Конкурентная разведка в решении стратегических задач бизнеса

В условиях глобализации мировой экономики и ужесточения международной и национальной конкуренции весьма значимой задачей для любой компании становится повышение конкурентоспособности: обладание прочной конкурентной позицией является решающим фактором, способным привести компанию к успеху. В свою очередь, это актуализирует стремление руководителей и собственников эффективно управлять имеющимися ресурсами, опираясь в принятии своих решений на глубокое знание внешней и внутренней среды компании. Вследствие этого особое значение приобретают информационные ресурсы. Бизнес-информация становится ключевым инструментом решения целого ряда задач с целью повышения эффективности деятельности компании.

Поэтому сегодня наблюдается пристальное внимание собственников бизнеса к маркетинговым инструментам качественного управления деловой информацией. Одним из таких инструментов является конкурентная разведка, которая позволяет минимизировать временные затраты, повысить эффективность как отдельных служб, так и компании в целом и, в конечном счете, обеспечить компанию конкурентными преимуществами.

Несмотря на то, что собственники отечественных компаний постепенно приходят к осознанию необходимости проведения конкурентной разведки в процессе своей деятельности, тем не менее, до сих пор на практике отсутствует четкий алгоритм внедрения конкурентной разведки в систему принятия решений высшим руководством и собственниками, участия специалистов конкурентной разведки в разработке корпоративной стратегии компании. Распространена невостребованность многими хозяйствующими субъектами результатов деятельности конкурентной разведки.

Цель стратегической конкурентной разведки заключается в сборе и анализе стратегической информации о процессах в экономике, политике, влияющих на деятельность компании, а также в определении направлений дальнейшего долгосрочного развития компании на рынке товаров и услуг и в прояснении структуры и динамики данного рынка, на котором работает (или планирует работать) компания. В поле интересов стратегической разведки попадают риски, угрозы, возможности стратегической направленности, влияющие на успешность достижения долгосрочных целей компании.

Цель стратегического уровня принятия решения (открытие нового производства, внедрение на рынок нового товара или услуги и т.п.) заключается в определении направления дальнейшего развития предприятия. Эти решения определяют потребность сориентироваться на рынке и проанализировать перспективы его развития, т.е. разглядеть еще не заполненные конкурентами рыночные ниши.

Несмотря на проблемы развития конкурентной разведки в украинских реалиях бизнеса, невозможно отрицать, что реальная потребность в ней как системе информационно-аналитического обеспечения управленческих решений в экономической среде сегодня огромна.

Актуализируется проблема необходимости включения конкурентной разведки в систему стратегического планирования и управления, а также повышения качества информационно-аналитического обеспечения компаний через освоение новых технологий и инструментов ведения конкурентной разведки.

Конкурентная разведка служит средством обеспечения собственника и руководства компании актуальной информацией (прежде всего, упреждающего характера) с целью увеличения доходов, избегания неоправданных расходов и рисков, упрочнения или сохранения положения на рынке, а также получения иной коммерческой выгоды.

Результатом конкурентной разведки является мониторинг конкурентов, рынков, технологий, регионов, определение тенденций и составление прогнозов развития рынка, направлений дальнейшего развития компании, выступающие достаточным основанием для принятия собственником и руководством компании наиболее оптимальных и эффективных тактических и стратегических решений.

Компании, не сумевшие предугадать события, которые они могли и должны были предвидеть, утрачивают свою активную позицию на рынке. А недопонимание важности и роли использования конкурентной разведки может привести к неоправданным рискам и потере конкурентных преимуществ, а в худшем случае – бизнеса.

0