2
0
6518
Одним из вызывающих общественный резонанс вопросов, вызывающих головную боль у многих государственных служащих, остается вопрос привлечения к ответственности за нарушения порядка подачи декларации госслужащими.
В виду приближения начала кампании подачи деклараций о доходах госслужащих за 2019 год, а также принятия парламентом ряда законодательных актов в этой сфере, вновь приобретает актуальность проблематика соблюдения сроков подачи и правил заполнения декларации о доходах госслужащих.
Оглавление:
Действующим законодательством, помимо дисциплинарной ответственности для лиц, занимающих должности в определенных органах власти, предусмотрена административная и уголовная ответственность в сфере выполнения обязанностей по декларированию доходов государственных служащих.
Разумеется, наиболее негативные последствия влечет за собой привлечение к уголовной ответственности.
Статьей 366-1 Уголовного кодекса Украины предусмотрена уголовная ответственность за умышленную неподачу обязанными декларантами так называемой декларации о доходах госслужащих, а также декларирование недостоверных данных.
За совершение указанных преступлений предусмотрено наказание в виде штрафа от 34 000 до 51 000 гривен или общественными работами на срок от 150 до 240 часов, либо лишением свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.
Читайте статью: ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕПОДАЧУ ЛИБО НЕСВОЕВРЕМЕННОСТЬ ПОДАЧИ Е-ДЕКЛАРАЦИИ: ШАГ ЗА ШАГОМ
Указанной статьей фактически предусмотрены два состава преступлений:
Касательно первого упомянутого состава преступления (умышленной неподачи декларации) законодательством предусмотрен четкий порядок установления факта неподачи декларации, уведомления об этом факте самого декларанта и дальнейшее инициирование уголовного преследования.
Лишь при соблюдении всех шагов, предусмотренных законодательством, декларант может быть привлечен к ответственности за неподачу декларации.
Из этого следует, что стороной обвинения в уголовных производствах, предусмотренных статьей 366-1 УК Украины, для доказывания виновности лица в совершении преступления должен быть доказан и подтвержден соответствующими надлежащими и допустимыми доказательствами факт получения декларантом сообщения НАЗК о факте неподачи декларации.
Касательно уголовной ответственности за декларирование заведомо недостоверных сведений, следует знать о таком.
Во-первых, законодателем предусмотрен порог: за подачу заведомо недостоверных сведений в декларации в отношении имущества или иного объекта декларирования, имеющего стоимость, уголовная ответственность наступает в случае, если такие сведения отличаются от достоверных на сумму более 250 прожиточных минимумов для трудоспособных лиц.
Так, для деклараций госслужащих за 2019 год таким порогом будет выступать сумма в 480 250 гривен и более, за 2018 год – 440 500 гривен и более, за 2017 год – 400 000 гривен.
Во-вторых, привлечению к уголовной ответственности должны предшествовать ряд мероприятий, процедура проведения которых урегулирована Законом Украины «О предотвращении коррупции» и подзаконными актами НАЗК.
Так, установлению факта декларирования недостоверных сведений осуществляется НАЗК по специальной процедуре - полной проверкой е-декларации.
Исходя из этого, привлечению к ответственности за подобные нарушения предшествуют:
Усматривается, что для привлечения к уголовной ответственности за преступления, предусмотренные статьей 366-1 Уголовного кодекса Украины, необходим ряд условий, от соблюдения либо несоблюдения которых правоохранительными органами зависит законность привлечения лиц к ответственности.
Иными словами, если гражданин, привлекаемый к ответственности, не получал от НАЗК уведомления о неподаче декларации, либо недостоверность задекларированных им сведений не установлена соответствующим решением НАЗК, сторона обвинения лишается возможности утверждать об обоснованности обвинения с точки зрения действующего закона, поскольку в таком случае отсутствуют обязательные доказательства, которые могут быть использованы для доказывания наличия у лица умысла на совершение соответствующего уголовного преступления.
В свою очередь указанное может свидетельствовать об отсутствии в действиях лица состава уголовного преступления, предусмотренного статьей 366-1 УК Украины, а следовательно и отсутствии оснований для привлечения к уголовной ответственности.
Это не означает, что в случае несоблюдения уполномоченными государственными органами требований закона при установлении упомянутых фактов в ходе проверки деклараций госслужащих лицо может уклонится от установленной законом ответственности.
Резонансным решением Конституционного суда Украины от 26.02.2019 по делу № 1-135 / 2018 (5846/17) статья 368-2 Уголовного кодекса Украины признана неконституционной.
В свою очередь парламентарии обязались «исправить» ситуацию, и 31.10.2019 приняли закон, согласно которому Уголовный кодекс Украины дополнен статьей 368-5, которая и предусматривает уголовную ответственность за незаконное обогащение.
На данный момент закон направлен на подпись Президенту Украины, в ближайшее время ожидается его публикация и вступление в силу.
Так, согласно принятому 31.10.2019 закону, статья 368-5 Уголовного кодекса Украины будет предусматривать уголовную ответственность за приобретение лицом, уполномоченным на выполнение функций государства или местного самоуправления, активов, стоимость которых более чем на шесть тысяч пятьсот тысяч необлагаемых налогом минимумов доходов граждан превышающее его законные доходы.
Таким образом законодатель определил порог таких незаконно приобретенных активов. Для 2019 года это сумма в 6 243 250 гривен и выше.
За совершение такого преступления предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Следует понимать, что положениями части второй статьи 4 Уголовного кодекса прямо предусмотрено, что преступность и наказуемость, а также иные уголовно-правовые последствия деяния определяются законом об уголовной ответственности, действовавшим во время совершения этого деяния; части второй статьи 5 Уголовного кодекса, в которой конкретизированы принцип, закрепленный в статье 58 Конституции Украины, и предусмотрено, что закон об уголовной ответственности, устанавливающий преступность деяния, усиливающий уголовную ответственность или иным образом ухудшающий положение лица, не имеет обратного действия во времени.
Иными словами, законность приобретения активов госслужащих может быть оценена сквозь призму статьи 368-5 Уголовного кодекса только с момента вступления в силу закона, которым Уголовный кодекс Украины будет дополнен указанной нормой.
Поскольку оценка законности приобретения активов неразрывно связана с проверкой задекларированного имущества, усматриваем, что привлечение к ответственности за совершение указанного преступления возможно только в случае приобретения активов после вступления такого закона в силу, и, соответственно, отображение данных о таких активах в декларациях за 2019 год.
Согласно принятому закону, под приобретением активов следует понимать приобретение их публичным служащим в собственность, а также приобретение активов в собственность другим физическим или юридическим лицом, если доказано, что такое приобретение было осуществлено по поручению такого декларанта, либо такой декларант может прямо или косвенно совершать в отношении таких активов действия, тождественные по смыслу осуществлению права распоряжения ими.
Под активами закон подразумевает денежные средства (в том числе наличные средства, средства, находящиеся на банковских счетах или на хранении в банках или других финансовых учреждениях), иное имущество, имущественные права, нематериальные активы, в том числе криптовалюта, объем уменьшения финансовых обязательств, а также работы или услуги, предоставленные госслужащему – субъекту декларирования.
Также следует отметить, что под законными доходами декларантов закон понимает полученные и задекларированные доходы госслужащего или членов его семьи, в том числе доходы в виде заработной платы, гонорары, дивиденды, проценты, роялти, страховые выплаты, пенсия, иные доходы, а также задекларированные денежные активы госслужащего либо членов его семьи.
Подводя итог под изложенным, считаем, что вступление в силу упомянутого закона лишь обострит внимание общества к проблематике декларирования публичными служащими своих доходов. В таких условиях правильное отображение в е-декларациях соответствующих данных об имуществе и активах обезопасит субъектов декларирования от возможных негативных последствий.
Юридический ресурс «Протокол» («Protocol») надеется, что эта консультация станет полезной. Помните, что на юридическом ресурсе «Протокол» Вы всегда сможете найти профессионального юриста, который окажет квалифицированную помощь, при этом недорого. Пользуйтесь нашим сервисом Тендер на юридическую услугу и решайте свои проблемы быстро и навсегда.
Автор консультации: Кучер Іван
Источник: Юридический портал Протокол
Просмотров
Коментарии
Просмотров
Коментарии
Получите быстрый ответ на юридический вопрос в нашем мессенджере , который поможет Вам сориентироваться в дальнейших действиях
Вы видите своего юриста и консультируетесь с ним через экран, чтобы получить услугу, Вам не нужно идти к юристу в офис
На выполнение юридической услуги и получите самое выгодное предложение
Поиск исполнителя для решения Вашей проблемы по фильтрам, показателям и рейтингу
Просмотров:
162
Коментарии:
0
Просмотров:
130
Коментарии:
0
Просмотров:
329
Коментарии:
0
Просмотров:
394
Коментарии:
0
Просмотров:
609
Коментарии:
0
Просмотров:
739
Коментарии:
1
Protocol.ua обладает авторскими правами на информацию, размещенную на веб - страницах данного ресурса, если не указано иное. Под информацией понимаются тексты, комментарии, статьи, фотоизображения, рисунки, ящик-шота, сканы, видео, аудио, другие материалы. При использовании материалов, размещенных на веб - страницах «Протокол» наличие гиперссылки открытого для индексации поисковыми системами на protocol.ua обязательна. Под использованием понимается копирования, адаптация, рерайтинг, модификация и тому подобное.
Полный текстПриймаємо до оплати
Copyright © 2014-2024 «Протокол». Все права защищены.