19.02.2017 | Автор: МАРМАЕР ГРУП
Задати питання автору
Приєднуйтесь до нас в соціальних мережах: telegram viber youtube

Практические советы по изучению конкурентов

Конкурентная разведка в интернете: источники поиска необходимой информации в сети Интернет

Информация об интересующей организации может быть частично получена:

— собственный сайт организации (история организации, его реквизиты, руководство, перечень предоставляемых услуг или — производимой продукции, перспективные планы),
— сайт региональной Торгово-промышленной палаты,
— сайты областной и городской администрации;

Информация об акциях организации может быть получена на сайтах

— комиссии по ценным бумагам,
— информационных и консалтинговых компаний,
— средств массовой информации, исследующих экономические проблемы

Информация о балансе организации, а также о задолженности в бюджет может быть получена на сайте местного отделения ГНС.

— информация о компаниях, работающих с ценными бумагами
— организации, может быть получена с сайтов объявлений о продаже
— акций и векселей.

Инвестиционная информация может быть получена:

— на сайте областной Администрации.
— на сайтах консалтинговых агентств.

Информация о перспективах развития, а также аналитические обзоры в динамике всей отрасти может быть получена на:

— сайтах отраслевых журналов
— сайтах местных СМИ.

Персональная информация о руководстве организации может быть получена на сайтах:

— местных и центральных СМИ
— местных органов власти.

Компрометирующие материалы могут быть получены на:

— сайтах местных и центральных СМИ,
— специальных сайтах, специализирующихся на компроматах.

Результат пошуку зображень за запитом "Практические советы по изучению конкурентов"

Пользуйтесь консультацией: Проверка контрагентов и партнеров

Схема сбора информации с официального сайта компании

1. Проанализировать всю информацию, опубликованную на официальном сайте, и получить на основе ее выводы о деятельности компании; используйте операторы запросов поисковых систем Яндекс и Google inurl: Intitle: site: filetype: lang:

2. Проанализировать всю информацию, опубликованную на официальном сайте, на предмет конфиденциальности (как правило, опубликование конфиденциальной информации на сайте чаще всего происходит в компании, где информационное наполнение сайта возложено на технический персонал, который редко придает значение вопросам ограничения распространения конфиденциальной информации, считая, что чем больше её выложено на сайте, тем лучше), например, выкладывают списки партнеров/заказчиков с указанием их контактной информации;

3. Попытаться получить конфиденциальную информацию через “форму обратной связи”. Любой сайт предоставляет инструменты для организации обратной связи между его посетителями и компанией. На данный момент наиболее распространенными являются размещение на страницах Интернет–ресурса электронных адресов персонала компании или возможность отправить в компанию письмо прямо с сайта.

4. Можно попробовать отправить письмо от посетителя сайта и любезно просить уточнить потребительские характеристики какого-нибудь интересующего товара. В дальнейшем, получив ответ, можно отправить еще одно сообщение с просьбой более детально расписать техническую сторону товара и этапы его производства. Все это мотивировать как “аргументы для дальнейшей работы с компанией”. Таким образом можно попытаться получить конфиденциальную информацию. Чтобы подобные вещи не случились в Вашей компании, желательно, чтобы все электронные письма приходили на один почтовый ящик, обработку и отправление корреспонденции желательно поручить одному человеку, знающему какую информацию можно, а какую нельзя отправлять потенциальным заказчикам.

5. По вакансиям и требованиям к соискателям вакансий можно получить информацию о том, чем планирует заниматься компания (например, если банку требуется специалист по пластиковым картам, можно сделать вывод о том, что в ближайшее время данный банк выйдет на рынок с пластиковыми картами);

6. Конкурентная разведка в открытых источниках: новостей и пресс-релизов компании, сбор и анализ этой информации может позволить определить стратегические направления развития компании, понять, куда двигается в развитии компания, чего хочет достичь, чему уделяет больше внимания и что является для компании главным. Чтобы подобное не случилось с компанией, желательно важную новостную информацию дополнять освещением других, незначительных сторон деятельности компании. Также никогда не выкладывайте на сайт новости, которые описывают события в ближайшем будущем. Всегда описывайте факты, которые уже прошли.

