Практика показала, что клиентам-физическим лицам зачастую очень сложно выигрывать судебные споры с банками. В пользу финансовой организации разрешаются 69% исков, а 23% удовлетворяются в пользу физического лица частично. В чем причина такой несправедливой статистики?
Недавно эксперты провели анализ российской арбитражной практики по делам защиты прав потребителей. Было рассмотрено 200,000 судебных дел из разных сфер, где пересекались интересы частных лиц и организаций. По результатам исследования стало известно, что больше всего люди обращаются с жалобами в суд на строительные организации, производители авто и телеком. Банки захватили 12-процентную долю в общем количестве рассмотренных исков и заняли "почетное" четвертое место. Кроме того, было выявлено, что суды очень часто принимают решения в пользу финансовых учреждений. А их клиентам удается выигрывать лишь 8 процентов споров. Все это происходит потому что потребители нередко не знают и не умеют отстаивать свои права.
Сложнее всего "пробить защиту" банков «Тинькофф» и «Русский стандарт». В их сторону примерно 90 процентов принятых судами решений. Сбербанк выходит победителем из 70% судебных разбирательств с клиентами. Больше всего клиенты обращаются в правоохранительные органы из-за предоставления банком ложной или неполной информации по кредитам, по причине ошибок при переводе денежных средств, из-за навязанной страховки и т. д. Помимо банков, жалобы поступают и на ныне популярные МФО, оформляющие микрозаймы на карту. Но жалоб на банковские учреждения все же в разы больше. Список банков, по отношению к которым поступает больше всего претензий возглавляет Сбербанк. Дальше идут "Русский стандарт", "Траст".
Больше всего судьи отклоняют иски граждан из-за неполного набора предоставленных документов, не знания клиентами законов или неумения правильно формулировать свои претензии. Все это приводит к одному и тому же заключению: россияне не знают как отстаивать свои права перед лицом закона либо они попадают в руки недобросовестных юристов, которых в последнее время стало слишком много.
К типичным примерам, когда суды отклоняют жалобы истцов, относятся случаи, когда гражданин не прикрепил к иску свои паспортные данные, неправильно описал в заявлении свою ситуацию, допустил ошибки в заполнении данных. Такие смешные на первый взгляд неточности могут стать весомым аргументом на суде в пользу банка.
Так что же получается? Проблемы у наших соотечественников при судебных разбирательствах с банками возникают из-за них самих. Люди зачастую не имеют представления как вести себя в подобных случаях. Сейчас правительство, Центральный банк и другие учреждения организовывают различные мероприятия для поднятия финансовой грамотности нашего населения. Например, у Министерства финансов есть проект «По повышению уровня финансовой грамотности населения и финансового образования в РФ». ЦБ в свою очередь является инициатором проекта по повышению финансовой грамотности россиян. Но, с момента перехода к рыночной экономике, у нашей страны пока еще не получается переступить порог того уровня финансовой грамотности населения, на котором находятся жители развитых стран. Согласно оценкам S&P уровень этого показателя в России составляет 38%. Это в два раза меньше, чем в развитых европейских странах и США. Об этом свидетельствуют и результаты опроса. В России всего треть физических лиц ознакамливаются с банковскими договорами до их подписания. Не удивительно, что клиент был не в курсе каких-то важных условий сделки.
Еще один важный критерий низкого уровня финансовой грамотности - большое количество финансовых пирамид в России. И, кстати, их количество со временем не уменьшается. В 2018 году у нас в стране было обнаружено 82 новые криптовалютные пирамиды.
Мало кто знает, что в России есть должностное лицо, гордо носившее название уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг. В функции этого лица входит разъяснение гражданам их прав при споре с финансовыми организациями. Уполномоченный рассматривает обращение граждан в досудебном порядке, в случае, если сумма взыскания с банка не превышает 500,000 рублей. Финансовый уполномоченный - это не консультант или юрист, это служащий, которое имеет право до суда разобраться в конкретной спорной ситуации. Упрощена также система обращений к финансовому уполномоченному. Можно пойти в ближайшее отделение МФЦ и заключить договор. Такая практика урегулирования споров между физическими лицами и кредитными организациями есть во всех развитых странах. Есть места, где услуга платная. Но в нашей стране никакая плата от клиента не взимается.
И у Центрального банка есть свои инструменты. Не так давно главный банк РФ начал проводить контрольные закупки в финансовых учреждениях. Клиентов это ничему не научит, но банки благодаря этому будут более бдительно работать. Например, досконально объяснять каждому клиенту все условия заключаемого договора.
Protocol.ua обладает авторскими правами на информацию, размещенную на веб - страницах данного ресурса, если не указано иное. Под информацией понимаются тексты, комментарии, статьи, фотоизображения, рисунки, ящик-шота, сканы, видео, аудио, другие материалы. При использовании материалов, размещенных на веб - страницах «Протокол» наличие гиперссылки открытого для индексации поисковыми системами на protocol.ua обязательна. Под использованием понимается копирования, адаптация, рерайтинг, модификация и тому подобное.
Полный текстПриймаємо до оплати
Copyright © 2014-2024 «Протокол». Все права защищены.