2
0
11145
10 сентября 2021 Верховной Радой Украины был принят ряд изменений в закон Украины "О рекламе", которые призваны осуществить противодействии дискриминации по признаку пола.
Как рассказал нам адвокат ЮК "Алексеев, Боярчуков и партнеры" Владимир Владимиров, вышеуказанные изменения приняты для приведения в соответствие национального законодательства о рекламе требованиям Конвенции ООН по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Стратегии гендерного равенства Совета Европы на 2018-2023 гг., Соглашения об ассоциации Украины с ЕС и Глобальными целями устойчивого развития ООН.
Как отмечают авторы законопроекта, целью внесения изменений в законодательство о рекламе является противодействие дискриминации по признаку пола в сфере рекламы. Также указывают, что введение изменений будет иметь следствием "формирования гендерно-чувствительного информационного пространства, культуры толерантности, а также нетерпимости к любым формам насилия среди широких слоев населения".
Сначала коротко следует охарактеризовать ситуацию с нормативным закреплением противодействия сексизма да дискриминации в рекламе.
"Закон "О рекламе" до изменений оперирует достаточно неконкретными понятиями и закрепляет, что "реклама не должна содержать информацию или изображения, которые нарушают этические, гуманистические, моральные нормы, пренебрегают правилами приличия» (ч.3 ст.7) и "в рекламе запрещается содержать утверждения, которые являются дискриминационными" (п.1 ч.1 ст.8)", – подмечает Владимиров.
Вспомните новость: Перевірте чи не є Ваша рекламна розсилка клієнтам – спамом
При этом, добавляет он, что такое "правила приличия" и "дискриминационные утверждение" закон не конкретизирует, что влечет широкую трактовку норм.
"В результате, с точки зрения закона, является допустимой, например, реклама, утверждающая, что лучший подарок для женщины – это сковородка реклама. Или использующая двусмысленные намеки на сексуальные отношения. Либо же та, что использует человека как сексуальный объект с целью привлечь внимание потребителей и т.п.", – говорит юрист.
За нарушение тонкой грани приличия предусмотрена ответственность в размере 1700 грн, также возможно вынесение предписания о запрете публикации рекламы. Такая санкция не является значительным катализатором, отмечает Владимиров, и в большинстве случаев скандальная реклама привлекала достаточно много внимания, и ее распространители добровольно оплачивали штрафы.
Что предложено изменить в регулировании рекламы
Теперь будет четкое определение дискриминационной рекламы, под которую будет подпадать реклама, содержащая или использующая утверждение и/или изображения, которые являются дискриминационными по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, возраста, инвалидности, этнического и социального происхождения, гражданства, семейного и имущественного положения, места жительства, по языковым или другим признакам в отношении лица и/или группы лиц.
При этом, рассказывает адвокат ЮК "Алексеев, Боярчуков и партнеры", конкретизировано, что такое дискриминационная реклама по признаку пола. В частности, это реклама:
Станет ли рекламы меньше
Здесь можно утверждать, подмечает юрист, что рекламы меньше не станет. Спрос на нее со стороны брендов останется, рекламные места будут и дальше заполняться. Конечно, добавляет он, будет частично меняться само содержание рекламы. Очевидно, что позиционирование ряда брендов будет несколько смещено и направлено на уход от стереотипности.
"По моему мнению, введенные изменения только усилят тенденции в рекламе, которые и так уже начались под натиском общественного мнения. Так, прямая сексуализация рекламы и оперирования в рекламе только стереотипами относительно пола довольно часто выглядит как дурной тон и не воспринимается положительно", – говорит Владимиров.
Пользуйтесь консультацией: На допомогу учасникам тендерів: скарги на дискримінаційні умови ТД на прикладах з практики
При этом, подмечает он, всегда будет оставаться скандальная, "паразитическая" или иная реклама, которая будет или игнорировать требования закона, или пытаться балансировать на грани правового регулирования. "Такая реклама будет всегда, и будет зависеть исключительно от спроса на нее, а не от положений закона", – заметил нам юрист.
Будут ли новации применяться на практике
Законодательные новшества будут благополучно притворяться в жизнь, считает Владимиров. Ведь контролирующие органы даже предварительную, неконкретную редакцию закона "О рекламе" трактовали таким образом, чтобы уменьшить сексизм и дискриминации.
