Головна Блог ... Новини Украинцам разрешили подавать в суд на дискриминационную рекламу: как меняют рынок Украинцам разрешили подавать в суд на дискриминаци...

Украинцам разрешили подавать в суд на дискриминационную рекламу: как меняют рынок

Відключити рекламу
Украинцам разрешили подавать в суд на дискриминационную рекламу: как меняют рынок - tn1_2f5c0a7dea3aa30d3faad1dc0cc918f7_61545bee24b49.jpg

10 сентября 2021 Верховной Радой Украины был принят ряд изменений в закон Украины "О рекламе", которые призваны осуществить противодействии дискриминации по признаку пола.

Как рассказал нам адвокат ЮК "Алексеев, Боярчуков и партнеры" Владимир Владимиров, вышеуказанные изменения приняты для приведения в соответствие национального законодательства о рекламе требованиям Конвенции ООН по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Стратегии гендерного равенства Совета Европы на 2018-2023 гг., Соглашения об ассоциации Украины с ЕС и Глобальными целями устойчивого развития ООН.

Как отмечают авторы законопроекта, целью внесения изменений в законодательство о рекламе является противодействие дискриминации по признаку пола в сфере рекламы. Также указывают, что введение изменений будет иметь следствием "формирования гендерно-чувствительного информационного пространства, культуры толерантности, а также нетерпимости к любым формам насилия среди широких слоев населения".

Сначала коротко следует охарактеризовать ситуацию с нормативным закреплением противодействия сексизма да дискриминации в рекламе.

"Закон "О рекламе" до изменений оперирует достаточно неконкретными понятиями и закрепляет, что "реклама не должна содержать информацию или изображения, которые нарушают этические, гуманистические, моральные нормы, пренебрегают правилами приличия» (ч.3 ст.7) и "в рекламе запрещается содержать утверждения, которые являются дискриминационными" (п.1 ч.1 ст.8)", – подмечает Владимиров.

Вспомните новость: Перевірте чи не є Ваша рекламна розсилка клієнтам – спамом

При этом, добавляет он, что такое "правила приличия" и "дискриминационные утверждение" закон не конкретизирует, что влечет широкую трактовку норм.

"В результате, с точки зрения закона, является допустимой, например, реклама, утверждающая, что лучший подарок для женщины – это сковородка реклама. Или использующая двусмысленные намеки на сексуальные отношения. Либо же та, что использует человека как сексуальный объект с целью привлечь внимание потребителей и т.п.", – говорит юрист.

За нарушение тонкой грани приличия предусмотрена ответственность в размере 1700 грн, также возможно вынесение предписания о запрете публикации рекламы. Такая санкция не является значительным катализатором, отмечает Владимиров, и в большинстве случаев скандальная реклама привлекала достаточно много внимания, и ее распространители добровольно оплачивали штрафы.

Что предложено изменить в регулировании рекламы

Теперь будет четкое определение дискриминационной рекламы, под которую будет подпадать реклама, содержащая или использующая утверждение и/или изображения, которые являются дискриминационными по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, возраста, инвалидности, этнического и социального происхождения, гражданства, семейного и имущественного положения, места жительства, по языковым или другим признакам в отношении лица и/или группы лиц.

При этом, рассказывает адвокат ЮК "Алексеев, Боярчуков и партнеры", конкретизировано, что такое дискриминационная реклама по признаку пола. В частности, это реклама:

  • содержащая утверждение и/или изображения по интеллектуальному, физическому, социальному или иному преимуществу одного пола над другим и/или касательно стереотипности роли мужчины и женщины, пропагандирующей унизительное и пренебрежительное отношение;
  • которая унижает достоинство человека по признаку пола;
  • которая демонстрирует насилие по признаку пола;
  • которая использует изображение тела человека (части тела) исключительно как сексуального объекта с целью привлечения внимания потребителя и/или отсылки (слова, звуки, изображения) на сексуальные отношения, не относящиеся к рекламируемому продукту или способу его потребления.

Станет ли рекламы меньше

Здесь можно утверждать, подмечает юрист, что рекламы меньше не станет. Спрос на нее со стороны брендов останется, рекламные места будут и дальше заполняться. Конечно, добавляет он, будет частично меняться само содержание рекламы. Очевидно, что позиционирование ряда брендов будет несколько смещено и направлено на уход от стереотипности.

"По моему мнению, введенные изменения только усилят тенденции в рекламе, которые и так уже начались под натиском общественного мнения. Так, прямая сексуализация рекламы и оперирования в рекламе только стереотипами относительно пола довольно часто выглядит как дурной тон и не воспринимается положительно", – говорит Владимиров.

Пользуйтесь консультацией: На допомогу учасникам тендерів: скарги на дискримінаційні умови ТД на прикладах з практики

При этом, подмечает он, всегда будет оставаться скандальная, "паразитическая" или иная реклама, которая будет или игнорировать требования закона, или пытаться балансировать на грани правового регулирования. "Такая реклама будет всегда, и будет зависеть исключительно от спроса на нее, а не от положений закона", – заметил нам юрист.

