12.09.2017 | Автор: Понзель Марина Генадіївна    Переглядів:  93
Задати питання автору
Приєднуйтесь до нас в соціальних мережах: telegram viber youtube

Как украинскому бизнесу разблокировать налоговую накладную

Недавно Минфин пообещал упростить регистрацию налоговых накладных (НН) для аграрных компаний, так как именно у этой категории предприятий в последнее время наблюдается рост количества заблокированных НН, как сообщает сайт Украинский Бизнес Ресурс

Для решения проблемы чиновники предлагают разрешить всем плательщикам подавать документы, объясняющие как из одного вида товара (на входе предприятия) получается другой вид продукции (на выходе) — так называемые технологические карты — до осуществления операции. В течение 10 дней в ГФС обязаны рассмотреть документы и в случае их принятия налоговые накладные блокироваться не будут.

Вспомните новость: Украинский бизнес повысился до максимума за последние 4 года

Отдельно для аграриев предложено автоматически (без рассмотрения в ГФС) учитывать технологические карты, если:

  1. предприятие числится среди получателей дотаций сельхозпроизводителям;
  2. если плательщик применял спецрежим налогообложения на 31 декабря 2016 года;
  3. если плательщики имеют общую площадь собственной или арендованной земли свыше 200 га включительно по состоянию на 1 января 2017 года.

По мнению Минфина, по результатам утвержденных изменений, честные плательщики сельскохозяйственного сектора смогут регистрировать накладные без остановок.

В свою очередь, депутаты намерены срочно разработать законопроект о продлении тестового режима блокирования налоговых накладных до конца года. О чем сообщила глава парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Нина Южанина. Народные избранники предлагают предусмотреть разблокировку так называемых «проблемных» накладных с последующей их регистрацией.

Поможет ли это в работе системы электронного администрирования НДС и как быть всем остальным предприятиям, чьи налоговые накладные все-таки были заблокированы.

Вспомните новость: Альгирдас Шемета: Бизнес больше не боится защищаться от разного рода нарушений госорганов

В чем проблема

Как отметил партнер АО «Ярвал» адвокат Алексей Лановой, эта проблема касается практически всех отраслей — производственных, строительных, торговых предприятий и компаний, предоставляющих различные услуги.

«Сама система оценки критериев риска, к сожалению, разработана таким образом, что в случае продажи товаров (работ, услуг), эти же товары или работы должны быть приобретены предприятием, а при их дальнейшей реализации надо выдержать еще и дополнительные параметры. Эти критерии оценки степени рисков определены приказом Минфина №567 от 13.06.2017».

Чаще всего блокируются НН производственных предприятий и тех, кто оказывает различные услуги.

Например, компания покупает металлические листы, а продает изделия из этих же листов, но классифицируются они уже по-другому, и это логично. Или транспортная компания предоставляет услуги по перевозке. Регистрация налоговых накладных этих предприятий будет остановлена, поскольку «на входе» код УКТ ВЭД в первом случае не соответствует коду «на выходе», а во втором — система вообще «не видит» приобретения.

«По логике системы для того, чтобы предоставлять услуги, их нужно сначала закупить. Но транспортные компании предоставляют услуги перевозки, а закупают, в частности, топливо, запасные части», — заметил UBR.ua юрист ЮФ «Астерс» Павел Шовак

Згадайте новину: Мін’юст передав реєстрацію нерухомості та бізнесу, але залишив за собою функцію контролю

А адвокат, управляющий партнер АК «Прайм К.А.С. Group» Татьяна Кузьмич добавила, что нередко под блокировку в последнее время попадают еще услуги по уходу за телом с соответствующим кодом классификатора продукции и услуг (ГКПУ).

«Причина — для предоставления такой услуги покупалось пиво, которое является подакцизным товаром. И это только одна операция по предоставлению одной из стандартных процедур SPA-салонов», — привела она пример.

Другой пример — продажа товара, закупка которого состоялась до внедрения системы электронного администрирования НДС или у неплательщиков НДС. Информация о такой закупке отсутствует в информационных базах ГФС, что также может быть расценено, как продажа нереально полученного товара.

«Часто причиной блокировки НН служит приобретение и дальнейшая продажа 100% продукции — система относит эту операцию к рисковым, поскольку она подпадает под риск относительно соответствия объемов приобретения и поставки, определенный в п.1 приказа №567», — рассказал Алексей Лановой.

А партнер АО «Бауман Кондартюк», адвокат Юрий Бауман, назвал еще один критерий для блокировки налоговых накладных: объем поставок товара или услуг в налоговой накладной в 1,5 раза больше, чем оставшаяся разница между закупленным и проданным объемом товара с 1 января 2017 года.

Авансовые платежи также попали в группу риска именно исходя из критериев оценки соответствия объемов приобретения/поставки. Речь идет о получении предоплаты за товары, которые плательщик планирует поставлять в следующих отчетных периодах и которые, на момент ее получения, еще отсутствуют у такого плательщика (приобретение товара будет происходить в следующих налоговых периодах).

Користуйтесь консультацією: Корпоративний договір: переваги для бізнесу

По словам партнера ЮФ Sensum Виталия Мазура, вне зоны риска остаются только представители мелкого бизнеса, продающие товары и услуги на сумму менее 500 тыс. грн в месяц, но только если директор такого предприятия одновременно является руководителем не более чем в трех компаниях. А также, крупные налогоплательщики, заплатившие в бюджет налогов более чем на 5 млн грн в 2016 году. Все остальные могут столкнуться с блокировкой НН.

И уже после получения уведомления об остановке регистрации накладной компания начинает доказывать и показывать налоговикам какую операцию она провела или проводит.

Что делать

Поэтому старший юрист ILF Елена Калинина советует для уменьшения риска блокировки выдерживать налоговую нагрузку по уплате налогов в бюджет, следить за так называемой адекватностью операций, то есть не допускать резких перепадов в объемах или цене поставки. А также по максимуму предоставить информацию в фискальную службу о деятельности своего предприятия (технологические карты) и бухгалтерские справки по остаткам товара на начало года.

При блокировании налогоплательщик имеет право в течение 365 дней подать в ГФС документы, подтверждающие реальность совершенной операции. В свою очередь, комиссия налоговики обязаны в течение пяти дней после приема документов принять решение о регистрации или не регистрации налоговой накладной/расчета корректировки. Отказ в регистрации налогоплательщик может обжаловать в течение 10 дней.

Как отмечают юристы, порядок действий предприятий и исчерпывающий перечень документов, которых достаточно для принятия решения о регистрации налоговой накладной в случае блокирования НН также определен в приказе №567.

Згадайте новину: Мінфін та ДФС оперативно вирішили одну з ключових проблем бізнесу -кримінальні провадження

По словам юриста ЮФ «Мисечко и Партнеры» Юлии Демиденко, первое, что надо сделать — определить причины остановки регистрации. Они указаны в квитанции о регистрации налоговой накладной, в графе «Выявленные ошибки».

Далее, учитывая одну из причин остановки следует подготовить и подать комиссии ГФС исчерпывающий пакет документов.

Как пояснила адвокат, управляющий «Адвокатским бюро Оксаны Кобзар» Оксана Кобзар, саму квитанцию о блокировке обжаловать будет сложно и неэффективно. Ни в административном порядке, ни в суде. Ведь в ней содержится предложение предоставить дополнительные документы, решения об отказе в регистрации там нет.

«Зато расплывчатость требований, изложенных в квитанции, неточное указание сработавших критериев риска — это дополнительные аргументы при дальнейшем обжаловании решения об отказе в регистрации, если такое будет принято», — отметила Кобзар.

Не предоставление документов и пояснений является основанием для отказа в регистрации. Поэтому все опрошенные юристы советуют, как можно скорее реагировать на блокировку НН.

«Нужно срочно направить в ГФС электронное (именно в таком виде) уведомление о подаче документов, которые подтверждают реальность совершения операций. К нему надо приложить копии подтверждающих документов. Формально, срок подачи уведомления составляете 365 дней, но лучше это делать сразу», — посоветовал партнер адвокатского объединения АФ «Актио» Владислав Червинский.

Документы должны касаться непосредственно тех операций, которые связаны с поставкой товаров/услуг, указанных в заблокированной налоговой накладной.

Читайте статью: Презумпция виновности: как валютная пеня убивает украинский бизнес

«Если не получается подать так все документы, нужно подать через электронный кабинет хотя бы уведомление по форме J(F)1312601 и таблицу (технологическую карту), а документы отправить в сканкопиях по электронной почте, плюс продублировать в бумажном виде», — считает Оксана Кобзар.

Сообщение (J (F) 1312601), которое формируется по каждой отдельно налоговой накладной, по своей сути — это мини. административная жалоба на остановку регистрации налоговой накладной.

Какие документы нужны

По словам Юлии Демиденко, следует оперативно подавать максимум документов, которые могли бы подтвердить проведение операции и не игнорировать норму о подаче «Таблиц данных плательщика» (технологическая карта), которая должна формировать базу ГФС о специфике предприятия отдельно по каждому виду экономической деятельности.

