06.07.2018 | Автор:
Присоединяйтесь к нам в социальных сетях: telegram viber youtube

Обманули в магазине техники: что делать и как отстоять свои права

Украинцы не привыкли подавать иски в суд, когда сталкиваются с покупкой испорченной или несертифицированной продукции, сообщает СЕГОДНЯ.

В последнее время участились истории, когда люди покупали технику в крупных торговых сетях, а потом сталкивались с массой проблем – то гаджет оказался краденым, то в нем не работала половина функций. Представители ритейла далеко не всегда согласны поменять товар, отремонтировать его или выплатить компенсацию. Сайт "Сегодня" пообщался с юристами и разузнал, часто ли украинцам продают гаджеты ненадлежащего качества, что делать, если такая ситуация все же произошла и как защитить себя от подобного.

Пользуйтесь консультаицей: Как платить меньше за электроэнергию

Количество несертифицированной и неисправной техники в магазинах растет

Согласно отчетам Госпотребслужбы, за последний год жалоб на несертифицированную или испорченную технику от украинцев не поступало. А по результатам проверок только на Киевщине было обнаружено несколько случаев продажи электротоваров, сертификаты качества для которых отсутствовали.

Но в реальной жизни потребителям куда чаще приходится сталкиваться с такими проблемами. Так, за последние несколько месяцев украинский сегмент Facebook то и дело пополнялся новыми историями о неудачных покупках. Например, недавно был громкий скандал, когда киевлянин купил электронную книгу в одном известном магазине техники, а когда пытался зарегистрировать ее, в службе поддержке сообщили, что устройство числится как потерянное или украденное.

"В последнее время количество неисправной, несертифицированной или бракованной техники на витринах возрастает, и, приобретая такой товар, каждый может стать жертвой недобросовестной политики магазинов. Таким образом, покупателю необходимо знать механизм действий в этих ситуациях", – отмечает в комментарии сайту "Сегодня" юрист ЮК ВОЛХВ Ярослава Борка.

Например, этой зимой, с выходом нового IPhone X украинцы не единожды попадали в передряги, когда пытались купить модный флагман. Приобретая телефон и приходя с ним домой, некоторые обнаруживали, что часть функций в устройстве не работает. После того, как гаджет относили обратно в магазин с просьбой отремонтировать по гарантии или заменить на новый, его отправляли в сервисный центр, где звучала одна фраза – смартфон вскрывался, а значит, гарантия на него не распространяется. Покупатель оставался без компенсации, ремонта и просто с изначально поломанным смартфоном на руках.

Доказать, кто прав, а кто виноват в таких историях довольно сложно. Но факт остается фактом, потребители в Украине не могут чувствовать себя полностью защищенными, пока такие ситуации повсеместно происходят в различных уголках страны.

"Думаю, что у каждого потребителя есть история покупки не совсем качественного, а попросту говоря, бракованного товара, хотя Украинское законодательство, с одной стороны, вроде бы, надежно защищает своих граждан в рамках Закона о защите прав потребителей, но как показывает практика, вернуть изначально испорченную вещь по гарантии бывает достаточно проблематично", – отмечает младший юрист Адвокатского объединения "Suprema lex" Регина Сай.

Что делать, если купленный товар оказался испорченным

Контролирует эти процессы в стране Государственная служба Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей, а главный документ, который должен обеспечить украинцам покупку качественного товара – это Закон "О защите прав потребителей".

Первое, что может сделать покупатель, когда обнаруживает, что приобрел некачественный товар – это обратиться в магазин и попросить обменять устройство на аналогичное, только без изъянов.

"Наиболее легким способом решить проблему является обмен или возврат товара в течении 14 дней. Важно помнить, что при обнаружении изъяна в приобретенном товаре Законом предлагаются такие варианты решения проблемы: соразмерное уменьшение цены, безвозмездное устранение недостатков товара в разумный срок, возмещение расходов на устранение недостатков товара", – рекомендует Ярослава Борка.

Правда, иногда визит в магазин и общение с персоналом не дает нужного результата. В таком случае юристы советуют обратиться с письменной претензией, указав реквизиты адресата и отправителя, наименование, цену и дату приобретения товара, а также описание того, в чем заключаются недостатки товара и желаемое решение проблемы.

