Головна Блог ... Консультації від юристів Экспертиза по делам о происшествиях, связанных с управлением техникой Экспертиза по делам о происшествиях, связанных с у...

Экспертиза по делам о происшествиях, связанных с управлением техникой

Відключити рекламу
 - tn1_0_93688600_1490192422_58d28826e4c3f.jpg

Основным объектом данного вида судебно-психологической экспертизы является личность человека в системе «человек – техническое устройство – среда», по вине или при участии которого произошли аварии, поломки техники и т.п. Экспертное исследование проводится в отношении водителей транспорта: автомобилей, железнодорожных составов, летчиков, диспетчеров и операторов энергосистем в случаях, когда у следователя или суда возникают сомнения в психофизиологических возможностях, качествах человека, обеспечивающих выполнение функций управления техникой, предотвратить наступление аварии либо ДТП.

Подробное описание экспертизы

В настоящее время судебно-психологическую экспертизу проводят при расследовании происшествий на всех видах транспорта: железнодорожном, авиационном, автомобильном, морском, хотя, безусловно, наиболее часто экспертов-психологов приглашают для участия в расследовании дорожно-транспортных происшествий (ДТП).

Пользуйтесь консультацией: 5 необходимых експертиз в делах о ДТП

Во всех неосторожных преступлениях, включая автотранспортные, высокая цифра латентности. В немалой степени это объясняется значительной виктимогенностью, т.е. виной потерпевших – пешеходов и других участников дорожно-транспортного движения, а также внешними ситуативными факторами: дорожными, психологическими, техническими, погодными и т.д.

Результат пошуку зображень за запитом "Экспертиза по делам о происшествиях дтп"

Удельный вес всех неосторожных преступлений колеблется в пределах 10-12%. Две трети из них приходится на автотранспортные преступления.

В автотранспортных преступлениях значительна роль внешних ситуационных условий, способствующих наступлению вредных последствий. Можно отметить виктимогенность других лиц на дорогах, плохое обслуживание дорог, недостатки в работе служб ГАИ, отсутствие телефонной связи, что увеличивает смертность, и, наконец, метеорологические факторы.

Дорожно-транспортные преступления следует отличать от дорожно-транспортных происшествий (ДТП), последние лишь в каждом втором-третьем случае могут оказаться действительно криминальными.

Расследование причин происшествий, связанных с управлением современной техникой, не может проводиться без выяснения роли психологического фактора в их возникновении.

Користуйтесь консультацією: ПАМ’ЯТКА ДІЙ У ВИПАДКУ ПРИЧЕТНОСТІ ДО ДТП

Говоря о профессиональной деятельности шофера или летчика, следует особо отметить, что ее успешность во многом зависит от своевременности двигательных или, как их иначе называют, сенсомоторных реакций, совершаемых в ответ на внешние раздражители. Сами эти движения могут быть относительно просты, но в их основе лежат сложные психические процессы. И.М. Сеченов называл мышечное движение «выражением психической деятельности».

Организация автотехнической экспертизы без участия специалистов в области психологии приводит иногда к крайней схематизации и поверхностной физиологизации внутренних, психических механизмов человеческого поведения. Исходя из невозможности ретроспективно установить время реакции водителя в момент автотранспортного происшествия, эксперты-автотехники принимают значение 0,8 секунды за усредненное время реакции водителя, которым и оперируют в своей деятельности.

Ошибка заключается прежде всего в том, что общее время двигательного акта подменяется временем реакции. В упоминавшейся работе Б.Л. Зотова говорится: «Реакция водителя исчисляется временем, в течение которого человек воспринимает, осознает опасность и принимает решение для ее предотвращения. Воспринимаемая органами информация через нервную систему поступает в мозг, который оценивает полученную информацию и передает соответствующую команду для исполнения (например, нажать тормозную педаль или совершить определенный маневр»). Как видно, автор оставляет без внимания тот факт, что для нажатия на тормоз, тем более для совершения маневра, тоже необходимо время. Начало двигательного акта (оно является границей сенсомоторной реакции) еще не означает предотвращения вредных последствий, в особенности если речь идет о сложном маневре, осуществляемом на уровне сенсомоторной координации.