Будут ли новации применяться на практике

Законодательные новшества будут благополучно притворяться в жизнь, считает Владимиров. Ведь контролирующие органы даже предварительную, неконкретную редакцию закона "О рекламе" трактовали таким образом, чтобы уменьшить сексизм и дискриминации.

Во многих случаях и суды поддерживали такую ​​же позицию, добавляет адвокат ЮК "Алексеев, Боярчуков и партнеры".

"Есть достаточно практики, когда владельцев рекламы привлекали к ответственности за использование обнаженного тела (мужского или женского), которое не имеет отношения к рекламе. Причем в суде такие штрафы не удавалось обжаловать, поскольку судья трактовал, что использование обнаженного тела действительно нарушают нормы приличия", – отмечает Владимиров.

Также он справедливо добавляет, что большая конкретизация всегда будет приводить к тому, что на практике станет проще доказывать, что является нарушением, а что нет. Это положительно повлияет как на производителей рекламы, так и на контролирующие органы, которые больше не смогут использовать двоякую трактовку для безосновательного привлечения к ответственности.

Следует отметить, что стимулом для применения новых требований к рекламе будет и поднятия санкций за нарушение законодательства о рекламе. За нарушение рекламодатель заплатит в госбюджет штраф в десятикратном размере минимальной зарплаты на дату совершения нарушения (по состоянию на 29.09.2021 г. "минималка" составляет 6000 грн).

Вспомните новость: Депутати пропонують новий спосіб боротьби із зарплатою в конвертах - законопроєкт

Помимо прочего изменения позволяют потребителям, которым был нанесен ущерб такой рекламой, обращаться в суд с требованием о возмещении вреда в соответствии с законодательством Украины. Кроме того, объединениям граждан в области рекламы предоставлено право обращаться в суд от имени потребителей рекламы в целях защиты их прав.

"Такие изменения с одной стороны усилят общественный контроль над распространением рекламы, а с другой могут иметь следствием увеличение злоупотреблений влиянием", – высказал свои опасения Владимиров.

Расценки на рекламу

Что касается возможного увеличения стоимости рекламы, то здесь не наблюдается зависимости новых требований к рекламе и ее ценой, отмечает юрист. Основная цель рекламы – поддержать осведомленность потребителей и их интерес относительно рекламируемого лица или товара.

"Использование постоянных шаблонов относительно пола или дискриминация определенных категорий не будет способствовать положительному интересу", – говорит Владимир Владимиров.

Скорее всего новые требования к рекламе будут способствовать развитию здоровой конкуренции на рынке рекламных услуг. Ведь в данном случае выигрывают те компании, которые смогут быстрее выстроить свой бренд и привлечь к себе внимание без применения сексуализации или дискриминации в рекламе.

Важно отметить, что указанные изменения вступят в силу через три месяца после их подписания президентом Украины и опубликования их в официальных источниках (по состоянию на 29.09.2021 года законопроект не подписан и не опубликован). Поэтому у распространителей и владельцев рекламы есть время на приведение своей рекламы в соответствие с новыми требованиями, резюмировал адвокат.

Источник: юридический ресурс Протокол

  • 11146

    Переглядів

  • 0

    Коментарі

  • 11146

    Переглядів

  • 0

    Коментарі


  • Подякувати Відключити рекламу

    Залиште Ваш коментар:

    Додати

    КОРИСТУЙТЕСЯ НАШИМИ СЕРВІСАМИ ДЛЯ ОТРИМАННЯ ЮРИДИЧНИХ ПОСЛУГ та КОНСУЛЬТАЦІЙ

    • Безкоштовна консультація

      Отримайте швидку відповідь на юридичне питання у нашому месенджері, яка допоможе Вам зорієнтуватися у подальших діях

    • ВІДЕОДЗВІНОК ЮРИСТУ

      Ви бачите свого юриста та консультуєтесь з ним через екран , щоб отримати послугу Вам не потрібно йти до юриста в офіс

    • ОГОЛОСІТЬ ВЛАСНИЙ ТЕНДЕР

      Про надання юридичної послуги та отримайте найвигіднішу пропозицію

    • КАТАЛОГ ЮРИСТІВ

      Пошук виконавця для вирішення Вашої проблеми за фильтрами, показниками та рейтингом

    Популярні новини

    Дивитись усі новини
    Дивитись усі новини
    logo

    Юридичні застереження

    Protocol.ua є власником авторських прав на інформацію, розміщену на веб - сторінках даного ресурсу, якщо не вказано інше. Під інформацією розуміються тексти, коментарі, статті, фотозображення, малюнки, ящик-шота, скани, відео, аудіо, інші матеріали. При використанні матеріалів, розміщених на веб - сторінках «Протокол» наявність гіперпосилання відкритого для індексації пошуковими системами на protocol.ua обов`язкове. Під використанням розуміється копіювання, адаптація, рерайтинг, модифікація тощо.

    Повний текст