23
0
105516
Многие называют регистрацию места жительства – пропиской, а правильно ли это?
И почему на свое существование имеют право два этих понятия? Чем регистрация отличается от прописки?
Пропиской была система государственного контроля миграции населения, еще в Российской империи после чего, признала с 1932 году (в год основания паспортов), широкое применение в СССР. Главным принципом прописки была жесткая привязка человека к его постоянному месту жительства. В СССР граждан регистрировал Народный комиссариат внутренних дел (НКВД), делая соответствующие отметки в их паспортах. Позже с 1940-х годов функция прописки граждан перешла в органы милиции и местных органов власти.
В то время, прописка несла в себе огромное значение для гражданина, ведь она была основанием для получения работы, медицинской помощи и даже жилья. Люди без прописки назывались – БОМЖами, что означает, без определенного места жительства.
Прописка в Украине была отменена в 2003 году, из-за признания неконституционным самого института еще в 2001 году, на основании Решения Конституционного Суда Украины по делу о прописке N1-31/2001 N15-рп/2001 от 14 ноября 2001 о соответствии Конституции Украины (конституционности) положения подпункта 1 пункта 4 положения о паспортной службе органов внутренних дел, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины.
В связи с чем, 11.12.2003 года был принят Закон Украины «О свободе передвижения и свободном выборе места проживания в Украине» и вместо прописки появилась регистрация, которая в соответствии этого закона означает - внесение записи в реестр территориальной общины, документов, в которые вносятся сведения о место жительства / пребывания лица, с указанием адреса жилья / места пребывания с последующим внесением соответствующей информации в Единый государственный демографического реестра в установленном Кабинетом Министров Украины порядке.
Хотя понятия прописки и регистрации по месту жительства многие путают и идентифицируют как одно, и тоже, но они отличаются друг от друга. И любой грамотный человек должен понимать, в чем собственно заключается ключевая разница.
Воспользуйтесь консультацией: Реєстрація та зняття з реєстрації місця проживання ("прописка" та "виписка") в Україні
Во-первых, отличаются цели осуществления прописки и регистрации. Первая, по сути, представляла собой функцию административно-планового размещения населения. Основное назначение регистрации – поддержание юридической связи между человеком и государством, необходимой для взаимного выполнения прав и обязанностей.
Во-вторых, прописка закрепляла людей за определенной административно-территориальной единицей, а разрешение на проживание выдавали жилищно-бытовые комиссии или административные органы на местах. А вот институт регистрации не предусматривает таких ограничений. Также не существуют лимитов на регистрацию новоприбывших, которые действовали ранее (например, в Киеве). Единственными и достаточными условиями для регистрации человека являются его желание и право на проживание в данном доме. При этом, регистрация как система учета не связана с институтом собственности и обязательности осуществления этих действий.
В-третьих, регистрация в Украине (по состоянию на 2019 год) предусматривает подачу заявления и существенно меньшего в сравнении с пропиской перечня документов.
Однако существенно поменялся лишь принцип оформления «штампа» – вместо разрешительного, он стал заявительным. Жить теперь можно в любом жилом помещении. Более того, у всех жителей Украины появилась возможность фактического проживания в одном месте, а регистрации в другом.
Однако, в то же время, надо не забывать, что регистрация места жительства обязательна. И несвоевременная регистрация или проживание без нее, согласно ст. 197 Кодекса Украины об административных правонарушениях (КоАП), влечет за собой наложение санкций, хоть и минимальных от предупреждения до штрафа от одного до трех необлагаемых минимумов доходов граждан (сегодня – от 17 до 51 грн). Правда, при определении ответственности учитывают причины несвоевременной регистрации. На практике привлечение к ответственности за отсутствие регистрации – это скорее исключение, чем правило.
Воспользуйтесь консультацией: Позасудовий та судові шляхи зняття особи з реєстрації місця проживання
Важно иное (!) Регистрация места жительства – не только факт, подтверждающий нахождение лица, но и обязательное условие для получения определенных социальных льгот и гарантий, которые предоставляет государство своим гражданам, и реализации прав. В частности, по месту жительства осуществляется:
выдача национального паспорта (впервые, в связи с утерей и т. д.);
оформление загранпаспорта и проездного документа ребенка;
регистрация в качестве физического лица (предпринимателя);
выплата пенсий, социальных пособий по безработице, уходу за ребенком и т. д. (за исключением помощи в связи с беременностью и родами);
подача налоговой декларации;
голосование на выборах;
обращение за бесплатной медицинской помощью.
Также регистрация – это возможность получить кредит и воспользоваться другими банковскими услугами, повод для оплаты иных ставок аренды земли и т. д.
Кстати, регистрация в сельской местности (не просто в частном доме, а именно на территории сельских и поселковых советов в районах областей) дает возможность претендовать на получение пая земли (размер которого может доходить до 2-6 га).
Однако в итоге следует признать, что существенной разницы между пропиской и регистрацией нет. Выбрать и поменять место жительства можно самостоятельно, без ограничений. Но быть зарегистрированным необходимо.
Устаревшие требования
Согласно требованиям Приказа МВД Украины №1077 от 22.11.2012 года, в случае если после регистрации по новому месту жительства одновременно со снятием с предыдущей регистрации будет установлено, что гражданин не сообщил о зарегистрированном проживании вместе с ним несовершеннолетних детей, оба действия отменяют. После этого процесс регистрации придется пройти сначала. Однако этот Приказ был отменен новым Приказом от 13.12.2017 № 1024.
