1
0
1611
Основными проблемами украинской налоговой системы являются количество налогов, система их администрирования и размеры налоговых ставок. Для решения этих проблем в последних числах декабря 2014 года Верховная рада приняла пакет законов о налоговой реформе в Украине.
Согласно предложенному законодателями плану изменений, с 2015 года уменьшается количество налогов: с 22 до 9. Но уже при самом поверхностном знакомстве с новыми нормативами становится понятно, что некоторые налоги не упразднены полностью, а лишь трансформированы по принципу «два в одном»: например, фиксированный сельскохозяйственный налог стал 4-й группой единого налога. Другие же, напротив, получили свое развитие в формате «один в двух». Суть второго правила заключается в появлении дополнительных или новых налогов в составе уже существующих. Ярким примером такого группирования является введение акцизного налога с реализации субъектами хозяйствования розничной торговли подакцизных товаров.
Читайте статью: АКЦИЗ под "вопросом"
«Заплати и спи спокойно?!»
Базой обложения анализируемым налогом является стоимость товара с НДС. Здесь и возникает первая проблема, связанная с администрированием данного побора. С одной стороны, законодатель требует «накручивать» акцизный налог сверх цены (п.п.215.3.10. п.215.3. ст.215 НКУ), с другой же стороны, продажу подакцизных товаров нельзя осуществлять по ценам, превышающим максимальные розничные цены (устанавливаемые, кстати говоря, производителем), в состав которых акцизный налог с реализованных субъектами хозяйствования розничной торговли подакцизных товаров не включается (п.п.14.1.106. п.14.1. ст.14 НКУ).
При этом местные фискальные органы достаточно оперативно отреагировали на такое положение дел и еще в январе стали с удовольствием применять штрафы за продажу подакцизных товаров в розницу по ценам, превышающим максимальные розничные на размер акцизного налога. То есть выполнение святого долга по уплате налога стало приводить к появлению штрафа!!! И даже наличие презумпции правомерности решений плательщика налога тут не помеха.
Очевидным фактом является дискриминационный характер розничного акцизного налога. Дело в том, что положения Налогового кодекса Украины и так предусматривают уплату акцизного налога при производстве и ввозе подакцизной продукции на территорию Украины (аналог сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства). В связи с этим многие эксперты отмечают, что введение еще одного акциза – на реализацию через розничные сети алкоголя, табачных изделий и топлива – это не что иное, как двойное налогообложение. Именно поэтому в быту акциз с розницы получил наименование «второго акциза».
Введение еще одного акциза – на реализацию через розничные сети алкоголя, табачных изделий и топлива – это не что иное, как двойное налогообложение. Именно поэтому в быту акциз с розницы получил наименование «второго акциза»
Кроме того, как было уже замечено, ставка розничного акциза применяется к стоимости товара с НДС! Напомню, что НДС – это такой же общегосударственный налог и, кстати говоря, по своей экономической сути тоже акциз! Схожей у этих двух податей является и база обложения – договорная стоимость товаров, отличие лишь в одном – база налогообложения операций по поставке товаров с НДС включает общегосударственные налоги и сборы (в т.ч. акцизный налог) (п. 188.1 ст.188 Кодекса), а базой налогообложения акцизного налога с розничных продаж подакцизных товаров является стоимость (с налогом на добавленную стоимость) подакцизных товаров (п.п.214.1.4 п.214.1 ст.214 Кодекса).
Мировая налоговая практика знавала множество примеров установления странных налогов. Это и налог на сбор мочи операторами туалетов в Древнем Риме, и налоги на стекла и на ношение шляпы в Британии, и налог на тень в Венеции, и налог на радио в Германии… Но налоги, уплачиваемые друг с друга, не поворачивается язык назвать даже странными!
По итогу имеем уже даже не двойное налогообложение.
Користуйтесь консультацією: Документы необходимые предпринимателю для избежания ответственности перед налоговыми органами за действия третьих лиц.
Достаточно интересной является ситуация и у физических лиц-предпринимателей, торгующих пивом в розницу на едином налоге. По общему правилу, торговать на едином налоге подакцизными товарами запрещено. Но ФЛП на едином налоге попадают в одно из исключений. При этом специфика уплаты единого налога предусматривает автоматическое освобождение плательщиков на упрощенной системе налогообложения от других налогов и сборов. Примечательным фактом является то, что до 31 декабря 2014 года единоналожники были освобождены от уплаты сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства, а с 1 января 2015 года законодатель, заменяя указанный сбор акцизным налогом, отменяет существовавшую до этого льготу. Перед законом ведь все должны быть равны!
