Автор не вказаний
1
0
9624
Довольно значительная часть судебных дел в Украине связана с попытками истцов взыскать деньги с государственного или местных бюджетов, или же с бюджетных учреждений и предприятий. Чаще всего, такие иски возникают в связи с социальными выплатами и в трудовых спорах бывших работников таких бюджетных структур. Иногда это касается лиц, исполнявших те или иные работы по гражданско-правовым договорам с бюджетными учреждениями или предприятиями. Немало возникает таких споров в хозяйственных отношениях между бюджетными структурами и небюджетными предприятиями и физическими лицами-предпринимателями.
Но при удовлетворении судами таких исков потом всегда возникает вопрос исполнения такого решения о взыскании средств.
Порядок исполнения решений о взыскании средств государственного и местных бюджетов или с должников утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 3 августа 2011 г. № 845 (в редакции постановления Кабинета Министров Украины от 30 января 2013 г. № 45). Именно этот Порядок определяет механизм исполнения решений о взыскании средств государственного и местных бюджетов или с должников (далее — решение о взыскании средств), принятых судами, а также другими государственными органами (должностными лицами), которые согласно закону имеют право принимать такие решения. Рассмотрим его общие положения.
При этом, для правильного восприятия, следует обязательно понимать, что в этом Порядке отдельные термины употребляются в конкретном значении. В частности, должниками в этом порядке определяются указанные в решении о взыскании средств распорядители (бюджетные учреждения) и получатели бюджетных средств, а также предприятия, учреждения и организации, счета которых открыты в органах Казначейства.
Исполнительными документами признаются оформленные в установленном порядке исполнительные листы судов и приказы хозяйственных судов, изданные во исполнение решений о взыскании средств, а также другие документы, определенные Законом Украины «Об исполнительном проведении». При этом нужно обратить особое внимание на словосочетание — «о взыскании средств», поскольку на формулировку «начислить и выплатить» этот Порядок не распространяется.
Решение о взыскании средств государственного и местных бюджетов или с должников исполненяются на основании исполнительных документов исключительно органами Казначейства в порядке очередности поступления таких документов (о взыскании средств государственного и местных бюджетов — с предварительным информированием Минфина, о взыскании средств с должников — в пределах соответствующих бюджетных назначений, предоставленных бюджетных ассигнований (остатков средств на счетах предприятий, учреждений, организаций).
Если исполнительный лист взыскателем изначально подавался в исполнительную службу, при наличии оснований для возврата исполнительного документа взыскателю, руководитель органа государственной исполнительной службы, согласно Закону Украины “О гарантиях государства относительно исполнения судебных решений”, в течении 10 дней со дня составления государственным исполнителем соответствующего акта, подает Казначейству оригинал исполнительного документа вместе с сопроводительным письмом и заверенные надлежащим образом государственным исполнителем копии других материалов исполнительного производства.
В случае принятия решения о взыскании средств с учреждений бюджетной системы сам взыскатель подает органу Казначейства:
К заявлению могут прилагаться и иные документы, содержащие сведения, которые могут содействовать исполнению решения о взыскании средств (справки и письма органов, контролирующих обеспечение бюджетных поступлений, или же органов местного самоуправления, или решения органов досудебного расследования и прокуратуры и т.п.).
Исполнительные документы предъявляются к исполнению в течении одного года со дня, наступающего за днем вступления в силу решения о взыскании средств, если иное не предусмотрено законом. Сроки предъявления исполнительных документов перерываются в случае предъявления их к исполнению, отсрочки или рассрочки исполнения решений о взыскании средств в установленном порядке. Пропущенные сроки предъявления к исполнению исполнительных документов суда возобновляются судом в установленному законом порядке, а решений о взыскании средств, принятых государственными органами (должностными лицами), которые согласно закону имеют право принимать такие решения, — не возобновляются.
После поступления указанных документов, органы Казначейства принимают их к рассмотрению и регистрируют в соответствующем журнале. На заявлении взыскателя о исполнении решения о взыскании средств отмечается дата поступления и входящий номер. Дальше они осуществляют предварительное рассмотрение документов, по результатам которого определяют необходимость получения от взыскателя дополнительных сведений для исполнения решения о взыскании средств и сообщают взыскателю (представителю взыскателя) по его письменному требованию о принятии, регистрации и результатах предварительного рассмотрения документов (надо всегда в заявлении заявлять такое требование).
