4
0
1977
После напряженного и не лишенного недостатков начала работы системы подачи и опубликования деклараций лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, актуальным стал вопрос проверки данных, указанных субъектами декларирования в подаваемых электронных декларациях.
Национальным агентством по противодействию коррупции (далее - Национальное агентство), как центральным органом исполнительной власти со специальным статусом, который обеспечивает формирование и реализует государственную антикоррупционную политику, и в полномочия которого, в силу подпункта 8 части первой статьи 11 Закона Украины «О предотвращении коррупции», входит контроль и проверки деклараций, хранение и обнародования таких деклараций, проведение мониторинга образа жизни лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, утвержден Порядок проведения контроля и полной проверки декларации лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления.
Указанным подзаконным нормативно-правовым актом определены основания для проведения проверок е-деклараций, решения, которые принимаются Национальным агентством при таких проверках, а также алгоритм действий уполномоченных лиц при проверках и оформлении их результатов.
В то же время, анализ данных Единого государственного реестра судебных решений о рассмотренных за период с начала работы системы
е-декларирования делах об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 4 ст. 172-6 КУоАП (представление в декларации заведомо недостоверных сведений), свидетельствует, что инициативу в проведении таких проверок проявляют и другие органы государственной власти, в частности, органы Национальной полиции.
В качестве примера, по делам №263 / 6890/17 №487 / 5303/17 №761 / 19762/17, №554 / 7035/17 и во многих других, производство по делам об указанном выше административном правонарушении начато на основании протоколов, составленных сотрудниками Национальной полиции (как правило, сотрудниками Департамента защиты экономики).
Составлению протоколов по ч. 4 ст. 172-6 КУоАП, как правило, предшествует сбор органами Национальной полиции соответствующих документов в ходе «проверок», начатых или по собственной инициативе, или по обращениям общественных организаций или неравнодушных граждан.
В то же время, такая инициативность сотрудников Национальной полиции в проверке электронных деклараций далеко не в полной мере соответствует положениям действующего законодательства.
В соответствии с положениями статей 3, 23-25 Закона Украины «О Национальной полиции», в задачи органов Национальной полиции, а также полномочия, не отнесено осуществление мер финансового контроля, в том числе проверок е-деклараций.
Также, преамбулой Закона Украины «О предотвращении коррупции» определено, что настоящий Закон определяет правовые и организационные основы функционирования системы предотвращения коррупции в Украине, содержание и порядок применения превентивных антикоррупционных механизмов, правила по устранению последствий коррупционных правонарушений.
То есть, именно указанным законом определены способы и порядок реализации антикоррупционных механизмов, в том числе мер финансового контроля, к которым отнесены проверки деклараций лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления.
Согласно абзацу 14 части 1 статьи 1 Закона Украины «О предотвращении коррупции», специально уполномоченными субъектами в сфере противодействия коррупции определены органы прокуратуры, Национальной полиции, Национальное антикоррупционное бюро Украины и Национальное агентство по предупреждению коррупции.
В то же время, разделом II указанного Закона определен статус, полномочия и порядок деятельности Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции, как центрального органа исполнительной власти со специальным статусом, который обеспечивает формирование и реализует государственную антикоррупционную политику.
В соответствии со статьей 48 Закона Украины «О предотвращении коррупции» определено, что Национальное агентство проводит по декларациям, поданным субъектами декларирования, такие виды контроля:
1) относительно своевременности представления;
2) относительно правильности и полноты заполнения;
3) логический и арифметический контроль.
Национальное агентство проводит полную проверку деклараций в соответствии с настоящим Законом.
Порядок проведения предусмотренных этой статьей видов контроля, а также полной проверки декларации определяется Национальным агентством.
Учитывая указанные нормы, Закон Украины «О предотвращении коррупции» не определяет никаких других органов государственной власти, кроме Национального агентства, к полномочиям которых отнесено проведение проверок электронных деклараций.
Аналогичную позицию высказывает и непосредственно Национальное агентство, которым в ответ на наш запрос на информацию разъяснено, что проверку деклараций осуществляет исключительно Национальное агентство.