7. С официального сайта компании можно получить информацию о корпоративной политике, о рабочем дне компании, фамилии и должности сотрудников, проанализировать раздел «партнеры», «региональные офисы», «дочерние предприятия».
Информация из этих разделов может быть использована в атаках social engineering, т.к. люди в центральном офисе или компании обычно не знают сотрудников удаленных офисов, что позволяет злоумышленникам маскироваться и выпытывать различную конфиденциальную информацию.

8. В случае, если компания имеет региональные представительства, с высокой долей вероятности все эти территории объединены в единую корпоративную сеть. При этом с удаленными филиалами устанавливаются доверенные отношения и требования по контролю доступа из этих офисов существенно ниже, чем при аналогичном доступе, но из Internet. Поэтому обычно пытаются взломать сервер удаленного офиса и уже из него атаковать головную контору.

9. Конкурентная разведка в интернете: проанализировать рейтинговые системы и каталоги интернет– ресурсов компании. Для получения таких данных используются специализированные платформы (SERPSTAT). По показателям платформы можно увидеть наиболее посещаемые страницы и разделы сайта. Если на них размещена информация о продуктах или описание услуг, то становится ясно, на чем именно фокусируют свое внимание посетители. Данная информация позволит уделить в своей работе больше внимания товарам и услугам, которые интересны посетителям, и увеличить объемы своих продаж.

10. Конкурентная разведка в социальных сетях: изучение профилей Linkedin, Facebook ітд

11. Социальная инженерия (social engineering) и конкурентная разведка

Кроме того, с помощью платформы, можно:

— получить информацию о регионах, которые интересуются тем или иным продуктом, т.е. дать возможность получить карту распределения заинтересованности посетителей ресурса по регионам

— можно перехватить потенциальных заказчиков/партнеров, как только они проявят интерес к сайту вашего конкурента.
— провести анализ поведения посетителей сайта. Статистика посещения сайта позволяет просматривать переходы посетителей по страницам, что дает возможность изучения их мотивации, выявление причин принятия ими того или иного решения.
— также можно получить статистику посещаемости и поведения, а значит объем продаж, доход и иную коммерческую информацию.

   Результат пошуку зображень за запитом "Практические советы по изучению конкурентов"

Користуйтесь консультацією: «Як вигнати учасника з ТОВ (товариство з обмеженою відповідальністю)?»

Алгоритм сбора и анализа информации о конкурентах

Зная сильные и слабые стороны конкурентов, можно оценить их потенциал и цели, настоящую и будущую стратегию.
Таким образом, можно увеличить собственные преимущества в конкурентной борьбе за счет концентрации собственных лучших сторон против слабых мест соперников. Сделать это возможно лишь при наличии хорошо отлаженной системы сбора и использования информации о конкурентах.

Анализ конкурентов начинается с ответа на следующие вопросы:

— Сколько у вас конкурентов на вашем основном рынке?
— Какие виды предприятий имеют ваши конкуренты (малые,средние, крупные)?
— Кто является вашим основным конкурентом?
— Какую долю на вашем основном рынке имеют в совокупности три крупнейших конкурента?
— Особенности товаров ваших основных конкурентов (повышенное качество, низкая цена и т. д.).

Конкурентная разведка: классификация и методика исследования.

Активные и потенциальные конкуренты:

— активные конкуренты — это фирмы, которые в прошлом и настоящем являлись и являются таковыми;
— потенциальные соперники — поставщики, которые своей
деятельностью увеличивают число клиентов на прежних рынках;
— оптовые покупатели и посредническо-сбытовые организации, которые также выступают на рынке;
— существующие фирмы, которые расширяют ассортимент или применяют новую технологию, совершенствуют продукцию для того, чтобы лучше удовлетворять покупателя и в результате стать прямыми конкурентами;
— новые фирмы, вступающие в конкурентную борьбу.

Для оценки стратегии конкурентов необходимо определить их слабые и сильные стороны. При этом изучаются следующие факторы:

— продукт и производственная политика (качество, широта ассортимента, основные и дополнительные эффекты от развития продукта);
— организация каналов сбыта;
— возможности маркетинга (применяемый инструментарий);
— производственный потенциал (технические «ноу-хау», гибкость производственных структур);
— потенциал роста производительности;

— финансовая ситуация (собственный капитал, заемный капитал, ликвидность, себестоимость и т.д.);
— НИОКР (характеристика затрат, главные направления);
— обеспечение энергией и сырьем;
— местоположение;
— система управления, качество руководящих кадров;
— внутренний облик и внешний имидж фирмы, культура производства и т.д.

Такой анализ позволяет правильно реагировать на специфические особенности стратегии конкурентов.
Определение предполагаемой стратегии конкурентов начинается с поиска ответов на следующие вопросы:

— Какие производственные и финансовые цели преследует конкурент и на какой период?
— Как можно оценить риск соперника?
— Какими методами и по каким критериям формируется стратегия и как осуществляется программа действий?
— Какой системой мотивации и контроля обладает конкурент?
— Каковы экономические показатели конкурентов в настоящее время?
— Пользуются ли руководящие кадры уважением?
— Какие интересы движут ими и какую готовность к риску они проявляют?

Для составления и пополнения банка данных о конкурентах предлагается использовать «Учетную карточку конкурента»:

— Полное наименование Конкурента
— Юридический адрес.
— Местоположение.

— Правовой статус.
— Форма собственности (наличный капитал).
— Число сотрудников.
— Оборот.

— Прибыль.
— Проценты.
— Доход от инвестиций.
— Председатель.
— Год основания.
— Участие в капитале других предприятий (вид, объем).

Конкурент является:

— ведущим в отрасли;
— важнейшим соперником (> 15% рынка);
— одним из многих;
— незначительным.

Деловая активность конкурента:

— расширяется;
— остается на прежнем уровне;
— снижается.

Конкурент считается:

— активным, агрессивным;
— консервативным;
— прочие характеристики.

Рынки (регионы):

— внутри страны,
— зарубежные,
— экспортируемая продукция. Исследования и разработки (НИОКР):
— новая продукция за последние пять лет (доля в обороте),
— новые способы производства

— затраты на НИОКР (в % к обороту). Кадры (развитие за последние пять лет):
— число сотрудников,
— расходы на персонал,
— фонд заработной платы. Организация:
— организационная структура,
— система управления.

Как можно описать философию фирмы и основные цели конкурента? Какой ассортимент продукции он предлагает (и под какой маркой)?

Цели и стратегия:

— в прошлом,
— в настоящее время,
— в будущем.

Сильные и слабые стороны:

— в маркетинге,
— в производстве,
— в НИОКР,
— в управлении.

На что ориентирована система реализации у конкурента (на регион, на клиента, на вид товара, смешанная)?
У каких групп потребителей конкурент имеет лучшие (+), такие же (0) или
худшие (—), чем у вашей фирмы, результаты, почему?

Цены продаж в сравнении с вашей фирмой (выше, одинаковые, ниже). Как реагирует соперник (нерешительно/нормально/очень быстро):

— на введение нового продукта
— на изменение поставляемой продукции
— на изменение цен
— на мероприятия по рекламе

Результат пошуку зображень за запитом "Практические советы по изучению конкурентов"

Читайте статью: Как бизнесу доказывать реальность проведенной хозяйственной операции в 2017 году

Как изменились цены на важнейшие товары конкурента в последние два года в сравнении с вашими товарами (отдельно по каждому товару: снизились, одинаковые, повысились)?

Какие условия предоставляет конкурент (как они велики):

— пролонгированный срок платежей;
— скидка с количества;
— комиссионные посреднику;
— скидка при платеже наличными или до срока (скидки «сконто»);
— скидки прочие.

Конкурентная разведка в действии, какие уступки делает конкурент своим покупателям:

— бесплатный сервис;
— увеличение гарантийного срока;
— снижение цен на демонстрируемые товары;
— скидка на ярмарке;
— внедрение на рынке продукта по заниженной цене;
— обучение сотрудников;
— участие в затратах на рекламу;
— принятие на себя затрат на продвижение товара;
— затраты на содержание склада, прочие.

Проводит ли конкурент в сфере сбыта агрессивную ценовую политику (да, нет)? Сотрудники службы сбыта конкурента посещают (в сравнении с вашей фирмой): больше (+), одинаковое число (0), меньше потребителей (-)

Конкурентная разведка и заключительная оценка конкурента.

Сбор информации о конкурентах может осуществляться силами работников службы сбыта, которые регулярно должны составлять отчеты по составленным специально формам. Этим работникам необходимо разъяснить смысл, значение и важность данной работы, обучить их по специальной программе, привлечь их внимание к возможности приобретения информации во время переговоров о продаже. Конкурентная разведка: необходимо ввести в практику стимулирование своих сотрудников за то, чтобы они не избегали представителей конкурирующей фирмы, а искали с ними контакта. Кроме вопросов, указанных выше, в формулярах для ваших сотрудников могут быть включены дополнительно следующие вопросы.

1. Каких важных заказов лишилась в последнее время фирма и какие конкуренты их получили?

2. Какие действия по стимулированию продаж предпринимает конкурент:

— рассылка проб и образцов;
— обучение продавцов обращению с данным товаром;
— привлечение внимания покупателя к низким ценам;
— субсидии на рекламу в торговле;
— оплата расходов по расстановке товаров в магазинах;
— рекламные мероприятия для потребителей;
— оформление витрин магазинов и торговых залов.

3. Какие средства рекламы использует конкурирующая фирма:

— кинорекламу;
— телерекламу;
— рекламу по радио (местному/региональному/национальному);
— рекламу в специализированных журналах;
— рекламу в ежедневных газетах, журналах;
— рекламные плакаты, прочее.

4. Какую работу проводит конкурент с общественностью?
5. Как вы наблюдаете за конкурентом и какую информацию о нем имеете:

— в ходе ярмарок;
— по публикациям;
— наблюдение за общей деятельностью;
— изучение статистических данных;
— собственная экспертиза продукции конкурента;
— изучение рекламных материалов конкурента.

6. Стратегия продаж и аргументация сотрудников конкурента.
7. Беседовали ли вы с бывшими сотрудниками конкурента?

Полученная таким образом информация накапливается, обновляется, анализируется и служит поводом для принятия тактических и стратегических управленческих решений.

Конкурентная разведка с использованием рекламных кампаний конкурента

1. Как и в обычной разведке, 80% информации о готовящихся на рынке рекламных кампаниях можно получить из открытых источников.

Рекламные перехваты пока нетипичны для нашего рынка, поэтому компании не считают нужным ограничивать распространение информации о своей рекламе. Многие, не стесняясь, рассказывают о планах в деловой прессе.

Рекламные агентства, обслуживающие конкурентов, публикуют новости на своих сайтах. В профессиональных интернет-сообществах рекламисты обмениваются впечатлениями по поводу рекламы, находящейся в работе. Наконец, утечка рекламной информации нередко происходит через прессу и специализированные интернет-сайты.

Так, первые эскизы ребрэндинга «__________» появились на сайте __________.com больше чем за две недели до того, как «_______________» официально представил новую концепцию брэнда.

Второй очевидный источник сведений-рекламные агентства, работающие с конкурентом. Как правило, рекламисты декларируют полную конфиденциальность информации и боятся и шагу ступить без согласования с заказчиком. На деле в разработке креатива участвует слишком много людей, и контролировать утечку очень трудно.

2. «Чтобы купить креатив, не надо покупать креативного директора за несколько тысяч долларов, — пояснил свою технологию разведки маркетолог крупной компании. — Достаточно попросить секретаршу рекламного агентства за $300 сделать ксерокопию трех страничек».

Результат пошуку зображень за запитом "Практические советы по изучению конкурентов"

Користуйтесь консультацією: Інструкція: як самостійно ліквідувати ФОП

Дистрибуторы и розничные партнеры — бесплатный и достаточно простой канал получения информации. Любая масштабная акция вызывает всплеск продаж.

Зачастую сведения о том, что запланирована масштабная кампания, становятся дополнительным аргументом при
«вхождении» в дистрибуцию новых брэндов. В этом случае утечка информации наиболее вероятна: производители в такой ситуации склонны в красках расписывать величие своей стратегии.

К примеру, более чем за неделю до официальной презентации стало известно о планах Nestle выйти на рынок питьевой воды с одним из своих глобальных брэндов. Главным источником информации послужили именно дистрибуторские компании, которым Nestle Waters презентовала марку Pure Life.

3. Если ни один из вышеперечисленных способов не принес результата, последней надеждой могут стать предприятия, не участвующие в создании креатива, а производящие и распространяющие рекламу.

Чем больше и мощнее промокампания, тем длиннее промежуток между началом ее подготовки и общенациональным стартом. Обычно доступ к креативу получает такое количество людей, что утечка почти неизбежна.

