Топ-10 законодательных изменений для пользователей интернета и мобильной связи в 2021-м

ексклюзив
19.01.2021 | Автор: Вергун Денис    Переглядів:  28706
Приєднуйтесь до нас в соціальних мережах: telegram viber youtube

На прошлой неделе, 12 января, президент Украины подписал отраслевой законопроект № 3014 "Об электронных коммуникациях", который прошел немалый путь перед его принятием в парламенте.

Текст документа был представлен еще в феврале 2020 года, однако история его рассмотрения длилась еще с 2015 года. Стоит отметить, что этот закон отличается своей масштабностью и детализацией (только определения занимают 17 листов А4).

Об главных нюансах инициативы нам рассказала член Совета Комитета Ассоциации юристов Украины по вопросам телекоммуникаций, ИТ и интернета Илона Чута.

Предыстория принятия закона

В 2014 году Украина подписала Соглашение об ассоциации с Европейским Союзом, Евроатомом и их государствами-членами. Подразделом пятым Соглашения были определены требования к телекоммуникационным услугам.

"В связи с этим, украинское законодательство должно было быть приведено в соответствие с актуальным законодательством ЕС, в частности, в сфере цифровой экономики", – отмечает Илона Чута.

В 2015 году состоялась первая попытка подачи законопроекта № 3549-1 "Об электронных коммуникациях", но она не увенчалась успехом.

Вспомните новость: Властям не дают права регулировать интернет-трафик: принят закон об электронных коммуникациях

Рассмотрение законопроекта постоянно откладывали и в результате, летом 2019, проект был отозван из-за наличия положений о блокировании "серых" мобильных устройств по IMEI-коду.

В октябре состоялась вторая попытка (законопроект № 2264), но документ почти сразу сняли с рассмотрения, и лишь третий раз стал успешным.

Сфера действия

Закон определяет основы государственной политики и регулирования в сферах электронных коммуникаций и радиочастотного спектра.

оложения закона распространяются на предоставление услуг мобильной связи и доступа к сети интернет. Среди основных субъектов, которых непосредственно касается закон: государство в лице Нацкомиссии, осуществляющей госрегулирование в сфере связи и информатизации (регулятор), поставщики электронных коммуникационных услуг и конечные пользователи и потребители услуг (абоненты)", – рассказала нам Илона Чута.

Важные положения Закона для конечных потребителей (абонентов):

1. Предоставление доступа регуляторного органа к финансовым данным и информации с ограниченным доступом.

Часть 4 ст. 9 закона устанавливает обязанность поставщиков услуг предоставлять финансовые данные и информацию с ограниченным доступом на запрос регулятора.

Под "информацией с ограниченным доступом" в законодательстве имеется в виду, в частности, конфиденциальная информация о физлице.

"В законе не детализируется объемы запрашиваемой информации, соответственно, она может включать информацию об абонентах", – заметила Илона Чута.

2. Доступ к интернету универсальная услуга

Согласно положений документа, универсальные услуги должны быть обеспечены на всей территории Украины по доступной цене.

К универсальным услугам закон относит и услугу широкополосного доступа к сети интернет.

Вспомните новость: Интернет провайдеров обяжут раскрывать данные о пользователях

"Поставщики услуг должны будут обеспечить доступность услуг на всей территории страны, а государство компенсирует их расходы из бюджета, которые будут понесены в результате выполнения обязательства по развертыванию электронных коммуникационных сетей", – говорит Илона Чута.

3. Закрепление перечня информации, которую поставщик должен предоставить пользователю

Поставщики услуг согласно закона имеют обязанность информировать потребителя об определенном перечне информации об услугах, их качестве до заключения с ними договора. В такой перечень входит:

  • информация об общей стоимости электронных коммуникационных услуг, включая налоги, а также все дополнительные платежи;
  • стоимость технического обслуживания и помощи пользователю;
  • прогнозируемая максимальная скорость (для мобильной связи) и минимальную, среднюю и максимальную скорость интернета (для фиксированной связи).

