Изменение целевого назначения земельного участка для чего это нужно и как сделать

13.11.2020 | Автор: Дунай Марія
Задать вопрос автору
Присоединяйтесь к нам в социальных сетях: telegram viber youtube
Изменение целевого назначения земельного участка для чего это нужно и как сделать - 98091279830f75fccbe9f9d53361e71a_5fae5d4e61e6f.jpg

Содержание:

Если цитировать Закон Украины «О землеустройстве», целевое назначение земельного участка определяется на основании документации по землеустройству в установленном законодательством порядке. Если говорить простым языком и не стремиться избежать тавтологии, то целевое назначение земельного участка, это то, с какой целью он может быть использован.

Совершенно очевидно, что если участок для садоводства, то строительство на нем многоквартирного дома, если не изменить целевое назначение земли, совершенно не отвечает законодательству. Именно поэтому многие землевладельцы и землепользователи задумываются, как совершить перевод земли осг под застройку, и изучают «матчасть» о смене целевого назначения земельного участка.

Юридический ресурс «Протокол» создан для того, чтобы помочь с поиском ответов на юридические вопросы, а эта консультация посвящена смене целевого назначения земли.

Смена целевого назначения земельного участка Украина 2020

Начнем с большого, статья 19 Земельного кодекса Украины установила, что за основным целевым назначением все земли Украины подразделяются на 9 категорий, например такие как, земли сельскохозяйственного назначения или земли жилой и общественной застройки.

В свою очередь, в каждой категории земель установлено несколько видов целевого назначения земель, классификация которых, утверждена Приказом Государственного комитета Украины по земельным ресурсам от 23.07.2010 № 548.

Классификатор целевого назначения земли и виды целевого назначения земельного участка

Классификация видов целевого назначения земель определяет деление земель на отдельные виды целевого назначения земель, которые характеризуются собственным правовым режимом, экосистемными функциями, видом хозяйственной деятельности, типами застройки, типами особо ценных объектов. Например: код 02.01 предназначен для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебный участок), а код 01.05 - для индивидуального садоводства.

Код и целевое назначение земель применяются для обеспечения учета земельных участков по видам целевого назначения в государственном земельном кадастре.

Эту классификацию также используют органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, предприятия, учреждения для ведения учета земель и формирования отчетности по земельным ресурсам.

Важно! Физические и юридические лица, в соответствии с частью третьей статьи 20 Земельного кодекса Украины, могут быть инициаторами изменения вида целевого назначения только земельного участка, находящегося в их собственности или земельного участка, на момент подачи ходатайства хотя и является собственностью территориальной общины, однако находится в их пользовании. При этом такое изменение целевого назначения земли не влечет за собой изменение собственника или пользователя земельного участка, он продолжает оставаться в собственности территориальной общины (Верховный Суд обращает на это внимание в своем постановлении от 12.12.2019 по делу № 809/821/17).

Кстати положения Земельного кодекса Украины не дает право одновременно инициировать изменение целевого назначения земельного участка, находящегося в собственности территориальной общины, в отношении которого у таких лиц отсутствует право пользования, и передачу такого земельного участка им в собственность на основании одного проекта землеустройства по его отводу.

Важно! изменение целевого назначения земли сельхозназначения осуществляется на основание проекта землеустройства. Но как известно в Украине многие годы действует мораторий на куплю-продажу земель сельхозназначения, который свое действие также распространил на изменение целевого назначения определенных видов земель, а именно:

  • с целевым назначением для ведения товарного сельскохозяйственного производства;
  • с целевым назначением для ведения личного крестьянского хозяйства;
  • земельные доли (паи);
  • сельхозземли государственной или коммунальной собственности.

Но нашумевший Закон Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно оборота земель сельскохозяйственного назначения", как известно отменяет поэтапно указанный мораторий. Открытие рынка земли в Украине запланировано на 1 июля 2021 года.

Пользуйтесь консультацией: Земля в наследство и как оформить право собственности на пай

Порядок изменения целевого назначения земельного участка

Шаг 1. Предоставление разрешения на разработку проекта землеустройства.

Для изменения целевого назначения земельного участка необходимо разработать проект землеустройства по отводу земельного участка. На первый взгляд, название не отвечает сути, но кто поспорит со статьей 50 Закона Украины «О землеустройстве».

Чтобы начать разрабатывать проект, необходимо получить разрешение на его разработку.

Органы, куда следует обращаться за таким разрешением обозначены в статье 122 Земельного кодекса Украины. Дело в том, что, если земля в коммунальной собственности решение про предоставление разрешения на разработку проекта землеустройства принимают сельские, поселковые, городские советы. В свою очередь, от географического расположение участка, зависит в какой совет подать соответствующее ходатайство.

Если земельный участок в государственной собственности необходимо обращаться в районные администрации соответствующей территории, за исключением земельных участков сельскохозяйственного назначения. Ведь такими землями заведует Центральный орган исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов в области земельных отношений, попросту говоря Госгеокадастр и его территориальные органы.

