02.12.2019 | Автор: Колотуха Катерина Анатоліївна
Задать вопрос автору
Присоединяйтесь к нам в социальных сетях: telegram viber youtube

Как защитить права потребителя при возврате товара, в том числе купленного в интернете

Как защитить права потребителя при возврате товара, в том числе купленного в интернете - kak_zashchitit_prava_potrebitelya_pri_vozvrate_tovara_5de50d8fb4b11.jpg

Наверное каждый гражданин слышал что-нибудь о том, что существует какой-то закон о возврате товара в течение 14 дней, которым предусмотрена защита прав потребителей по возврату товара. Многие знают, что имеют такое право, но не все понимают какой порядок такого возврата. Что именно можно вернуть, а что нет? В каком виде возвращать товар и к кому обращаться в случае дефекта товара? Когда за вещь вернут деньги и в каком размере? Как защитить потребителя от бракованного товара, если он делал покупки в интернете? Юридический Интернет-ресурс “Протокол” в этой консультации детально опишет процедуру возврата товара в магазин и даст ответы на все выше указаны вопросы.

Права покупателя при возврате товара обозначены в Законе Украины “О защите прав потребителей”. Он же и закон о возврате товара. Согласно норм этого закона, потребители имеют право на качественную продукцию, ее безопасность, на своевременную информацию о товаре и ее достоверность, на защиту государством своих прав, качественное обслуживание, возмещение морального вреда и имущественного вреда причиненного вследствии приобретения продукции с дефектом и другие права.

Как вернуть товар в магазин надлежащего качества?

Если Вы купили хорошую качественную вещь, но спустя некоторое время (пришли домой, хорошенько рассмотрели ее) и поняли, что Вас не устраивает цвет, размер, фасон, габариты, форма этой вещи, то такую вещь можно обменять у продавца на аналогичную подходящую Вам. Срок для обмена: 14 дней с дня покупки (день, в который покупали товар не учитывается), если продавец не объявил более длительного срока (но на практике такое случается очень редко). Только в случае отсутствия аналогичного подходящего товара на момент обмена, у покупателя возникает право его вернуть и получить деньги в полном размере уплаченной стоимости такого товара.

При этом, Protocol отмечает, что для того, чтобы можно было обменять вещь/продукт или другой товар или вернуть его, необходимо соблюдать некоторые условия:

  • должен быть сохранен товарный вид вещи (под которым подразумевается следующее: товар возвращается в той же упаковке в который его было приобретено, сохранены все пломбы, этикетки, ярлыки; на товаре нет повреждений и другое);
  • вещь не была в использовании;
  • сохранен чек или другой расчетный документ;
  • соблюден срок 14 дней.

Приобретение товара с дефектом

Потребитель при обнаружении недостатков товара в течение гарантийного срока имеет несколько возможных вариантов действий в зависимости от того существенный недостаток или нет. Согласно п.12 ч.1 ст.1 Закона Украины “О защите прав потребителей”, недостаток будет считаться существенным, если он делает товар таким, который невозможно использовать по своему целевому назначению; возник из вины производителя или продавца, и если его вообще нельзя устранить либо его устранение требует более чем 14 дней, либо он делает товар совершенно другим чем это предусмотрено договором. Если недостаток не отвечает критериям существенного, покупатель может требовать от продавца, чтобы он за свой счет устранил брак или же договорится что устранять будет сам покупатель, но с последующим возмещением понесенных утрат или же требовать уменьшение цены. Если же недостаток соответствует критериям существенного, то потребитель имеет право:

  • обменять товар на такой же, но без дефектов;
  • на возвращение товара с возмещением уплаченной стоимости товара (если на момент такого возврата цена товара на рынке увеличилась, то возвращается сумма равна цене на момент возврата; если же цена товара снизилась, то возвращается сумма равна цене по которой его было приобретено).

Как вернуть товар в интернет магазин

Покупка товаров в интернете относится к сделкам заключенным на расстоянии с помощью средств дистанционной связи. Защита прав покупателей при осуществлении таких сделок, в том числе порядок обмена и возврата бракованного товара в интернете, предусмотрено в статье 13 вышеуказанного закона о возврате товаров.

