14.06.2018
Редактировать
Присоединяйтесь к нам в социальных сетях: telegram viber youtube

Максим Лазарев: сотрудник «слил» информацию... Что делать ДО и ПОСЛЕ?

Каждый из нас хоть раз за время работы сталкивался со сливом коммерческой информации сотрудником (возможно, уже бывшим), обычно конкурентам или для извлечения личной выгоды. А собственники и руководители бизнеса наверняка сталкивались с таким явлением неоднократно. Причины таких действий могут быть абсолютно разные – и чей-то заказ, и месть сотрудника, и прочие, но главное в том, что обычно такие действия наносят как прямой материальный ущерб бизнесу, так и ущерб в виде недополученной прибыли и репутационных потерь, говорится в статьи news.finance.ua.

Например, в моей практике неоднократно встречались кейсы, когда сотрудник увольнялся и переходил на работу к конкуренту или открывал свой конкурирующий бизнес и конечно использовал при этом базы клиентов, поставщиков, наработки и иную ценную информацию, полученную у предыдущего работодателя. Или не редки такие случаи, когда сотрудник отдела продаж передаёт информацию о потребностях клиента конкуренту, а тот оперативно делает демпинговое предложение (например в госзакупках) и бизнес теряет многомиллионную сделку.

В законодательстве данные действия официально называются разглашением коммерческой тайны и/или конфиденциальной информации и включают в себя любые действия или бездействие сотрудника, который имеет доступ к такой информации и передал ее в любой форме посторонним лицам без согласия на это владельца.

Статья 505 Гражданского кодекса говорит о том, что коммерческой тайной является информация, являющаяся секретной в том понимании, что она в целом или в определенной форме и совокупности ее составных неизвестна и не является легкодоступной для лиц, которые, как правило, имеют дело с видом информации, к которому она относится, в связи с этим имеет коммерческую ценность и является предметом адекватных существующим обстоятельствам мер по сохранению ее секретности, принятых лицом, законно контролирующим эту информацию.

Статьей 162 Хозяйственного кодекса Украины определено, что субъект хозяйствования — владелец технической, организационной или другой коммерческой информации — имеет право на защиту от незаконного использования этой информации третьими лицами при условии, что эта информация имеет коммерческую ценность в связи с тем, что она неизвестна третьим лицам и к ней нет свободного доступа других лиц на законных основаниях, а владелец информации принимает надлежащие меры к охране ее конфиденциальности.

Так существуют ли на сегодня какие-то реальные возможности противодействовать такому сливу и способы привлечь к ответственности виновника, а также получить материальную сатисфакцию?

Читайте статтю: Розголошення інформації про пацієнта без його згоди чи згоди його законного представника

Попробуем разобраться.

Самое важное. Для того, чтобы ваша информация считалась коммерческой тайной и конфиденциальной информацией конкретной компании, необходимо обеспечить защиту такой информации.

По способам защиты такие меры можно разделить на технические (организационные) и юридические (документальное оформление).

Рассмотрим кратко комплекс минимальных технических и организационных мер. Он включает в себя:

  • наличие пропускной системы в офисе, сигнализаций, датчиков движения и т.п.;
  • наличие контроля доступа сотрудников в различные зоны офиса,
  • маркировка как физических носителей информации, так и письменных и электронных документов предупреждением о том, что данная информация является коммерческой тайной;
  • принятие в штат или на аутсорс соответствующих специалистов, в первую очередь по информационной безопасности, особенно это касается продуктовых и торговых компаний.
  • проверка сотрудника перед приёмом на работу;
  • установка открытого и скрытого видеонаблюдения в офисе (с общей предупреждающей о съемке табличкой);
  • установку специального софта рекомендовать не буду, так как наши правоохранители (Служба брелков Украины) могут посчитать такие действия незаконной оперативно-розыскной деятельностью;
  • ограничение доступа в интернет;
  • установка лицензионного софта и антивирусные комплекты программного обеспечения (WannaCry, NotPetya, фишинг никто не отменял);
  • передача письменных документов на хранение (проверку) адвокатам/аудиторам или в частные архивные компании, хранение электронных данных в облачных сервисах зарубежом;
  • уничтожение ненужных документов и носителей, периодический аудит данных, сдача бумажных документов на уничтожение в порядке, установленном законом, по истечению обязательных сроков хранения;
  • периодическая смена паролей, проведение тренингов по информационной безопасности, например, службами системного администрирования, безопасности и/или юристы;
  • бекап;
  • принятие иных мер, направленных на охрану конфиденциальной информации.

Какие юридические превентивные меры необходимо предпринять, чтобы быть минимально защищённым?