Физическое лицо, которое достигло четырнадцати лет, может свободно выбирать для себя место жительства, за исключением ограничений, установленных законом.
Местом жительства физического лица в возрасте от десяти до четырнадцати лет является место жительства его родителей (усыновителей) или одного из них, с кем оно проживает, опекуна или местонахождение учебного заведения или учреждения здравоохранения и т.п., в котором оно проживает, если место проживания не установлено по соглашению между ребенком и родителями (усыновителями, опекуном) или организацией, выполняющей относительно него функции опекуна.
Но в случае спора место жительства физического лица в возрасте от десяти до четырнадцати лет определяется органом опеки и попечительства.
Месту жительства ребенка, не достигшего десяти лет, является место жительства его родителей (усыновителей) или одного из них, с кем она проживает, опекуна или местонахождение учебного заведения или учреждения здравоохранения, в котором она проживает.
Для этого родителям дается три месяца со дня рождения ребенка.
Документы родителями могут быть поданы в органы РАГСа одновременно с государственной регистрацией рождения ребенка или одновременно с подачей заявления на государственную помощь при рождении ребенка.
Такие действия осуществляются по желанию. В этом случае лицо может обратиться в соответствующий орган и бесплатно изменить эту информацию в своем паспорте.
Гражданам Украины, а также иностранцам и лицам без гражданства, которые на законных основаниях находятся в Украине, гарантируются свобода передвижения и свободный выбор места проживания на ее территории, за исключением ограничений, установленных законом.
Как говорилось ранее, в соответствии с Законом Украины «О свободе передвижения и свободном выборе места проживания в Украине» гражданин Украины, а также иностранцы или лица без гражданства, постоянно или временно проживающих в Украине, обязаны в течение тридцати календарных дней после снятия с регистрации места проживания и прибытия к новому месту жительства зарегистрировать свое место жительства.
Постановлением Кабинета Министров Украины от 28 марта 2012 №251 «Об утверждении Порядка оформления, изготовления и выдачи вида на жительство и вида на жительство и технического описания их бланков и внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 26 декабря 2002 №1983» определяется, что право на получение вида на жительство (временная регистрация) имеют:
С исчерпывающего перечня изложенного выше следует, что граждане Украины не могут получить вид на жительство (временную регистрацию).
Для регистрации места пребывания лицо или его законный представитель вместе с заявлением предоставляет: паспортный документ или справку об обращении за защитой в Украине. Если ребенок не достиг 16-летнего возраста, подается свидетельство о рождении или свидетельство о принадлежности к гражданству Украины; документы, подтверждающие право на пребывание в жилье: свидетельство о праве собственности, договор найма (поднайма, аренды) или другие документы. При их отсутствии регистрация места пребывания осуществляется с согласия собственника/совладельцев жилья или их уполномоченных органов, нанимателя и членов его семьи.
Регистрация места жительства или места пребывания лица - внесение информации в Единый государственный демографического реестра о месте жительства или месте пребывания лица с указанием адреса, по которому с лицом может вестись официальная переписка или вручения официальной корреспонденции.
Снятие с регистрации места пребывания лица осуществляется на основании уведомления о снятии с регистрации места пребывания лица.
В настоящее время, в Украине существует масса фирм и специалистов, которые работают в направлении предоставления помощи в частности иностранцам в осуществлении их права на получение временной регистрации. Однако юридическая платформа Протокол (Protocol) рекомендует Вам все же заключать письменные договоры с такими фирмами, так как это будет гарантией предоставления данных услуг качественно. Кроме того, специалистов в этой области Вы без труда можете найти в Интернете и перед заключением договора задать им интересующие Вас вопросы – получив квалифицированную консультацию, а также ознакомиться с ценами на услуги.
Автор консультации: Анфёрова Е.С.,
директор и адвокат Адвокатского бюро «Екатерины Анфёровой»
Источник: Юридический ресурс Протокол
Просмотров
Коментарии
Просмотров
Коментарии
Получите быстрый ответ на юридический вопрос в нашем мессенджере , который поможет Вам сориентироваться в дальнейших действиях
Вы видите своего юриста и консультируетесь с ним через экран, чтобы получить услугу, Вам не нужно идти к юристу в офис
На выполнение юридической услуги и получите самое выгодное предложение
Поиск исполнителя для решения Вашей проблемы по фильтрам, показателям и рейтингу
Просмотров:
300
Коментарии:
0
Просмотров:
243
Коментарии:
0
Просмотров:
355
Коментарии:
0
Просмотров:
432
Коментарии:
0
Просмотров:
631
Коментарии:
0
Просмотров:
766
Коментарии:
1
Protocol.ua обладает авторскими правами на информацию, размещенную на веб - страницах данного ресурса, если не указано иное. Под информацией понимаются тексты, комментарии, статьи, фотоизображения, рисунки, ящик-шота, сканы, видео, аудио, другие материалы. При использовании материалов, размещенных на веб - страницах «Протокол» наличие гиперссылки открытого для индексации поисковыми системами на protocol.ua обязательна. Под использованием понимается копирования, адаптация, рерайтинг, модификация и тому подобное.
Полный текстПриймаємо до оплати
Copyright © 2014-2024 «Протокол». Все права защищены.