31
0
44795
Свидетельство о праве на наследство приходилось или придется когда-нибудь получать всем. Поскольку это очень актуальный вопрос, юридический интернет-ресурс “Протокол” в этой консультации расскажет как происходит выдача свидетельства о праве на наследство, какой порядок выдачи свидетельства о праве на наследство, в какие сроки, зачем оно необходимо, кто выдает свидетельство о праве на наследство и можно ли его не получать.
Оглавление:
Лица, которые приняли наследство имеют право получить и подтверждающий документ о переходе прав и обязательств - свидетельство о праве на наследство (часть 1 статьи 1296 Гражданского кодекса (ГК). Кроме этого, частью 3 этой же статьи предусмотрено, что отсутствие свидетельства не лишает права на наследство. Исходя из этих положений, возникает мысль, зачем тогда его получать и тратить свое время на оформление такого документа? На этот вопрос смотрите ответе дальше в консультации.
Protocol отмечает, что есть случаи, когда оформление свидетельства о праве на наследство есть обязанностью наследников. Так, согласно части 1 статьи 1297 ГК, если в состав наследства входит имущество или имущественные права с отягощениями (то есть то, право распоряжаться или пользоваться которым ограничено или запрещено на основании норм закона или положений договора, например - дом взят в ипотеку, или залог на автомобиль. Посмотреть есть ли на недвижимом имуществе отягощения можно путем получения вытяга из Госреестра недвижимости) или недвижимость, другое имущество по поводу которых осуществляется государственная регистрация, то наследник (наследники) обязаны получить свидетельство.
Протокол советует получать свидетельство о наследстве даже в тех случаях, когда это не обязательно, поскольку, это будет документом, который подтверждает права на то или иное имущество, доказывает то, что именно это или иное лицо есть настоящим наследником.
Необходимо отметить, что свидетельство о права на наследство выдается каждому наследнику, если их несколько, с указанием доли в наследстве каждого из них.
Пользуйтесь консультацией: Земля в наследство и как оформить право собственности на пай
На вопрос какие сроки выдачи свидетельства о праве на наследство в Украине дает ответ статья 1298 ГК. Так, такой документ выдается по истечению 6 мес с дня смерти наследодателя (то есть, примерно 180 календарных дней, отсчет которых начинается с следующего после смерти дня или после вступления в силу решения суда об оглашении умершим). Важно указать, что если составлено завещание на будущего (зачатого, но еще не родившегося ребенка) или если по закону есть такой “будущий” наследник, то свидетельство о наследстве и раздел наследства можно осуществлять только после рождения такого ребенка.
До момента получения наследства, то есть до истечения срока 6 мес, в случае обстоятельств, что имеют весомое значение (например: нужны деньги на срочную операцию или лечение) нотариус может выдать разрешение наследнику на получение доли вложения в банке (финансовом учреждении).
Свидетельство, согласно статьи 66 Закона Украины“О нотариате”, выдается нотариусом или в сельских населенных пунктах - должностным лицом органа местного управления, что исполняет нотариальные действия (как правило, председатель сельского или поселкового совета) по месту, где открыто наследство.
Протокол обращает внимание, что срок, на протяжении которого можно обратиться к нотариусу чтобы получить свидетельство не ограничен.
Нотариус, когда выдает свидетельство о праве на наследство по закону, обязан проверить факты: смерти наследодателя, родственных отношений между наследодателем и наследниками, факт совместного проживания (если осуществлялось автоматическое принятие наследства), проверить есть ли основания для поиска других наследников по закону, проверить факт наличия права собственности на то или иное имущество (в том числе проверить имущество через специальные реестры недвижимости и тд), а также, проверить не находиться ли имущество или права на них в отягощениях.
Protocol обращает внимание, что если нотариус обнаружит наличие запрета распоряжаться или пользоваться имуществом, он обязан письменно сообщить о выдачи свидетельства кредитора (кредиторов). Если на имущество, что наследуется наложен арест судебными или следственными органами, выдача свидетельства задерживается до снятия такого ареста.
Когда нотариус выдает свидетельство о праве на наследство по завещанию, он обязан проверить наличие завещания, его регистрацию в Наследственном реестре, соответствие требованиям законодательства; состав имущества; есть ли лица, которым полагается обязательная доля; проверить факт наличия права собственности. Вся эта проверка фактов осуществляется на основании поданных наследниками документов.
Пользуйтесь консультацией: Что такое выморочное наследство
В связи с этим, наследники, что обращаются за выдачей свидетельства должны подать такие документы:
Если же каких-то документов не хватает, нотариус приостанавливает процедуру выдачи до момента получения необходимой информации.
За выдачу свидетельства необходимо платить 34 гривны гос.пошлиной (Статья 3 Декрета КМУ от 21.01.1993).
Кроме гос. пошлиной необходимо оплачивать и услуги нотариуса, в среднем это стоит около 500-600 гривен.
