1
0
2416
17 января 2015 года вступил в силу Закон Украины "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно особенностей уточнения налоговых обязательств с налога на прибыль предприятий и налога на добавленную стоимость в случае применения налогового компромисса"
Согласно этого закона налоговый компромисс это способ освобождения плательщика налога на прибыль и НДС от юридической ответственности за занижение налоговый обязательств, которые возникли до 1 апреля 2014 года. По процедуре плательщик должен признать заниженные им обязательства путём подачи в контролирующий орган уточняющего расчёта с новыми показателями с описанием хозяйственных операций. В результате этого у плательщика возникает право заплатить только 5% от суммы признанных ним налоговых обязательств, а другие 95 % будут считаться погашенными, при этом штрафные санкции и пени не начисляются. Налоговый компромисс может быть применён также в отношении тех несогласованных обязательств, определённых уведомлениями – решениями, которые обжалуются налогоплательщиком в административном или судебном порядке.
Закон даёт право налогоплательщику инициировать налоговый компромисс в течении 90 дней со дня вступления закона в силу, т.е. до 16 апреля 2015года.
На первый взгляд очень привлекательное решение государства для бизнеса. Предлагаем обсудить на форуме «Юридическая дискуссия.»
Вспомните новость: Податковий компроміс нарешті може запрацювати?
Читайте статью: Полная амнистия или азартная игра с государством (налоговый компромисс и его риски)
Смотрите видео: Податковий компроміс
КОММЕНТАРИЙ к письму ГФС Украины от 02.02.2015г. № 3217/7/99-99-15-01-04-17(1)
(текст письма смотрите ниже)
Учитывая несовершенность норм, регламентирующих процедуру налогового компромисса, разъяснение ГФС появилось весьма кстати. Само письмо было инициировано в целях обеспечения единого подхода при осуществлении администрирования при применении налогового компромисса. Правда, удивляют используемые в этом письме формулировки. Например, о том, что налоговый компромисс определен приказом ГФС. И это при том, что налоговый компромисс предусмотрен и регламентирован положениями НКУ (подраздел 92 раздела ХХ), а упоминаемый Приказ № 13 лишь утвердил Методические рекомендации, которые не имеют обязательной юридической силы. Отметим, что и трактовка налогового компромисса в части предмета регулирования в письме значительно сужена по сравнению с законодательной трактовкой. Судя по всему, Департамент налогообложения юридических лиц (структурное подразделение ГФС, ответственное за подготовку документа) решил примерить на себя полномочия законодателя. Иначе как объяснить следующую приведенную в письме формулировку: «налоговый компромисс – это режим освобождения от юридической ответственности налогоплательщиков и/или их должностных (служебных) лиц за занижение налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость...». При том, что в НКУ под налоговым компромиссом предусмотрен режим освобождения от юридической ответственности налогоплательщиков и/или их должностных (служебных) лиц за занижение налоговых обязательств по налогу на прибыль предприятий и/или НДС. Объективно говоря, совершенно неясно, чем именно руководствовались фискалы при составлении письма, но точно не законом. Ведь положения ст.19 Конституции о том, что органы власти и должностные лица обязаны действовать только на основании и в пределах полномочий, определенных законами, в настоящее время никто не отменял. Хотя быть может, осознавая всю сложность процесса налогового компромисса, контролирующий орган решил упростить его механизм, дабы избежать путаницы и ошибок со стороны налогоплательщиков.
Или вот еще интересная формулировка. В письме сказано, что «под сроками давности согласно статье 102 Кодекса понимается определение денежных обязательств в течение 1095 дней со дня, следующего за последним днем предельного срока представления налоговой декларации, а если такая декларация была представлена позднее, – за днем ее фактического представления». Но положения ст.102 НКУ содержат несколько сроков, каждый из которых имеет свое начало и особенности течения. И закон, при буквальном прочтении, не указывает четко, какой из них должен применяться в рамках процедуры налогового компромисса. Представляется, что для налогоплательщиков было бы гораздо полезнее акцентировать внимание на правильном исчислении сроковдавности, поскольку именно данная составляющая процесса налогового компромисса является одной из важнейших. Говоря языком письма ГФС,«представление уточняющих расчетов по НДС ограничивается отчетными периодами (месяц, квартал), которые приходятся на период с апреля 2011 года по март 2014 года включительно». Отметим, что данное заключение свидетельствует в пользу «компромиссных» налогоплательщиков, однако, к сожалению, не соответствует закону. Так, в письме сказано, что налоговый компромисс с учетом сроков давности согласно ст.102 НКУ применяется к правоотношениям, возникшим до 01.04.2014 г., и дана ссылка на п.11 подраздела 92. Но ведь нормы ст.102 НКУ содержат несколько сроков давности. Если и руководствоваться правилами п.102.1 ст.102 НКУ, то отправной точкой при применении срока давности является последний день предельного срока представления налоговой декларации.