Орган Казначейства возвращает исполнительный документ взыскателю в случае, если исполнительный документ:
Также исполнительный документ поворачивается взыскателю, если:
Документы возвращаются Казначейством в орган государственной исполнительной службы в случае, если:
Взыскатель имеет право повторно направлять органу Казначейства возвращенный исполнительный документ в течении установленного этим Порядком срока, течение которого начинается со дня получения взыскателем исполнительного документа.
При исполнени исполнительных документов органы Казначейства, в частности, имеют право:
Откладывание бесспорного списания средств осуществляется в случае:
Бесспорное списание средств и их перечисление взыскателям осуществляются после устранения обстоятельств, которые были основанием для отложения бесспорного списания таких средств.
В случае наличия обстоятельств, которые усложняют исполнение решения о взыскании средств или делают невозможным его исполнение, орган Казначейства может на основании соответствующего решения органа, выдавшего исполнительный документ, осуществить отсрочку и/или рассрочку бесспорного списания средств и их перечисления взыскателям, установленным таким решением способом.
Приостановление бесспорного списания средств осуществляется в случае:
После устранения обстоятельств, которые были основанием для приостановления бесспорного списания средств и их перечисления взыскателю, исполнительный документ исполняется согласно этому Порядку в порядке очередности, которая образовалась на момент устранения таких обстоятельств.
Действия органов Казначейства по исполнению исполнительных документов могут быть обжалованы в Казначейство или в суд.
Кроме того, в связи с этим Порядком следует знать, что еще 21.11.2011 г. Высшим административным судом (ВАСУ) было издано информационное письмо № 2135/11/ 13-11 «О порядке взыскания судебных издержек с Государственного бюджета Украины». В этом письме ВАСУ, ссылаясь на нормы подпункта 3 пункта 9 раздела VI Заключительных и переходных положений Бюджетного кодекса Украины и пункта 19 указанного Порядка дает судам рекомендацию о том, как распределять между сторонами судебные издержки (согласно ст. 161 КАСУ).
ВАСУ указывает, что если судебное решение принято в пользу стороны, которая не является субъектом властных полномочий, суд присуждает все ее документально подтвержденные судебные издержки с Государственного бюджета Украины (или с соответствующего местного бюджета, если иной стороной был орган местного самоуправления, его должностное или служебное лицо) (ч. 1 ст. 94 КАСУ).
При этом, ВАСУ указывает, что с учетом принципа приоритетности законов над подзаконными актами, судам в резолютивной части такого судебного решения следует отмечать обязанность органа Государственной казначейской службы Украины взыскать судебные издержки с Государственного бюджета Украины, путем их бесспорного списания со счета субъекта властных полномочий — ответчика. Соответственно, в исполнительном листе по такому судебному решению в качестве должника следует указывать Государственный бюджет Украины в лице субъекта властных полномочий — ответчика.
Автор статьи: Адвокатское бюро Кучерявого Олега Петровича.
Переглядів
Коментарі
Переглядів
Коментарі
Отримайте швидку відповідь на юридичне питання у нашому месенджері, яка допоможе Вам зорієнтуватися у подальших діях
Ви бачите свого юриста та консультуєтесь з ним через екран , щоб отримати послугу Вам не потрібно йти до юриста в офіс
Про надання юридичної послуги та отримайте найвигіднішу пропозицію
Пошук виконавця для вирішення Вашої проблеми за фильтрами, показниками та рейтингом
Переглядів:
225
Коментарі:
0
Переглядів:
963
Коментарі:
0
Переглядів:
381
Коментарі:
2
Переглядів:
367
Коментарі:
0
Переглядів:
405
Коментарі:
0
Переглядів:
409
Коментарі:
0
Protocol.ua є власником авторських прав на інформацію, розміщену на веб - сторінках даного ресурсу, якщо не вказано інше. Під інформацією розуміються тексти, коментарі, статті, фотозображення, малюнки, ящик-шота, скани, відео, аудіо, інші матеріали. При використанні матеріалів, розміщених на веб - сторінках «Протокол» наявність гіперпосилання відкритого для індексації пошуковими системами на protocol.ua обов`язкове. Під використанням розуміється копіювання, адаптація, рерайтинг, модифікація тощо.
Повний текстПриймаємо до оплати
Copyright © 2014-2024 «Протокол». Всі права захищені.