С точки зрения наполнения бюджета в 2015 году данная инициатива может иметь непредсказуемые последствия. Стоимость подакцизной продукции выросла, что, в свою очередь, может привести к увеличению теневого рынка. К тому же предоставление права местной власти устанавливать размер налога для отдельных категорий подакцизных товаров создает условия для коррупции.
Аналога украинскому розничному акцизу налоговая европейская практика еще не знает – ни одна страна в Европе не использует такого рода налогов. Сама же суть украинского налога противоречит законодательству Евросоюза (к примеру, директиве ЕС 2011/64), часть которого Украина должна будет имплементировать в рамках соглашения об ассоциации
Негативный характер акцизных тенденций подтверждают и отчеты Министерства финансов Украины. Так, за первый квартал текущего года фактические поступления по розничному акцизу по отношению к плановым меньше почти в два раза. При этом в Минфине считают, что сама динамика поступлений имеет положительный характер, до конца 2015 года наверстать упущенное удастся, а отмена самого налога приведет лишь к нарушению баланса местных бюджетов.
Примечательно и то, что аналога украинскому розничному акцизу налоговая европейская практика еще не знает – ни одна страна в Европе не использует такого рода налогов. Сама же суть украинского налога противоречит законодательству Евросоюза (к примеру, директиве ЕС 2011/64), часть которого Украина должна будет имплементировать в рамках соглашения об ассоциации.
Приведенные выше аспекты в своей совокупности свидетельствуют о необходимости безоговорочной отмены «второго» акциза как налога, противоречащего как национальным, так и международным нормам. Данный шаг выглядит абсолютно оправданным на фоне обязательств Украины, взятых перед Евросоюзом, в части значительного повышения акцизного налога на табачные и алкогольные изделия в будущем. При этом отмену «спорного» акциза можно будет компенсировать передачей местным бюджетам части средств, полученных от дополнительных поступлений в казну страны.
В Минфине же на сегодняшний день в качестве альтернативы 5-процентному сбору рассматривается введение налога в размере 1% на всю продукцию, которую реализуют продавцы розницы. Но дело в том, что по сути ничего не меняется и противоречия европейским нормам не исчезают.
Выбор наших властьимущих мы узнаем совсем скоро, а пока же каждый из нас может сам поэкспериментировать на тему – «отменить нельзя оставить».
Опубликовано в «Forbes Украина»
(http://forbes.ua/opinions/1393398-pochemu-ukrainskim-nalogam-analogov-net)
Читайте статтю: Податкова реформа розпочалась: зміни у Податковому кодексі України, які починають діяти з 1 січня 2015 року.
Просмотров
Коментарии
Просмотров
Коментарии
Получите быстрый ответ на юридический вопрос в нашем мессенджере , который поможет Вам сориентироваться в дальнейших действиях
Вы видите своего юриста и консультируетесь с ним через экран, чтобы получить услугу, Вам не нужно идти к юристу в офис
На выполнение юридической услуги и получите самое выгодное предложение
Поиск исполнителя для решения Вашей проблемы по фильтрам, показателям и рейтингу
Просмотров:
133
Коментарии:
0
Просмотров:
343
Коментарии:
0
Просмотров:
1009
Коментарии:
0
Просмотров:
426
Коментарии:
2
Просмотров:
406
Коментарии:
0
Просмотров:
464
Коментарии:
0
Protocol.ua обладает авторскими правами на информацию, размещенную на веб - страницах данного ресурса, если не указано иное. Под информацией понимаются тексты, комментарии, статьи, фотоизображения, рисунки, ящик-шота, сканы, видео, аудио, другие материалы. При использовании материалов, размещенных на веб - страницах «Протокол» наличие гиперссылки открытого для индексации поисковыми системами на protocol.ua обязательна. Под использованием понимается копирования, адаптация, рерайтинг, модификация и тому подобное.
Полный текстПриймаємо до оплати
Copyright © 2014-2024 «Протокол». Все права защищены.