Правовые алгоритмы оплаты коммунальных услуг и налога на недвижимость или как не стать нарушителем закона

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях: telegram viber youtube
Правовые алгоритмы оплаты коммунальных услуг и налога на недвижимость или как не стать нарушителем закона - c597ccccc856b53ef16da2a415a8c85c_617115529ed66.jpg

Содержание:

Как говорит народная мудрость:

«Хорошо тому, кто в своём дому»

Для того, что бы «было хорошо тому, кто в доме своему», давайте выясним за что осуществляется оплата коммунальных платежей, какой налоговый вычет за квартиру существует и до какого числа нужно оплатить налог на недвижимость (имущество) и налог на землю.

Известная истина, имеешь недвижимость, заплати по счетам.

Какие же расходы на содержание недвижимости возлагаются на собственника?

Об этом и будем вести речь, а именно рассмотрим:

  • какие виды недвижимости существуют?
  • что такое коммунальные услуги на недвижимость и как их оплачивать?
  • какой порядок осуществления налогообложения на недвижимость?
  • как оплатить налог за землю ?

Сперва правильным будет разобраться, какие виды недвижимости существуют?

Объект недвижимости есть недвижимое имущество (недвижимость), земельные участки, а так же объекты, которые размещены на этом земельном участке, перемещение которых является невозможным без их снижения цены или предназначения (ч.1 ст.181 Гражданского кодекса Украины).

В Украине существует три типа недвижимости: жильё, нежилые помещения и земля, и правильным будет рассмотреть объектовый статус недвижимости в части категории её налогообложения, чёткие характеристики которых определены в пп. 14.1.129.1-14.1.129.3 Налогового кодекса Украины при этом правой статус которых также закрёплен в Земельном кодексе Украины, Жилищном кодексе Украинской РСР.

Пользуйтесь консультацией: Как обеспечить надлежащее качество коммунальных услуг?

Теперь давайте разберём вопросы, что такое коммунальные услуги на недвижимость, как их оплачивать?

Наверное, каждый взрослый человек в своей жизни, хоть однажды, осуществлял оплату коммунальных платежей за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги за пользование водоснабжением, газоснабжением и так далее по ставке установленной условиями договора.

Согласно ч.1 ст.322 Гражданского кодекса Украины, собственник обязан содержать имущество, что ему принадлежит, если иное не установлено договором или законом.

Если несколько десятков лет тому назад перечень коммунальных услуг насчитывал три-четыре вида услуги: водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение, услуги теплосети за централизованное отопление зданий и сооружений, то в современной жизни этот так называемый перечень несколько увеличился:

  • охрана придомовой территории и зданий и сооружений в целом;
  • домашний Интернет;
  • кабельное телевидение;
  • учёт расхода воды, газа, поставляемых в здания и сооружения;
  • ремонт, профилактика и постановка этих самых приборов учёта – счётчиков и многое другое.

Где-то этот перечень коммунальных услуг и уменьшился (во многих зданиях и сооружениях отопление производится специальными автономными устройствами, тем самым не нуждаясь в услугах теплосети на поставку централизованного отопления в здания и сооружения).

Но… Перед тем как начать оплачивать тот или иной вид коммунальных услуг, коммунальное предприятие должно произвести поставку этого вида услуги. А для этого владельцу (пользователю) помещения (жилого либо нежилого) необходимо на законодательном уровне оформить эту поставку того или иного вида коммунальных услуг. А, именно, заключить договор об оказании коммунальных услуг.