Часть вторая указанной статьи возлагает обязанность на продавца товара предоставить покупателю информацию о товаре (основные характеристики товара, цена, назначение, условия оплаты и доставки, информацию о гарантие, сроке действительности договора и прочее). Для составления такого вида договора потребитель предоставляет свое соглашение по всем приведенным продавцом условиям. Это соглашение может быть подтверждено письменным или электронным сообщением. Или же подтверждения считается автоматическим, если все выше обозначены условия указаны на сайте вместе с товаром, а покупатель ознакомившись с информацией о товаре размещенной на сайте, нажал на кнопку “купить” или “заказать”, или другую кнопку, означающую реальное намерение потребителя купить определенный товар. Момент подтверждения очень важен, потому что, как правило, именно с него начинает исчисляться срок на расторжения договора и возврат товара. После подтверждения продавцу запрещается вносить какие-либо изменения в информацию о товаре и он обязан отправить товар только на подтвержденных покупателем условиях.

Как вернуть вещь в магазин. Потребитель при заключении сделки через интернет может воспользоваться правом отказаться от договора если, например, произошла доставка товара с дефектом, то есть, расторгнуть его, в течении 14 дней с дня подтверждения или момента заключения договора. Как правило, через интернет заключаются договоры о передаче материальных вещей (купля-продажа одежды, мебели, техники и другие). При таких покупках, срок на возврат бракованного товара в интернет магазин исчисляется с того момента, когда покупатель фактически получил товар. То есть, если Вы заказали в интернет магазине, например, электрическую духовку 15 сентября, а почтой получили ее 25 сентября, то срок начинает исчисляться со следующего дня, который наступает после дня получения товара - с 26 сентября. Длится такой срок 14 дней - до 9 октября включительно. Протокол обращает внимание, что договором или на сайте, например в разделе “условия возврата” или “инструкция по возврату”, может быть указано, что вернуть товар можно только через посылку его обратно почтой. В таком случае все затраты связанные с возвращением товара возлагаются на продавца, в том числе и стоимость обратной доставки. Важным условием для возврата есть его неизменное состояние. То есть, если вещь была в использовании потребителя или нанесено любые повреждения на нее, то, в таком случае, покупатель не может отказаться от договора и вернуть вещь (если же на вещь распространяется гарантийный срок, и вещь сломалась не с вины покупателя, то ее можно вернуть). Кроме того, важно отметить, что потребитель при получении товара на почте или при принятии его у курьера, должен детально осмотреть предмет покупки. Так, как на практике, после принятия таким способом товара, покупателю сложно вернуть товар, потому, что очень трудно доказать что обнаружен дефект возник не с вины потребителя, а с вины продавца (особенно, если этот дефект не есть скрытым, а покупатель, в связи с невнимательностью не увидел его сразу или же в связи с доверием даже не распаковывал товар). Но все же, компании, которые заботятся о своей репутации, почти всегда идут навстречу своим клиентам и удовлетворяют требования о замене товара или возврате, если они обоснованы.

На продавца возлагается обязанность, в течение 30 дней, с дня получения требования покупателя о возврате товара в интернет-магазин, вернуть деньги потребителю, а он, в свою очередь, может до момента перечисления денег, хранить товар у себя.

Как вернуть деньги за товар

В случае возврата товара при вышеуказанных обстоятельствах, продавец обязан вернуть деньги за него в день расторжения договора (день, когда товар возвращается) или иной другой срок, о котором договорились стороны, но не позже чем через 7 дней. Важно обратить внимание, что деньги обязаны возмещать таким же способом как и осуществлялась оплата. Например, если покупатель платил наличными в магазине, то ему так и наличкой должны возвращать, только подписав при этом подтверждающую квитанцию о возврате.

Возврат на карту сроки. Если, например, была оплата в интернет-магазине банковской картой, то будет осуществлено возврат денег за товар на карточку покупателя в течении 30 дней (так как разные виды сделок, то и сроки разные: не более 7 дней при покупке товара в обычном магазине; и не более 30 дней при покупке товара в интернете). Также важно, что если осуществлялся расчет карточкой через интернет, то в сроки возврата на карту нужно учитывать время банковской транзакции и время на перечисления средств. За несвоевременную выплату, на продавца возлагается ответственность в виде уплаты 1% стоимости продукции за каждый просроченный день.

