиц - от 2550 до 5100 грн. Если такое правонарушение совершить повторно (в течение 1 года с момента привлечения впервые), то штраф для обычных людей - от 1020 грн до 1530 грн.

Кроме того, отдельным нарушением считается пользование лесными ресурсами не в соответствии с лесным/лесорубным билетом или ордером, за что возможен штраф от 17 до 51 гривны для физических лиц и для должностных - от 51 до 139 гривен.

За вырубку или повреждение подроста в лесу штраф для обычных людей - от 51 до 102 грн, должностных - от 139 до 170 грн.

Необходимо отметить, что согласно ст. 241, 242-1 КУоАП, привлекать к административной ответственности за приведенные правонарушения (то есть, составлять постановления об этом и налагать штраф) могут Госагентство лесных ресурсов и Государственная экологическая инспекция (НЕ полиция и не суд). Уполномоченные лица этих органов могут составлять и протокол об админ правонарушении. Кроме этого, составлять такие протоколы также могут гражданские инспекторы: лесные и с охраны среды, и еще егери (опять же, обращаем внимание, что не сотрудники полиции) - п. 4, 7, 20 ч.2 ст. 255 КУоАП.

Protocol также акцентирует внимание на том, что постановления по делу об админ правонарушении могут быть обжалованы в вышестоящий орган или в суд общей юрисдикции в течение 10 дней.

Штраф за вырубку деревьев как уголовное наказание

Такой вид ответственности предусмотрен в статьи 246 УК Украины, но кроме штрафа также возможны наказания и большей тяжести. Так, за незаконную вырубку деревьев/кустарников в лесу или лесозащитных полосах, их перевозку, хранение или сбыт, что предоставило вред в размере 340 грн (да, сумма весьма смешная, но законодательство в этой части не менялось) или другой существенный вред, возможен штраф от 17000 до 25500 грн или арест до 6 мес или ограничение/лишение свободы к 3 годам.

За аналогичные деяния совершены за предыдущим заговором группой лиц или повторно - ограничение/лишение свободы от 3 до 5 лет; аналогичные деяния только в лесах с охраняемым статусом (заповедники, например) - штраф от 25500 до 34000 грн или ограничение/лишение свободы от 3 до 5 лет.

Если совершенные действия привели к тяжелым последствиям (вред в размере на 1020 грн и больше) - возможно наказание в виде лишения свободы от 5 до 7 лет.

Гражданско-правовая ответственность

Нельзя не написать несколько слов об этом виде, поскольку на практике он довольно часто применим и кроме того, может применяться одновременно с уголовной ответственностью или административной. Протокол отмечает, что это не штраф за вырубку леса, а материальное возмещение (компенсация) вреда причиненного незаконной вырубкой или повреждением. Размер такого вреда исчисляется согласно Постановления КМУ №665 от 23.07.2008 “Об утверждении такс для исчисления размера вреда, причиненного лесу”.

А есть ли штраф за вырубку деревьев на своем участке? - Protocol отвечает, что удаление деревьев на земельном участке, который находится в частной собственности, осуществляется по решению самого владельца, пользователя земельного участка без согласия соответствующих служб на это и без оплаты их восстановительной стоимости (исключение: если у Вас растет дерево занесенной в Красную книгу или имеет особую ценность согласно законодательству).

Пользуйтесь консультацией: Закон о доступе к водоемам: никто не может запрещать ловить рыбу и купаться

Ответственность за вырубку деревьев: судебная практика

В этом разделе Протокол приведет несколько примеров судебных решений которые касаются применения вышеописанных видов ответственности за незаконную вырубку деревьев.

Возмещение 17 849, 27 грн Государственной экологической инспекцией как компенсации вреда причиненного порубкой - https://reyestr.court.gov.ua/Review/86212267.

Еще одним интересным примером возмещения вреда причиненного вырубкой деревьев есть то судебное решение https://reyestr.court.gov.ua/Review/92852497. Так, по этому делу прокурор обратился с иском в интересах государства, а именно государства в лице сельского совета. Иск на сумму 11 464,76 грн удовлетворен.

Гражданин обжаловал постановление по делу об админ правонарушении и в порядке обжалования “дошел” до Верховного суда, который отказал в удовлетворении иска и оставил постановление в силе, поскольку вина истца как правонарушителя была подтверждена видеозаписью, диаметр пней сходился из спиленными деревьями (https://reyestr.court.gov.ua/Review/74003263).

Гражданина привлекли к уголовной ответственности по ч. 2 ст. 246 УК Украины и назначили наказание в виде 3 лет и 1 мес лишения свободы (https://reyestr.court.gov.ua/Review/87451437); еще одно решение (https://reyestr.court.gov.ua/Review/94351730): применили наказание по ч.1 ст. 246 УК в виде штрафа 5100 грн за вырубку ели и конфисковали срубленную ель и бензопилу.

Пользуйтесь консультацией: Аренда водоёмов: условия их использования и права водопользователей

Можно ли собирать валежник без разрешения

Отдельным моментом, что интересует множество людей, есть вопрос законности сбора валежника (сухих деревьев), которые сами упали (повалились), о чем Protocol более детально расскажет далее.