Ведомости о выдачи такого свидетельства вносятся нотариусом в Наследственный реестр.
Статьей 1300 ГК разрешено вносить изменения в свидетельство. Так, это может быть необходимо, если кто-то из наследников не принял вовремя наследство. В таком случае, по согласию всех наследников нотариус вносить изменения. Согласие наследников должно быть письменным. Если же, кто-то из наследников против изменений и не дает согласия, человек, который не согласен с содержанием свидетельства, может обратиться в суд с иском. В обеих таких случаях (внесение изменений по решению суда и по согласию всех наследников) нотариус выдает новое свидетельство.
Свидетельство может быть признано недействительным только судом за установления обстоятельств, которые свидетельствуют о том, что лицо не имело право получать наследство и получило его незаконно.
Согласно заключению, изложенного в постановлении Верховного Суда от 14 ноября 2018 по делу № 2-1316/2227/11, в статье 1301 ГК, как основание признания свидетельства недействительным, прямо указано только отсутствие права наследования у лица, на имя которого оно было выдано. Это имеет место, в частности, в случае, если это лицо было отстранено от наследования; отсутствуют юридические факты, которые давали бы ему основания приобрести право на наследование - содержание, родство, завещание; в случае, когда наследодатель, объявлен в судебном порядке умершим, оказался на самом деле живым и судебное решение об объявлении его умершим отменено.
Кроме этого, как указано в абз. 3 п. 27 постановления Пленума Верховного Суда Украины от 30 мая 2008 №7 «О судебной практике по делам о наследовании», указанный документ может быть признано недействительным не только тогда, когда лицо, которому оно выдано, не имело право наследовать, но и на других оснований. Ими могут быть: признание недействительным завещания или отказа от наследства, признание недействительным брака, нарушение прав других лиц.
В постановлении от 11 декабря 2019 по делу № 414/811/17 Верховный Суд пришел к выводу о том, что нарушения прав других заинтересованных лиц в связи с выдачей свидетельства является самостоятельным основанием для признания такого свидетельства недействительным.
Вместе с тем, из содержания абз. 5 п. 19 постановления вышеупомянутого Пленума Верховного Суда Украины, можно сделать вывод, что в случае нарушения права наследников на долю в наследстве суд может решать вопрос о недействительности свидетельства только в той части, в которой это право нарушено, а не о признании недействительным его в целом.
Пользуйтесь консультацией: Виды завещания, правила оформления и принятия наследства
Бывают случаи, что документ потеряли, так что же делать в таком случае и как получить новое? Протокол отмечает, что при оформлении свидетельства о праве на наследство, нотариус всегда делает копию этого документа, которая хранится в Наследственном деле. Кроме этого, в специальной книге нотариус обязан регистрировать реквизиты свидетельства (дата, номер выдачи и тд), также, информация о выдаче такого документа вносится в Наследственный реестр. Таким образом, если необходимо получить новое свидетельство, нужно обратиться к тому же нотариусу, в которого получали свидетельство первый раз из заявлением.
Проверка свидетельства о праве на наследство пока-что не осуществляется через какой-то специальный реестр. Можно лишь только сверить реквизиты выданного свидетельства из реквизитами в указанном выше Наследственном реестре (есть ли такие вообще и совпадают ли они). Другой способ - обращения к нотариусу, но кому-нибудь нотариус не будет показывать материалы наследственного дела в связи с нотариальной тайной (только по запросу суда или правоохранительных органов).
Автор консультации: Колотуха Катерина
Источник: Юридический ресурс Протокол
Просмотров
Коментарии
Просмотров
Коментарии
Получите быстрый ответ на юридический вопрос в нашем мессенджере , который поможет Вам сориентироваться в дальнейших действиях
Вы видите своего юриста и консультируетесь с ним через экран, чтобы получить услугу, Вам не нужно идти к юристу в офис
На выполнение юридической услуги и получите самое выгодное предложение
Поиск исполнителя для решения Вашей проблемы по фильтрам, показателям и рейтингу
Просмотров:
101
Коментарии:
0
Просмотров:
151
Коментарии:
0
Просмотров:
490
Коментарии:
0
Просмотров:
7843
Коментарии:
0
Просмотров:
497
Коментарии:
0
Просмотров:
599
Коментарии:
0
Protocol.ua обладает авторскими правами на информацию, размещенную на веб - страницах данного ресурса, если не указано иное. Под информацией понимаются тексты, комментарии, статьи, фотоизображения, рисунки, ящик-шота, сканы, видео, аудио, другие материалы. При использовании материалов, размещенных на веб - страницах «Протокол» наличие гиперссылки открытого для индексации поисковыми системами на protocol.ua обязательна. Под использованием понимается копирования, адаптация, рерайтинг, модификация и тому подобное.
Полный текстCopyright © 2014-2024 «Протокол». Все права защищены.