Таким образом, на самом деле речь может идти о возможности применения налогового компромисса за налоговые периоды разве что начиная с 2012 года (то есть считать обратно необходимо с сегодняшнего дня, а не с 01.04.2014 г.). Как видим, неудачная формулировка положений п.1 подраздела 92 «запутала» не только многих «компромиссных» налогоплательщиков, но и самих налоговиков.
Кроме того, совершенно не тронутыми остались действительно насущные проблемы. Это и применение санкции по ст.123 НКУ в случае вынесения налогового уведомления-решения по результатам проведения документальной внеплановой проверки налогоплательщика в рамках процедуры налогового компромисса. И налоговые уведомления-решения, содержащие как налоговые обязательства, к которым можно применить процедуру налогового компромисса, так и те, которые с истечением сроков давности уже под нее не подпадают. И отсутствие оснований для назначения и проведения документальной проверки в рамках процедуры налогового компромисса. И вопросы критериев, которым должен соответствовать налогоплательщик для получения уведомления об отсутствии необходимости в проведении проверки. И способы погашения 5% суммы налогового обязательства.
Но отметим и положительное. В письме сказано, что до утверждения формы уточняющего расчета для применения налогового компромисса налогоплательщик представляет уточняющий расчет по действующей форме вместе с заявлением о компромиссе (в произвольной форме) и перечнем (описью) операций, по которым сделано уточнение показателей налоговой декларации (в произвольной форме), а также приведены образцы заявления о компромиссе и перечня (описи) операций.
Автор комментария: адвокат Андрей Тамошюнас
|
Государственная фискальная служба Украины Письмо от 02.02.2015 г. № 3217/7/99-99-15-01-04-17(1) -ТЕКСТ В целях обеспечения одинакового подхода при осуществлении мер администрирования при применении налогового компромисса, определенного приказом ГФС Украины от 17.01.2015 г. № 13 «Об утверждении Методических рекомендаций об особенностях уточнения налоговых обязательств по налогу на прибыль предприятий и налогу на добавленную стоимость при применении налогового компромисса»(2), Департамент налогообложения юридических лиц сообщает следующее. Налоговый компромисс — это режим освобождения от юридической ответственности налогоплательщиков и/или их должностных (служебных) лиц за занижение налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость за любые налоговые периоды до 1 апреля 2014 года с учетом сроков давности, установленных статьей 102 Налогового кодекса Украины(3) (далее — НКУ). Налоговый компромисс распространяется исключительно на факты занижения налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость (в связи с завышением налогового кредита). Под занижением налоговых обязательств следует понимать неправомерное формирование налогоплательщиком данных налогового учета (формирование налогового кредита по налогу на добавленную стоимость) в налоговых периодах до 1 апреля 2014 года, которое привело к занижению подлежащих уплате сумм налоговых обязательств. Под сроками давности согласно статье 102 Кодекса понимается определение денежных обязательств в течение 1095 дней со дня, следующего за последним днем предельного срока представления налоговой декларации, а если такая декларация была представлена позднее, — за днем ее фактического представления. Одна из процедур налогового компромисса — это добровольное декларирование налогоплательщиком заниженных налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость (далее — НДС) в соответствующих налоговых отчетных периодах до 1 апреля 2014 года(4). Налоговые обязательства согласно процедуре налогового компромисса уплачиваются налогоплательщиком в бюджет в размере 5 процентов суммы занижения налогового обязательства. При этом штрафные санкции к налогоплательщику не применяются, а пеня соответственно не начисляется. До утверждения формы уточняющего расчета для применения налогового компромисса налогоплательщик представляет уточняющий расчет по действующей форме вместе с Заявлением о компромиссе (в произвольной форме) и Перечнем (описью) операций, по которым осуществлено уточнение показателей налоговой декларации (в произвольной форме). Следует отметить, что до автоматизации процессов приема и обработки указанных документов все документы представляются и принимаются