Во многих случаях и суды поддерживали такую же позицию, добавляет адвокат ЮК "Алексеев, Боярчуков и партнеры".
"Есть достаточно практики, когда владельцев рекламы привлекали к ответственности за использование обнаженного тела (мужского или женского), которое не имеет отношения к рекламе. Причем в суде такие штрафы не удавалось обжаловать, поскольку судья трактовал, что использование обнаженного тела действительно нарушают нормы приличия", – отмечает Владимиров.
Также он справедливо добавляет, что большая конкретизация всегда будет приводить к тому, что на практике станет проще доказывать, что является нарушением, а что нет. Это положительно повлияет как на производителей рекламы, так и на контролирующие органы, которые больше не смогут использовать двоякую трактовку для безосновательного привлечения к ответственности.
Следует отметить, что стимулом для применения новых требований к рекламе будет и поднятия санкций за нарушение законодательства о рекламе. За нарушение рекламодатель заплатит в госбюджет штраф в десятикратном размере минимальной зарплаты на дату совершения нарушения (по состоянию на 29.09.2021 г. "минималка" составляет 6000 грн).
Вспомните новость: Депутати пропонують новий спосіб боротьби із зарплатою в конвертах - законопроєкт
Помимо прочего изменения позволяют потребителям, которым был нанесен ущерб такой рекламой, обращаться в суд с требованием о возмещении вреда в соответствии с законодательством Украины. Кроме того, объединениям граждан в области рекламы предоставлено право обращаться в суд от имени потребителей рекламы в целях защиты их прав.
"Такие изменения с одной стороны усилят общественный контроль над распространением рекламы, а с другой могут иметь следствием увеличение злоупотреблений влиянием", – высказал свои опасения Владимиров.
Расценки на рекламу
Что касается возможного увеличения стоимости рекламы, то здесь не наблюдается зависимости новых требований к рекламе и ее ценой, отмечает юрист. Основная цель рекламы – поддержать осведомленность потребителей и их интерес относительно рекламируемого лица или товара.
"Использование постоянных шаблонов относительно пола или дискриминация определенных категорий не будет способствовать положительному интересу", – говорит Владимир Владимиров.
Скорее всего новые требования к рекламе будут способствовать развитию здоровой конкуренции на рынке рекламных услуг. Ведь в данном случае выигрывают те компании, которые смогут быстрее выстроить свой бренд и привлечь к себе внимание без применения сексуализации или дискриминации в рекламе.
Важно отметить, что указанные изменения вступят в силу через три месяца после их подписания президентом Украины и опубликования их в официальных источниках (по состоянию на 29.09.2021 года законопроект не подписан и не опубликован). Поэтому у распространителей и владельцев рекламы есть время на приведение своей рекламы в соответствие с новыми требованиями, резюмировал адвокат.
Источник: юридический ресурс Протокол
Просмотров
Коментарии
Просмотров
Коментарии
Получите быстрый ответ на юридический вопрос в нашем мессенджере , который поможет Вам сориентироваться в дальнейших действиях
Вы видите своего юриста и консультируетесь с ним через экран, чтобы получить услугу, Вам не нужно идти к юристу в офис
На выполнение юридической услуги и получите самое выгодное предложение
Поиск исполнителя для решения Вашей проблемы по фильтрам, показателям и рейтингу
Просмотров:
104
Коментарии:
0
Просмотров:
34
Коментарии:
0
Просмотров:
32
Коментарии:
0
Просмотров:
78
Коментарии:
0
Просмотров:
139
Коментарии:
0
Просмотров:
210
Коментарии:
0
Protocol.ua обладает авторскими правами на информацию, размещенную на веб - страницах данного ресурса, если не указано иное. Под информацией понимаются тексты, комментарии, статьи, фотоизображения, рисунки, ящик-шота, сканы, видео, аудио, другие материалы. При использовании материалов, размещенных на веб - страницах «Протокол» наличие гиперссылки открытого для индексации поисковыми системами на protocol.ua обязательна. Под использованием понимается копирования, адаптация, рерайтинг, модификация и тому подобное.
Полный текстCopyright © 2014-2024 «Протокол». Все права защищены.