Автор не указан
7
0
4489
Допускать или не допускать, или какие последствия недопуска должностных лиц госпожнадзора к проверкам?
Когда на пороге фирмы появляются пожарные инспекторы, первым у представителей бизнеса возникает желание закрыть дверь и спрятаться подальше.
Так, к сожалению, на сегодняшний день контролирующие органы — и ГСЧС Украины не является исключением — в Украине ассоциируются с избыточным давлением на бизнес и рассматриваются как «карательные» органы. Таким образом нивелируется сама природа и сущность функций государственного надзора (контроля) — выявление на профессиональном уровне недостатков в той или иной сфере с целью предупреждения негативных последствий для предприятия и окружающих и предоставление рекомендаций по их устранению.
Надеемся, что в ходе реформирования ГСЧС, стратегию которого уже согласовано Кабинетом Министров Украины, ситуация изменится в лучшую сторону и таки будет # победа, а не # измена, однако данная статья скорее о том, что делать сегодня, если к вам пришла проверка, или чего не делать .
Итак, первый вопрос, который всегда возникает в голове владельца / менеджера, допускать или не допускать проверяющих? И если это настоящий управленец, то для того, чтобы решить этот вопрос, он сначала проведет своеобразный SWOT-анализ. Так и мы решили разобраться, какие риски и угрозы создает недопуск к проверкам, и что полезного он может принести предприятию (если может), то есть, другими словами, стоит ли вообще обращаться к такой процедуре как «недопуск» представителей контролирующего органа.
Користуйтесь консультацією: Власник VS Орендар: хто відповідає за дотримання норм у сфері пожежної безпеки на орендованому об'єкті?
О возможностях и базовых основаниях для недопуска должностных лиц органов государственного надзора (контроля) к осуществлению плановых / внеплановых мероприятий контроля указано в Законе Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности».
Так, обобщая, к основаниям для недопуска к проведению проверок можно отнести следующие случаи:
1) если должностные лица не предъявили документов, предусмотренных ст.7 ЗУ «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» (а это — приказ, удостоверение (направление) на проведение проверки)
2) в случае неполучения уведомления о проведении планового мероприятия (сообщение должно направляться не позднее чем за 10 дней до осуществления проверки заказным письмом или вручается лично руководителю или уполномоченному лицу под расписку. В сообщении указывается: а) дата начала и окончания проверки, б) наименование юридического лица или ФИО физического лица-предпринимателя, по вопросам деятельности которых осуществляется проверка, в) наименование органа госнадзора, которой проводит проверку)
3) если проверка осуществляется с нарушением требований относительно периодичности проведения таких мероприятий, предусмотренных законом (что в свою очередь зависит от степени риска самих объектов).
Также следует не забывать, что с 01.01.2017 по 31.12.2017 года действует Закон Украины «О временных особенности осуществления мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности», которым кроме установления моратория на проведение плановых проверок органами ГСЧС, предусмотрено и дополнительные основания для недопуска должностных лиц к внеплановых проверок.
Как известно, в 2017 плановые проверки органами ГСЧС вообще не проводятся, а для проведения внеплановых существует только четыре исчерпывающие основания:
• по письменному заявлению субъекта хозяйствования в соответствующий орган государственного надзора (контроля) об осуществлении мероприятия государственного надзора (контроля) по его желанию;
• по решению суда;
• в случае наступления аварии, смерти пострадавшего вследствие несчастного случая, что было связано с деятельностью субъекта хозяйствования;
• на основании обоснованного обращения физического лица о нарушении субъектом хозяйствования его законных прав при полученного согласования Государственной регуляторной службы.
Поэтому в случае, если не предъявлено согласования Государственной регуляторной службы на проведение внеплановой проверки по обращению физического лица о нарушении субъектом хозяйствования его законных прав (к слову — сам такой субъект имеет право ознакомиться с копией соответствующего документа плюс Государственная регуляторная служба должна обнародовать такое согласование на своем официальном сайте), — это есть прямым основанием для недопуска должностных лиц органов ГСЧС к проведению проверки.
Користуйтесь консультацією: Екологічна безпека підприємства. Правове регулювання.
К СВЕДЕНИЮ: После завершения действия моратория к дополнительным основаниям для недопуска к проведению внеплановой проверки в случае проведения ее по обращению физического лица, законодателем отнесено случай, когда должностные лица органа государственного надзора (контроля) не предъявили копию согласования центрального органа исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализацию государственной политики в соответствующей сфере (то есть, ГСЧС).
Каковы же дальнейшие действия и какие последствия влечет за собой недопуск к проведению проверки?