Внимание! Если земельный участок в частной собственности получать разрешение на разработку проекта не требуется, по сколько проект разрабатывается по желанию его собственника.

Шаг 2. Разработка проекта землеустройства и его согласование.

Разрабатывать проект землеустройства могут сертифицированные инженеры землеустроители. Государственный реестр сертифицированных инженеров-землеустроителей доступный на сайте Госгеокадастра по следующей ссылке: http://land.gov.ua/info/derzhavnyi-reiestr-sertyfikovanykh-inzheneriv-emlevporiadnykiv/.

Между заказчиком разработки земельной документации и исполнителем землеустроительных работ, не важно физическим или юридическим лицом, заключается договор, в котором, в частности, указывается стоимость работ и срок их исполнения. Кстати, о сроках, законодатель побеспокоился о заказчиках, так как предусмотрел в статье 28 Закона Украины «О землеустройстве», что срок исполнения землеустроительных работ не может превышать полгода.

Может быть это лишняя информация, ведь ее «наизусть» должен знать сертифицированный инженер землеустроитель, но на всякий случай отметим, что перечень документов, который должен содержать проект землеустройства по отводу земельного участка обозначен в статье 50 Закона Украины «О землеустройстве». Обратим также внимание заказчиков, что кроме «бумажного» проекта, инженер землеустроитель также изготавливает электронный документ в формате XML, который подписывает своим электронным ключом.

Шаг 3. Согласование проекта

Согласовании проекта землеустройства осуществляется органами, определенным в статье 20 Земельного кодекса Украины, и в порядке, определенном статьей 186-1 Земельного кодекса Украины.

Важно! За согласование проекта землеустройства соответствующие органы не могут взимать плату. А также не могут требовать документы, не обозначенные в уже упомянутой статьей 50 Закона Украины «О землеустройства».

Основанием для отказа в согласовании проекта землеустройства может быть только его несоответствие требованиям законов и принятых в соответствии с ними нормативно-правовых актов, документации по землеустройству или градостроительной документации.

Стоит ли говорить, что, если органы не согласовывают проект, их отказ должен быть мотивирован конкретными нормами, а не простым нежеланием. Если указанные согласовывающим органом недостатки были устранены, «новые» причины отказа орган не имеет права «придумывать».

Шаг 4. Государственная экспертиза проекта землеустройства

Что касается экспертизы проектов землеустройства об отводе земельного участка, разработанных с целью изменения его целевого назначения, обозначим, что в соответствии со статьей 9 Закона Украины «О государственной экспертизе землеустроительной документации» проведение государственнои экспертизы является обязательным в случае изменения целевого назначения особо ценных земель, земель лесного фонда, а также земель водного фонда, природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения.

Напомним, государственная экспертиза землеустроительной документации - это деятельность, целью которой является исследование, проверка, анализ и оценка объектов экспертизы на предмет их соответствия требованиям законодательства, установленным стандартам, нормам и правилам, а также подготовка обоснованных выводов для принятия решений по объектам экспертизы.

Исполнителями государственной экспертизы являются эксперты, работающие в составе Госгеокадастра и его территориальных органов и имеют высокую квалификацию и специальные знания, а также высококвалифицированные специалисты или научные работники, которые привлекаются этими органами к ее проведению в соответствии с законом.

Размер платы за проведение государственной экспертизы составляет 3 процента от сметной стоимости проектно-изыскательских работ, но не может быть менее 20 гривен.

Помните, Государственная экспертиза проводится до ее утверждения землеустроительной документации, но после согласования проекта землеустройства, о котором шла речь выше.

Шаг 5. Утверждение проекта землеустройства.

Проект землеустройства подается в органы, указанные “в шаге 1” вместе с ходатайством об его утверждение.

Как гласит статья 122 Земельного кодекса Украины утверждение проекта землеустройства осуществляется в месячный срок со дня получения проекта землеустройства по отводу земельного участка. На практике, конечно, соответствующие органы не всегда вкладываются в указанный срок.

Утверждение проекта осуществляется путем принятия соответствующего решения об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и изменение его целевого назначения.

Шаг 6. Внесение изменений в Государственный земельный кадастр

Для регистрации таких изменений прежде необходимо обратиться к государственному кадастровому регистратору с заявлением о внесении изменений в сведения о земельном участке. Что приятно, эта услуга кадастровым регистратором предоставляется на бесплатной основе.

Будьте внимательны, форма такого заявления не вольная, а утверждена Порядком ведения Государственного земельного кадастра, утвержденным Постановлением Кабинета Министров Украины от 17 октября 2012 года № 1051, с которой можете ознакомиться по следующей ссылке https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/1051%D0%B1-2012-%D0%BF#n177.

К заявлению необходимо приложить следующие документы:

  • оригинал документации по землеустройству, которая является основанием для внесения таких изменений;
  • электронный документ.

На практике к государственному регистратору обращается все тот же, упомянутый ранее, сертифицированные инженер землеустроитель. Стоит отметить, что государственным органам не чужд прогресс, и сертифицированные инженеры землеустроители могут подать документы онлайн с помощью веб-сервиса e.land.gov.ua. Заявитель может подать документы самостоятельно, но не онлайн, а через Центры предоставления административных услуг.

Что касается Реестра прав на недвижимое имущество, то внесение туда информации про изменения целевого назначения земельного участка не требуется.

Пользуйтесь консультацией: Проблемы, возникающие при оформлении наследства на земельный участок

Изменение целевого назначения земли частности собственности

Разобравшись с землей государственной и коммунальной, перейдём к земле частной.

Для начала отметим, как уже сообщалось, изменение целевого назначения земельных участков частной собственности осуществляется по инициативе их собственников. То есть, первый шаг (получение разрешение на разработку проекта землеустройства) уже можно пропустить, а вот следующие шаги пройти придётся (см. выше). Что касается утверждение проекта, отметим, что в соответствии с уже упомянутой частью третьей статьи 20 Земельного кодекса Украины, изменение целевого назначения земельных участков частной собственности производится:

  • по земельным участкам, расположенным в пределах населенного пункта, - сельским, поселковым, городским советом;
  • по земельным участкам, расположенным за пределами населенных пунктов - районными государственными администрациями, а по земельным участкам, расположенным за пределами населенных пунктов, не входящих в территории района или в случае если районная государственная администрация не образована, - Советом министров Автономной Республики Крым, областной государственной администрацией.

Определившись с компетенцией, нужно приступать к пятому шагу – подать проект землеустройства на утверждение.

Важно! Основанием для отказа в согласовании проекта землеустройства по отводу земельного участка может быть только:

  • несоответствие его положений требованиям законов и принятых в соответствии с ними нормативно-правовых актов;
  • документации по землеустройству и/или градостроительной документации.

На этом этапе многие желающие строиться могут столкнуться с проблемой не земельной, а градостроительной.

Так, в соответствии с частью четвертой статьи 24 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» изменение целевого назначения земельного участка, который не соответствует плану зонирования территории и/или детальному плану территории, запрещается.

На сегодня детальные планы/планы зонирования территорий в нашей стране не разработаны на 100 %. Именно поэтому, многие уполномоченные на утверждение проекта землеустройства органы, указывают отсутствие таких планов основанием для отказа в изменение целевого назначения.

Некоторые суды не соглашаются с такой позицией и утверждают, что отсутствие детального плана территории не может быть основанием для отказа в изменении целевого назначения земельного участка. Поэтому, если вам отказали в утверждение проекта землеустройства на этом основании можно попробовать оспорить такое решение в суде. Помните, что на юридическом сайте Protocol, Вы можете найти юриста, который предоставить качественно и недорого правовую помощь.

Кстати узнать информацию где в Киеве разработаны детальные планы территорий, можно не выходя из дома и не обращаясь с запросами в соответствующий орган, ведь Градостроительный кадастр города Киева, доступен по следующей ссылке https://mkk.kga.gov.ua/map/.

Ответственность за нарушение порядка установления и изменения целевого назначения земель

Что Земельный кодекс Украины установил довольно четко, так это последствия нарушения порядка установления и изменения целевого назначения земель. А именно, указанные действия влекут за собой:

  • признание недействительными решений органов государственной власти и местных советов о предоставлении (передаче) земельных участков;
  • признание недействительными сделок по земельным участкам;
  • отказ в государственной регистрации земельных участков или признания регистрации недействительной;
  • привлечение к установленной законом ответственности виновных в этом.

К последнему пункту стоит добавить примечание какую именно ответственность закон установил.

Статья 53 Кодекса Украины об административных правонарушениях установила административную ответственность за использование не за целевым назначением земельного участка в виде штрафа.

Что касается уголовной ответственности, то использование земельного участка не за целевым назначением, только тогда уголовно наказуемое, когда связано с нехозяйственные использованием земли, с загрязнением или порчей земель или другим нанесением вреда окружающей среде.

И “вишенка на торте”, статья 11 Земельного кодекса Украины установила, что одним из оснований прекращение права пользования земельным участком является использование земельного участка не за целевым назначением.

Подытоживая, отметим, что законодательное регулирование процесса изменение целевого назначения земель не совсем четкое и ясное, благо время от времени уточняется судебной практикой. Надеемся, что и эта консультация придаст ясности в этом вопросе, если же Вам понадобиться дополнительная консультация юриста профессионала, предлагаем воспользоваться услугой "Тендер на юридическую помощь" от юридического портала Протокол.

Автор консультации: Думай Мария

Источник: юридический ресурс Протокол

5322
Просмотров
1
Комментариев
Оставьте Ваш комментарий:

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для добавления комментария.


Популярные судебные решения
ЕСПЧ
0