7
3
4704
Условия работы судов и участников процесса во время карантина сделали необходимыми «дистанционные» методы коммуникации. Это общеизвестно и понятно, в результате чего появились рекомендации Высшего совета правосудия от 20.03.2020г., в числе прочего, в них идёт речь о «переходе судов на обработку электронной корреспонденции». Также в очередной раз активизировались усилия (или разговоры?) о запуске в полноценном режиме Единой судебной информационно-телекоммуникационной системы (ЕСИТС), которая уже довольно давно работает в режиме тестовом. Я зарегистрировался в ней некоторое время назад (задолго до карантина), даже пытался пользоваться, более того – разработал несколько «авторских» шаблонов процессуальных документов. В то же время, в период карантина неоднократно использовал обычную электронную почту для коммуникации с судами. Поэтому изложу своё видение ситуации, с точки зрения практикующего адвоката и компьютерного пользователя (не особенно продвинутого).
Итак, проблемы ЕСИТС в существующем виде (даже если отбросить то, что она не всегда корректно работает, может «зависать» и т.п.):
Это моё видение основных проблем (перечень не исключительный, я о проблемах «концептуальных». Возможно, читатели смогут добавить свои замечания.
Именно в силу того, что доступа к делам, в которых уже давно участвую, через ЕСИТС нет, - дела рассматриваются в судах в обычной «бумажной» форме, - в ряде случаев ходатайства (в том числе о переносе дел в связи с карантином либо иными причинами) был вынужден подавать по обычной электронной почте.
Здесь возникают две проблемы.
Во-первых, отсутствие не только юридически значимого, а вообще какого бы то ни было подтверждения получения судом электронной корреспонденции. То есть, получается отправка письма «на деревню дедушке». (А посещать почтовое отделение для отправки обычного заказного письма – и не очень хорошо с точки зрения эпидемиологической, и часто письмо нужно отправить срочно, оно просто не успеет дойти.)
Во-вторых – работа сотрудников канцелярий судов. Некоторые из них вообще не регистрируют электронную корреспонденцию. Некоторые требуют в обязательном порядке наличия электронной цифровой подписи. Некоторые не могут проверить ЭЦП, когда она есть, и, наоборот, просят в ответном письме прислать файл без ЭЦП. Потом приходится искать телефоны сотрудников суда (секретаря судебного заседания или помощника судьи) с тем, чтобы удостовериться, что письмо вообще к ним попало из канцелярии. Как, вероятно, понимает читатель, это всё – вообще не адвокатская работа, по большому счёту, но отнимает много времени и энергии. Между тем, всех этих проблем просто не должно возникать. В итоге пришёл к тому, что, посылая такие электронные письма, вынужден: 1) создать соответствующий документ в бумажном и подписанном от руки виде; 2) отсканировать его, чтобы он был в формате .pdf; 3) подписать этот файл ЭЦП; 4) отправить в суд электронное письмо, к которому приложены два файла формата .pdf – один подписанный ЭЦП, другой – нет, чтобы в любом случае сотрудники канцелярии суда смогли его прочитать, но уверенности в том, что документ попадёт по назначению, в такой ситуации всё равно никогда нет. Эта ситуация может быть описана только одним выражением: «танцы с бубнами».
Вся эта ситуация, по сути, делает невозможной нормальную электронную коммуникацию участников процесса с судами.
Ниже изложу, как я вижу нормальную организацию такого взаимодействия. Вижу, повторюсь, с точки зрения обычного интернет-пользователя и практикующего адвоката, но, по моему мнению, организовать это будет значительно проще, нежели «допиливать» в существующем виде ЕСИТС. Кроме того, такое взаимодействие может быть организовано практически при любой аппаратной базе пользователей. Для этого не потребуется и изменений процессуального закона, по сути дела, изменить придётся только положение, регулирующее деятельность ЕСИТС.
Итак, ЕСИТС в существующем виде, основанная на шаблонах, не нужна. Нужна форма на сайте Судова влада України, где пользователь может подать в суд документы в соответствующий суд (со страницы, относящейся к этому суду). Там должна быть форма (стандартизированная для всех судов). И единые требования к документам. Например: формат (текстовый документ Word или .pdf, возможны приложения в виде фото или видео), размер, и обязательно наличие ЭЦП. Документы прикрепляются на сайте.
Пользователь, попадая на эту страницу, прежде всего видит первый вопрос: хочет он подать документ, открывающий новое дело (исковое заявление, жалобу и т.п.), или процессуальный документ по уже рассматриваемому в суде делу? В первом случае сайт должен предложить ему прикрепить сначала сам документ (например, исковое заявление) в соответствующем формате и подписанный ЭЦП, затем – приложения.
Если пользователь подаёт документ в уже рассматриваемом судом деле, тогда он вводит номер этого дела, чтобы сотрудники канцелярии суда уже на этапе регистрации знали, к чему документ относится.
Пользователь, в свою очередь, вводит свою электронную почту и номер мобильного телефона (если есть). На электронную почту ему приходит в обязательном порядке уведомление о получении письма судом, а затем – необходимые процессуальные документы, об отправке которых, в свою очередь, может быть информирование по СМС, чтобы пользователь проверил соответствующую почту.