«В этой таблице указываются виды деятельности предприятия, коды товаров, которые, как правило, приобретаются налогоплательщиком и коды товаров, которые им продаются. Благодаря подаче этого документа можно избежать блокировки НН, даже если система увидит коды товаров, которые не заходили на предприятия, но были указаны в таблице», — говорит Виталий Мазур.

На практике приходится подавать не только документы, подтверждающие приобретение, перевозку и хранение товара, но и другие бумаги, которые могут подтвердить достоверность операции. В том числе документы или описание деятельности за 2016 год: в случае продажи остатков товаров, поскольку документирование их приобретения в минувшем году и ранее не требовало указания кода УКТ ВЭД.

«А для предприятий, предоставляющих различного рода услуги такими подтверждающими документами выступают документы, свидетельствующие о наличии транспортных средств, штата, разрешений, лицензий и тому подобное», — уточнил Алексей Лановой.

Вспомните новость: Закрытие бизнеса: почему опасно уходить, "не прощаясь"

Приходится показывать налоговикам целый ворох бумаг: договоры и ВЭД-контракты, инвойсы, всю первичную документацию, которая подтверждает получение и перемещение товара, банковские выписки из лицевых счетов. А также документы о подтверждении соответствия продукции (декларации о соответствии, паспорта качества, сертификаты соответствия), наличие которых предусмотрено договором и/или законодательством.

При этом все прилагаемые для разблокировки налоговых накладных документы должны быть заверены надлежащим образом: как минимум подлинность копий должна быть заверена подписью руководителя или представителя и печатью предприятия.

«Даже если этот пакет документов плательщик подает в полном объеме, ГФС чаще всего говорит, что этих документов недостаточно для подтверждения реальности проведения сделки. То есть, фискальная служба по сути, действует в нарушение норм, установленных приказом №567», — подчеркнула Елена Калинина.

Пакет подтверждающих документов можно подавать повторно, или же получение отказа в регистрации налоговой накладной можно обжаловать в суде.

Порядок обжалования

«Если вам уже отказали в регистрации, то рекомендуем обжаловать такое решение сразу в судебном порядке, поскольку шансы, что вашу жалобу удовлетворят в административном ничтожно малы», — сказал Виталий Мазур.

Однако, не стоит забывать и о том, что сегодня судебные дела в административных судах рассматриваются годами. Поэтому не все юристы согласны с тем, чтобы пропускать процедуру административного оспаривания и сразу же идти в суд.

«Порядок рассмотрения жалоб утвержден постановлением КМУ от 4 июля 2017 г. №482, в котором предусмотрено, что Решение по результатам рассмотрения жалобы уже может в дальнейшем оспариваться в суде. Так, при обжаловании решения Комиссии ГФС сразу через суд, его уже нельзя будет обжаловать в административном порядке (п. 6 Порядка №485)», — рассказала Юлия Демиденко.

Користуйтесь консультацією: Мораторій на проведення перевірок суб’єктів господарювання – заборона чи обмеження?

К тому же обращение в суд предусматривает оплату судебного сбора. В то время как админобжалование бесплатно и по сравнению с судебным рассмотрением гораздо менее затратно по времени. Поэтому логичнее сначала пробовать обжаловать решение в административном порядке, а затем, если жалоба не будет удовлетворена (в течение 10 дней), обратиться в суд.

По словам юристов, прохождение всей процедуры подтверждения и оспаривания занимает приблизительно около месяца, плюсуя все возможные сроки, с момента подачи документов после блокировки налоговой накладной. На практике решения комиссии плательщики получают далеко не в 5-дневный срок, а значительно позже, что затягивает всю процедуру.

«А так как санкции за такую просрочку порядком не предусмотрены, и накладная не считается автоматически зарегистрированной в случае нарушения сроков принятия решения комиссией, налоговики этим злоупотребляют», — развела руками Демиденко.

По словам Татьяны Кузьмич, это не создает напрямую проблем продавцу, а его контрагентам, которые не могут получить налоговый кредит. Скорее продавец в выигрыше, так как не тратится на «регистрационный лимит» в СЭА, а штрафные санкции, предусмотренные п. 1201.1 ст. 1201 НК Украины, на период остановки регистрации до принятия решения о восстановлении регистрации временно заблокированной НН/РКНН не применяются (абз. 2 п. 1201.1 ст. 1201 НК Украины).

Автор: Константин Симоненко

4
Подобається
Оставьте Ваш комментарий:

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для добавления комментария.


Популярні судові рішення