  • Принимаем основной документ – Положение о коммерческой тайне и/или конфиденциальной информации на предприятии. Выписываем в положении, что является коммерческой тайной и конфиденциальной информацией, что исключается из данного понятия, как информация защищается, кто и какой уровень доступа к ней имеет. Все сотрудники обязаны ознакомиться с таким положением под роспись.
  • Включаем соответствующие оговорки о защите информации в договоры с контрагентами.
  • Включаем в должностные инструкции пункты, касающиеся данного вопроса.
  • Приказом по предприятию вводим человека, ответственного за сохранность коммерческой тайны, а также определяем круг лиц (обычно по должностям), кому и какая информация, и в каком объёме раскрывается.
  • Подписание с сотрудниками персональных договоров о неразглашении коммерческой тайны и конфиденциальной информации) или включение таких пунктов в трудовой договор или гражданско-правовое соглашение (с указанием размера ответственности).
  • Подписание с сотрудниками отдельного договора о неконкуренции в будущем (non-compete clause) или включение таких пунктов в трудовой договор. Основное условие – это ограничение в течение определенного срока работать у конкурентов или открывать свой конкурирующий бизнес под угрозой штрафных санкций.
  • Для продуктовых компаний обязательно документальное периодическое оформление передачи созданного сотрудниками софта и регистрация авторского права на такие служебные произведения.

Читайте статтю:Інформаційний бюлетень “Доступ до Інтернету та свобода одержувати і передавати інформацію та ідеї”

Со всеми документами новый сотрудник обычно ознакамливается под роспись непосредственно в первый день при оформлении на работу. Если будущий сотрудник отказывается подписывать какой-то из документов, вы просто не допускаете его к работе. На многих людей подписание документов оказывает необходимое психологическое влияние и выступает достаточным сдерживающим фактором.

Что делать, если вы словили сотрудника «на горячем».

  • Создать комиссию, которая проведет расследование инцидента, соберет необходимые доказательства.
  • От сотрудника отобрать письменные пояснения по конкретному факту (или зафиксировать отказ давать пояснения).
  • Зафиксировать в акте комиссии результаты и выводы.
  • На основании выводов, изложенных в акте, и соответствующего приказа, привлечь сотрудника к дисциплинарной и материальной ответственности. Если необходимо, заручиться выводами судебных экспертов, напр. провести компьютерную экспертизу или товароведческую (подтверждающую размер нанесенного ущерба).
  • В случае отказа сотрудника добровольно возместить ущерб, необходимо будет обращаться в суд. В ходе которого необходимо будет доказать вину сотрудника, размер прямых понесенных убытков, причинно-следственную связь между ними.

К сожалению, доказать в суде размер убытков очень сложно и такая ситуация не только в данной категории дел. Наше трудовое законодательство совершенно не соответствует фактической рыночной ситуации, а кодекс 1972 г. только усугубляет ситуацию.

  • В случае необходимости, обратиться в полицию с заявлением о преступлении.

Резюмируем, что к данному вопросу надо подходить комплексно и творчески.

О судебных перспективах

К сожалению, наши суды часто встают на сторону работника, такая практика принята еще с советских времен, в частности, ссылаясь на ст.9 КЗОТа, которая говорит о недействительности условий договоров, которые ухудшают положение работника по сравнению с действующим законодательством.

Кроме того, зачастую суды говорят о том, что соглашения о неконкуренции ограничивают право гражданина на труд, установленное Конституцией.

Однако есть и положительная для бизнеса судебная практика, а именно судебные решения, которыми подтверждается действительность соглашений о неконкуренции и взыскании ущерба с работника.

Сложнее в ситуации, когда сотрудник не оформлен официально или работает как ФОП по договору, однако и в этих случаях можно «обложиться» необходимыми документами и выиграть дело в суде.

Альтернативным способом компенсации ущерба я вижу страховые компенсации. На рынке уже появились страховые компании, которые предлагают услуги в сфере защиты информации и покрывают риски утери (кражи) данных. Думаю у данной услуги большое будущее в перспективе.

А пока надеемся на то, что новый трудовой кодекс, который несколько лет пылится в парламенте,  внесет свою лепту и наше законодательство, наконец-то, будет соответствовать сегодняшним реалиям.

Читайте статтю:Захист від поширення недостовірної інформації в мережі Інтернет

Максим Лазарев, адвокат

Фото: secretmag.ru

5
Нравится
Оставьте Ваш комментарий:

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для добавления комментария.


Популярні судові рішення
Название события
Загрузка основного изображения
Выбрать изображение
Текст описание события: