Софт скилз: навыки будущего

Современному человеку приходится полностью обновлять весь свой багаж знаний и навыков каждые 10 лет. В независимости от того, как вы учились в институте, сколько работали и к какой профессии вы относитесь. Но есть навыки, которые не меняются со временем: умение находить общий язык с другими, умение организовать себя, донести нужные слова, и так далее. Эти навыки называются Soft Skills. Учитывая, что многие технические навыки уходят в прошлое и большинство технических профессий заменяются роботами и автоматизированными механизмами, владение «гибкими навыками», как иногда называют Soft Skills, выходят на первый план. Какие навыки относятся к “Soft”? Онлайн-платформа soft-skills.pro выделила шесть основных умений, важных для личной эффективности, и расположила их в порядке важности.

Коммуникация

Первым навыком является «Коммуникация», т.е. умение находить с людьми общий язык, знакомиться, общаться, поддерживать разговор. Грубо говоря, это способность нравиться другим людям, быть для них интересным, привлекательным собеседником. Согласитесь, мало кто любит скучных людей рядом, которые или молчат, или говорят много и не впопад. К навыкам коммуникации причисляют умение наблюдать за собеседником: его эмоциями, реакциями, состояниями. Офисные сотрудники, которые работают не первый год, хорошо знают по выражению лица начальника, когда к нему стоит подходить, а когда лучше держаться в стороне. Когда навык наблюдения развит хорошо, можно «прочитать» не только начальника, которого знаешь 10 лет, но и незнакомых людей, которых знаешь несколько минут. После того, как мы пронаблюдали за собеседником, мы можем гораздо увереннее налаживать контакт. Также, к навыкам коммуникации относят нетворкинг, т.е. умение заводить полезные связи и знакомства. Мало кто умеет это делать профессионально. Вы когда-то задавались вопросом «Почему я и Коля работали над проектом одинаково, но Колю повысили, а меня – нет?!» Если постоянно пользоваться техниками нетворкинга, у вас не будет возникать подобных проблем. И конечно же, для хорошей коммуникации важно уметь правильно презентовать себя. Сюда входит внешний вид, голос, осанка, манера речи. Эти мелкие детали показывают другим, как вы хотите, чтобы с вами обращались.

Самоорганизация

Вторым навыком личной эффективности является навык самоорганизации. Это способность правильно организовать своё время, поставить цели, расставить их по приоритетам. Это способность дисциплинировать себя и порой делать не то, что хочется. Но по-настоящему самоорганизация начинается со своих желаний и потребностей: «Чего я хочу, к чему я иду?». Если ответить на эти вопросы правильно, появляется мотивация. Мотив – это то, что помогает человеку двигаться к цели легко и просто. Когда у человека правильно составлена мотивация, не нужно себя пихать и заставлять двигаться куда-то. Точно так же, как молодого парня не нужно будить в 5 утра, если он хочет встретить с цветами свою девушку, которая выходит на работу. Мотивация – это когда к цели двигаться легко. Также, к навыкам самоорганизации можно отнести ответственность и умение справляться с вредными привычками. Все эти навыки никому не даны с рождения. Все люди им обучаются: кто-то раньше, а кто-то позже. Обучение софт скилз – это важный аспект успешной карьеры, который очень быстро приносит свои плоды.

Убеждение

После того, как человек научился налаживать контакт с другими людьми, знает свои цели и замотивирован на них, можно учиться использовать речь для донесения идей. Поэтому третий навык soft skills – это навык убеждения. И действительно, многие знают, что мало иметь какую-то хорошую идею, или предложение. Важно правильно донести собеседнику его важность и ценность. Для того, чтобы научиться убеждению, для начала стоит научиться разговаривать так, чтобы у собеседника не возникало желания спорить. Также, для убеждения других нужно научиться правильно и грамотно пользоваться вопросами, чтобы подводить собеседника к нужной теме. Ещё сюда входят более современные навыки: копирайтинг и сторителлинг. Первый нужен для донесения идей с помощью текста, второй для формирования интересных и привлекательных историй, в которые удобно «вставлять» нужные предложения.

Управление конфликтами

Далее в иерархии навыков Soft Skills стоит управление конфликтами. Как бы мы не хотели, общение с другими людьми неизбежно связано с конфликтами и конфликтными ситуациями. У всех бывают стрессовые и неприятные ситуации. Другой вопрос, как из этих ситуаций правильно выходить. Если нам хамит человек, это его право. Другое дело, как нам сделать так, чтобы он и перестал это делать, и не хамить ему в ответ. Какие навыки нужны, чтобы грамотно управлять конфликтами? Во-первых, важно уметь управлять своими эмоциями и состояниями: понимать, что за эмоцию вы испытываете и выбирать адекватную реакцию на неё. Также, в конфликте важно соблюдать ассертивное поведение, т.е. такое поведение, которое уверенно помогает отстаивать ваши интересы. К навыкам конфликтологии также относятся способность грамотно вести переговоры, вести к нужному результату и грамотно договариваться.

Публичное выступление

Пятой группой навыков является навык публичных выступлений. Это способность уверенно и спокойно держаться перед любой публикой, рассказывая нужный материал. Это навык очаровывать и обаять зрителей и слушателей. За счёт чего? Как показывает практика, зритель понимает, нравится ему выступление, или нет, в первую минуту выступления. Поэтому первое впечатление очень важно, и навык представления себя публике нужен в публичных выступлениях. В публичных выступлениях очень сильно пригодятся навыки налаживания контакта, самоорганизации, донесения мыслей и конфликтологии, именно поэтому приступать к обучению публичным выступлениям рекомендуется после первых четырёх навыков. Ещё к современным публичным выступлениям можно отнести выступления на камеру. Куда вещать и как рассказывать, если вы не видите тех, кто вас слушает? Это задача со звёздочкой. Помимо этого, к публичным выступлениям относится навык проведения тренингов и мастер-классов. Если вы что-то знаете, и хотите научить этому больше, чем одного человека, тут будут очень кстати навыки организации и проведения мероприятий, которые направлены специально на обучение.

Лидерство и менеджмент

И, в конечном итоге, мы подходим к одному из самых главных навыков Soft Skills: лидерство и менеджмент. Это те навыки, которые не только помогают наладить контакт с другими людьми, но и помогают сделать так, чтобы эти люди пошли за вами, или выполняли нужные распоряжения. Уверены, многие знают, что быть начальником, это ещё не значит быть лидером. Есть большое количество начальников, которые не пользуются авторитетом, и лидерами их не считают. Это приводит к плохим последствиям: конфликты в коллективе, сорванные сроки, и, возможно, крах отдела или даже целой фирмы. Чтобы этого не произошло, важно поддерживать навыки менеджмента и управления на должном уровне. Помимо управления и делегирования, менеджмент также включает в себя принятие решений, т.е. умения в критических ситуациях выбирать верные действия, которые приведут к нужному результату. Управление и менеджмент – это навыки быстрого и эффективного реагирования на проблемы, раскладывания их по полочкам, разбора причин и следствия, и, конечно, формирование выводов по ситуации для принятия решения. Так как менеджмент – один из самых сложных навыков, очень полезно перед его освоением уверенно развить все предыдущие.

А насколько хорошо развиты ваши навыки Soft Skills? Платформа Soft Skills Pro предлагает простой тест, который позволяет узнать ваш базовый текущий уровень владения Soft Skills. Перейти к тесту можно по ссылке https://soft-skills.pro/test

https://www.youtube.com/watch?v=9WZHMWQ2VzQ