Конкретного ответа в этом аспекте в законодательстве нет, практика также, двузначна.

Так, анализируя вышеописанную информацию, видем, что законом предусмотрена ответственность именно за незаконную рубку деревьев, их повреждение и другие действия с незаконно срезанными деревьями. Обращаем внимание, что нигде нет прямо предусмотренной ответственности за сбор древесины или распиливание сухого лежащего на земле дерева.

При этом, некоторые суды приходят к мнению, что сбор валежника есть специальным лесопользованием и для такого сбора необходимо получать лесной билет, а без получения такого билета - это также нарушение закона, не вырубка, а воровство коммунального или государственного имущества (ссылка на судебное решение: https://reyestr.court.gov.ua/Review/77640553). Следует обратить внимание, что хотя такое решение суда и набрало законной силы, но его содержание немного противоречит общему принципу “Людям разрешено все, что прямо не запрещено законом” (исходя из статей 19, 22 Конституции Украины - далее КУ). Так, суд относя сбор валежника к специальному лесопользованию, обосновал это тем, что в статьи 66 ЛК (общее лесопользование) прямо не указано сбор древесины или валежника/сухих деревьев и тд.

По двум другим делам, суды апелляционной инстанции также решили что сбор сухого валежника относится именно к специальному виду лесопользования и требует разрешения (https://reyestr.court.gov.ua/Review/91750867; https://reyestr.court.gov.ua/Review/90388857). Но в этих 2 случаях сбор валежника осуществлялся именно на территориях заповедников государственного значения.

В практике существует и другая позиция, обращена на пользу простых людей, а точнее, в соответствие с презумпцией невиновности. Так, суд апелляционной инстанции отметил, что поскольку не указано конкретное положение законодательства, что было нарушено человеком который собирал валежник, в том числе, и конкретный пункт законодательства, который предусматривает прямую обязанность в таком случае получать лесной билет, то вина не доказана (https://reyestr.court.gov.ua/Review/89139707).

Еще один интересный вывод в пользу граждан сделал суд в этом решении. Так, суд отметил, что объектом правонарушения по статьи 65 КУоАП являются общественные отношения, возникающие в сфере рационального использования леса, его воспроизведения и охраны. Предмет этого правонарушения - деревья, кустарники, разнообразные лесные культуры и другая растительность леса. Предметом правонарушения являются растущие живые деревья и кустарники, которые находятся на корню и находятся в фонде государства. Поскольку в этой ситуации отсутствовал предмет нарушения, то суд признал постановление о привлечении к ответственности за админ правонарушение по ст. 65КУоАП незаконным и отменил (https://reyestr.court.gov.ua/Review/67643959).

На основании нескольких судебных решений и анализа законодательства, можно сформулировать позицию в пользу “простых людей”, которые собирают валежник, следующим образом. Согласно ст. ст. 13 КУ, 324 Гражданского кодекса Украины, земля, ее недра, атмосферный воздух, водные и другие природные ресурсы, в пределах территории Украины и тд. являются объектами права собственности Украинского народа.

Кроме этого, никаким законом (именно законном, поскольку подзаконной акт (например, постановление КМУ или Государственной экологической инспекции, Министерства среды и тд не может ограничивать права человека) не запрещено сбор валежника, не предусмотрено за это ответственность и прямо не указано, что сбор валежника это специальный вид пользования лесными ресурсами. При этом, Протокол обращает внимание, что ст.66 ЛК, а именно часть 1, к общему лесопользованию относит сбор ягод, грибов…., а в конце этого предложения имеет слова “тому подобное”. То есть, собирать в порядке общего пользования можно и что-то еще, а не только то, что прямо прописано, в том числе, и упавшие сухие деревья (валежник).

Следует отметить, что самому “валить” деревья, даже если они сухие, старые или поврежденные, нельзя, поскольку такие действия подпадают под заготовку древесины, что согласно статьи 70 ЛК, есть специальным видом пользования лесных ресурсом (ключевым моментом заготовки древесины, согласно указанной статьи ЛК, есть то, что она обязательно является следствием рубки/спила деревьев, в том числе, и в сухом состоянии, но которое еще “росло” или “стояло”).

Резюмируя содержание этого раздела консультации, Протокол советует знать и отстаивать свои права, снимать на видеокамеру действия лица, которое пытается запретить Вам собирать валежник, по возможности, звать независимых свидетелей, требовать обоснования запрета сбора сухой древесины из ссылками на законодательство; если есть подозрение что составленное постановление о привлечении к административной ответственности есть незаконным, то обжаловать его в суд и так далее.

Если Вам нужна индивидуальная консультация воспользуйтесь услугой портала Протокол “Тендер на юридическую помощь”.

Автор консультации: Колотуха Катерина

Источник: юридический ресурс Протокол

8053
Просмотров
0
Комментариев
Оставьте Ваш комментарий:

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для добавления комментария.

Популярные судебные решения
Популярные события
ЕСПЧ
0