Закон об игорном бизнесе: ожидания и реальность

Начиная с лета 2009 года игорный бизнес в Украине был под запретом, исключением стали лотереи, хотя они-то и не делали погоды в этом направлении. Данное табу появилось в результате принятия закона Верховной Радой, по инициативе правительства, возглавляемого одиозной Юлией Тимошенко. А она, как человек эмоциональный и весьма изменчивый, сначала определила этот сектор бизнеса порождением мафии и убийцей духовности в стране, а спустя, всего лишь месяц, после вступления закона в силу, радикально изменила свое воззрение на данный вопрос.

Ее сильно озадачил тот факт, что запрет загнал бизнес в глухую тень и держава утратила контроль над ним. Обвинения посыпались во все стороны, окромя одной, себя обвинять как-то не с руки. А ведь принятию этого табу противились на самом высоком уровне. Президент Виктор Ющенко даже наложил вето на законопроект, признав его абсолютно не продуманным и в основной своей направленности популистским.

Однако, желание собрать побольше очков в соревновании по оболваниванию электората, помогли набрать необходимые голоса для преодоления президентского запрета. С тех пор, за одиннадцать лет, принимались попытки, и неоднократно, внести изменения и даже отменить действия этого закона, но все впустую. Это уже как правило, сначала ломаем, а потом пробуем восстановить, к всеобщему сожалению.

Теневой вариант развития игровых автоматов

А ведь Юлия Владимировна была права в своем спиче, наверно был опыт, бизнес, действительно, никуда не испарился, не исчез как роса на солнце, а четко и стройными рядами ушел в подполье, в не очень-то и глухую, но все же, тень. А это значит, что мощный поток прибыли, непринужденно плывший в бюджет страны, в одно мгновение иссяк. Он-то бурлил и дальше, но уже как столичная река Лыбедь, подальше от глаз компетентных органов. Это решение напоминает действия больного, которому необходима капельница, а он убегает, потому что боится уколов.

Огромные финансы крутились и дальше, оседая на этот раз, уже точно, в карманы или счета новоиспеченной игорной мафии. А вот бороться с ней, как известно, бесполезно, легче возглавить. Показушные набеги проводили многие политики, но кроме пустого сотрясения воздуха, никаких действенных результатов эти мероприятия не приносили. Нужен был закон по выводу этого направления бизнеса на солнечный свет и он появился.

Закон об игорном бизнесе в Украине, долгожданный или выстраданный

Если долго мучиться, что-нибудь получиться, так и вышло. 14 июня 2020 года Верховная Рада легализовала игорный бизнес, за закон, под номером 2285-д, о державном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр, отдали голоса 248 парламентариев.

Этому предшествовали несколько пленарных заседаний, так как перед вторым чтением, народные избранники подали около трех с половиной тысяч поправок. Многие, из которых, были учтены. И это хорошо, ведь как говорили древние, все, что не делается, делается к лучшему. Что же предусматривает данное творение от парламентариев?

Восстановление запретных состязаний

Как только закон вступит в силу, в Украине, по всей территории, будет разрешена деятельность игорных заведений, таких как казино, букмекерские конторы(интернет варианты так же), залы с игорными автоматами. Проведение покер-состязаний онлайн обретают законность и не преследуются представителями правоохранительных органов. Игры, вызывающие азарт в участников, согласно словарям, получают весьма невнятное определение, а закон такого не допускает. Так, какие же действия, по мнению народных избранников, относятся к этим действиям.

А парламентарии в законе четко и доступно определили, что к автоматы игровые отныне относятся:

  • Рулетка во всех ее выражениях
  • Карточные игры, покер в том числе
  • Все подвиды игры в кости
  • Игровые автоматы всех модификаций
  • Букмекерские конторы
  • Всевозможные тотализаторы.

В основе деятельности контор лежат споры или пари и не важно в какой области, пари - это всегда азарт, а если спор подогрет определенной сумой звонких монет, то азарт очень и очень стимулирующий. Если в документе есть определение, то должны быть и исключения. Закон исключил из списка азартных занятий:

  • Лотереи любого предназначения и направленности
  • Спортивный покер, в том числе и онлайн версию
  • Развлекательный боулинг
  • Игру на бильярде

Они, по прежнему, остаются развлекательными и под контролирующие действия документа не подпадают. С определением мероприятий немного разобрались, а как же с разрешительными допусками к проведениям игровых состязаний?

Требования и условия

Закон есть закон, в этой части он, так же, конкретен в требованиях. В документе четко говорится, что данные виды деятельности, в сфере организации и проведения азартных игр на территории Украины, могут проводиться, исключительно, при наличии у субъекта хозяйствования соответствующих, предусмотренных этим законом лицензий, с использованием сертифицированного, в соответствии с этим законом и подключенного к Государственной системе онлайн-мониторинга игрового оборудования и онлайн-систем организаторов азартных игр.

Государство, наконец-то, берет под свой единоличный контроль весь обширный бизнес игровой индустрии, открыв шлюз для финансового потока в бюджет страны. Хорошо это или плохо, естественно покажет время, но вывод из подполья огромной бизнес структуры можно считать победой здравого разума над малоэффективными популистскими односторонними действиями одиозных политиков в прошлом.

За и против, приоритеты и перспективы

Как и должно быть в настоящем демократическом обществе, в Украине есть поборники этого законопроекта и, естественно, его противники. Многие спросят, а что же он даст нам, обычным гражданам, далеким от рулетки. Да много чего, главным его плюсом становится тот факт, что бизнес будет наполнять бюджет, а тот, в свою очередь, спонсировать всю социальную инфраструктуру. А это и дороги, и медицина, и школьные программы, и, даже, пособие по безработице, господа хорошие.