И наконец, достаточно надежный способ получить необходимые разведданные о новых товарах или услугах — купить специалиста конкурирующей компании (имеется в виду хедхантинг, а не вербовка). Сфера применения этого способа ограничена: не всегда компании готовы принимать на работу специалиста только потому, что он обладает важными тактическими сведениями.

Как правило, руководство надеется, что пришелец приживется на новом месте, а это заставляет относиться к источнику как к полноценному соискателю вакансии. Покупка специалиста
— палка о двух концах. Вполне возможно, приобретенный в целях конкурентной разведки сотрудник сам пришел на разведку и, обогащенный новыми знаниями, вернется вновь в родную компанию.

Использование агентурных источников при сборе информации о конкурентах

Конкурентная разведка: аналитическая, техническая и агентурная.

Агентурная Конкурентная разведка предполагает работу с людьми. И помимо того, что это, на мой взгляд, самое трудное, это еще и самое творческое, живое и увлекательное занятие. Если знать, как к нему грамотно подойти. Не всегда сотрудники «сливают» информацию осознанно, за деньги. Хороший агент может провести беседу с человеком так, что тот и не будет подозревать, что только что практически всадил нож в спину своего начальника.

Конкурентная разведка: варианты добывания информации о конкуренте:

– добровольное или принудительное сотрудничество – то есть вербовка агентов в компании конкурента;
– выведывание информации (наблюдение, проникновение, подключение к каналам связи, в том числе и перехват) – то есть внедрение собственного агента в компанию-конкурента;
– смешанный вариант.

Кандидата на вербовку следует искать среди, так называемых:

– «ущербных» (их, как им кажется, не оценили по достоинству, у них масса всяческих комплексов, затаенная обида на всех и вся, низменные привычки и пристрастия);
– «корыстных» (деньги и личная выгода стоят во главе угла);
– «идеологов-мечтателей» (живут «во благо идеи», все равно какой, лишь бы исполнить свой гражданский долг «служить отечеству», верят в любую красивую историю, которая удовлетворяет их нереальные мечты и стремления);
– «авантюристов» (идут на все ради риска, «любят приключения»);
– «пугливых» (боятся за себя и близких, не могут противостоять
угрозам, шантажу) – в случае, если идет принудительная вербовка;
– «мстителей» (непреодолимая нереализованная жажда мести, зависти, неприязни);

– «религиозников» и «националистов» (работают в компании, руководители которой «иноверцы» или «иностранцы», которых они не выносят, но вынуждены у них работать в силу обстоятельств);
– «тщеславных» (желают произвести особенное впечатление, показать свою осведомленность «во всем», мнят себя «героями», стремятся самоутвердиться, повысить свою самооценку);
– «расчетливых» (живут по принципу «ты мне – я тебе»).

На начальной стадии на потенциального информатора собирается досье – выясняются:

– психологические (личностные) качества объекта,
– его материальное и семейное положение,
– определяется, насколько велики способности (и возможности) вербуемого добывать информацию,
– по возможности, собирается компрометирующий материал.

Важно, используя накопленные о потенциальном информаторе сведения, своевременно определить, какой метод вербовки следует применить. Первые контакты могут происходить как на дружеской или корпоративной вечеринке, так и на профильных конференциях, семинарах, курсах повышения квалификации. Здесь хорошо срабатывает принцип «хронотопа», синдром «случайного попутчика», когда человек проявляет повышенное доверие в некое время и в определенном месте, начинает беззаботно «болтать».

Удачный личный контакт, симпатия потенциального информатора к агенту дают возможность для непосредственно вербовочной беседы, которая, в зависимости от мастерства агента и внешних обстоятельств, может произойти сразу же, но чаще всего должно пройти время, иногда процесс затягивается надолго.
Спешить нельзя, при личном контакте следует перепроверить информацию, выбрать наилучший способ воздействия, понять, насколько человек поддается влиянию. Один неверный шаг – и все предыдущие наработки будут потеряны.

При вербовочной беседе (а она должна состояться в «нужный момент», только после того, как «кандидат готов», то есть агент получил его расположение, завоевал доверие и знает его «биографию», при чем рассказанную «кандидатом» лично) потенциальный информатор должен быть максимально спокоен, расслаблен, чувствовать себя «в своей тарелке». Как перейти к вербовочному предложению?

