1
0
1231
Заместитель Государственного агентства Украины по вопросам е-управления Алексей Выскуб в эксклюзивном интервью "Сегодня" рассказал, какие сейчас есть проблемы в получении госуслуг и каким образом ведомство планирует облегчить жизнь простым украинцам.
- Расскажите, что подразумевает единое решение по безопасному обмену данными? Почему нужно объединять все реестры?
- Единый реестр – это общее заблуждение. На деле объединение госреестров противоречит директивам ЕС, а хранить данные в одном месте невозможно. Поэтому ключевой принцип новой системы – обмен данными, а не их объединение. Это новый подход к организации госуправления, к обслуживанию граждан и бизнеса со стороны государства. В ЕС сейчас один из важных принципов деятельности госорганов – принцип once only, или "только однажды".
Вспомните новость: В Едином реестре адвокатов будут указывать стаж и специализацию адвокатов
Это значит, что гражданин или бизнесмен должен сообщить личную информацию государству один раз. После этого информация сопровождает его по жизни. В Украине ситуация иная – одну и ту же информацию мы даем государству много раз. Безопасный обмен данными оптимизирует процессы как внутри органов власти, так и внешние по обслуживанию граждан и бизнеса.
- Что уже сделано по упрощению получения услуг?
- Согласно одному международному исследованию, ранее, если бы украинцы захотели получить все существующие госуслуги в стране, на это не хватило б жизни. Но уже многое изменилось. Госуслуги упорядочили и привели к единым стандартам.
Сегодня, по данным Минэкономики, есть 1500 админуслуг, которые государство оказывает гражданам и бизнесу за весь период жизни.
Это лицензии, разрешения, оформления регистраций и т.д. При этом электронное взаимодействие улучшает эффективность оказания услуг.
Вспомните новость: В Украине создадут реестр осужденных и арестованных
Принцип оnce only гласит: если данные уже есть у государства, оно не может запрашивать их у гражданина повторно. То есть по госорганам должны бегать данные, а не люди. При этом данные должны быть надежно защищены, и человек – знать, кто и когда их запрашивал.
- Понятно, это улучшит взаимодействие между госорганами, но что даст обычным украинцам?
- Пример – помощь при рождении ребенка, одна из услуг, что была запущена в е-варианте в этом году. Как это делалось раньше? Семья подавала пакет документов и заявлений. В перечне была копия свидетельства о рождении ребенка. Документ лишь подтверждал запись в конкретном реестре, которая уже есть у государства.
Мы упростили услугу, перевели в е-вид, убрали требование о необходимости этой копии. Сейчас надо подать е-заявление, указать номер, а по нему в Минсоцполитики делают онлайн-запрос в реестр Минюста – в один клик подтвердят информацию. Теперь гражданину не надо собирать документы в госструктурах – он подает е-запрос, а справки собирает система. Это минимизирует злоупотребления и коррупцию.
К примеру, еще на этапе внедрения этого механизма выяснилось, что в одной области сотрудник горуправления соцзащиты незаконно выдал помощи при рождении ребенка на 4,5 млн грн. В Украине таких примеров тысячи. Когда внедрим е-взаимодействие, сможем сверять данные человека и минимизировать такие случаи.
- Откуда взялась идея обмена данными между реестрами? Был использован опыт других стран?
- Да, изучали опыт ЕС. В Европе е-взаимодействие называется "интероперабельность" – готовность к совместной работе разных госорганов. Лучшим из опытов, который рекомендует Еврокомиссия, является опыт Эстонии. Там даже выборы в электронном виде проводили. В Эстонии 10-12 лет работает особая система X-Road, и показывает высокую эффективность.
Вспомните новость: В Украине запустили реестр должников - Минюст
Как она работает? Когда полицейский останавливает водителя, сразу узнает, в угоне ли машина, есть ли судимости. При этом Эстония – первая страна в мире, которая реализовала интероперабельность на 100%, все процессы тут упрощены до одного клика. То есть вместо наших 30-40 запросов – там всего клик.
