Почему клиенту практически нереально выиграть суд с банком!

Практика показала, что клиентам-физическим лицам зачастую очень сложно выигрывать судебные споры с банками. В пользу финансовой организации разрешаются 69% исков, а 23% удовлетворяются в пользу физического лица частично. В чем причина такой несправедливой статистики?

Недавно эксперты провели анализ российской арбитражной практики по делам защиты прав потребителей. Было рассмотрено 200,000 судебных дел из разных сфер, где пересекались интересы частных лиц и организаций. По результатам исследования стало известно, что больше всего люди обращаются с жалобами в суд на строительные организации, производители авто и телеком. Банки захватили 12-процентную долю в общем количестве рассмотренных исков и заняли "почетное" четвертое место. Кроме того, было выявлено, что суды очень часто принимают решения в пользу финансовых учреждений. А их клиентам удается выигрывать лишь 8 процентов споров. Все это происходит потому что потребители нередко не знают и не умеют отстаивать свои права.

Практика показала...

Сложнее всего "пробить защиту" банков «Тинькофф» и «Русский стандарт». В их сторону примерно 90 процентов принятых судами решений. Сбербанк выходит победителем из 70% судебных разбирательств с клиентами. Больше всего клиенты обращаются в правоохранительные органы из-за предоставления банком ложной или неполной информации по кредитам, по причине ошибок при переводе денежных средств, из-за навязанной страховки и т. д. Помимо банков, жалобы поступают и на ныне популярные МФО, оформляющие микрозаймы на карту. Но жалоб на банковские учреждения все же в разы больше. Список банков, по отношению к которым поступает больше всего претензий возглавляет Сбербанк. Дальше идут "Русский стандарт", "Траст".

Больше всего судьи отклоняют иски граждан из-за неполного набора предоставленных документов, не знания клиентами законов или неумения правильно формулировать свои претензии. Все это приводит к одному и тому же заключению: россияне не знают как отстаивать свои права перед лицом закона либо они попадают в руки недобросовестных юристов, которых в последнее время стало слишком много.

К типичным примерам, когда суды отклоняют жалобы истцов, относятся случаи, когда гражданин не прикрепил к иску свои паспортные данные, неправильно описал в заявлении свою ситуацию, допустил ошибки в заполнении данных. Такие смешные на первый взгляд неточности могут стать весомым аргументом на суде в пользу банка.

Финансовая грамотность - вот, что нужно!

Так что же получается? Проблемы у наших соотечественников при судебных разбирательствах с банками возникают из-за них самих. Люди зачастую не имеют представления как вести себя в подобных случаях. Сейчас правительство, Центральный банк и другие учреждения организовывают различные мероприятия для поднятия финансовой грамотности нашего населения. Например, у Министерства финансов есть проект «По повышению уровня финансовой грамотности населения и финансового образования в РФ». ЦБ в свою очередь является инициатором проекта по повышению финансовой грамотности россиян. Но, с момента перехода к рыночной экономике, у нашей страны пока еще не получается переступить порог того уровня финансовой грамотности населения, на котором находятся жители развитых стран. Согласно оценкам S&P уровень этого показателя в России составляет 38%. Это в два раза меньше, чем в развитых европейских странах и США. Об этом свидетельствуют и результаты опроса. В России всего треть физических лиц ознакамливаются с банковскими договорами до их подписания. Не удивительно, что клиент был не в курсе каких-то важных условий сделки.

Еще один важный критерий низкого уровня финансовой грамотности - большое количество финансовых пирамид в России. И, кстати, их количество со временем не уменьшается. В 2018 году у нас в стране было обнаружено 82 новые криптовалютные пирамиды.

Защита прав потребителей

Мало кто знает, что в России есть должностное лицо, гордо носившее название уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг. В функции этого лица входит разъяснение гражданам их прав при споре с финансовыми организациями. Уполномоченный рассматривает обращение граждан в досудебном порядке, в случае, если сумма взыскания с банка не превышает 500,000 рублей. Финансовый уполномоченный - это не консультант или юрист, это служащий, которое имеет право до суда разобраться в конкретной спорной ситуации. Упрощена также система обращений к финансовому уполномоченному. Можно пойти в ближайшее отделение МФЦ и заключить договор. Такая практика урегулирования споров между физическими лицами и кредитными организациями есть во всех развитых странах. Есть места, где услуга платная. Но в нашей стране никакая плата от клиента не взимается.

И у Центрального банка есть свои инструменты. Не так давно главный банк РФ начал проводить контрольные закупки в финансовых учреждениях. Клиентов это ничему не научит, но банки благодаря этому будут более бдительно работать. Например, досконально объяснять каждому клиенту все условия заключаемого договора.

logo

Юридичні застереження

Protocol.ua є власником авторських прав на інформацію, розміщену на веб - сторінках даного ресурсу, якщо не вказано інше. Під інформацією розуміються тексти, коментарі, статті, фотозображення, малюнки, ящик-шота, скани, відео, аудіо, інші матеріали. При використанні матеріалів, розміщених на веб - сторінках «Протокол» наявність гіперпосилання відкритого для індексації пошуковими системами на protocol.ua обов`язкове. Під використанням розуміється копіювання, адаптація, рерайтинг, модифікація тощо.

Повний текст