Автор не вказаний
0
0
2112
Эффективность Закона о люстрации напрямую зависит от контроля гражданского общества за его исполнением
Аналитика правоприменения:
Прошло уже более месяца с момента вступления Закона «Об очищении власти» (Закон о люстрации) в силу 16 октября 2014 года. Правительство уже сделало первые шаги в обеспечении соблюдения этого Закона: власти утвердили процедуру проведения люстрационной проверки, списки органов, уполномоченных предоставлять официальную информацию для проверок, реестр лиц, уволенных с должностей, а также графики проверок. Люстрационный список уже насчитывает сотни имен госслужащих, в том числе таких высокопоставленных чиновников, как заместитель Министра юстиции и руководители региональных управлений Министерства внутренних дел Украины.
Згадайте новину: Очищення влади, вже є такий закон.
ЦИТАТА МІСЯЦЯ: Міністр юстиції України Павло Петренко - про строки проведення люстрації.
Тем не менее, многие в государственном аппарате выступают категорически против этого Закона. Генеральный прокурор Виталий Ярема охарактеризовал Закон как «неудобный» для государственных служащих и выразил озабоченность по поводу предстоящих судебных процессов, направленных на восстановление чиновников в должности. 24 ноября 2014 года Харьковский окружной административный суд отменил увольнение сотрудника прокуратуры. Вследствие таких тревожных сигналов многие сомневаются, что Закон «выживет» в предстоящих судебных баталиях и/или в процессе его реализации.
Соответствие с Конституцией Украины и ЕКПЧ:
Опасения по поводу возможной неконституционности Закона о люстрации распространились задолго до того, как окончательная версия документа стала известная общественности. Не удивительно, что к концу сентября бывшие депутаты Партии регионов начали сбор 45 подписей, необходимых для подачи официального запроса о проверке конституционности Закона о люстрации. Тем не менее, Служба внешней разведки Украины опередила их с аналогичным обращением в Конституционный Суд Украины: была направлена просьба о рассмотрении вопроса следует ли СБУ применять Закон и проводить люстрацию своих сотрудников, в то время как этот Закон якобы противоречит Конституции. Очевидно, что для того, чтобы ответить на этот вопрос, Суд должен вынести решение касательно конституционности Закона.
Согласно запросу о проверке конституционности надлежащая реализация Закона приведет к нарушениям:
1) права на равный доступ к государственной службе (согласно предположительно необоснованному запрету для отдельных лиц занимать государственные должности;
2) права на труд (путем ограничения возможностей, которыми можно заработать на жизнь;
3) запрета на ретроспективное применение уголовного законодательства (так как во время режима В. Януковича не существовало подобного запрета занимать высокую должность для должностных лиц;
4) запрета коллективной правовой ответственности (Закон подвергает ограничению в госслужбе и люстрационным проверкам группы должностных лиц, а не каждого индивидуально.
17 ноября 2014 года Верховный Суд обратился в Конституционный суд с просьбой объявить некоторые положения Закона неконституционными на основании тех же аргументов, которые были обобщены Службой внешней разведки Украины.
Згадайте новину: Верховний Суд України проти люстрації?
Установление пределов реализации конституционного права в национальном законодательстве само по себе не является нарушением этого права. Недавно, Конституционный Суд Российской Федерации рассмотрел аналогичное заявление: суд рассмотрел законность бессрочного запрета на замещение должностей государственной гражданской службы для тех граждан, которые незаконно избежали службы в армии. Суд вынес судебное решение, согласно которому оспариваемый запрет является конституционным, так как по сути это всего лишь специальное квалификационное требование, которое может быть применено законодателем согласно закону в случае, если для такого ограничения имеются достаточные разумные основания. В то же время суд отметил несколько условий конституционности такого ограничения. Во-первых, решение административного органа о наложении запрета должно подлежать судебному контролю. Во-вторых, суд должен оценить исключительные обстоятельства, в том числе и те, которые не предусмотрены законом. В-третьих, продолжительность запрета не должна быть необоснованной или несоразмерной. По сути, это дело практически идентично украинскому вопросу о люстрационном законе. Если применить логику этого решения в Украине, становится ясно, что заявления Службы внешней разведки в связи с нарушениями равного доступа к государственной службе и права на труд должны быть отклонены, поскольку парламент имеет право налагать такие ограничения до тех пор, пока они преследуют разумную цель. Соответственно заявления, касающиеся ретроспективного уголовного права и коллективной ответственности, должны быть также отклонены поскольку закон стоит рассматривать как меру, направленную на надлежащую организацию гражданской и административной службы и/или труда, а не уголовное наказание.
Правила, предусмотренные Законом также должны быть совместимы с Европейской конвенцией прав человека и практикой Европейского Суда. Соответствующие прецеденты ранее касались оценки законодательства, регулирующего процесс люстрации в странах Восточной Европы, относительно соблюдения гарантий права на справедливое судебное разбирательство (статья 6), права на частную жизнь (статья 8), права на равенство (статья 14) и права на свободные выборы (статья 3, протокола № 1). Закон о люстрации, вероятно, не будет оспорен в соответствии со ст. 6, потому что положения настоящего Закона и Конституции устанавливают необходимый судебный контроль над решениями о люстрации должностного лица. Подача жалоб о нарушении ст. 8 также маловероятна, так как прежде в судебной практике оспаривались запреты на работу в частном секторе. Еще ни разу суд не признал нарушение права на приватность относительно запрета на доступ к государственной службе. Право на свободные выборы тоже вряд ли будет подниматься в судебном порядке, поскольку Закон не подвергает люстрации лиц, занимающих выборные должности, и не ограничивает право голоса и право быть избранным. Только одно положение Конвенции может иметь отношение к люстрации в Украине, - это запрет на дискриминацию в соответствии со ст. 14. В деле "Райнис и Гаспаравичюс против Литвы" Европейский суд постановил, что люстрационный акт является «запоздалым» по своей натуре, поскольку устанавливает ограничения трудовой деятельности спустя 10 лет после провозглашения независимости Литвы и прекращения трудовых отношений заявителей с КГБ. Ту же логику можно применить к украинскому запрету, установленному для бывших членов компартии. Вне всякого сомнения, суд в ближайшем будущем может столкнуться с жалобами, касающихся случаев люстрации в Украине.
Аналізуйте судовий акт: Рішення ВСУ звернутися до КС України з конституційним поданням, щодо відповідності КУ окремих положень ЗУ "Про очищення влади".
Интерпретация судебной власти против намерения законодателя:
Статья 3 Закона о люстрации применима к трем основным категориям государственных служащих: лицам, которые занимали самые высокие должности во время президентства Виктора Януковича/ бывшего коммунистического режима; лицам, совершившим преступления против национальной безопасности, нарушения выборного процесса и нарушения прав человека, а также лицам, которые подозреваются в незаконном обогащении. В то же время статья 1 предусматривает, что цель закона заключается в ограничении занятости на государственной службе тех людей, которые являлись государственными служащими во время предыдущего режима и тех, кто нарушил права человека или нанес ущерб национальной безопасности.
Таким образом, есть основания полагать (как это обосновано в конституционном запросе, а также в жалобах, рассматриваемых судами общей юрисдикции), что для того, чтобы подвергнуть государственного служащего люстрации надо установить не тот факт, что этот человек попадает под один из конкретных критериев, изложенных в статье 3, но и доказать, что он/она фактически поддерживал свергнутого президента Януковича и способствовал узурпации власти. Такая логика, в случае ее реализации, способна эффективно дестабилизировать весь процесс люстрации, так как она заменяет четкие критерии одним неточным.
Оценивая обоснованность этого аргумента, суды могут столкнуться с противоречием замыслу законодателя. В процессе толкования законов суд должен принимать во внимание иерархию методов интерпретации: судья должен принять решение исходя из толкования текста закона, цели конкретной нормы, или цели всего закона. Например, если в статья 1 Закона о люстрации не называет ликвидацию коррупции одной из целей закона, означит ли это, что ни один из конкретных антикоррупционных инструментов, перечисленных в статье 3, не может быть применен? Кроме того, неопределенность только усиливается, так как она бросает вызов принципу разделения властей: в данном случае имеет ли суд полномочия заменить представление законодателя о том, как достичь указанной цели, своим собственным мнением?
Участие гражданского общества:
Еще одна проблема, с которой может столкнуться процесс люстрации, - пассивность гражданского общества. Так как одной из основных целей Закона является борьба с коррупцией, на данный момент и в дальнейшем будет вестись ожесточенное сопротивление его реализации на всех уровнях и этапах. Согласно ст. 5 Закона о люстрации, после того как только будет объявлено о проведении проверки в определенном государственном органе, любой гражданин имеет возможность предоставить любую информацию, которой он/она обладает относительно должностного лица, его имущества, имущества его ближайших родственников и т.д. соответствующим органам власти. Вряд ли удастся успешно реализовать Закон без такой информационной поддержки и общественного контроля над ее обработкой, принимая во внимание масштабность проверки вместе с противостоящими интересами. Таким образом, необходимо активизировать кампанию по осведомленности населения, а также создать удобные и надежные пути для граждан по предоставлению информации в соответствующие органы и неправительственные организации. Такая компания уже началась. Например, в соответствии с Законом о люстрации уже создана неправительственная организация для контроля над реализацией настоящего Закона, она называется Общественный Люстрационный Комитет. Эта организация уже запустила веб-сайт для сбора заявлений и сообщений граждан о случаях несоблюдения Закона.
Вывод:
Насколько существенными окажутся препятствия в ходе исполнения Закона о люстрации зависит от общественного понимания и принятия Закона. Несмотря на то, что украинское общество привыкло говорить о люстрации в политических и абстрактных понятиях, на практике эта процедура затрагивает интересы отдельных влиятельных чиновников-коррупционеров независимо от их политической позиции (как правило, они не имеют таковой). Это и является основным источником конфликта, вызванного новым Законом, и главной причиной рьяного сопротивления ему. Архитекторы антикоррупционной революции в Грузии неоднократно отмечали, что это именно антикоррупционная борьба, а не политический переворот, породила большую часть противников нового правительства. То, что в конечном итоге решит судьбу этого закона в борьбе с коррупцией - это интенсивность контроля и участие общественности, усиленное поддержкой тех парламентариев и госслужащих, которые верят в реальные изменения.
Автор статьи: Игорь Семак, источник: VoxUkraine.
Згадайте новину: Суддя Валентина Самойлова кинула першій виклик люстрації.
Читайте статтю: Запровадження правового інституту суспільної недовіри.
Дивиться відео: Ексклюзивне інтерв'ю голови ВСУ Романюка активістам АВТОМАЙДАНУ. Стосовно люстрації суддів.
Спостерігайте подію: Люстрація суддів або неконституційність ЗУ «Про відновлення довіри до судової влади в Україні».
Переглядів
Коментарі
Переглядів
Коментарі
Отримайте швидку відповідь на юридичне питання у нашому месенджері, яка допоможе Вам зорієнтуватися у подальших діях
Ви бачите свого юриста та консультуєтесь з ним через екран , щоб отримати послугу Вам не потрібно йти до юриста в офіс
Про надання юридичної послуги та отримайте найвигіднішу пропозицію
Пошук виконавця для вирішення Вашої проблеми за фильтрами, показниками та рейтингом
Переглядів:
195
Коментарі:
0
Переглядів:
328
Коментарі:
0
Переглядів:
295
Коментарі:
0
Переглядів:
566
Коментарі:
0
Переглядів:
415
Коментарі:
0
Переглядів:
421
Коментарі:
0
Protocol.ua є власником авторських прав на інформацію, розміщену на веб - сторінках даного ресурсу, якщо не вказано інше. Під інформацією розуміються тексти, коментарі, статті, фотозображення, малюнки, ящик-шота, скани, відео, аудіо, інші матеріали. При використанні матеріалів, розміщених на веб - сторінках «Протокол» наявність гіперпосилання відкритого для індексації пошуковими системами на protocol.ua обов`язкове. Під використанням розуміється копіювання, адаптація, рерайтинг, модифікація тощо.
Повний текстПриймаємо до оплати
Copyright © 2014-2024 «Протокол». Всі права захищені.