14.01.2020 | Автор: Понзель Марина Генадіївна    Просмотров:  491
Задать вопрос автору
Присоединяйтесь к нам в социальных сетях: telegram viber youtube

Зе-бюро. Почему Украина замедлила выполнение соглашений с МВФ и не принимает закон о ведомстве финансовых расследований

Парламентский комитет по финансовым вопросам рекомендовал не принимать закон о бюро финансовых расследований. НВ Бизнес узнал, почему замедлилось выполнение договоренности с МВФ

Как стало известно, вчера комитет Верховной Рады (ВР) по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики рекомендовал не принимать закон о бюро финансовых расследованиях (БФР). Эту информацию НВ Бизнес подтвердил глава этого комитета Данил Гетманцев. Однако, он не назвал причины такого решения.

Вспомните новость: Президент Зеленский предлагает отменить залог подозреваемым в коррупции

По данным осведомленного источника НВ Бизнес, причина такого решения комитета ВР связана с тем, что президент Украины Владимир Зеленский решил, что БФР должно быть подконтрольно Офису президента, а не Министерству финансов Украины (Минфин), как ранее было прописано в проекте закона. «Президент будет подавать свой законопроект о БФР, чтобы этот орган был подконтрольным ему», — сообщил источник НВ Бизнес.

Рассмотрение во втором чтении законопроекта о БФР было запланировано на 14 января.

Напомним, что проект закона о БФР был принят ВР в первом чтении 2 октября 2019 года. Инициавтором документа является Данил Гетманцев.

Как ранее заявлял Гетманцев, законопроект о БФР должны были принят еще в конце октября прошлого года, однако этого так и не случилось.

Вспомните новость: Президент Украины Зеленский подписал закон о перезапуске ГБР

Что такое БФР

Согласно текущего проекта закона, который был принят в первом чтении БФР — это центральный орган исполнительной власти, реализующий госполитику по предупреждению, выявлению, пресечению, расследованию и раскрытию уголовных преступлений в сфере хозяйственной деятельности, которые прямо или косвенно причиняют вред публичному интересу в сфере финансов.

В текущем варианте предполагается, что БФР будет подконтрольно министру финансов Украины (сейчас Оксана Маркарова), который будет направлять и координировать бюро от имени Кабмина. У БФР будет центральный аппарат и 7 территориальных управлений. Количество сотрудников и размер их окладов будет определяться правительством.

Руководитель (генеральный инспектор) БФР назначается и увольняется Кабмином по представлению министра финансов.

«Создание новой гражданской службы, ответственной за расследование финансовых преступлений против государства при министерстве финансов для замены нынешней налоговой милиции и консолидации всех полномочий по борьбе с финансовыми преступлениями против государства в одном агентстве, избегая при этом дублирования функций, является приоритетным требованием Международного Валютного Фонда», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Как объяснил НВ Бизнес автор этого проекта, глава комитета Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев, в БФР будут проводить расследования всех экономических преступлений против государства. Ранее эти дела велись в МВД, СБУ и Налоговой милиции. «Это орган, который заберет на себя все полномочия Налоговой милиции, мы ее ликвидируем, заберет на себя то, что расследовало МВД, этот так называемый ОБЭП, и то, чем занималась Служба безопасности Украины, в частности экономикой. Мы сконцентрируем все в одном органе», — сказал он.

При этом, в самом законопроекте не предусмотрено ликвидации любых подразделений СБУ и МВД, но в БФР переходят их полномочия по расследованию экономических преступлений.

Отметим, что 2 сентября стало известно о ликвидацию ОБЭП при МВД. А 4 сентября премьер-министр Украины Алексей Гончарук призвал СБУ упразднить управление по борьбе с экономическими преступлениями.

В пояснительной записке отмечается, что создание БФР уменьшит налоговое давление на бизнес. В документе приводится несколько аргументов в пользу создания БФР. Так, по мнению авторов проекта, существование специализированного органа по борьбе с одним явлением (например, налоговыми преступлениями), приводит к тому, что сам такой орган начинает выступать залогом существования преступлений.