на бумажных носителях. При обработке указанных документов в ИС «Налоговый блок» уточняющий расчет получает статус «Налоговый компромисс». Начало применения процедуры налогового компромисса — со дня вступления в силу Закона № 63(5) 17.01.2015 г. и может продолжаться в течение 90 дней. Процедура достижения налогового компромисса длится не более 70 календарных дней со дня, следующего за днем представления уточняющего расчета или соответствующего заявления о применении налогового компромисса. Контролирующий орган в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем представления уточняющего расчета, Заявления о компромиссе и Перечня (описи), принимает решение о необходимости или отсутствии необходимости проведения документальной внеплановой проверки. Для коллегиального рассмотрения такого решения на территориальном уровне должна быть создана и утверждена соответствующим приказом специальная комиссия из специалистов подразделений налогообложения юридических лиц, доходов и сборов с физических лиц, налогового и таможенного аудита, правовой работы, погашения задолженностей, координационно-мониторинговые, собственной безопасности, следственными подразделениями финансовых расследований, оперативными подразделениями. По итогам коллегиального рассмотрения такой комиссии составляется Протокол (протокол должен содержать: полное наименование организации, название документа (Протокол), номер протокола, дата заседания, место заседания, председательствующий, присутствующие, вопрос обсуждения — текст протокола, подписи, основная часть — текст протокола — должна быть разделена на следующие части: СЛУШАЛИ, ВЫСТУПАЛИ, РЕШИЛИ (ПОСТАНОВИЛИ)) с выводами о необходимости или отсутствии необходимости проведения документальной внеплановой проверки. Обращаем внимание, что Протокол должен заключать в себе основные реквизиты приведенной типовой формы. Если коллегиальная комиссия пришла к выводу об отсутствии необходимости проведения документальной внеплановой проверки, подразделения налогообложения юридических лиц (подразделения доходов и сборов с физических лиц) составляют проект соответствующего решения в виде письма в двух экземплярах, представляют на подпись руководителю и направляют заказным письмом с уведомлением о вручении или вручают лично один его экземпляр налогоплательщику с четким фиксированием даты такого вручения (его представителю). В таком случае день получения налогоплательщиком решения контролирующего органа является днем согласования налогового обязательства, подлежащего уплате в течение 10 календарных дней со дня, следующего за днем согласования. В соответствии с этим, уточняющий расчет при просмотре в ИС «Налоговый блок» должен принять статус «Налоговый компромисс без проверки», и согласованные налоговые обязательства по указанному документу на 10 календарный день должны быть начислены в ИКНП (интегрированная карточка налогоплательщика) ИС «Налоговый блок». Следует отметить, что под достижением компромисса понимают уплату налогоплательщиком в бюджет сумм налоговых обязательств по НДС.Поэтому если принимается решение на коллегиальном рассмотрении об отсутствии необходимости проведения документальной внеплановой проверки, то подразделениям налогообложения юридических лиц (подразделения доходов и сборов с физических лиц) необходимо обеспечить контроль за своевременностью уплаты налоговых обязательств, определенных в уточняющих расчетах, по которым применяется налоговый компромисс. В случае если коллегиальная комиссия пришла к выводу о необходимости проведения документальной внеплановой проверки, уточняющий расчет должен быть отражен в ИС «Налоговый блок» со статусом «Налоговый компромисс с необходимостью проведения документальной внеплановой проверки», при этом начислений налоговых обязательств в ИКНП по таким документам не произойдет. В случае вывода о необходимости проведения документальной внеплановой проверки подразделения налогообложения юридических лиц (подразделения доходов и сборов с физических лиц) в тот же день копия Протокола с соответствующими выводами и соответствующей резолюцией руководителя, сформированные реестры принятой такой отчетности и копии материалов, на основании которых оно принято, передаются в подразделение налогового аудита. О порядке предоставления уточняющего расчета по НДС До утверждения отдельной формы уточняющего расчета плательщикам