13.02.2015 | Автор: "Олени Прядко"
Задать вопрос автору
Присоединяйтесь к нам в социальных сетях: telegram viber youtube

Порядок оформления на работу: актуальные вопросы для работодателя

С 1 января 2015 года вступили в силу изменения в социальное и трудовое законодательство, предусмотренные Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно реформирования общеобязательного государственного социального страхования и легализации фонда оплаты труда» (далее – Закон). Запутанное название Закона может ввести работодателей-предпринимателей в заблуждение касательно важности предусмотренных изменений. Поэтому хотелось обратить особое внимание на вступившие в действие новеллы.

Новые правила приема сотрудников на работу.

Для начала обратим внимание на упрощение порядка приема на работу. С 1 января 2015 года предпринимателю не нужно регистрировать трудовой договор с работником в службе занятости по месту своего жительства (ранее необходимо было сделать это в течение недели с момента заключения), эта норма была исключена из КЗоТа (напомним, что данное правило устанавливалось ст. 24-1 КЗоТа «Регистрация трудового договора»).

Также изменения коснулись положений ст. 24 КЗоТ «Заключение трудового договора». Теперь работодатель не может допустить работника к выполнению работы без заключения трудового договора. Согласно внесенным изменениям работник может приступить к выполнению своих обязанностей только после заключения трудового договора, оформленного приказом/распоряжением работодателя (собственника или уполномоченного им органа) и оповещения работодателем ГФСУ (налоговой).

Порядок уведомления налоговой должен определить Кабинет Министров Украины. Для этого Кабмину дан трехмесячный срок. А пока представители ГФСУ разъясняют, что до принятия соответствующего постановления Кабинетом Министров, прием сотрудников на работу будет осуществляться по старому порядку.

Ответственность работодателя.

Помимо изменений в порядке приема работников законодатель установил и новые меры ответственности за нарушение трудового законодательства. В первую очередь хочется отметить, что теперь ответственность определяется непосредственно ст. 265 КЗоТ. Новым Законом в положения указанной статьи внесены конкретные финансовые санкции за нарушение трудового законодательства.

Так, в случае допуска работника к исполнению трудовых обязанностей без заключения трудового договора, на работодателя накладывается штраф в размере 30 минимальных заработных плат (далее – МЗП) на момент выявления нарушения (на данный момент это 1218*30=36 540 грн.) за каждого такого работника. Штраф  таком же размере может быть наложен за  оформление работника на неполное рабочее время в случае фактической работы в течение полного рабочего дня; в случае выплаты заработной платы/вознаграждения без начисления и уплаты единого взноса на ОГСС (общеобязательное государственное социальное страхование) и налогов.

В случае, если работодатель нарушает установленные сроки выплаты заработной платы или иных выплат, установленных трудовым законодательством, более чем на месяц, или выплачивает их не в полном объеме, работодатель несет ответственность в виде штрафа в размере 3 МЗП (МЗП считается в размере, установленном на момент выявления нарушения; на данный момент размер штрафа составит 3 654 грн.).

При несоблюдении работодателем минимальных государственных гарантий в оплате труда – штраф в размере 10 МЗП (т.е. 12 180 грн.) за каждого работника, в отношении которого работодателем допущено нарушение.

Если работодатель нарушает иные положения законодательства о труде, он несет ответственность в виде штрафа в размене 1 МЗП.

Вышеуказанные штрафы накладываются Государственной службой по вопросам труда (далее – Гоструда). Причем, штрафы, предусмотренные за допуск работника к исполнению трудовых обязанностей без трудового договора и за оформление работника на неполное рабочее время в случае фактической работы в течение полного рабочего дня могут быть наложены без проведения мероприятий надзора (контроля), на основании решения суда об оформлении таких трудовых отношений и установлении их периода. Исполнение постановлений Гоструда возлагается на исполнительную службу.

Важно отметить, что уплата штрафа не освобождает работодателя от необходимости устранить выявленные нарушения.

Помимо изменений в КЗоТ новеллы появились в КоАПе (кодексе об административных правонарушениях) и Уголовном кодексе.

Так ст.41 КоАПа, которая предусматривает ответственность за нарушение законодательства о труде и охране труда, теперь определяет, что за фактический допуск работника к исполнению трудовых обязанностей без оформления трудового договора, а также за допуск к работе иностранцев, лиц без гражданства, лиц, оформляющих статус беженца, при отсутствии соответствующего разрешения на применение их труда работодатель несет ответственность в виде штрафа в размере 500-1000 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан (далее ННМДГ). Напомним, что размер ННМДГ составляет 17 грн. Т.е. размер штрафа может составлять от 8 500 до 17 000 грн. За совершение указанного правонарушения повторно предусмотрен штраф в размере 1000-2000 ННМДГ (т.е.17 000-34 000 грн.).

Та же статья КоАПа предусматривает ответственность для работодателя за нарушение сроков выплаты зарплаты, ее неполную выплату, нарушение иных требований трудового законодательства в виде штрафа от 30 до 100 ННМДГ (510-1700 грн.).

Что касается изменений в Уголовном кодексе, то законодателем увеличена мера ответственности за незаконное увольнение работника по личным мотивам или  иное грубое нарушение законодательства о труде (ст.172). Если ранее предполагалась ответственность в виде штрафа от 850 до 1700 грн., то сейчас размер штрафа увеличен. Теперь работодатель, в случае выявления подобного нарушения, может быть подвергнут санкциям в виде штрафа в размере 2000-3000 ННМДГ (34 000- 51 000 грн.), лишения права заниматься определенной деятельностью/занимать определенные должности сроком до 3 лет или в виде исправительных работ сроком до 2 лет. При повторном совершении указанных правонарушений штрафы значительно увеличиваются (3000-5000 ННМДГ, т.е. 51 000-85 000 грн.), увеличивается срок лишения права заниматься определенной деятельностью/занимать определенные должности (до 5 лет), а также, помимо исправительных работ сроком до 2 лет предусмотрено наказание в виде ареста (до 6 месяцев).

Поскольку изменения в законодательство, как правило, дают больше вопросов, чем ответов, касательно применения тех или иных норм, лучше перед принятием тех или иных решений или совершением каких-либо действий правового характера получить консультацию профессионала. Специалисты адвокатского бюро Елены Прядко помогут разобраться с законодательными новеллами и помогут избежать ответственности за нарушение правовых норм.

Автор статьи: Адвокатское бюро Елены Прядко.

 

0
Комментариев
Оставьте Ваш комментарий:

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для добавления комментария.


Популярні судові рішення