Учитывая многообразие ситуаций, в которых происходят происшествия (аварии), связанные с управлением техникой, представителям правоохранительных органов необходимо иметь в виду, что назначению данного вида СПЭ должна обязательно предшествовать консультация с экспертом-психологом, которая позволит правильно сформулировать вопросы, выносимые на разрешение экспертов.

Результат пошуку зображень за запитом "Экспертиза по делам о происшествиях дтп"

Користуйтесь консультацією: Як правильно скласти Акт огляду автомобіля після ДТП

Вопросы, выносимые на судебно-психологическую экспертизу по делам о происшествиях, связанных с управлением техникой:

1. Имели ли существенное влияние индивидуально - психологические особенности и эмоциональное состояние подэкспертного на его поведение в аварийной ситуации?

2. Повлияли ли (и каким образом) индивидуальные свойства психических процессов подэкспертного (указать в зависимости от того, что имеет значение для дела: память, внимание, восприятие, мышление, особенности эмоциональных реакций) или функционирования сенсорных процессов (зрение, слух, обоняние и т.д.) на адекватность восприятия особенностей и содержания аварийной ситуации (указать имеющиеся признаки ситуации, которая исследуется в деле)?

3. Находился ли подэкспертный на момент совершения противоправных действий в эмоциональном состоянии (и в каком именно (сильный страх, подавленность, растерянность, отчаяние, эмоциональный стресс, фрустрация и т.д.)), которое существенно повлияло на его сознание и поведение (или согласно делу на деятельность, выполнение профессиональных обязанностей)?

Вспомните новость: Учет ДТП в Украине отменен

Дополнительные вопросы:

4. С учетом объективных данных о механизме ДТП, а также индивидуально-психологических особенностей подэкспертного лица, имелась ли у него реальная психологическая возможность правильно оценить аварийную дорожную ситуацию и адекватно повлиять на ее предотвращение?

5. Находился ли подэкспертный в момент совершения ДТП в психическом состоянии, которое могло существенно повлиять на его поведение в исследуемой ситуации?

6. Соответствует ли поведение подэкспертного в данной дорожной ситуации, судя по его словам, реальным возможностям психологического реагирования в аналогичных условиях?

7. Обосновано ли психологически движение пешехода перед наездом на него автомобиля в сторону, противоположную правой обочине, т.е. к центру дороги?

  • 3642

    Переглядів

  • 0

    Коментарі

  • 3642

    Переглядів

  • 0

    Коментарі


  • Подякувати Відключити рекламу

    Залиште Ваш коментар:

    Додати

    КОРИСТУЙТЕСЯ НАШИМИ СЕРВІСАМИ ДЛЯ ОТРИМАННЯ ЮРИДИЧНИХ ПОСЛУГ та КОНСУЛЬТАЦІЙ

    • Безкоштовна консультація

      Отримайте швидку відповідь на юридичне питання у нашому месенджері, яка допоможе Вам зорієнтуватися у подальших діях

    • ВІДЕОДЗВІНОК ЮРИСТУ

      Ви бачите свого юриста та консультуєтесь з ним через екран , щоб отримати послугу Вам не потрібно йти до юриста в офіс

    • ОГОЛОСІТЬ ВЛАСНИЙ ТЕНДЕР

      Про надання юридичної послуги та отримайте найвигіднішу пропозицію

    • КАТАЛОГ ЮРИСТІВ

      Пошук виконавця для вирішення Вашої проблеми за фильтрами, показниками та рейтингом

    Популярні консультації

    Дивитись всі консультації
    Дивитись всі консультації
    logo

    Юридичні застереження

    Protocol.ua є власником авторських прав на інформацію, розміщену на веб - сторінках даного ресурсу, якщо не вказано інше. Під інформацією розуміються тексти, коментарі, статті, фотозображення, малюнки, ящик-шота, скани, відео, аудіо, інші матеріали. При використанні матеріалів, розміщених на веб - сторінках «Протокол» наявність гіперпосилання відкритого для індексації пошуковими системами на protocol.ua обов`язкове. Під використанням розуміється копіювання, адаптація, рерайтинг, модифікація тощо.

    Повний текст