"Такую претензию необходимо вручить нарочно, поставив отметку о получении на своем экземпляре, либо отправить средствами почтовой связи, ценным письмом с уведомлением. В случае игнорирования/отказа в удовлетворении данной претензии необходимо обращаться с жалобой в Государственную службу Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей", – поясняет Борка.

В Адвокатском объединении "Suprema lex" нам посоветовали взять за основное правило покупать товары только в проверенных магазинах и тщательно осматривать их на месте, желательно – не "из рук" консультанта, чтобы точно убедиться, что с гаджетом все в порядке и работает он исправно. Если же неприятная ситуация все же случилась, не стоит забывать о гарантийных обязательствах продавца.

Література: Адвокатська техніка (підготовка до процесу і методики переконання)

"Если все же произошла досадная ситуация, стоит обратиться к статье 7 ЗУ "О правах потребителей", где четко указаны гарантийные обязательства продавца в зависимости от вида товара, который вы покупаете. То есть, на протяжении всего указанного срока гарантии товар должен нормально работать и использоваться. Гарантийные сроки всегда указываются в паспорте продукции, на этикетке или любой другой сопроводительной документации. Если поломка товара происходит еще до окончания срока гарантии, производитель, продавец или сервисный центр обязаны бесплатно отремонтировать бракованную вещь, а в случае невозможности устранения поломки заменить ее на новую", – говорит Регина Сай.

Юрист отмечает, что покупателям нужно запомнить главные правила для обмена товара:

  • вернуть, обменять или отремонтировать некачественный товар можно только при наличии чека, поэтому не стоит выбрасывать его как минимум две недели со дня покупки;
  • товар нужно правильно эксплуатировать, ведь в случае, когда порча товара произошла из-за нарушения правил использования или хранения, организовать возврат будет гораздо сложнее.

Украинцы не спешат обращаться в суды

Даже соблюдая все правила покупатели не защищены от того, что продавцы могут не признавать свою вину в том, что товар оказался неисправным, а попросту обвинят покупателя и откажутся менять или ремонтировать товар.

"Наблюдается такая практика, что продавцы могут спекулировать нарушениями правил использования, например, если поломка произошла через день-два после покупки, зачастую руководства магазина может вынести "приговор" полной вины покупателя в поломке. Отказать в экспертизе в случае заявления, что товар некачественный, ни производитель, ни реализатор не имеют права.  А доказать или опровергнуть результаты экспертизы можно уже обратившись в суд. В случае, если вы доказываете на месте, что товар имеет дефект или откровенный брак, его должны заменить немедленно. В том случае, если данного товара нет в наличии, замена должна быть осуществлена в течение 60 дней с момента подачи заявления от покупателя", – разъясняет нюансы Регина Сай.

Чтобы обратиться в суд, нужно собрать все документы, которые подтверждают, что купленный вами товар оказался испорченным, а в магазине отказались как-либо на это реагировать. Подавая такой иск, потребитель может быть вполне спокойным, т.к. даже судебный сбор с него сниматься не будет.

"Необходимо собрать документы, подтверждающие нарушение прав, в том числе, экземпляр претензии с отказом выполнить ваши требования, квитанции, чеки, накладные, гарантию и т.д. Стоит отметить, что при рассмотрении такой категории дел судебный сбор с потребителя не взимается", – рассказывает Ярослава Борка.

Вспомните новость: Инна Демченко: о вариантах покупки б/у авто в кредит

Правда, обращаться в суд с такими делами украинцы не спешат. Как отмечает Регина Сай, в большинстве случаев так происходит просто из-за того, что украинцы не знают своих прав.

"Судебная практика показывает, что по данному вопросу в суд обращается небольшое количество людей, а зачастую основной причиной являются два фактора, первый из которых, незначительная сума покупки, а вторая – отсутствие знаний своих прав как потребителя", – подытожила Сай.

Автор консультации: Анастасия Ищенко

Фото: Днепр Час

4
Нравится
Оставьте Ваш комментарий:

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для добавления комментария.


Популярні судові рішення
Название события
Загрузка основного изображения
Выбрать изображение
Текст описание события: