Порядок регистрации триады права собственности на недвижимость в Украине

29.10.2020 | Автор: Адвокатська фірма "Єфімов та партнери"
Задать вопрос автору
Присоединяйтесь к нам в социальных сетях: telegram viber youtube
Порядок регистрации триады права собственности на недвижимость в Украине - 5441753a2b4f87c111b2a9cc19e82afd_5f9a8c0b0568c.jpg

Как обозначено в гражданском кодексе, право собственности, а также иные вещные права на недвижимость, их обременения, возникновение, переход и прекращение требуют государственного признания путем регистрации.

Регистрация права собственности по своей сути является верификацией органами власти фактов приобретения прав на недвижимость, либо же изменения или прекращения таких прав. Фактически это отражается во внесении соответствующих сведений в Государственный реестр вещных прав на недвижимое имущество (далее – ГРП).

Суть и главное преимущество ГРП состоит в том, что информация, хранящаяся в нем, является общедоступной и открытой, а регистрация прав в таком реестре — обязательной.

Порядок регистрации права собственности предусмотрен законом № 1952-IV и постановлением КМУ от 26 октября 2011 года № 1141.

Содержание:

Какие же права подлежат регистрированию?

1) право собственности (в том числе право распоряжения) а также, в некоторых случаях, право доверительной собственности на недвижимое имущество, объект незавершенного строительства;

2) иные, производные от вышеупомянутого права, конкретные вещные права на недвижимое имущество:

право пользования;

  • эмфитевзис;
  • суперфиций;
  • право хозяйственного ведения и также право оперативного управления;
  • право постоянного пользования и право аренды (субаренды) земельного участка;
  • право пользования зданием или другим капитальным сооружением, в случае заключения договора его найма (аренды), либо же найма (аренды) его обособленных частей на срок от 3 лет.

Важно заметить, что список в данном подпункте не является исчерпывающим. Дополнения могут быть предусмотренные другими законодательными нормами.

3) обременения прав:

  • запрет на отчуждение либо пользование;
  • арест;
  • ипотека;
  • требование собственника недвижимого имущества на нотариальное удостоверение договора, предметом которого является такое имущество;
  • налоговый залог, в случаях предусмотренных законом № 1952-IV.

Список не является исчерпывающим.

Первое правило, о котором нужно знать при регистрации права собственности: регистрирование такого права, а также иных прав осуществляется в пределах области, городов со спец. статусом (Севастополь и Киев), АРК и по местонахождению недвижимого имущества.

Но также возможна ситуация, при которой регистрация таких прав может осуществится в пределах нескольких областей, либо же вообще без привязки к нахождению недвижимого имущества.

Например, у Вас есть необходимость осуществить регистрацию права на недвижимость в городе Боярка. Боярка находится в Фастовском районе Киевской области. Соответственно Вы можете оформить право собственности у государственного регистратора в пределах Киевской области, но не в Сумской области.

Но также важно помнить, что оформление обременения вещных прав не имеет такой привязки и может быть совершено в любой части Украины.

Вспомните новость: Гараж капитальный – как оформить право собственности

Кто уполномочен осуществлять регистрацию прав собственности на объекты недвижимости?

  1. граждане Украины, которые соответствуют требованиям, предусмотренным законом № 1952-IV (и квалификационным требованиям) и пребывают в трудовых отношениях с исполнительными органами сельских, поселковых и городских советов, Киевской, Севастопольской городской, районными, районными в городах Киеве и Севастополе государственными администрациями и (в случае создания их вышеупомянутыми органами) центрами предоставления административных услуг;
  2. нотариусы;
  3. государственный либо частный исполнитель (в рамках принудительного исполнения решений, когда исполнитель осуществляет арест недвижимого имущества).

Вспомните новость: Утеряно свидетельство на право собственности: что делать?

Порядок регистрации права собственности на недвижимость

1) уполномоченные лица (из предыдущего подзаголовка) принимают у Вас нужные документы и регистрируют их в соответствующей базе. Возникает закономерный вопрос — о каких документах идет речь?

Их перечень разнится в зависимости от объекта недвижимости. Найти необходимые документы для регистрации конкретно Вашего объекта недвижимости можно в пунктах 41-76 постановления КМУ от 26 октября 2011 года № 1141.

Тут важно также обратить внимание на Ваше право быть уведомленными о таком перечне. Обязательство предоставить такую информацию ложится на лица, о которых шла речь в предыдущем подзаголовке.