Заключив договор на поставку того или иного вида коммунальных услуг, этот владелец (пользователь) (жилого либо нежилого) помещения одновременно становиться потребителем (абонентом) того или иного вида коммунальных услуг, и тем самым наделяется определёнными правами и принимает на себя определённые обязанности.
То есть между потребителем и поставщиком возникают гражданско-правовые отношения, которые регулируются: Гражданским кодексом Украины, Жилищным кодексом Украины, Законом Украины «О жилищно-коммунальных услугах», а также, регламентируются рядом законодательных актов именно в сфере жилищно-коммунальных услуг: Кодексом газотранспортной системы зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 06.11.2015 под № 1378/27823, Кодексом газораспределительных систем зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 06.11.2015 под № 1379/27824; Постановлением Национальной комиссии которая осуществляет государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг «Правила поставки природного газа» от 30.09.2005 № 2496, Постановлением Национальной комиссии, осуществляющий государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг 30.09.2015 № 2500 от утверждении типового договора о поставке природного газа бытовым потребителям, Законом Украины «О рынке электрической энергии», Правилами розничного рынка электрической энергии, утверждёнными постановлением Национальной комиссии, что осуществляет государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг от 14.03.2018 № 312, Постановлением Кабинета Министров Украины от 21.07.2005 года № 630 «Правила предоставления услуг по централизованному отоплению, поставкам холодной и горячей воды и водоотвода». Существенный перечень подзаконных актов – это своего рода методики, определенные нормативы, стандарты.

Немаловажно в случае непредвиденных обстоятельств в пользу потребителя может иметь место и Закон Украины «О защите прав потребителей».При оформлении указанного договора будущему потребителю следует внимательно ознакомиться с содержанием данного документа и особое внимание обратить на такие пункты договора как:

  • тарифы и их составляющие;
  • общая стоимость (цена) услуг;
  • порядок и крайний срок оплаты, т.е. число месяца за данный вид услуг;
  • условия доступа в помещение для устранения аварий, неполадок, осмотра, снятия контрольных показаний.

Необходимо учесть, что потребитель имеет право на включение в договор дополнительных условий, предусмотренных Типовым договором на предоставление жилищно-коммунальных услуг, утвержденным Кабинетом Министров Украины. На ознакомление и согласование договора законодатель предоставляет один месяц. Указанный договор на предоставление жилищно-коммунальных услуг вступает в законную силу с момента его заключение.

Оплата коммунальных услуг производится по установленным тарифам на основании платёжных документов (это могут быть как электронные носители, так и расчётные книжки). Расчёт по коммунальным услугам производится каждый месяц согласно условий, по которым устанавливается крайний срок оплаты коммунальных услуг, установленный в договоре на предоставление жилищно-коммунальных услуг.

Пользователь, так называемый Потребитель в жилом доме, оплачивает коммунальные услуги, согласно тем показаниям, что указаны на индивидуальном приборе учёта т.е. счётчика, если такой есть. И при его отсутствии, Поставщик использует общую тарификацию поставляемой коммунальной услуги с учётом существующих норм и коэффициентов.

Про изменение тарифов на предоставление жилищно-коммунальных услуг Поставщик сообщает Потребителю в соответствии с Договором о предоставлении жилищно-коммунальных услуг или другим доступным для Потребителя (абонента) способом.

И в случае несвоевременной оплаты за коммунальные услуги Поставщиком могут предъявляться штрафные санкции к Потребителю, вплоть до взыскания в судебном порядке, соответственно с возложением всех судебных затрат на ответчика как должника (Потребителя- абонента).

Если же Потребитель как клиент, имеет задолженность за жилищно-коммунальные услуги и отказывается добровольно производить оплату или же заключать договор на реструктуризацию долгов, то такая задолженность взыскивается в судебном порядке. При этом судебный процесс может проходить в «упрощенном» порядке, путем выдачи судебного приказа, без вызова сторон, в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Украины. Судебная практика в основном принимает сторону Поставщика услуг, поскольку согласно законодательства именно на пользователей жилья (владельцев) возлагается обязанность ежемесячно вносить плату за жилищно-коммунальные услуги (теплоснабжение, газ, водоснабжение, канализация и т.д.) и расходы на содержание дома (жилья) и придомовой территории пропорционально занимаемой площади объекта. Так, в пример можно рассмотреть решение Дарницкого районного суд города Киева от 15.03.2021 по делу № 753/1288/21, которым рассмотрев гражданское дело по иску Открытого акционерного общества «Акционерная компания« Киев водоканал» к Должнику о взыскании задолженности за предоставленные жилищно-коммунальные услуги по централизованному снабжению холодной воды и водоотведения с учетом индекса инфляции и трех процентов годовых, начисленных на сумму задолженности, определил удовлетворить таковые исковые требования. Таким образом, суд пришёл к выводу о том, что требования истца являются обоснованными, доказанными и подлежащими удовлетворению; обстоятельства, опровергающие исковые требования, судом не установлены были. Поэтому принимая во внимание предмет спора, последствия его рассмотрения, суд счёл необходимым, применить положения п. 1 ч. 2 ст. 141 ГПК Украины. Соответственно, стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присудил с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Истцом в свою очередь, при подаче иска в суд уплачен судебный сбор в сумме 2270 гр. 00 коп., который подлежит взысканию с ответчика в пользу истца (https://reyestr.court.gov.ua/Review/95497522).

Пользуйтесь консультацией: Могут ли отключить коммунальные услуги за неуплату и как этому противодействовать

Порядок осуществления налогобложения на недвижимость

  • какие налоги нужно платить собственникам недвижимости?
  • как оплатить налог на недвижимость?
  • из какого размера и площади объекта недвижимости будет формироваться сумма?
  • до какого числа месяца устанавливается этот налоговый вычет за квартиру?

Это всё много другое, разберём ниже.

Объектовый фактор недвижимости, а именно площадь и ставка, влияет на размер суммы который необходимо будет оплатить в виде налогового вычета за ту же квартиру или дом.

Начнем с того, что Налоговый кодекс Украины кроме жилой недвижимости, использует понятие "объекты нежилой недвижимости", а не "коммерческая недвижимость". Налог на объекты нежилой недвижимости - это обязательный платеж, который производят из владельцев недвижимости в зависимости от площади объекта. Налог на коммерческую недвижимость относится к местным налогам, поэтому решение о внедрении или не внедрения и определения его размера остается за органами местной власти каждого региона Украины.

В каждом регионе ставку устанавливают местные власти, но важно то, что по закону она не должна превышать 1,5% от минимальной зарплаты. Информацию об утвержденных ставки местных налогов по местности можно узнать на официальном веб-портал Государственной налоговой службы.

Так, налог на недвижимость рассчитывается, исходя из размера минимальной заработной платы, установленной на 1 января отчётного года. Так, за 2020 отчётный год в 2021 году оплачивали из расчёта максимально 70,8 гривен за квадратный метр, поскольку размер минимальной заработной платы на январь 2020 составлял 4 723,00 гривен. Оплата в 2022 году за 2021 год будет осуществляться максимально в размере 90,00 гривен за квадратный метр, поскольку на 1 января 2021 размер минимальной заработной платы составлял 6000,00 гривен. В законопроекте «О государственном бюджете Украины на 2022 год», минимальная заработная плата предложена в размере 6500,00 гривен на 1 января 2022. Соответственно, оплачивать налог на недвижимость за 2022 год, необходимо будет из расчёта максимально 97,50 гривен за квадратный метр, который необходимо будет оплатить в 2023 году и т.д.

Налог уплачивается за каждый квадратный метр для квартир площадью более 60 кв. метров и домов более 120 кв. метров. А также для различных типов объектов жилой недвижимости в более 180 кв. метров. Платить налог придется за каждый квадратный метр сверх этой нормы.

Физические лица, уплачивают налог на недвижимость на основании налогового уведомления-решения, в котором указывается сумма налога и его орган государственной налоговой службы направляет гражданину до 1 июля отчетного года в соответствии с установленной формы по местонахождению объекта жилой недвижимости. Обязательства нужно оплатить в течение 60 дней с момента вручения налогового уведомления-решения. Если коммерческое имущество принадлежит юридическим лицам, они должны самостоятельно рассчитать сумму налога по состоянию на 1 января отчетного года. До 20 февраля декларацию с поквартальной разбивкой годовой суммы равными долями нужно подать в контролирующий орган по месту нахождения объектов налогообложения.

Коммерческая недвижимость, не подлежит налогообложению

Налоговым кодексом Украины определено также коммерческую недвижимость, не подлежит налогообложению. К такой недвижимости относятся объекты, используемые малым и средним бизнесом, осуществляющие деятельность в малых архитектурных формах и на рынках. Также не подлежат налогообложению дома промышленности, в частности производственные корпуса, цеха, складские помещения промышленных предприятий. Однако, в противоречия этой нормы, существуют прецеденты предъявления налоговых уведомлений принятых по решения Государственных налоговых органов. Так, по аналогии возможно взять во внимание административное дело № 340/3358/21 Кировоградского окружного административного суда по иску к Главному управлению ГНС в Кировоградской области и Государственной казначейской службы Украины о признании отмены решения, признании действий противоправными, а так же взыскании морального вреда. Так, суд от 10.08.2021принял решением, которым признал противоправным и отменил налоговое уведомление и частично удовлетворил исковые требования относительно признания отмены решения и признании действий противоправным, а также взыскании морального вреда (https://reyestr.court.gov.ua/Review/98884750).

Кроме всего прочего для содержания собственности необходимо так же оплатить налог за землю, например, если ваше жильё размещено на земельном участке, об этом поподробнее ниже.

Налог за землю оплачивается в текущем году за предыдущий год. Его должны платить собственники земельных участков и паёв, в том числе и постоянные землепользователи, а именно физические и юридические лица (ст. 14.1.72 Налогового кодекса Украины, ст. 269.1 этого же кодекса).

Льготы по оплате налога за землю по земельному налогу, что уплачивается на соответствующей территории, а также размер как таковая ставка оплаты налога за землю , устанавливается органами местного самоуправления самостоятельно. Соответствующие решения должны быть обнародованы и, как правило, быть доступными на сайтах соответствующих органов или на сайте Государственной налоговой службы Украины. Льготы по уплате земельного налога, предусматриваются в ст. 281 Налогового кодекса Украины. Так, от уплаты земельного налога освобождаются: инвалиды первой и второй группы; физические лица, воспитывающие трех и более детей в возрасте до 18 лет; пенсионеры (по возрасту);ветераны войны и лица, на которых распространяется действие Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты»; физические лица, признанные законом лицами, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы. Органы местного самоуправления могут устанавливать и другие льготы.

Владельцы земли и землепользователи платят земельный налог со дня возникновения права собственности на земельный участок, а в случае прекращения права собственности или пользования земельный налог уплачивается за фактический период нахождения земли в собственности в текущем году. Земельный налог физическими лицами уплачивается в течение 60 дней со дня вручения налогового уведомления-решения. В случае если налогоплательщик не уплачивает согласованную сумму денежного обязательства в течение сроков, определенных Налогового кодекса Украины, такой налогоплательщик привлекается к ответственности в виде штрафа. Физические лица освобождаются от ответственности, предусмотренной Налоговым кодексом Украины за несвоевременную уплату налогового обязательства, в случае если контролирующий орган не направил (Не вручил) это налоговое уведомления-решения в установленные сроки (ст. 287 Налогового кодекса Украины).

По спорам о взыскании налога за землю суды, исходят из того, что фактический пользователь земельного участка должен заплатить за пользование ею, в том числе с учётом неразрывности недвижимости с земельным участком, на котором она расположена и на примере, возможно, рассмотреть следующую правовую позицию. Определенное физическое или юридическое лицо приобрело право собственности на здание или его часть, расположенные на арендованном земельном участке, то к приобретателю переходит право пользования земельным участком, на котором они размещены, на тех же условиях и в том же объеме, что были у предыдущего землепользователя. Соответственно, с момента приобретения права собственности на объект недвижимого имущества, обязанность по уплате налога за земельный участок, на котором расположен такой объект, возлагается на лицо, которое приобрело право собственности на жилой дом, здание или сооружение. http://reyestr.court.gov.ua/Review/87268430.т

С учётом выше изложенного будьте внимательны, бдительны и законопослушны, а в случае нарушения ваших интересов, отстаивайте их и не поддавайтесь беззаконию.

Если Вам нужна услуга профессионала, воспользуйтесь сервисом "Тендер на юридическую услугу" от юридического ресурса Протокол.

Автор консультации: Александр Удовиченко

Источник: юридический ресурс Протокол

3096
Просмотров
2
Комментариев
Оставьте Ваш комментарий:

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для добавления комментария.

Популярные судебные решения
ЕСПЧ
1