Роль ОСМД при назначении и выплате льгот и субсидий

08.12.2020 | Автор: Трофименко Ирина Виталиевна
Задать вопрос автору
Присоединяйтесь к нам в социальных сетях: telegram viber youtube
Роль ОСМД при назначении и выплате льгот и субсидий - f9f7fb7562e6e1fb47292e702e264bb0_5fcf74d3cc701.jpg

Содержание:

Объединение совладельцев многоквартирного дома (далее - "ОСМД") создается для ряда задач, связанных с обслуживанием дома, обеспечением прав совладельцев многоквартирного дома, содействием в получении качественных жилищно-коммунальных услуг (далее - "ЖК услуги"), а также для ряда других уставных целей объединения. Реализация таких целей, в основном, происходит благодаря взносам и платежам совладельцев многоквартирных домов. В то же время, государство устанавливает ряд социальных гарантий для обеспечения уровня жизни не ниже прожиточного минимума, к которым, в том числе, относятся льготы и субсидии в сфере жилищно-коммунального обслуживания. Итак - как ОСМД и субсидии и льготы связаны между собой и, какую роль при этом играет объединение - предлагаю рассмотреть ниже.

Пользуйтесь консультацией: Протокол та голосування на загальних зборах ОСББ

Какие существуют льготы и субсидии в сфере ЖКХ услуг

В соответствии с Законом Украины "О государственных социальных стандартах и ​​государственных социальных гарантиях" государство устанавливает социальные нормативы для обеспечения социальных гарантий - в том числе и в сфере ЖКХ. Среди них:

  • предельные нормы расходов на ЖК услуги;
  • показатели качества предоставления ЖК услуг;
  • и - соответственно, социальная норма жилья и нормативы пользования коммунальными услугами - в рамках которых государство предоставляет льготы и субсидии.

Льготы - это такая, установленная законодательством социальная гарантия, при которой определенные категории лиц (допустим, военнослужащие, ветераны войны, ветераны труда, жертвы репрессий, дети войны, граждане пострадавшие вследствие Чернобыльской катастрофы и другие) освобождаются полностью или частично от выполнения некоторых обязанности или наделяются определенными дополнительными правами по сравнению с другими. То есть, для льготы характерно то, что она назначается лицам с особым статусом, так скажем - льготникам.

Субсидии (в ЖКХ сфере) - это безвозвратная, адресная, государственная социальная помощь, которая предоставляется определенному домовладению, в зависимости от среднемесячного совокупного дохода членов такого домовладения - и заключается в компенсации их расходов на жилищно-коммунальные (и сопутствующие) услуги. Поэтому для субсидии характерно, что она может устанавливаться любому гражданину (фактически, члену домовладения), в зависимости от его дохода (фактически, дохода домовладения).

В связи с таким характерным отличием, отличается порядок получения и порядок определения размера этих выплат. Порядок получения и начисления льгот в сфере оплаты жилищно-коммунальных услуг регулируется пока Постановлением Кабинета Министров Украины ("Некоторые вопросы предоставления жилищных субсидий и льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг, приобретение твердого топлива и сжиженного газа в денежной форме" от 17.04.2019 г.. № 373 (с изменениями) - в дальнейшем Постановление КМУ №373).

Что касается субсидий в сфере оплаты жилищно-коммунальных услуг - основные моменты регулируются Постановлением КМУ "Об упрощении порядка предоставления населению субсидий для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, приобретение сжиженного газа, твердого и жидкого печного бытового топлива" № 848 от 21.10. 1995 (с изменениями) - в дальнейшем Постановление КМУ №848. Нельзя не заметить, что эти два понятия касаются друг друга, поэтому в каждой конкретной ситуации, необходимо руководствоваться двумя вышеприведенными Постановлениями и другими нормативно-правовыми актами (в том числе, по конкретным льготникам) в совокупности.

По тому, что именно могут покрывать льготы и субсидии, в сфере ЖКХ, можно выделить:

1) льготы и ежемесячные субсидии на оплату взносов за узлы коммерческого учета (при их установке, обслуживании, замене)

2) льготы и ежемесячные субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг (услуг по управлению многоквартирным домом, именуемых "жилищные услуги" и коммунальных услуг, то есть услуг по распределению и поставке газа, электроэнергии, тепловой энергии, горячей воды, централизованного водоснабжения и водоотведения, услуг по обращению с бытовыми отходами)

3) льготы и ежемесячные субсидии на оплату расходов за коммерческие узлы учета и на управление многоквартирным домом, в котором создано ОСМД. К таким расходам можно отнести:

  • расходы на содержание общего имущества многоквартирного дома (уборка общих площадей, содержание лифтов и т.д.);
  • расходы на оплату коммунальных услуг в отношении общего имущества (в том числе за освещение площадей общего пользования, работу лифтов и т.п.);
  • расходов на текущий ремонт общего имущества;

4) льготы и ежемесячные субсидии на оплату расходов на коммунальные услуги в доме, в котором создано объединение;

5) льготы и субсидии на приобретение твердого топлива и сжиженного газа, субсидии на жидкое печное бытовое топливо - которые предоставляются один раз в год.