Для возврата денег покупателю нужно обратится с заявлением к продавцу или производителю. Для того, чтобы вернуть деньги за товар купленный в интернет магазине, потребителю необходимо обратиться к администрации компании-продавца (обычно их контакты указаны на сайте). Образец заявления на возврат товара и возмещения денег , как правило, есть у продавца и он обязан его предоставить.

Что делать если не вернули деньги за товар?

Одной из неприятностей, которые встречаются в жизни, вследствие оплаты картой в интернете до момента отправки товара, есть не отправление его вообще или же еще одна неприятная ситуация это когда при возврате товара деньги не возвращают. В таких случаях покупателю неоходимо обратится в свой банк с заявлением провести возврат уплаченных денег и с требованием провести расследование. Если же банк отказывается возвращать деньги нужно обращаться к правоохранительным органам.

Если Вам при возврате товара все же не возвращают в срок деньги, или другим образом нарушают Ваши права как потребителя, то обращайтесь в суд. Протокол отмечает, что за подачу такого иска, согласно ч. 3 ст. 22 вышеупомянутого в консультации Закона, истцы освобождаются от уплаты судебного сбора.

Товары, которые нельзя вернуть или обменять

Кабинетом министров утвержден Перечень товаров, надлежащего качества которые нельзя обменять или вернуть вообще, независимо от того были они или нет в пользовании покупателя. Этот перечень предусмотрен в приложении №3 Постановления Кабмина №172 от 19 марта 1994 года. К таким товарам относится продукты, лекарства, личные и некоторые детские вещи и другие. Суть такого ограничения заключается в том, что государство заботится не только об одном покупателе, а и о других возможных потенциальных потребителей товара, какой возвращают, которым бы было не гигиенично и не приятно использовать вещи личного пользования после возвращения их кем-нибудь другим (например зубную щетку, белье, бритву или расческу и прочее). Со всем списком таких товаров можно ознакомится на фото ниже.

Protocol обращает внимание на то, что выше обозначены товары не можно вернуть если они качественные. Если же Вы купили что-то с этих товаров с дефектом или простроченное, то в течении 14 дней имеете полное право обмена или возвращения товара/продукта в магазин.

Потеряли чек: что делать

Одной из хороших привычек людей есть бережное отношение к различным документам, выдаваемых вместе с приобретением товара, в том числе гарантийных талонов, товарных или кассовых чеков.

Закон о возврате товаров, в частности статья 9, требует от покупателя при возврате товара наличия расчетного документа. Приказом Министерства финансов от 14.06.2016 № 547 “Об утверждении порядков по регистрации регистраторов расчетных операций и книг учета расчетных операций” обозначено, что расчетный документ - документ установленной формы и содержания (кассовый чек, товарный чек, расчетная квитанция, проездной документ и т.п.), подтверждающий факт продажи (возврата) товаров, предоставления услуг, получения (возврата) средств.

В жизни часто происходят случаи, когда покупатели или не берут чеки или теряют их. Но даже несмотря на это, есть несколько возможностей как вернуть товар в магазин в случае потери чека. Для этого, потребителю нужно обратится к руководству магазина с заявлениям о выдаче копии товарного чека за необходимую дату и время. Так как на магазинов с расчетно-кассовыми аппаратами возлагается обязанность хранить чеки о проданных товарах и проведенных операциях в течение трех лет. Если же в таком порядке истребовать расчетный документ не удалось (администрация отказала или вообще не отреагировала на обращение), то нужно пытаться искать другие доказательства того, что покупали товар именно в этом магазине (ими могут быть видео с камеры наблюдения, этикетки к товару которые указывают на принадлежность вещи к определенному магазину и другое), которые уже нужно будет предоставлять в суде.

Автор консультации: Колотуха Катерина Анатоліївна

Источник: юридический ресурс Протокол

791
Просмотров
0
Комментариев
Оставьте Ваш комментарий:

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для добавления комментария.


1
Популярные судебные решения
Популярные события
ЕСПЧ