Так, согласно части 1 статьи 50 указанного Закона, полная проверка декларации заключается в выяснении достоверности задекларированных сведений, точности оценки задекларированных активов, проверке на наличие конфликта интересов и признаков незаконного обогащения, и может осуществляться в период осуществления субъектом декларирования деятельности, связанной с выполнением функций государства или местного самоуправления, а также в течение трех лет после прекращения такой деятельности.
То есть, выяснение достоверности задекларированных сведений является составляющей полной проверки декларации, и может осуществляться исключительно Национальным агентством, а значит проведения таких мероприятий органами Национальной полиции противоречит положениям действующего законодательства.
Разделом III Порядка проведения контроля и полной проверки декларации лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления, утвержденным решением Национального агентства от 10.02.2017 № 56, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 13.02.2017 за № 201/30069, определено, что полная проверка деклараций (декларации) проводится по решению Национального агентства, в котором предоставляется поручение его члену провести полную проверку деклараций (декларации) через работников структурного подразделения его аппарата, деятельность которых связана с осуществлением такой функции Национального агентства. Решение о проведении проверки должно содержать информацию, которая позволяет идентифицировать декларацию (декларации), в отношении которой (которых) проводится полная проверка, и субъекта (субъектов) декларирования, который (которые) подал (подали) такую (такие) декларацию (декларации), если иное не предусмотрено настоящим Порядком.
Таким образом, проведение любых мероприятий, которые являются составными полной проверки декларации, в том числе проверку достоверности задекларированных сведений, при отсутствии решения Национального агентства о проведении такой проверки, является противоправным.
Кроме того, пункт 6 раздела III Порядка предусматривает определенный алгоритм действий при проверке деклараций, и определяет следующие действия:
По результатам проведения полной проверки декларации Национальным агентством принимается решение о результатах осуществления полной проверки декларации, в котором, в случае выявления факта отражение в декларации недостоверных сведений, приводятся обоснования соответствующих выводов.
Учитывая изложенные положения действующего законодательства, следует, что привлечение к административной ответственности за декларирование недостоверных сведений возможно лишь при наличии такого решения Национального агентства, которое, в контексте статьи 251 КоАП, является доказательством по делу об административном правонарушении.
Таким образом, привлечение к административной ответственности за декларирование недостоверных сведений на основании материалов органов Национальной полиции, собранных без проведения Национальным агентством соответствующей проверки декларации в установленном действующим законодательством порядке, нарушает права граждан и, по нашему мнению, фактически нивелирует нововведения в антикоррупционной политике государства.
Автор статьи: АО Адвокатское Объединение "Кролевецкий и Партнеры"
Переглядів
Коментарі
Переглядів
Коментарі
Отримайте швидку відповідь на юридичне питання у нашому месенджері, яка допоможе Вам зорієнтуватися у подальших діях
Ви бачите свого юриста та консультуєтесь з ним через екран , щоб отримати послугу Вам не потрібно йти до юриста в офіс
Про надання юридичної послуги та отримайте найвигіднішу пропозицію
Пошук виконавця для вирішення Вашої проблеми за фильтрами, показниками та рейтингом
Переглядів:
217
Коментарі:
0
Переглядів:
407
Коментарі:
0
Переглядів:
512
Коментарі:
1
Переглядів:
507
Коментарі:
0
Переглядів:
713
Коментарі:
0
Переглядів:
382
Коментарі:
0
Protocol.ua є власником авторських прав на інформацію, розміщену на веб - сторінках даного ресурсу, якщо не вказано інше. Під інформацією розуміються тексти, коментарі, статті, фотозображення, малюнки, ящик-шота, скани, відео, аудіо, інші матеріали. При використанні матеріалів, розміщених на веб - сторінках «Протокол» наявність гіперпосилання відкритого для індексації пошуковими системами на protocol.ua обов`язкове. Під використанням розуміється копіювання, адаптація, рерайтинг, модифікація тощо.
Повний текстCopyright © 2014-2024 «Протокол». Всі права захищені.