В свою очередь, если суд получает исковое заявление или другой подобный процессуальный документ в электронном виде, алгоритм действий остаётся таким же, как и сейчас при ЕСИТС. Если нет недостатков, препятствующих открытию производства, суд распечатывает копии документов для отправки участникам процесса. Таким образом поощряется использование электронной формы документов сторонами. Последние, в свою очередь, могут таким же образом в электронной форме отправлять отзывы и прочие «наши ответы Чемберлену», и тогда суд в электронной же форме направляет их на ту электронную почту, которая была указан истцом (лицом, подавшим жалобу, и т.п.). Если недостатки процессуального документа имеются – суд действует в соответствии с процессуальным законом, но документы может отправлять в электронной форме на тот же адрес электронной почты, который указал пользователь.
Если лицо подаёт документ в уже рассматриваемом деле, такой документ регистрируется, тот, кто его послал, получает уведомление о получении на свою электронную почту. Документ (после проверки ЭЦП) распечатывается и приобщается к материалам дела, если оно в бумажной форме. Чтобы проще происходила регистрация, номер дела может автоматически указываться в заголовке письма, получаемого судом, а потом и ответа пользователю, отправившему такое письмо.
Что мы получаем в таком случае?
Всё это должно быть реализовано не только в гражданском, хозяйственном и административном процессе, но также в уголовном и по делам об административных правонарушениях.
Разумеется, при всём этом должна сохраниться возможность подачи документов в бумажной форме, поскольку электронная не для всех участников процесса доступна или удобна.
Теперь что касается видеоконференций за пределами здания суда. По моему глубокому убеждению, здесь не нужно «изобретать велосипед» в виде отдельного модуля ЕСИТС, либо специальной программы. Кстати, мне в EASYCON зарегистрироваться так и не удалось. Для этого нужно использовать существующие и признанные в мире платформы, типа Скайп, ZOOM и пр. Бояться хакеров в данном случае не нужно, судебные заседания всё равно открытые. Использование таких программ намного проще и эффективнее как для суда, так и для участников процесса. Можно обязать того, кто подаёт ходатайство о такой видеоконференции, предоставить описанным выше способом при подаче ходатайства электронную копию, подписанную ЭЦП, документа, удостоверяющего личность, чтобы не было проблем с установлением, кто участвует в видеоконференции. И тогда во многих случаях можно будет избежать затягивания рассмотрения дел, что начинает представлять проблему сейчас.
Более того, это необходимо оставить даже после окончания карантина, как уже обычную форму работы судов с электронной корреспонденцией и проведения видеоконференций. Это только повысит эффективность работы судов.
Повторюсь, серьёзных изменений процессуального законодательства для этого не нужно. Это вопрос не законодательства, а именно организационный.
Разумеется, когда пишу этот текст, я понимаю, что, вероятнее всего, он останется гласом вопиющего в пустыне. Но надежда, как известно, умирает последней.
Автор статьи: Володарский Вадим Леонидович
Переглядів
Коментарі
Переглядів
Коментарі
Отримайте швидку відповідь на юридичне питання у нашому месенджері, яка допоможе Вам зорієнтуватися у подальших діях
Ви бачите свого юриста та консультуєтесь з ним через екран , щоб отримати послугу Вам не потрібно йти до юриста в офіс
Про надання юридичної послуги та отримайте найвигіднішу пропозицію
Пошук виконавця для вирішення Вашої проблеми за фильтрами, показниками та рейтингом
Переглядів:
241
Коментарі:
0
Переглядів:
973
Коментарі:
0
Переглядів:
392
Коментарі:
2
Переглядів:
373
Коментарі:
0
Переглядів:
415
Коментарі:
0
Переглядів:
414
Коментарі:
0
Protocol.ua є власником авторських прав на інформацію, розміщену на веб - сторінках даного ресурсу, якщо не вказано інше. Під інформацією розуміються тексти, коментарі, статті, фотозображення, малюнки, ящик-шота, скани, відео, аудіо, інші матеріали. При використанні матеріалів, розміщених на веб - сторінках «Протокол» наявність гіперпосилання відкритого для індексації пошуковими системами на protocol.ua обов`язкове. Під використанням розуміється копіювання, адаптація, рерайтинг, модифікація тощо.
Повний текстПриймаємо до оплати
Copyright © 2014-2024 «Протокол». Всі права захищені.
Прочитал Вашу публикацию. Поддерживаю,однако удивлён отсутствием коментариев со стороны сообщества адвокатов. Проблема актуальная и решения предложены правильные. Я не адвокат,а потерпевший - в трёх уголовных производствах самостоятельно защищаю свои интересы и сейчас из за карантина испытываю те же трудности при подаче заявлений и ходатайств не только в суд,но и в прокуратуру,которая тоже отменила приём граждан и предложила направлять документы в електронном виде или бросать в "ящик для заявлений". Ни тот ,ни другой способ не позволяет получить отметку на бумажном носителе о приёме документа или какое-то иное подтверждение поступления обращения в прокуратуру. В итоге проблема - как опротестовывать следственному судье бездействие или незаконные действия прокуроров с соблюдением процесуальных сроков,если на копии документа отсутствует отметка канцелярии о дате поступления заявления? Недобросовестные прокуроры уже пользуются открывшейся лазейкой и отвечают на заявления и ходатайства какие хотят и когда хотят. Попробовал просить суд обязать саму прокуратуру предоставлять в заседание сведения о получении документов,не знаю получится ли... То что Вы предлагаете поможет решить и эти проблемы. Одним словом - респект за публикацию!
Спасибо за отзыв. Что касается обычных жалоб в суды - видимо, пока только обычной почтой....
Владимир, Вы абсолютно правы, не нужно изобретать колесо, как известно: все что просто то и гениально!.