Автор не вказаний
1
0
2316
Об этом сообщили в Министерстве экономического развития и торговли, назвав такой шаг ключевым на пути реформы технического регулирования, которая предусматривает переход от отягощающей и неэффективной системы обязательных государственных стандартов к европейской модели технического регулирования, базирующейся на применении технических регламентов и добровольном использовании стандартов.
Згадайте новину: З 1 січня 2019 року більше 90% радянських ГОСТів втратили чинність в Україні
Направляемся в Старый Свет
Такое решение не было спонтанным. Еще 15 января 2015 г. Верховная Рада приняла закон "О технических регламентах и оценке соответствия", который ставил целью постепенное приведение украинского законодательства к нормам Евросоюза в сфере технических регламентов и оценки соответствия. Законом предполагалось объединить нормы Законов "О подтверждении соответствия", "О стандартах, технических регламентах и процедуре оценки соответствия" и декрета Кабмина от 10.05.93 г. "О стандартизации и сертификации". Они признавались утратившими силу. Параллельно надо было внести изменения в ряд других законодательных актов.
Еще один документ — Закон "О стандартизации", который тоже вступил в силу в январе 2015 г., имплементировал в национальное законодательство положение Соглашения ВТО о технических барьерах в торговле. Да и согласно Соглашению об ассоциации между Украиной и ЕС, договоренностями с Европейским сообществом по атомной энергии, наша страна постепенно должна внедрять Европейские стандарты (EN) как национальные и отказываться от ГОСТов, разработанных до 1992 г.
К тому же Программой деятельности правительства также предусмотрено прекращение действия советских ГОСТов. Согласно с ней, в том же 2015 г. ГП "Украинский научно-исследовательский и учебный центр проблем стандартизации, сертификации и качества", которое выполняет функции Национального органа стандартизации, издало соответствующие приказы об отмене ГОСТов. Всего планировалось отменить, по одним данным, немного больше 12 тыс. советских ГОСТов, по другим — почти 13 тыс.
Для минимизации рисков для бизнеса Минэкономразвития заранее предложило всем заинтересованным сторонам предоставлять свои предложения по отмене ГОСТов. Национальный орган стандартизации, со своей стороны, постоянно давал разъяснения и консультации по вопросам, возникающим в связи с отменой старых нормативов.
В октябре 2015 г. Научно-технический совет при Минэкономразвития утвердил решение о подготовке к началу отмены технических стандартов СССР на территории Украины, предложив ввести переходный период. К тому времени центры стандартизации, метрологии и сертификации должны были провести анализ устаревших стандартов и предложить срок переходного периода, который начнется с 1 января 2016 г.
Решили, что терять силу советские стандарты будут в течение 2016–2018 гг., а с 1 января 2019 г. от них откажутся полностью. Делали это для того, чтобы бизнес успел приспособиться к новым условиям. Именно поэтому оставался императив относительно применения госстандартов как в текстах самих ГОСТов, так и в многочисленных подзаконных актах. Посему многие предприятия де-факто продолжали их применять в обязательном порядке. Особенно это касалось тех производств, для которых использование ГОСТов было важным или давало определенные конкурентные преимущества.
Однако и этой лояльности оказалось мало. На протяжении 2016–2018 гг. в Национальный орган стандартизации поступали предложения продлить сроки действия некоторых ГОСТов. По ходатайству Ассоциации "Укрлегпром" и некоторых других производителей, срок был продлен. В результате консультаций появился ряд приказов, согласно которым 1173 советских ГОСТа остаются действующими и будут действовать до 1 января 2022 г.
Речь идет о стандартах, на замену которым сейчас разрабатываются или предполагается разработка проектов соответствующих национальных стандартов; стандарты, ссылки на которые есть в нормативно-правовых актах; стандарты Единой системы конструкторской документации; стандарты, разработанные в свое время на основе международных стандартов, версии которых актуальны в наше время.
Однако сказать, что стандарты ГОСТ отменены национальным органом стандартизации (ГП "УкрНИУЦ") в связи с гармонизацией отечественных технических стандартов к стандартам ЕС, значительно проще, чем это сделать. В Минэкономразвития объясняют, что устаревшие требования можно заменить разработанными национальными стандартами ГСТУ (кодексами установившейся практики и т.п.) или разработанными стандартами организаций (отраслевыми стандартами, кодексами установившейся практики, техническими условиями и т.п.), применяющими положения этих ГОСТов.
Если же среди национальных стандартов ГСТУ не найдется замены ГОСТу, предлагают следующее решение проблемы: создание нового национального стандарта ГСТУ; принятие международного/европейского стандарта как национального; разработка отраслевого стандарта.
На тот случай, если требования действующих национальных стандартов (ГСТУ) являются ниже или хуже тех, что действовали ранее (ГОСТ), субъект хозяйствования, применяющий эти национальные стандарты (ГСТУ), может, без нарушения требований национальных стандартов, выполнять более жесткие требования (по ГОСТам).
Есть советы от Минэкономразвития и на тот случай, когда предприятие своими силами не может разработать национальный стандарт. В таком случае оно может принять отраслевые стандарты, которые способны удовлетворить нужды как поставщика, так и потребителя продукции или услуг.
Еще одним успокоением является то, что стандарты Украины, как национальные, так и стандарты организации, — добровольные для применения. Правда, есть несколько исключений. А именно: когда обязательность их применения установлена нормативно-правовыми актами; когда требования стандарта или ссылка на него определены в контракте на поставку продукции или услуги; когда производитель или поставщик продукции составил декларацию о соответствии требованиям определенного стандарта.
Правда вместо стандартов
К отмене советских ГОСТов в обществе и среди специалистов отношение неоднозначное. Одни считают, что все это делается в угоду бизнесу за счет потребителей. Дескать, отсутствие жестких норм приведет к вседозволенности и окончательному уничтожению системы защиты прав потребителей. Поскольку уже сейчас на наших прилавках много фальсифицированных продуктов, а жаловаться некуда, то дальше может наступить коллапс.
Другие убеждены, что ухудшения не произойдет, да и, вообще, ничего не изменится. Ведь показатели безопасности заложены и в других документах (сертификатах, нормах, правилах), которые остаются действующими. Но поскольку изменения коснутся всех национальных стандартов, т.е. и товаров массового потребления, то с отменой ГОСТов нам следует внимательнее читать этикетки на продуктах и помнить, что более безопасным будет товар, на котором указано соответствие определенным нормам, а значит, обязательство производителя гарантировать качество.
Здесь как раз и пригодится недавно подписанный Закон №8450 "Об информации для потребителей относительно пищевых продуктов". Документ разработан согласно Всеохватывающей стратегии имплементации главы IV "Санитарные и фитосанитарные меры" Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС. Документ преследует цель приведения украинского законодательства в соответствие с положениями регламента ЕС №1169/2011 от 25 октября 2011 г. о предоставлении потребителям информации относительно пищевых продуктов.
Можно ожидать, что закон даст возможность обеспечить высокий уровень защиты здоровья и интересов потребителей, предоставив всю необходимую информацию для сознательного выбора потребителями пищевых продуктов, и введет ответственность операторов рынка за качество пищевых продуктов или же введение потребителей в заблуждение.
Так о чем конкретно идет речь? Об урегулировании порядка маркировки пищевых продуктов и введении штрафов за предоставление недостоверной информации потребителю, которая содержится на упаковке пищевых продуктов. Согласно новым нормам, потребитель получает следующую информацию о пищевом продукте: категория, характерные признаки, свойства, состав, количество, срок годности, страна происхождения или место изготовления, способ производства.
Когда заработают новые правила, нам не придется вглядываться в миниатюрные шрифты сопроводительного текста. Закон устанавливает требования к обеспечению разборчивости информации, в частности относительно минимального размера шрифта. Сообщение об аллергенах будет выделяться шрифтом, стилем или цветом в перечне ингредиентов. Информация о пищевых продуктах, продающихся в магазине и дистанционно, должна быть идентичной. Там обязательно нужно отмечать наличие пищевых примесей, вспомогательных веществ для переработки (использование рафинированного масла и жиров растительного происхождения, пальмового масла и т.п.).
Нельзя будет манипулировать свежестью замороженных продуктов: на этикетке должна быть информация о том, подвергался ли товар замораживанию или размораживанию. Информация действительно должна быть полезной и не засоряться разного рода россказнями о питательной ценности определенных категорий пищевых продуктов.
Не забыли и о наказании за нарушение или игнорирование законодательных норм. Скажем, если потребителю была предоставлена неточная, недостоверная информация о продукте, предусмотрено наложение штрафа на юридических лиц в размере 15 минимальных заработных плат (МЗП), на физических лиц-предпринимателей — 10 МЗП.
Еще дороже обойдется непредоставление информации потребителю и введение в заблуждение относительно веществ и пищевых продуктов, вызывающих аллергические реакции или непереносимость.
За такой проступок юридическое лицо будет оштрафовано на сумму, эквивалентную 30 МЗП, а физическое лицо-предприниматель выложит 20 МЗП.
Автор: Татьяна Кириленко
Источник: ZN.UA
Переглядів
Коментарі
Переглядів
Коментарі
Отримайте швидку відповідь на юридичне питання у нашому месенджері, яка допоможе Вам зорієнтуватися у подальших діях
Ви бачите свого юриста та консультуєтесь з ним через екран , щоб отримати послугу Вам не потрібно йти до юриста в офіс
Про надання юридичної послуги та отримайте найвигіднішу пропозицію
Пошук виконавця для вирішення Вашої проблеми за фильтрами, показниками та рейтингом
Переглядів:
265
Коментарі:
0
Переглядів:
196
Коментарі:
0
Переглядів:
293
Коментарі:
0
Переглядів:
630
Коментарі:
0
Переглядів:
1144
Коментарі:
1
Переглядів:
650
Коментарі:
0
Protocol.ua є власником авторських прав на інформацію, розміщену на веб - сторінках даного ресурсу, якщо не вказано інше. Під інформацією розуміються тексти, коментарі, статті, фотозображення, малюнки, ящик-шота, скани, відео, аудіо, інші матеріали. При використанні матеріалів, розміщених на веб - сторінках «Протокол» наявність гіперпосилання відкритого для індексації пошуковими системами на protocol.ua обов`язкове. Під використанням розуміється копіювання, адаптація, рерайтинг, модифікація тощо.
Повний текстПриймаємо до оплати
Copyright © 2014-2024 «Протокол». Всі права захищені.