• Во-первых, в случае если предприятие не допускает должностных лиц ГСЧС Украины или ее территориальных органов к проведению проверки в целом или к отдельным помещениям объекта проверки, должностным лицом, осуществляющим проверку, составляется акт о недопуске к проведению плановой (внеплановой) проверки (утвержденной формы).
Руководитель или уполномоченное лицо субъекта хозяйствования в акте о недопуске к проведению плановой (внеплановой) проверки вправе предоставить объяснения и замечания по содержанию акта, указать мотивы своего отказа в допуске к проведению проверки. Указываются дата, время его составления и сведения о должностном лице, которое составило акт, а также должность, фамилия, имя, отчество лица руководителя или уполномоченного лица субъекта хозяйствования, которого ознакомлены с этим актом и которому его вручено под роспись.
Такой акт составляется в 2 экземплярах, один из которых предоставляется руководителю или уполномоченному лицу субъекта хозяйствования, а второй с отметкой об ознакомлении сохраняется в надзорном деле. В случае отказа руководителя или уполномоченного лица субъекта хозяйствования от подписания акта о недопуске к проведению плановой (внеплановой) проверки должностным лицом ГСЧС Украины делается соответствующая отметка об отказе от ознакомления и получения этого акта.
В случае отказа руководителя или уполномоченного лица субъекта хозяйствования получить указанный акт, такой акт направляется ему заказным письмом с уведомлением о вручении.
• Во-вторых, законодателем предусмотрено право должностных лиц ГСЧС Украины или ее территориальных органов обращаться в установленном законом порядке в суд в случае их недопуска к проведению проверки в целом или к отдельным помещениям объекта проверки, с требованием относительно обязательства субъекта хозяйствования обеспечить допуск к осуществлению проверки в целом или части помещений объекта проверки.
Читайте статтю: 9 приводів для бізнесу сказати "ні" контролерам
Поэтому, если есть законодательно прописанные обоснования для отказа в допуске должностных лиц к проведению проверки, вы имеете полное право ими воспользоваться. В то же время, следует помнить, что отказ в допуске к проверке на других обоснованиях, не предусмотренных четко в нормативно-правовых актах, может квалифицироваться как создание препятствий для деятельности органов государственной власти, что в свою очередь является административным правонарушением, которое тянет за собой наказание в виде штрафа размером от 34 до 170 грн. (ст.188-8 КУоАП).
Итак, допускать или не допускать: решать только вам. Если основания для недопуска объективны и аргументированными, то негативных последствий для вас он не потянет. Но в любом случае, не повредит квалифицированная юридическая помощь для обоснования своей позиции.
Однако следует помнить, что сам недопуск к проверке не является панацеей от всех бед. И если нарушение действующих норм в сфере пожарной безопасности есть, то их нужно устранять, и наиболее заинтересованным в этом есть сам владелец таких помещений. Поэтому нужно заблаговременно выявлять слабые места в части пожарной безопасности и устранять их еще до того, когда к вам нагрянет представитель ДСНС или, еще хуже, возникнет пожар.
Инвестируйте в себя и спите спокойно — тогда вопрос о допуске / недопуске отпадает сам по себе.
Источник: Shieldlaw
Просмотров
Коментарии
Просмотров
Коментарии
Получите быстрый ответ на юридический вопрос в нашем мессенджере , который поможет Вам сориентироваться в дальнейших действиях
Вы видите своего юриста и консультируетесь с ним через экран, чтобы получить услугу, Вам не нужно идти к юристу в офис
На выполнение юридической услуги и получите самое выгодное предложение
Поиск исполнителя для решения Вашей проблемы по фильтрам, показателям и рейтингу
Просмотров:
451
Коментарии:
0
Просмотров:
143
Коментарии:
0
Просмотров:
875
Коментарии:
0
Просмотров:
69046
Коментарии:
1
Просмотров:
2225
Коментарии:
1
Просмотров:
442
Коментарии:
0
Protocol.ua обладает авторскими правами на информацию, размещенную на веб - страницах данного ресурса, если не указано иное. Под информацией понимаются тексты, комментарии, статьи, фотоизображения, рисунки, ящик-шота, сканы, видео, аудио, другие материалы. При использовании материалов, размещенных на веб - страницах «Протокол» наличие гиперссылки открытого для индексации поисковыми системами на protocol.ua обязательна. Под использованием понимается копирования, адаптация, рерайтинг, модификация и тому подобное.
Полный текстCopyright © 2014-2024 «Протокол». Все права защищены.