0
4
3486
Как минимум, с 2010 года мы живем и работаем во времена бесконечной судебной реформы, но сказать, что суд стал беспристрастным, независимым и эффективным мы по-прежнему не можем.
Сокращается ли количество судей Верховного Суда или же вводятся новые и не совсем прозрачные критерии отбора в судьи, наша судебная система имеет те же ключевые проблемы, как и до принятия первых законов о судебной реформе.
Проблем можно найти целый ворох и маленькую тележку, но стоит сосредоточиться на двух самых важных для общества проблемах, а именно:
Судья должен принимать решение сам, без любого влияния третьих лиц, к которым относятся:
Суд должен оперативно восстанавливать нарушенные права. На сегодня в некоторых судах первой инстанции решения приходиться ждать более года.
Одной из важнейших причин этого являются неравномерное распределение нагрузки в разных судах Украины.
Для примера: согласно данным Государственной судебной администрации Украины (далее ГСА Украины) «Аналитические таблицы о состоянии правосудия за 2018 год», средняя нагрузка на одного судью:
И это данные, включая тех судей, у кого не было полномочий.
Статистика нагрузки на одного судью выглядит гораздо хуже, если учитывать, что согласно данным ГСА Украины, предоставленным в исследовании «Обзор данных о состоянии осуществления правосудия в 2018 году», количество судей с полномочиями:
Так согласно данным, размещенным на официальном сайте ОАС г. Киева, реальная нагрузка на одного судью с полномочиями составляет 63,1 новых дел/ мес., а с учетом не рассмотренных дел, уже около 100 дел на судью в месяц!
К сожалению, данных от других судов, с указанием фактической нагрузки на одного судью, найти не удалось, но понятно, что данные ГСА Украины занижены, поскольку учитывают всех судей, а не только тех, у кого есть полномочия. Также данные ГСА Украины не учитывают остатки нерассмотренных дел.
Все предыдущие попытки реформировать судебную систему, декларировали решение ключевых проблем через изменение «качества судей».
Моё предложение направлено на создание системы, в которой дать взятку, решить дело давлением на судью, будет невозможно. Одновременно в такой системе все судьи Украины будут получать одинаковую нагрузку, что позволит рассматривать дела быстрее.
Для этого необходимо полностью изолировать судью от всех заинтересованных лиц, сделав его анонимным на время процесса и отменить территориальную подсудность. Реализовать такие изменения возможно с помощью действующих уже сегодня процессуальных инструментов, а именно:
Суть концепции:
Результат: поскольку судья не известен и недоступен, участники процесса не могут на него повлиять.
Если судья находиться в другом городе и личность его не известна:
Результат: выравнивание нагрузки на каждого судью в Украине, независимо от его местонахождения.
Территориальная подсудность существует для удобства участников процесса, чтобы они могли обратиться в ближайший к себе суд. Поскольку, судья в любом случае участвует в процессе дистанционно, потребность в территориальном делении судов отпадает. Одновременно появляется возможность избежать существующих на сегодня перекосов в нагрузке судьей разных судов, что, безусловно, ускорит рассмотрение дел.
Для примера можно посмотреть, как измениться распределение дел в окружных административных судах с введением единого территориального округа:
В целом, цифровые технологии предоставляют больше гарантий идентификации судьи, чем подпись на бумажной версии решения.
Для начала можно использовать вариант идентификации, который с подачи министра цифровой трансформации Украины Дубилита, уже используется гос. регистраторами – двухэтапную идентификацию через бесплатный Google Authenticator.
То есть: для авторизации в системе судье, кроме наличия электронной цифрой подписи, необходимо вести пароль, присланный в смс на телефон.
В дальнейшем необходимо разработать приложение для судей, использующее для авторизации дактилоскопические методы защиты, которые предоставляют современные смартфоны (отпечаток пальца, Face ID).
Параллели можно провести с банковскими приложениями, которые давно и успешно используют дактилоскопию для входа и оплаты. Наверняка, опыт разработки банковских приложений министра цифровой трансформации Украины поможет разработать и внедрить такое приложение для судей в относительно сжатые сроки.
Кроме защищенной авторизации судей, должна быть возможность проверить, что заседания проводил действующий судья. Для этого достаточно хранить оригинал видеозаписи заседаний без изменения голоса и изображения судьи.
Если все участники дела участвуют в судебном заседании в режиме видеоконференции, осуществляется трансляция хода судебного заседания в сети Интернет в обязательном порядке – ч. 6 ст. 10 КАС Украины.
Суд, проходящий исключительно в режиме видеоконференции, станет более гласным для общества, чем нынешние заседания, за которыми наблюдают лишь участники процесса.
Анонимность судьи до окончания судебного процесса не подразумевает его безответственность, при наличии оснований для дисциплинарной ответственности, предусмотренных ст. 108 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей».
Судья, все равно, будет идентифицироваться (предположительно цифровым кодом, или же просто по номеру дела) и это никак не будет препятствовать подаче жалоб в Дисциплинарную палату Высшего совета правосудия, которая сможет его идентифицировать и привлекать к ответственности.
При анонимности судьи, казалось бы, больше придется полагаться на самоотвод. Ведь когда участники процесса не знают кто их судья и какие у него могут быть связи с другими участниками судебного процесса, единственный осведомленный источник и должен нести за отвод/ не отвод ответственность.
Но, в целом, механизм отвода судьи не сильно эффективен и сейчас, когда участникам известно кто судья в их деле. Его заинтересованность очень сложно выявить и подтвердить надлежащими доказательствами.
Единственным выходом является разработка программного обеспечения, позволяющего в автоматическом режиме отслеживать связи судьи с участниками процесса: в том числе, родственные связи, совместную работу. Это программное обеспечение должно использоваться при автоматическом распределении дел, исключая основания для отвода.
За двенадцать лет практики мне повезло лишь однажды столкнуться с судьей, который позволял себе некие намеки на тему «дополнительных доказательств».
Уверен, судьи, позволяющие себе вымогать взятки, не могут долго оставаться безнаказанными. Особенно, если вымогать приходиться у незнакомых людей, которые находятся в другом городе.
Считаю, такой вариант маловероятным и слишком рискованным для коррупционера.
Система сохранения анонимности должна быть защищена от взлома и это вопрос техники.
Но даже в случае, если участники процесса смогут каким-то образом взломать систему и узнать, что их судья находиться на расстоянии условно 500 километров, это не сильно поможет в достижении коррупционных договоренностей: как правило люди, вовлеченные в коррупционные схемы, знают кому заносить на территории одного города/области. Иметь необходимый контакт с судьями во всех регионах Украины фактически не реально.
За попытку взлома системы, защищающей анонимность судьи, должна быть предусмотрена не только уголовная ответственность, взлом системы должен быть также основанием для пересмотра решения.
Сложность реализации, высокая личная ответственность и возможность потерять незаконный результат должны комплексно удерживать от действий по взлому системы.
Технически все необходимые инструменты уже давно и успешно работают в нашей судебной системе:
Так, согласно данным Опендатабот, в 2018 году в Украине было проведено 73 500 судебных заседаний в режиме видеоконференции. Уверен, в 2019 году таких заседаний будет еще больше. Цифры красноречиво показывают, что проблем с внедрением не возникнет – технология и так уже работает, просто не используются все ее преимущества.
Судебных заседаний в режиме видеоконференции, во время которых использовалось изменение голоса и внешности, в 2018 году[1] было 70 штук. Чаще всего такой вид видеоконференции в судебном заседании использовали в Ровенской области:
Подсистема ЕСИТС «Электронный суд» активно используется в судах по всей Украине. С 19 марта по 14 июня 2019 года (менее чем за 3 месяца)[1]:
Не все суды в Украине в полной мере оборудованы для проведения такого количества видеоконференций, но подобную реформу можно внедрять поэтапно:
Вывод: Эффективный суд без коррупции возможен, ведь большинство инструментов, необходимых для создания системы, в которой коррупция будет практически невозможна, уже активно применяются в современном процессе.
Система, не дающая коррупции шансов, сама очистится от людей, пришедших в профессию только за материальной выгодой.
Для реализации подобной реформы не требуются фантастические средства и годы разработок – необходима лишь законодательная воля. Технически поэтапную реализацию возможно начать в очень сжатые сроки.
Автор статьи: Бояринцев Александр Анатольевич
[1] согласно данным группы в FB «Електронний суд»
[1] согласно данным полученным из системы анализа судебных решений Verdictum
Просмотров
Коментарии
Просмотров
Коментарии
Получите быстрый ответ на юридический вопрос в нашем мессенджере , который поможет Вам сориентироваться в дальнейших действиях
Вы видите своего юриста и консультируетесь с ним через экран, чтобы получить услугу, Вам не нужно идти к юристу в офис
На выполнение юридической услуги и получите самое выгодное предложение
Поиск исполнителя для решения Вашей проблемы по фильтрам, показателям и рейтингу
Просмотров:
781
Коментарии:
0
Просмотров:
332
Коментарии:
2
Просмотров:
345
Коментарии:
0
Просмотров:
323
Коментарии:
0
Просмотров:
386
Коментарии:
0
Просмотров:
716
Коментарии:
0
Protocol.ua обладает авторскими правами на информацию, размещенную на веб - страницах данного ресурса, если не указано иное. Под информацией понимаются тексты, комментарии, статьи, фотоизображения, рисунки, ящик-шота, сканы, видео, аудио, другие материалы. При использовании материалов, размещенных на веб - страницах «Протокол» наличие гиперссылки открытого для индексации поисковыми системами на protocol.ua обязательна. Под использованием понимается копирования, адаптация, рерайтинг, модификация и тому подобное.
Полный текстПриймаємо до оплати
Copyright © 2014-2024 «Протокол». Все права защищены.
Ну а потім сторона по Вашому не зможе заявити відвід? Бо не знає хто суддя.
Все таки про відвід не зовсім зрозуміло.
Сейчас судьи могут подавать в Совет судей добровольную декларацию о частных интересах, данные из которой должны учитываться при автоматическом распределении дел. Я считаю, что данные о возможных конфликтах интересов судьи, хотя бы с учетом предыдущих мест работы и родственных связей, должны обязательно учитываться при автоматическом распределении дел. Будет меньше ситуаций для отводов
Да, отвод заявить невозможно, поскольку сторона не знает кто судья, но это всё равно лучше, чем то, что мы имеем на сегодня: Сейчас судьи сами принимают решение про отвод в отношении себя. По факту – вся ответственность за отвод возлагается на судью. В моей концепции судья анонимен до вынесения решения и так же несет основную ответственность за отвод. Дополнительно, основания для его отвода должны контролироваться автоматической системой на основе данных Декларации о частных интересах. Если факты о наличии оснований для отвода станут известны стороне после вынесения решения – это повод для апелляционного обжалования и обращения с дисциплинарной жалобой на судью