Еще одним аргументом является то, что нарушение налогового законодательства составляет только часть экономической преступности. «Такие виды, как получение монопольных сверхприбылей, нарушение правил конкуренции, мошенничество, киберпреступность, нарушения потребительских норм и стандартов, фальсификация бухгалтерской отчетности в равной степени трудно отнести как к традиционной компетенции министерства внутренних дел, так и министерства финансов или другой правительственной структуры», — указывается в записке.

Задачи и полномочия

Согласно проекту закона, основными задачами БФР будет: предотвращение, выявление, пресечение, расследование и раскрытие уголовных преступлений в сфере хозяйственной деятельности, которые прямо или косвенно наносят ущерб публичному интересу в сфере финансов, а также связанных с ними других уголовных преступлений в сфере хозяйственной деятельности и против собственности.

БФР будет принимать участие в обеспечении безопасности государства путем комплексного противодействия уголовным правонарушением, которые несут существенное негативное влияние на национальную экономику, способствуют ее тенизации, масштабной недобросовестной конкуренции, утечке капитала и другим негативным явлениям, которые замедляют темпы экономического роста и угрожают национальным интересам в сфере экономики.

В проекте закона говориться, что детективы БФР осуществляют самостоятельное проведение оперативно-розыскной деятельности, физическая защита предоставляется органами национальной полиции. При этом, сотрудники БФР со специальным званием уполномочены в пределах компетенции применять полицейские меры. К примеру, проводить слежку с помощью специальных технических приспособлений, проникать в жилье или применять огнестрельное оружие.

Вспомните новсоть: Украинские судьи требуют поднять им зарплаты. Спасет ли это от коррупции

К какой информации получит доступ БФР

Согласно законопроекту, БФР может обмениваться информацией с другими правоохранительными органами.

БРФ будет иметь прямой доступ к автоматизированным информационным и справочным системам, реестрам и банкам данных, держателем которых являются госорганы или органы местного самоуправления. Вот эти госорганы: Налоговая и пограничная службы, Нацбанк Украины (НБУ), Нацкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку, Центральный депозитарий ценных бумаг, Фонд госимущества Украины (ФГИ).

БРФ может пользоваться государственными и правительственными средствами связи и коммуникаций, сетями специальной связи и другими техническими средствами.

Если у БФР нет прямого доступа к соответствующей информации, то его сотрудники делают запрос на получение информации. Рассмотреть и дать ответы на запрос БФР нужно будет в течении 10 рабочих дней, с возможностью продления этого срока до 30 дней.

Стоит отметить, что в проекте отдельным пунктом предусмотрено тесное взаимодействие БФР с НБУ, ФГИ, органами Государственной пограничной службы и другими органами государственной власти. При этом, БФР может заключать с отдельными госорганами соглашения об обмене информацией.

Законопроект обязывает Антимонопольный комитет Украины, ФГИ, орган государственного финансового контроля в Украине, а также другие государственные органы с целью предотвращения и противодействия уголовным правонарушениям, отнесенным к подследственности БФР:

1) передавать в бюро сведения, которые могут свидетельствовать об экономических правонарушениях;

2) проводить по запросу БФР в пределах своей компетенции ревизии, проверки и другие действия по контролю за соблюдением законодательства Украины физическими и юридическими лицами.

Получение от банков информации, содержащей банковскую тайну, осуществляется в порядке и объеме, определенных законом «О банках и банковской деятельности». Получение от Центрального депозитария ценных бумаг, Национального банка Украины и депозитарных учреждений информации, содержащейся в системе депозитарного учета ценных бумаг происходит согласно закону «О депозитарной системе Украины». Соответствующую информацию БФР нужно предоставлять не более чем в течение трех рабочих дней, с возможностью продления на два дня.

Как гарантируется независимость БФР

В проекте сказано, что вмешательство органов госвласти и местного самоуправления, политических партий, общественных объединений, других юридических лиц, а также физических лиц, в работу БФР запрещено. Кроме того, министру финансов или любым другим должностным лицам министерства запрещается давать какие-либо письменные или устные указания, поручения или распоряжения сотрудникам БФР по конкретным уголовным производствам и оперативно-розыскным делам.

Автор новости: Петр Шевченко

491
Просмотров
0
Комментариев
Оставьте Ваш комментарий:

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для добавления комментария.


Популярные судебные решения
Популярные события
ЕСПЧ