- Есть конкретные сроки внедрения системы объединения реестров?
- Мы договорились с Эстонской академией электронного управления и о грантовой поддержке ЕС. В этом году в Украине стартовал проект Евросоюза EGOV4Ukraine, в его рамках мы перенимаем опыт Эстонии.
Последняя 6-я версия X-Road уже приобретена для Украины за 1,5 млн евро и проходит экспертизу безопасности Госслужбой по вопросам защиты информации.
До конца октября ожидаем выводы, соответствует ли система нашим стандартам безопасности, и сразу начнем промышленное внедрение. Ожидаю, что до конца года через эту систему как минимум обеспечим взаимодействие между 10-15 базовыми госреестрами (принцип, как это будет работать в Украине, – см. инфографику).
- Сколько у нас всего реестров и какие из них базовые?
- В любой стране ЕС определены базовые реестры (граждан, бизнеса, земельный, градостроительный, налоговый). У нас они есть, но не определены. Во время аудита мы насчитали 120-130 реестров. А из них базовых – 10-15. Например, Госземкадастр, Реестр имущественных прав, Единый демографический госреестр и т.д.
Вспомните новость: Кредиты украинцев покажут Нацбанку
В Украине ранее почти всегда была ведомственная закрытость - то есть от одного госоргана другому получить информацию было почти невозможно. Из-за этого накопилось много избыточных реестров, собирающих дублированную информацию, которая быстро устаревает. Реестры у нас регламентируются законом, а вот избыточные данные в них - нет. Например, многие реестры запрашивают информацию о месте жительства. Это значит, если человек меняет жилье, по данным одних реестров будет жить там-то, а по данным других - там-то. И это коллизия.
Вспомните новость: Киевлянин создал бота для тех, кто не хочет стоять в очереди на оформление загранпаспорта
К тому же демографического реестра, где бы хранилась информация о всех жителях, в Украине практически не было. Из-за этого идут аферы и махинации, поскольку нет единой базы, где бы хранились данные из бумажных паспортов. Они все хранятся территориально, в неких архивах. Данные можно получить только путем запросов-ответов, и заявки быстро теряют актуальность.
По сути, в 2015 году был дан старт созданию демографического реестра. И туда заносится информация о гражданах, кому выдали загранку-биометрику, внутренний паспорт-карту. Уже внесены 5,5 млн граждан. Этот прогресс позволит улучшить уровень оказания электронных услуг, поскольку мало того, что человек есть в этом реестре, он получает уникальный идентификатор о записи в реестре.
Переглядів
Коментарі
Переглядів
Коментарі
Отримайте швидку відповідь на юридичне питання у нашому месенджері, яка допоможе Вам зорієнтуватися у подальших діях
Ви бачите свого юриста та консультуєтесь з ним через екран , щоб отримати послугу Вам не потрібно йти до юриста в офіс
Про надання юридичної послуги та отримайте найвигіднішу пропозицію
Пошук виконавця для вирішення Вашої проблеми за фильтрами, показниками та рейтингом
Переглядів:
193
Коментарі:
0
Переглядів:
286
Коментарі:
0
Переглядів:
361
Коментарі:
0
Переглядів:
252
Коментарі:
0
Переглядів:
263
Коментарі:
1
Переглядів:
396
Коментарі:
0
Protocol.ua є власником авторських прав на інформацію, розміщену на веб - сторінках даного ресурсу, якщо не вказано інше. Під інформацією розуміються тексти, коментарі, статті, фотозображення, малюнки, ящик-шота, скани, відео, аудіо, інші матеріали. При використанні матеріалів, розміщених на веб - сторінках «Протокол» наявність гіперпосилання відкритого для індексації пошуковими системами на protocol.ua обов`язкове. Під використанням розуміється копіювання, адаптація, рерайтинг, модифікація тощо.
Повний текстПриймаємо до оплати
Copyright © 2014-2024 «Протокол». Всі права захищені.