Это может быть и прямолинейное предложение, и угроза с предъявлением компрометирующих документов или при задержании по подозрению в совершении правонарушения (требуется помощь правоохранительных органов), и ненавязчивая беседа, в ходе которой агент, апеллируя к той или иной «слабости» кандидата, «неожиданно» задает наводящие вопросы, в ходе которых «кандидат», «заглотив наживку», сам предлагает свои услуги или, соглашаясь с разумными доводами агента, соглашается их выполнить. Агент может предложить коммерческое сотрудничество, работу по совместительству, помочь реализовать «творческие планы», попросить оказать «дружескую» услугу, пообещать ввести информатора в «элитарные круги» (то есть структуру, к которой информатор страстно желает быть причастен).

Далее агент задает вопросы, касающиеся не непосредственно действий информатора, а обстоятельств места, времени и способах действия, тем самым, проверяя, насколько потенциальный информатор готов к выполнению своей работы, как четко он понимает задачу. Правда, нередко бывает и так, что кандидат, в силу определенных психофизиологических особенностей вообще не догадывается, что его используют. Идеальный вариант, но особо рассчитывать на него не стоит.

Следующий шаг – объяснение информатору важности сохранения в тайне факта его вербовки. Угроза, игра на «идеалах» или «золотая монета»? Как вы будете это делать, разумеется, зависит от того, на какой крючок вы
«зацепили» вашего агента.

Очень важный момент. Как бы ни был отвратителен вам кандидат, а в большинстве случаев, как сказал один мой знакомый, а я, цитируя его, заранее прошу прощение за грубость, «приходится работать «с таким дерьмом, что хоть в петлю лезь», необходимо продумать, как минимизировать ущерб, который информатор может причинить себе посредством сотрудничества с вами.

Завербовав информатора, вы можете использовать его для:

– разового или систематического мониторинга финансово-экономического состоянии изучаемого «объекта»;
– разовой или систематической порчи, хищения или уничтожения имущества, оборудования, электронной и бумажной документации;

– бора сведений компрометирующего и иного характера об объекте,
руководителях, владельцах, сотрудниках;
– передачи дезинформационных сведений руководящим лицам объекта.

Хотя метод сбора разведывательной информации с помощью агентов является одним из основных методов разведывательной деятельности, существует и множество других методов, часть из которых мы рассмотрим далее.

  Результат пошуку зображень за запитом "Практические советы по изучению конкурентов"

Пользуйтесь консультацией: Защита при проверке: алгоритм действий

Методы сбора, анализа и оценки информации о конкуренте

Конкурентная разведка: основные методы поиска (сбора), анализа и оценки информации*:

1. Негласные, в том числе зашифрованные (без указания реальной цели)
опросы либо беседы с потенциальными источниками информации;
2. Проведение установок по месту функционирования субъекта хозяйствования либо по месту жительства разрабатываемого лица (осуществляется путем зашифрованного посещения (например, под видом потенциального покупателя), где в ходе непосредственного визуального наблюдения, бесед, изучения документов (типовых договоров, прайсов прочее) устанавливаются сведения коммерческого и личного характера;

3. Негласное визуальное наблюдение за помещениями офисов, разрабатываемыми лицами;
4. Использования специальных технических средств прослушивания помещений, негласное снятие информации с каналов связи, офисной и компьютерной техники прочее;
5. Так называемые “оперативные закупки” товаров, предоставляемых услуг;
6. Проведение анкетирования сотрудников фирмы под видом маркетинговых исследований;

7. Привлечение к негласному сотрудничеству (вербовка) сотрудников фирмы либо внедрение своего источника информации (как правило, к такому сотрудничеству привлекаются лица имеющие доступ к конфиденциальной информации (административный аппарат, бухгалтерия, учетные работники), но также может быть использован и технический персонал – например уборщица, которая, имея доступ в служебные помещения офиса ознакамливается с документами, деловыми бумагами, оставленными на рабочих местах, изучает так называемый “мусор” — черновики, записки прочее;

8. Мониторинг СМИ, Интернет, позволяющий получить различную информацию, начиная от выпускаемой либо реализуемой продукции, до вакансий на разрабатываемом предприятии;

9. Проведение мероприятий методом так называемого “личного сыска” — т.е. комплекса мероприятий (опрос, наблюдение, негласный осмотр) в местах функционирования субъекта, реализации его продукции, при проведении выставок, конференций, семинаров прочее).