Пользуйтесь консультацией: Устав ОСМД: на что стоит обратить внимание

Порядок начисления льготы и субсидии в ОСМД

Понятно, что под определением "начисления льгот и субсидий для ОСМД", подразумевается, что государство - фактически, компенсирует стоимость определенных затрат, которые не могут быть оплачены жителями домовладения, или от которых (в той или иной степени) освобождены льготники. Таким образом, получателем льгот и субсидий является всегда конкретное лицо, однако, на практике - это реализуется через выплату государством определенных сумм денежных средств, вычисленных по установленным критериям, или же непосредственно ОСМД (управляющему, поставщику услуг), или же персоне, которой насчитано льготу (субсидию), чтобы она самостоятельно перечислила соответствующие средства ОСМД (управляющему, поставщику услуг).

Для определения права на льготы и субсидии, а также для установления критериев их размера, государство устанавливает социальные нормы жилья и социальные нормативы. Льготы и субсидии, устанавливаются именно в пределах этих норм и нормативов. Актуальны, пока, нормы жилья и нормативы пользования коммунальными услугами установлены в Постановлении КМУ "Об установлении государственных социальных стандартов в сфере жилищно-коммунального обслуживания" от 6 августа 2014 № 409. Только в некоторых случаях, льготы и субсидии могут назначаться при превышении этих норм и нормативов - по решению специальных комиссий.

Для получения права на субсидии, лицо должно обратиться в структурные подразделения по вопросам социальной защиты, или же в исполнительные комитеты сельского / поселкового / городского совета, или же в местный ЦНАП, с пакетом документов. После успешного обращения (предоставления всех необходимых документов), и если по результатам проверок (обследований) домовладение имеет право на субсидии - структурное подразделение с соцзащиты вносит эти сведения в Единый государственный реестр получателей жилищных субсидий - а потом, ежемесячно формирует списки лиц, подает в ОСМД (а также, управляющим и поставщикам коммунальных услуг). Списки передаются, а том числе в Минсоцполитики, а впоследствии - в АО "Ощадбанк". Именно на основе этих списков и происходит компенсация ОСМД (а также управляющим, поставщикам услуг), соответствующих взносов, платежей и расходов - при денежной безналичной форме оплаты льгот и субсидий. Подробно, о порядке получения права на субсидии указано в Постановлении КМУ №848.

В отношении лиц, имеющих право на льготы - сведения о таких должны быть внесены в Единый государственный автоматизированный реестр лиц, имеющих право на льготы. Порядок получения статуса льготника определяется в каждом конкретном случае нормативно-правовыми актами, регулирующими статус, на который претендует лицо (например, по ветеранах войны - Закон Украины "О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты" и принятые в его исполнение нормативные акты, относительно других категорий льготников - другие законы и подзаконные акты). Структурные подразделения соцзащиты, оперируя этими сведениями, как и в случае с субсидиями - формируют реестры (списки) таких лиц и направляют в ОСМД (а также, управителям и поставщикам коммунальных услуг).

Стоит отметить, что не допускается одновременно получать и льготы на оплату конкретных жилищно-коммунальных услуг и субсидии. Таким образом, государством начисляется или то, или другое.

Льготы и субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг (то есть компенсация расходов, вышеперечисленных в пунктах 1-4) предоставляются ежемесячно в денежной наличной или денежной безналичной форме, а на оплату приобретения твердого (жидкого) топлива и сжиженного газа - один раз в год в денежной наличной форме. Это касается также, любой льготы и субсидии в ОСМД.

То есть, льготы и субсидии предоставляются государством лицам, имеющим на них право, а денежные средства (суть которых и составляет льгота или субсидия) могут засчитываться или адресно в ОСМД (управляющему, поставщику), или же непосредственно получателю льготы / субсидии. Таким образом, характеризуя понятие льготы / субсидии и ОСМД, необходимо подчеркнуть: лица, имеющие право на льготу, или домовладения, имеющие право на субсидию - могут их получить - независимо от того, существует ли в многоквартирном доме ОСМД или нет.

Пользуйтесь консультацией: Создание ОСМД: цена, сроки и основные правила

Формы получения льгот и субсидий. Монетизация субсидий в ОСМД

Теперь, переходим к основному - где роль ОСМД в выплате льгот и субсидий наиболее заметна.

Выделяют следующие денежные формы получения льгот / субсидий - безналичная и наличная. Безналичная форма получения применяется как базовая форма получения льгот, наличная - если по применению такой формы получатель льготы / субсидии обратился с отдельным заявлением. В чем они заключаются?

Безналичная форма получения субсидий и льгот - это когда поставщик услуг, управляющий или ОСМД непосредственно, от государства получают субсидию или льготу граждан на покрытие их же расходов (взносов, платежей). Средства не перечисляются получателю льготы / субсидии, а направляются сразу (адресно) до поставщиков жилищных и коммунальных услуг.

