Главная Блог ... Аналитические статьи Статьи Е-декларации: так кто же ревизор?

Е-декларации: так кто же ревизор?

Отключить рекламу
 - 484fd218d855ced85eb68927acea53fcjpg

После напряженного и не лишенного недостатков начала работы системы подачи и опубликования деклараций лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, актуальным стал вопрос проверки данных, указанных субъектами декларирования в подаваемых электронных декларациях.

Национальным агентством по противодействию коррупции (далее - Национальное агентство), как центральным органом исполнительной власти со специальным статусом, который обеспечивает формирование и реализует государственную антикоррупционную политику, и в полномочия которого, в силу подпункта 8 части первой статьи 11 Закона Украины «О предотвращении коррупции», входит контроль и проверки деклараций, хранение и обнародования таких деклараций, проведение мониторинга образа жизни лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, утвержден Порядок проведения контроля и полной проверки декларации лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления.

Указанным подзаконным нормативно-правовым актом определены основания для проведения проверок е-деклараций, решения, которые принимаются Национальным агентством при таких проверках, а также алгоритм действий уполномоченных лиц при проверках и оформлении их результатов.

В то же время, анализ данных Единого государственного реестра судебных решений о рассмотренных за период с начала работы системы

е-декларирования делах об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 4 ст. 172-6 КУоАП (представление в декларации заведомо недостоверных сведений), свидетельствует, что инициативу в проведении таких проверок проявляют и другие органы государственной власти, в частности, органы Национальной полиции.

В качестве примера, по делам №263 / 6890/17 №487 / 5303/17 №761 / 19762/17, №554 / 7035/17 и во многих других, производство по делам об указанном выше административном правонарушении начато на основании протоколов, составленных сотрудниками Национальной полиции (как правило, сотрудниками Департамента защиты экономики).

Составлению протоколов по ч. 4 ст. 172-6 КУоАП, как правило, предшествует сбор органами Национальной полиции соответствующих документов в ходе «проверок», начатых или по собственной инициативе, или по обращениям общественных организаций или неравнодушных граждан.

В то же время, такая инициативность сотрудников Национальной полиции в проверке электронных деклараций далеко не в полной мере соответствует положениям действующего законодательства.

В соответствии с положениями статей 3, 23-25 Закона Украины «О Национальной полиции», в задачи органов Национальной полиции, а также полномочия, не отнесено осуществление мер финансового контроля, в том числе проверок е-деклараций.

Также, преамбулой Закона Украины «О предотвращении коррупции» определено, что настоящий Закон определяет правовые и организационные основы функционирования системы предотвращения коррупции в Украине, содержание и порядок применения превентивных антикоррупционных механизмов, правила по устранению последствий коррупционных правонарушений.

То есть, именно указанным законом определены способы и порядок реализации антикоррупционных механизмов, в том числе мер финансового контроля, к которым отнесены проверки деклараций лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления.

Согласно абзацу 14 части 1 статьи 1 Закона Украины «О предотвращении коррупции», специально уполномоченными субъектами в сфере противодействия коррупции определены органы прокуратуры, Национальной полиции, Национальное антикоррупционное бюро Украины и Национальное агентство по предупреждению коррупции.

В то же время, разделом II указанного Закона определен статус, полномочия и порядок деятельности Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции, как центрального органа исполнительной власти со специальным статусом, который обеспечивает формирование и реализует государственную антикоррупционную политику.

В соответствии со статьей 48 Закона Украины «О предотвращении коррупции» определено, что Национальное агентство проводит по декларациям, поданным субъектами декларирования, такие виды контроля:

1) относительно своевременности представления;

2) относительно правильности и полноты заполнения;

3) логический и арифметический контроль.

Национальное агентство проводит полную проверку деклараций в соответствии с настоящим Законом.

Порядок проведения предусмотренных этой статьей видов контроля, а также полной проверки декларации определяется Национальным агентством.

Учитывая указанные нормы, Закон Украины «О предотвращении коррупции» не определяет никаких других органов государственной власти, кроме Национального агентства, к полномочиям которых отнесено проведение проверок электронных деклараций.

Аналогичную позицию высказывает и непосредственно Национальное агентство, которым в ответ на наш запрос на информацию разъяснено, что проверку деклараций осуществляет исключительно Национальное агентство.

Так, согласно части 1 статьи 50 указанного Закона, полная проверка декларации заключается в выяснении достоверности задекларированных сведений, точности оценки задекларированных активов, проверке на наличие конфликта интересов и признаков незаконного обогащения, и может осуществляться в период осуществления субъектом декларирования деятельности, связанной с выполнением функций государства или местного самоуправления, а также в течение трех лет после прекращения такой деятельности.

То есть, выяснение достоверности задекларированных сведений является составляющей полной проверки декларации, и может осуществляться исключительно Национальным агентством, а значит проведения таких мероприятий органами Национальной полиции противоречит положениям действующего законодательства.