*Следует отметить, что перед использованием указанных методов необходимо определиться в целесообразности их использования с точки зрения законности. В то же время, 90% информации, представляющей интерес, получается непосредственно путем негласного визуального наблюдения и с помощью специальных технических средств.

Профессионально осуществлять указанные мероприятия могут лишь специалисты, имеющие определенные навыки, соответствующий уровень технической подготовки и владеющие приемами конспирации. Самостоятельное использование названных методов может привести к расшифровке проводимой разработки с последующим конфликтом с трудно прогнозируемыми последствиями.

Конкурентная разведка и анализ полученной информации: в первую очередь устанавливают ее полноту и степень ее достоверности; из каких источников она получена; не является ли она дезинформацией. Оценивая достоверную и полную информацию, намечаются пути ее дальнейшего использования (реализации).

Основные направления реализации информации о конкуренте

Дальнейшая реализация полученной информации осуществляется исходя из поставленных перед конкурентной разведкой целей. Цели, как мы отметили ранее, могут быть различными: от выявления некредитоспособных партнеров и неблагонадежных сотрудников до компрометации и подрыва делового имиджа конкурента.

Соответственно основными направлениями реализации полученной информации могут быть:

1. Ограничение функционирования конкурента на рынке, дестабилизация его деятельности, снижение уровня рентабельности прочее;

2. Компрометация и дискредитация субъекта хозяйствования перед

– органами власти и управления,
– общественными организациями,
– деловыми партнерами, контрагентами,
– сотрудничающими структурами,
– банками, фондами, и т.д.;

3. Подрыв имиджа и деловой репутации, создание негативного общественного мнения деловых кругов относительно конкурента посредством использования возможностей средств массовой информации;

4. Использование компрометирующей либо иной информации о фактах правонарушений конкурента для негласного и зашифрованного инициирования проверок контролирующих либо правоохранительных органов (например, установление факта несоответствия юридического и фактического адресов фирмы, является основанием для проведения внеплановой проверки и отмены государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности).

5. Использование полученной информации для решения вопросов в порядке гражданского либо уголовного судопроизводства, обеспечения исков при рассмотрении дел в судах, при исполнительном производстве и т.д.

Конкурентная разведка: вопросы законодательного урегулирования

1. Следует помнить, что осуществление мероприятий по обеспечению безопасности бизнеса зачастую может быть воспринято как проведение оперативно-розыскной деятельности, проводить которую, согласно Закона Украины “Об оперативно-розыскной деятельности” от 18.02.1992 г. (ВВС, 1992, №22, ст.303) с соответствующими изменениями и дополнениями могут лишь субъекты, указанные в ст. 5 данного Закона.

2. При этом перечень субъектов есть исчерпывающим, а проводить оперативно-розыскную деятельность другими юридическим и физическим лицам в настоящее время (до принятия Закона о детективной деятельности) запрещается. Е

сть некоторые возможности, связанные со статусом журналиста и адвоката, но они малоприменимы в данной ситуации.
Кроме того, действующим Уголовным кодексом Украины предусмотрено уголовную ответственность за незаконный сбор с целью использования или использование сведений, составляющих коммерческую тайну (ст. 231 УК Украины), а также за разглашение коммерческой тайны (ст. 232 УК Украины).

3. Уголовная ответственность также предусмотрена за незаконное использование специальных технических средств негласного получения информации (ст. 359 УК Украины), нарушение тайны переписки, телефонных разговоров, телеграфной или иной корреспонденции, которые передаются средствами связи или через компьютер (ст. 163 УК Украины), нарушение неприкосновенности частной жизни, в частности путем незаконного сбора конфиденциальной информации о лице без согласия последнего (ст. 182 УК Украины), незаконное вмешательство в работу электронно-вычислительных машин (компьютеров), систем и компьютерных сетей (ст. 361 УК Украины), хищение компьютерной информации (ст. 362 УК Украины).

4. Учитывая вышеизложенное, в условиях законодательного вакуума относительно частной сыскной деятельности и отсутствия законодательного урегулирования в вопросах обеспечения безопасности бизнеса коммерческих структур, перед проведением каких либо мероприятий, рекомендуется вспомнить фразу незабвенного Остапа Бендера, — “Уголовный кодекс надо чтить”.

Источник: Marmaer

1
Подобається
Оставьте Ваш комментарий:

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для добавления комментария.


Популярні судові рішення