Этот процесс негласно назвали монетизация субсидий и льгот (хотя на самом деле, этот термин не самый точный), и на первый взгляд он имеет много преимуществ. Однако, учитывая сложность этого процесса, непродуманность некоторых вопросов и неэффективность для самых ОСМД, его справедливо критикуют. Вопрос вот в чем:

1) для получения средств ОСМД должен заключать с АО "Ощадбанк" договор и осуществлять информационный обмен документами, в частности, составлять и подавать реестры о суммах начисленных платежей за услуги до 13 числа каждого месяца. Обмен документами должен осуществляться с использованием квалифицированной электронной подписи. При этом, содержание договора не определяет ни ОСМД, ни управляющих или поставщиков услуг - типовая форма соглашается между АО "Сбербанком" и Минсоцполитики - что не может обезопасить ОСМД от навязывания условий договора, или же дополнительных требований банка. Форму реестра о суммах начисленных платежей за услуги - также определяет АО "Ощадбанк". Другой банк выбрать невозможно.

2) Постановлениями №373 и 848, установлена ​​очередность погашения расходов на оплату жилищно коммунальных услуг, и оплата тех расходов, которые интересуют ОСМД, совсем не первоочередная - в частности, услуги по управлению многоквартирным домом, оплачиваются после того, как хватило средств субсидии / льготы на оплату:

  • за тепловую энергию,
  • за поставки и распределение газа или электрической энергии (при индивидуальном отоплении),
  • за снабжение горячей воды,
  • за централизованное водоснабжение и водоотвод,
  • за электроэнергию, за газ и за обращение с бытовыми отходами.

Как видим - шансы, что субсидия или льгота (ради оплаты которых ОСМД заключило договор с АО "Сбербанком", ведет учеты льготников и субсидий, осуществляет обмены справками ОСМД для субсидий и льгот - выполнило иные действия) дойдет до счетов ОСМД - очень мала.

3) все равно, при недостаточности средств льготы / субсидии имеющийся остаток платежа по каждому виду услуг оплачиваются этим лицом самостоятельно. При этом, об имеющемся остатке, получателя льготы / субсидии АО "Ощадбанк" сообщает смс-сообщением. В ОСМД возникают закономерные вопросы - как действовать при ошибках системы, или на основании смс защищать свои права при неуплате таким лицом соответствующих платежей - и - в общем, зачем, учитывая очередность погашения жилищно-коммунальных услуг, объединением это вообще нужно.

Таким образом, безналичная форма, хотя и установлена ​​приоритетной на уровне постановлений КМУ, фактически, не является идеальной для получения субсидии или льготы ОСМД 2020 (по состоянию на действующее регулирование).

Наличная форма используется, если ее выбрал льготник / получатель субсидии путем подачи соответствующего заявления в местные органы социальной защиты населения. Состоит такая форма в непосредственном перечислении денежных средств получателю субсидии / льготнику. При наличной форме, в ОСМД исчезает необходимость заключать договоры на получение таких средств как льгота или субсидия ОСМД (покрытие расходов ОСМД), необходимость осуществлять обмен документами с АО "Ощадбанк" и исчезают дополнительные операционные нагрузки на администрацию ОСМД, что присуще безналичной форме.

При этом, получателем субсидии / льготником самостоятельно осуществляется оплата за потребленные жилищные (и коммунальные) услуги ОСМД.

Впрочем, наличная форма не допускается, если размер субсидии превышает 5 тыс. гривен, или, когда у получателя льготы / субсидии имеется задолженность в размере более 20 тысяч рублей, просроченной свыше 3 месяцев.

Выводы

Решение общего собрания ОСМД, которое устанавливают размер взносов и платежей на покрытие разного рода затрат, является обязательным для всех совладельцев многоквартирного дома, независимо от того, являются ли они льготниками, получают ли субсидию. Следовательно, они наравне с другими имеют обязанность уплатить справедливо установленные для всех совладельцев взносы и платежи. Однако, имея статус льготника, или же - получателя субсидии такие лица, в зависимости от выбранной формы расчетов - или же получают денежные средства, направляемые на оплату жилищно-коммунальных услуг, или же (при безналичной форме) - не получают денежных средств, а услуги за них оплачиваются полностью или частично государством.

В случае недостаточности размера субсидии или льготы для покрытия полного размера таких расходов, лицо, независимо от того - является оно льготником или получает субсидию - обязано доплатить соответствующие суммы за свой счет.

Итак, льготы и субсидии для ОСМД в 2020 (на сегодня) - это лишь способ возмещения льготниками (или получателями субсидий) расходов на оплату коммунальных услуг и расходов на управление многоквартирным домом, если такие расходы возложенные на них решениями уполномоченных органов ОСМД.

В случае возникновения дополнительных вопросов по поводу льгот или субсидий в сфере ЖКХ - можно воспользоваться услугой "Тендер на юридическую помощь" от юридического портала Протокол по ссылке https://protocol.ua/ru/yuridicheskie_uslugi/ .

Автор консультации: Адвокат Трофименко Ирина

Источник: юридический ресурс Протокол

3271
Просмотров
0
Комментариев
Оставьте Ваш комментарий:

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для добавления комментария.


Популярные судебные решения
Популярные события
ЕСПЧ
0