2) следующим этапом будет изготовление государственным регистратором электронных копий представленных Вами документов, и их размещение в Государственном реестре прав;

3) после выполнения действий, предусмотренных предыдущим пунктом, будет определён порядок рассмотрения Вашего заявления;

4) далее предоставленные Вами документы будут рассмотрены и сопоставлены со сведениями ГРП, информацией с других реестров либо кадастров, автоматизированных информационных систем. Если у регистратора будут поводы для приостановления рассмотрения Вашего заявления, остановки либо отказа в совершении регистрационных действий будут предприняты соответствующие решения;

Для внесения ясности в данный вопрос уместным будет обратиться к статьям 23-25 Закона № 1952-IV и понять для себя, имеют ли место быть такие основания конкретно в Вашем случае.

5) если государственный регистратор не будет иметь оснований для принятия решений, предусмотренных предыдущим пунктом, будет совершено непосредственно внесение ведомостей в ГРП, государственное подтверждение оформления права собственности;

6) далее следует открытие раздела в Государственном реестре прав и/или внесение в открытый раздел или специальный раздел ГРП требуемых законом сведений об вещных правах на недвижимое имущество и/или их обременений, об объектах и ​​субъектах этих прав;

Отдельно стоит обозначить, что раздел ГРП состоит из четырех частей, в которые входят такие сведения:

  • недвижимое имущество и его цена (стоимость);
  • право собственности и субъект (субъекты) этого права;
  • другие вещные права и субъект (субъекты) этих прав, а также цена (стоимость) таких прав или размер платы за пользование чужим недвижимым имуществом;
  • обременения прав на недвижимое имущество и субъект (субъекты) этих обременений.

7) формирование выписки из ГРП об осуществлении регистрации для дальнейшего использования заявителем;

8) выдача / получение Вами документов по результатам рассмотрения заявления (ключевым документом на подтверждение регистрации для Вас будет выписка из ГРП).

Решение государственного регистратора, выписка из ГРП из пункта семь выше могут быть предоставлены Вам как в бумажной, так и в электронной форме. При этом не стоит беспокоиться о легальности и возможности использования выписки и решения, полученных в электронной форме, ведь нормами Закона № 1952-IV прямо указано, что они имеют одинаковую юридическую силу с бумажными версиями, выданными непосредственно регистратором.

Стереотипное преимущество бумажной формы состоит в том, что такое извлечение предоставляется с желаемым многими лицами проставлением подписи и печати государственного регистратора или администратора центра предоставления административных услуг (в случае получения выписки путем обращения в центр предоставления административных услуг).

Некоторые особенности регистрация прав на объекты недвижимости

В некоторых, предусмотренных законодательством случаях, регистрация прав на недвижимость проводится после технической инвентаризации объекта недвижимого имущества, вещные права на который подлежат государственной регистрации (тут возвращаемся к пунктам 41-76 постановления КМУ от 26 октября 2011 года № 1141 и к обязанности регистратора сообщить Вам о такой необходимости).

Кроме того, в случае, когда речь идет об государственной верификации прав на земельный участок, такие действия осуществляются исключительно при наличии в Государственном земельном кадастре сведений о зарегистрированном земельном участке.

Вспомните новость: Право представления в наследстве: все тонкости и нюансы

Сроки регистрации права собственности

Регистрация права собственности, а также других вещных прав на недвижимое имущество проводится в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня регистрации соответствующего заявления в Государственном реестре прав, за исключением государственной регистрации прав в результате совершения нотариальных действий с недвижимым имуществом либо объектом незавершенного строительства. В таком случае оформление производятся одновременно с такими нотариальными действиями.

Отдельно стоит отметить особенно актуальную сейчас возможность подачи заявления на проведение регистрационных действий в электронной форме, но при условии подписания ее заявителем с использованием средств электронной идентификации с высоким уровнем доверия.

Если Вам нужна консультация профессионала, предлагаем воспользоваться услугой «Тендер на юридическую помощь» от юридического портала Протокол.

Автор консультации: Богдан Маслов, юрист Адвокатской фирмы «Ефимов и партнеры».

Источник: юридический ресурс Протокол

3254
Просмотров
0
Комментариев
Оставьте Ваш комментарий:

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для добавления комментария.


Популярные судебные решения
ЕСПЧ
0