Бороться с ветряными мельницами мы научены, вспомним, хотя бы, бессмысленные действия Михаила Сергеевича Горбачева по борьбе с пьянством и алкоголизмом. Результатом стали катастрофа в виноделии и виноградарстве, потеря бюджетных миллионов и многие тысячи искалеченных жизней. Тут необходимо понять простую истину, запретить то, что уже существует и многим нравится, невозможно, можно, лишь, все испоганить и загнать в подполье. А там уже все будет развиваться по самым жестоким сценариям, пример на лицо. Поэтому выгода придет для всех, игрокам - наслаждение, обывателям - социальные блага, державе - благополучие.

Закон, скажем так, почти на блюдечке преподносит наполнение бюджета страны. Он предусматривает введение системы строгого лицензирования в секторе азартных игр, с дифференцированным размером оплаты за эти разрешительные документы, которая будет зависеть от самого вида деятельности, месторасположения игорного заведения. Другими словами, чем крупнее казино и поближе к центру, тем допуск будет стоить дороже. А это значит, что выгоднее открыть игорный зал где-нибудь в провинции, чем в центре мегаполиса, бизнес идет в глубь страны.

Закон, так же, весьма требователен в отношении обеспечения и стабильности по выплатам выигрышей, независимо от количественных показателей. Теперь о духовности, которую так оберегала Юлия Владимировна. Игорный бизнес не есть современным порождением мафии, он возник на заре человечества и процветал в самых духовных и демократических обществах, ни коим образом не разрушая их. Играли все и римляне, и византийцы, и даже древние майя.

Контролирующие органы и общие организационные действия

Если есть такой сектор серьезной бизнес деятельности, значит должен быть и руководящий или даже, вернее будет сказано, контролирующий орган, как бы свое министерство. Кто же станет руководящей и направляющей силой в этом новорожденном деле? Закон предусмотрел и этот момент, недаром над ним трудились так долго и упорно. Согласно ему, регулирование в этой обширной сфере будет осуществляться специализированным органом - Комиссией по развитию и регулированию азартных игр, которую, в свою очередь, держит под присмотром Кабинет министров Украины.

В обязанности и компетенцию надзорного органа входят: лицензирование организаторов азартных состязаний, составление соответственных реестров, введение требований по сертификации необходимого игорного оборудования. Ведь современные игорные залы заполнены будут техникой, которая нуждается в правильной и грамотной, а главное честной, настройке, обман должен быть сведен к минимуму. Хотелось бы к нулю, но это, к сожалению, невозможно по многим объективным и субъективным причинам.

Дислокация и лицензирование

Пришло время ознакомиться с допустимыми местами расположения игорных заведений. В этом отношении, закон так же скрупулезен, как и с другими вопросами. Так вот, казино смогут расположиться, непосредственно, в пятизвездочных отелях с номерным фондом, по столице - не менее сто пятидесяти, по другим населенным пунктам - не менее ста, в специализированных игорных зонах, которые будут создаваться строго по решению Кабинета министров. Что же они собой представляют?

Согласно определению, это территории за пределами жилых районов, населенных пунктов или нуждающиеся в стимулировании социально-экономического развития. Однако и здесь есть свои ограничения, правительство может создать не более пяти подобных зон. Если учитывать общее состояние социальной и экономической сфер страны, хотелось бы побольше. Лицензия на работу казино действенна на срок в пять лет, стоимость напрямую зависит от места расположения и вносится ежегодно равными частями.

Конторы букмекеров допускаются в отелях от трех звезд и номерным фондом от двадцати пяти по стране, для Киева - от пятидесяти, а так же на ипподромах. Площадь помещения должна составлять минимум полсотни квадратных метров. Лицензия на подобную деятельность выдается на те же пять лет, с ежегодной уплатой за букмекерский пункт в размере тридцати минимальных зарплат.

Залы игровых автоматов имеют возможность действовать в населенных пунктах с не менее, чем десятью тысячами жителей. Размещать их допустимо в отелях с 3-5 звездами и наличием как минимум двадцати пяти номеров, а для Киева - пятидесяти. Минимальное количество автоматов составляет полсотни штук. Лицензия платная(7500 минимальных зарплат), сроком на пять лет. Кроме этого производится ежегодный сбор по каждому автомату, размер - шесть минимальных оплат труда.

Организатором игр, согласно закону, может стать, исключительно, юридическое лицо, только резидент Украины, имеющее уставной капитал в тридцать миллионов гривен, как минимум. Это чисто техническая информация об организации самого процесса. А как же обстоят дела с самими игроками. К сожалению, состязаться смогут не все, исключение составляют:

  • Лица полностью или частично недееспособные
  • Граждане не достигшие двадцати одного года
  • Субъекты имеющие ограничения по закону
  • Лица находящиеся в состоянии алкогольного или наркотического состояний
  • Граждане нежелательные в этом заведении(решение администрации)
  • Лица из Реестра по ограничению доступа к азартным играм.

Каждый должен решать за себя сам, если человек не чувствует зависимости от азарта и способен контролировать себя в эмоциях, то путь к игорным заведениям ему открыт и пусть Фортуна не избавляет его от своего общества. Играть для порядочного человека не зазорно, принося этим пользу и выгоду как себе, так и родному государству.

0