НДС, желающим воспользоваться налоговым компромиссом в соответствии с указанным подразделением Кодекса, следует использовать форму уточняющего расчета налоговых обязательств по НДС в связи с исправлением самостоятельно выявленных ошибок, утвержденную приказом Министерства финансов Украины от 23.09.2014 г. № 966 и зарегистрированную в Министерстве юстиции Украины 14 октября 2014 года под № 1267/26044. Уточняющий расчет представляется вместе с Заявлением о компромиссе (пример формы прилагается — приложение 1)(6) и Перечнем (описью) операций (пример формы прилагается — приложение 2), по которым осуществлено уточнение показателей налоговой декларации временно на бумажном носителе. В целях применения налогового компромисса плательщик представляет отдельный уточняющий расчет по НДС вместе с Заявлением о компромиссе и Перечнем (описью) операций за каждый отдельный отчетный период. Поскольку процедура налогового компромисса применяется за любые налоговые периоды до 1 апреля 2014 года с учетом сроков давности, установленных статьей 102 этого Кодекса (пункт 1 подраздела 92 раздела XX Кодекса), представление уточняющих расчетов по НДС ограничивается отчетными периодами (месяц, квартал), которые приходятся на период с апреля 2011 года по март 2014 года включительно. В случае уточнения показателей декларации, требующих представления отдельных приложений к декларации, уточняющий расчет по НДС представляется плательщиками налога вместе с такими приложениями. Поскольку уточнение налогоплательщиком налоговых обязательств не влияет на размер налоговых обязательств его контрагентов, то такая отчетность не участвует в расчетах системы сопоставления налоговых обязательств и налогового кредита контрагентов. Показатели уточняющих расчетов по НДС в целях применения налогового компромисса не переносятся в налоговую отчетность по НДС за отчетный период, в котором такие расчеты представлены, а отражаются в лицевых счетах налогоплательщика. Директор департамента налогообложения юридических лиц Ю. ЛАПШИН (1)Письмо направлено Главным управлениям ГФС в областях и г.Киеве, Межрегиональному главному управлению ГФС — Центральному офису по обслуживанию крупных плательщиков, подразделениям налогообложения юридических лиц (прим. ред.). (2)Методические рекомендации об особенностях уточнения налоговых обязательств по налогу на прибыль предприятий и налогу на добавленную стоимость при применении налогового компромисса, утвержденные приказом ГФС от 17.01.2015 г. № 13. Опубликованы: Бухгалтерия. — 2015. — № 5. — С.8–15 (прим. ред.). (3)Опубликован: Бухгалтерия. — 2015. — № 4. — С.30–366 (прим. ред.). (4)Подробнее о положительных и сомнительных сторонах налогового компромисса см.: Тамошюнас А. Полная амнистия или азартная игра с государством (налоговый компромисс и его риски) // Бухгалтерия. — 2015. — № 8. — С.61–66 (прим. ред.). (5)Закон Украины от 25.12.2014 г. № 63-VIII «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины об особенностях уточнения налоговых обязательств по налогу на прибыль предприятий и налогу на добавленную стоимость при применении налогового компромисса» (прим. ред.). (6)Публикуется без приложений (прим. ред.).
|
Переглядів
Коментарі
Переглядів
Коментарі
Отримайте швидку відповідь на юридичне питання у нашому месенджері, яка допоможе Вам зорієнтуватися у подальших діях
Ви бачите свого юриста та консультуєтесь з ним через екран , щоб отримати послугу Вам не потрібно йти до юриста в офіс
Про надання юридичної послуги та отримайте найвигіднішу пропозицію
Пошук виконавця для вирішення Вашої проблеми за фильтрами, показниками та рейтингом
Переглядів:
169
Коментарі:
0
Переглядів:
288
Коментарі:
0
Переглядів:
247
Коментарі:
0
Переглядів:
540
Коментарі:
0
Переглядів:
390
Коментарі:
0
Переглядів:
392
Коментарі:
0
Protocol.ua є власником авторських прав на інформацію, розміщену на веб - сторінках даного ресурсу, якщо не вказано інше. Під інформацією розуміються тексти, коментарі, статті, фотозображення, малюнки, ящик-шота, скани, відео, аудіо, інші матеріали. При використанні матеріалів, розміщених на веб - сторінках «Протокол» наявність гіперпосилання відкритого для індексації пошуковими системами на protocol.ua обов`язкове. Під використанням розуміється копіювання, адаптація, рерайтинг, модифікація тощо.
Повний текстПриймаємо до оплати
Copyright © 2014-2024 «Протокол». Всі права захищені.