8
0
5752
Дисциплинарные комиссии смогут проводить в открытом режиме, а полицейские получат возможность пользоваться помощью адвокатов.Недавно Верховная Рада приняла обновленный дисциплинарный устав Национальной полиции, который откладывали около двух лет. Сайт "Сегодня" разбирался, что же изменилось в новом документе, и коснутся ли эти изменения обычных украинцев.
В середине марта парламент проголосовал за законопроект №4670 "О Дисциплинарном уставе Национальной полиции Украины". Этот устав еще в 2016 г. разработало Министерство внутренних дел. Документ регулирует полномочия полицейских, виды поощрений и дисциплинарных взысканий, а также порядок их применений. Также там перечислены права и обязанности полицейских.
"Дисциплинарный устав национальной полиции прошел путь почти в два года от представления к его принятию. Необходимость его принятия вызвал сам закон о Национальной полиции, где было указано, что этот устав должно приниматься на уровне закона. Он определяет, когда можно привлечь полицейского к дисциплинарной ответственности и как это делать. Фактически, это внутренний документ полиции, который никак не влияет, или влияет очень косвенно, на граждан Украины", – рассказал в комментарии "Сегодня" Денис Монастырский, эксперт программы реформирования правоохранительной и судебной систем аналитического центра "Украинский институт будущего".
Вспомните нвость: Всеобщая декларация прав человека и гражданина
Согласно новому уставу, к полицейским могут применяться следующие виды поощрений:
Помимо поощрений, также могу применяться и дисциплинарные взыскания, например, замечания, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, понижение в специальном звании на одну ступень и даже увольнение с должности, увольнение со службы в полиции. Но, кроме общеизвестных вещей, в законе появились и новшества.
Несмотря на то, что непосредственно новый устав полиции обычных украинцев и не касается, у населения часто возникают вопросы к действиям правоохранителей, когда те превышают свои полномочия, например, при разгонах митингов в правительственном квартале, при задержании и т.д.
"Деяния, совершенные полицейскими, определяются по нескольким категориям: первая – самая тяжелая. Если в действиях присутствуют преступления, тогда для полицейского предусмотрена уголовная ответственность. Сегодня расследовать эти преступления должно было бы государственное бюро расследований. Это очень важный орган, который, я надеюсь, заработает в этом году. До ноября прошлого года этим занималась Генеральная прокуратура, это были их полномочия, после ситуация изменилась и сегодня здесь царит беспорядок. Иногда бывают случаи, что сама полиция расследует преступления полицейского, что, конечно, нонсенс", – поясняет Денис Монастырский.
Второй уровень – это, если действие полицейского является не преступлением, а дисциплинарным проступком. За это криминальная ответственность не предусматривается, но в уставе прописаны дисциплинарные взыскания.
Читайте статтю: Окремі аспекти судової практики в частині грубого порушення трудової дисципліни на прикладі прогулу
Эксперты единогласно отмечают, что одно из главных новшеств устава – это изменения, которые связаны с дисциплинарными комиссиями. Дело в том, что раньше принять решение о том, виновен полицейский или нет, мог его непосредственный начальник. Теперь все будет несколько иначе.
"Устав отменяет единоличную роль начальника в принятии решений по действиям подчиненного и привлекает дисциплинарную комиссию. Эта комиссия, хоть и будет состоять из сотрудников полиции, но они уже не будут непосредственными руководителями полицейского, совершившего проступок, что дает надежду на большую объективность в назначении взыскания. То есть теперь у людей станет больше шансов, что, хотя бы их жалобы на действия полицейских будут удовлетворены", – передает Укринформ слова Евгения Крапивина, эксперта группы по реформе органов правопорядка Реанимационного пакета реформ.
Кроме того, в состав дисциплинарных комиссий, которые будут рассматривать нарушения полицейского, могут включаться и представители общественности. Напомним, что раньше участие общественных активистов также допускалось на заседаниях дисциплинарных комиссий, но активистам чаще всего отказывали в таких возможностях.
Правда, у этой инициативы есть определенные риски. Дело в том, что дисциплинарные комиссии могут рассматривать информацию, не предназначенную для широкого круга общественности, но новый закон никак не регулирует ответственность за разглашения конфиденциальной информации.
"Это большая новация, к которой мы шли более 10 лет. Однако, здесь есть определенные риски. Этим законом не определена ответственность члена комиссии за разглашение определенных данных и информации, которую он получат в связи с этой работой. Если раньше в состав комиссии входили полицейские, то понятно, что они несли ответственность за разглашение служебной информации. Если речь идет об общественном активисте, который будет включен в эту комиссию, то он получит доступ к персональной информации, ко многим данным. И здесь возникает вопрос, что, если эти данные будут обнародованы? Здесь есть, как большой позитив, так и несовершенство в том, что не регулируется ответственность члена комиссии за разглашение такой информации", – поясняет Монастырский.
Положительный момент, который связан с дисциплинарными комиссиями, это возможность рассмотрения заседаний в открытом режиме. Раньше заседания комиссий проводились в закрытом режиме, и никто не имел к ним доступ.
"Вспомним случай с Княжичами, где проводилось также служебное расследование, и по этому случаю некоторые слушания могли быть проведены в открытом режиме, для того, чтобы общество знало, что же такое произошло в Княжичах", – говорит эксперт.
Напомним, что еще в 2016 г. в селе Княжичи Броварского района Киевской области в результате перестрелки между сотрудниками Государственной службы охраны и полицией погибли 5 правоохранителей.
Также эксперт добавляет, что еще одним новшеством стало право полицейских пользоваться правовой помощью, т.е. помощью адвоката.
"Полицейский имеет право пользоваться помощью адвоката, адвокат допускается на заседание комиссии, и может помогать полицейскому, в случае необходимости, грамотно выстраивать правовую позицию. Таким образом можно будет уберечься от неправомерных наказаний", – говорит Монастырский.
Читайте статтю:Добірка корисного законодавства про поліцію
Новый дисциплинарный устав нельзя назвать идеальным: там появились значимые нововведения, но проблемные зоны никуда не исчезли. Например, остался нерешенным вопрос с наградным оружием. Эксперты рассказывали, что ежегодно около 500 человек становятся законными владельцами оружия только через награждение.
"Не регулируется канал поощрения работников полиции огнестрельным и холодным оружием. Все мы помним цифры, которые были обнародованы о количестве наградного оружия, которое было вручено МВФ, за последние несколько лет это перешло на сотни людей. Закон не решил вопрос обращения этого оружия. То есть, где оно должно храниться, каким образом человек может им пользоваться. Элементарные юридические вопросы – передается ли такое оружие в наследство, или же возвращается. Много практических вопросов так и не были решены", – отметил Денис Монастырский.
Эксперт также добавил, что с одной стороны, дисциплинарный устав стал положительным моментом, но он не решает и не касается других проблем полиции, которые подвешивают служебного полицейского на крючок руководства.
"В частности, это проблема премирования. Поскольку, на сегодняшний день, не секрет, что зарплата полицейского состоит из премий примерно на 50-60%. И, если ты не будешь выполнять то, что тебе говорит твой руководитель, то останешься просто с голым окладом, который в два раза меньше. И эта проблема остается, поскольку полицейский сейчас может делать неправомерные шаги, выполняя приказы своего руководителя, беспокоясь о том, что он не получит надлежащую зарплату", – резюмировал Монастырский.
Напомним, ранее первый заместитель главы Нацполиции Вячеслав Аброськин рассказал о результативности работы Нацполиции в 2018 году – в частности, в январе-феврале 2018 года правоохранители пресекли деятельность более 60 организованных преступных групп.
Переглядів
Коментарі
Переглядів
Коментарі
Отримайте швидку відповідь на юридичне питання у нашому месенджері, яка допоможе Вам зорієнтуватися у подальших діях
Ви бачите свого юриста та консультуєтесь з ним через екран , щоб отримати послугу Вам не потрібно йти до юриста в офіс
Про надання юридичної послуги та отримайте найвигіднішу пропозицію
Пошук виконавця для вирішення Вашої проблеми за фильтрами, показниками та рейтингом
Переглядів:
245
Коментарі:
0
Переглядів:
239
Коментарі:
0
Переглядів:
340
Коментарі:
0
Переглядів:
302
Коментарі:
0
Переглядів:
273
Коментарі:
0
Переглядів:
342
Коментарі:
0
Protocol.ua є власником авторських прав на інформацію, розміщену на веб - сторінках даного ресурсу, якщо не вказано інше. Під інформацією розуміються тексти, коментарі, статті, фотозображення, малюнки, ящик-шота, скани, відео, аудіо, інші матеріали. При використанні матеріалів, розміщених на веб - сторінках «Протокол» наявність гіперпосилання відкритого для індексації пошуковими системами на protocol.ua обов`язкове. Під використанням розуміється копіювання, адаптація, рерайтинг, модифікація тощо.
Повний текстПриймаємо до оплати
Copyright © 2014-2024 «Протокол». Всі права захищені.