Разделом III Порядка проведения контроля и полной проверки декларации лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления, утвержденным решением Национального агентства от 10.02.2017 № 56, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 13.02.2017 за № 201/30069, определено, что полная проверка деклараций (декларации) проводится по решению Национального агентства, в котором предоставляется поручение его члену провести полную проверку деклараций (декларации) через работников структурного подразделения его аппарата, деятельность которых связана с осуществлением такой функции Национального агентства. Решение о проведении проверки должно содержать информацию, которая позволяет идентифицировать декларацию (декларации), в отношении которой (которых) проводится полная проверка, и субъекта (субъектов) декларирования, который (которые) подал (подали) такую (такие) декларацию (декларации), если иное не предусмотрено настоящим Порядком.

Таким образом, проведение любых мероприятий, которые являются составными полной проверки декларации, в том числе проверку достоверности задекларированных сведений, при отсутствии решения Национального агентства о проведении такой проверки, является противоправным.

Кроме того, пункт 6 раздела III Порядка предусматривает определенный алгоритм действий при проверке деклараций, и определяет следующие действия:

  • принятие решения о проведении проверки;
  • анализ сведений об объектах декларирования (объекты недвижимости; объекты незавершенного строительства (в том числе информация о собственнике или пользователе земельного участка); ценное движимое имущество (кроме транспортных средств); ценное движимое имущество - транспортные средства; ценные бумаги, другие корпоративные права, юридические лица, конечным бенефициарным владельцем (контроллером) которых является субъект декларирования или члены его семьи; нематериальные активы; доходы, в том числе подарки, денежные активы, финансовые обязательства; расходы и сделки субъекта декларирования; должности или работы по совместительству субъекта декларирования; членство субъекта декларирования в объединениях (организациях) и вхождения в состав их органов), указанные в декларациях субъекта декларирования, и их сравнение с данными из реестров, баз данных, других информационно-телекоммуникационных систем государственных органов, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления, которые могут содержать информацию об объектах декларирования, которые должны отражаться в декларации;
  • создание, сбор, получение, использование информации, необходимой для полной проверки декларации;
  • направление Национальным агентством соответствующему субъекту декларирования письмо с предложениями предоставить письменные объяснения и / или копии подтверждающих документов и рассмотрение и учет предоставленных им объяснений и / или копий подтверждающих документов при проведении полной проверки декларации;
  • принятие Национальным агентством решения о результатах осуществления полной проверки декларации.

По результатам проведения полной проверки декларации Национальным агентством принимается решение о результатах осуществления полной проверки декларации, в котором, в случае выявления факта отражение в декларации недостоверных сведений, приводятся обоснования соответствующих выводов.

Учитывая изложенные положения действующего законодательства, следует, что привлечение к административной ответственности за декларирование недостоверных сведений возможно лишь при наличии такого решения Национального агентства, которое, в контексте статьи 251 КоАП, является доказательством по делу об административном правонарушении.

Таким образом, привлечение к административной ответственности за декларирование недостоверных сведений на основании материалов органов Национальной полиции, собранных без проведения Национальным агентством соответствующей проверки декларации в установленном действующим законодательством порядке, нарушает права граждан и, по нашему мнению, фактически нивелирует нововведения в антикоррупционной политике государства.

Автор статьи: АО Адвокатское Объединение "Кролевецкий и Партнеры"

  • 2007

    Просмотров

  • 0

    Коментарии

  • 2007

    Просмотров

  • 0

    Коментарии


  • Поблагодарить Отключить рекламу

    Оставьте Ваш комментарий:

    Добавить

    Другие наши сервисы:

    • Бесплатная консультация

      Получите быстрый ответ на юридический вопрос в нашем мессенджере , который поможет Вам сориентироваться в дальнейших действиях

    • ВИДЕОЗВОНОК ЮРИСТУ

      Вы видите своего юриста и консультируетесь с ним через экран, чтобы получить услугу, Вам не нужно идти к юристу в офис

    • ОБЪЯВИТЕ СОБСТВЕННЫЙ ТЕНДЕР

      На выполнение юридической услуги и получите самое выгодное предложение

    • КАТАЛОГ ЮРИСТОВ

      Поиск исполнителя для решения Вашей проблемы по фильтрам, показателям и рейтингу

    Популярные аналитические статьи

    Смотреть все статьи
    Смотреть все статьи
    logo

    Юридические оговорки

    Protocol.ua обладает авторскими правами на информацию, размещенную на веб - страницах данного ресурса, если не указано иное. Под информацией понимаются тексты, комментарии, статьи, фотоизображения, рисунки, ящик-шота, сканы, видео, аудио, другие материалы. При использовании материалов, размещенных на веб - страницах «Протокол» наличие гиперссылки открытого для индексации поисковыми системами на protocol.ua обязательна. Под использованием понимается копирования, адаптация, рерайтинг, модификация и тому подобное.

    Полный текст

    Приймаємо до оплати