Полный перечень смотрите в ст. 105 закона.

4. Выбор электронных услуг вне пакета

У конечных пользователей появится возможность не только свободного выбора вида и количества электронных коммуникационных услуг, но и право на получение отдельной электронной коммуникационной услуги (то есть, не в составе пакета услуг). Но, как говорится в статье 107 закона, "при наличии технической возможности".

5. Сохранена возможность анонимного пользования мобильным номером

Конечный пользователь имеет право получать услугу обезличено (анонимно) в соответствии с правилами предоставления и получения электронных коммуникационных услуг и предоставления услуг, которые устанавливает поставщик.

6. Закреплены случаи, когда государство может ограничивать предоставление электронных коммуникационных услуг

Законом предусмотрено поведение поставщиков услуг в случае введения военного или чрезвычайного положения. Кроме этого, ч. 7 ст. 115 закона закреплена возможность ограничения предоставления услуг потребителям, находящихся в районе проведения антитеррористической операции.

Пользуйтесь консультацией: Закон о языке: что нужно знать владельцам сайтов?

7. Защита от спама

Статьей 120 закона установлен запрет массовой рассылки сообщений без согласия пользователя на е-мейл или номера от поставщиков.

"Запрет не касается сообщений об изменении условий предоставления услуг и тому подобное", – уточнила нам Илона Чута.

8. Определена процедура разрешения споров между поставщиками и потребителями

Статья 123 закона подробно регламентирует внесудебную процедуру разрешения споров. Обратиться с жалобой можно будет не только к поставщикам услуг, но и к регулятору.

"Урегулирование спора осуществляется уполномоченным должностным лицом регуляторного органа не более 2-х месяцев. Удобно, что информация о результатах рассмотрения споров должна быть обнародована на Электронной регуляторной платформе (без указания персональных данных)", – отметила Илона Чута.

Юрист обратила внимание, что согласно ч. 4 ст.104 закона, внесудебное рассмотрение споров является правом конечного пользователя, а не обязанностью.

9. Штрафные санкции за нарушение прав конечных пользователей

Законом определены следующие виды ответственности поставщика перед пользователем:

  • ненадлежащее предоставление или непредоставление услуг – в размере оплаченной стоимости предоставленных услуг + штраф в размере 25% стоимости услуг;
  • безосновательное отключение оборудования – в размере абонентской платы за весь период отключения;
  • безосновательное сокращение/изменение перечня услуг – в размере абонентской платы за 1 месяц;
  • за игнорирование заявки о повреждении сети (более 5-ти суток) поставщик уплачивает потребителю штраф в размере 25% суточной абонентской платы за каждые сутки превышения + абонентная плата за весь период повреждения не начисляется.

10. Запуск Электронной регуляторной платформы

Законом предусмотрено создание онлайн-платформы, которая будет содержать информацию обо всех лицензированных поставщиках услуг и с помощью которой конечный пользователь сможет обратиться к регулятору с жалобой.

"Конечно, это далеко не все положения закона "Об электронных коммуникациях", однако, по нашему мнению, наиболее существенные для конечного потребителя. В целом, учитывая сложность и "нагроможденность" закона, стоит отметить положительное направление правового регулирования создания современных условий для получения электронных коммуникационных услуг в Украине", – резюмировала Илона Чута.

Источник: юридический ресурс Протокол

Безкоштовна консультація швидка відповідь на Ваше юридичне питання допоможе зорієнтуватися у подальших діях.

Оголосіть власний тендер та отримайте вигідну пропозицію від більш ніж 5000 юристів зі всієї України.

Відео-консультація юриста це сучасне та ефективне рішення для отримання необхідної інформації

Каталог юристів України це ефективний спосіб знайти надійного та професійного виконавця для Вашої юридичної мети
28706
Переглядів
0
Коментарів
Оставьте Ваш комментарий:

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для добавления комментария.

Популярні судові рішення
ЕСПЧ
0