11
0
13558
Несмотря на карантинные меры и экономический кризис, проверки малого и среднего бизнеса контролирующими органами продолжаются, в том числе и инспекторами Государственной службы Украины по вопросам труда (далее по тексту – Гоструда).
Оглавление:
Этот фактор отечественному бизнесу стоит учитывать, поскольку штрафы за нарушение законодательства о труде довольно значительные, а в ситуации кризиса и общей неопределенности – могут быть убийственными.
Проверки Гоструда проводятся с целью осуществления государственного контроля над соблюдением трудового законодательства работодателями, по крайней мере, так предусмотрено в Порядке №1132. Кстати, Порядок №1132 и определяет процедуру проведения проверки по трудоустройству в Украине, основания, а также полномочия инспектора.
Про то, какими полномочиями обладают инспектора Гоструда, какая процедура проведения инспекции Гоструда, а также в каких случаях работодатель имеет право не допустить такого инспектора на свое предприятие – мы детально рассмотрим в этой статье.
Пользуйтесь консультацией: Компенсація середнього заробітку за затримку розрахунку при звільненні. Хто має право, та як правильно розрахувати.
Уполномоченные проводить проверки по труду – инспектора Гоструда. В свою очередь, инспекторами Гоструда могут быть:
Их полномочия подтверждаются служебным удостоверением. Гоструда обязана обнародовать на своем официальном веб-сайте такие удостоверения инспекторов. Стоит отметить, что служебное удостоверение, которое не было обнародовано считается недействительным.
Пользуйтесь консультацией: Звільнення працівника, який перебуває на роботі в стані сп'яніння
Основным видом проверки по труду является инспекционное посещение инспектором Гоструда непосредственно работодателя. По своей сути, это внеплановое мероприятие. Но также, существуют и плановые проверки. С годовым планом проверок 2020 года бизнеса инспекторами Гоструда можно ознакомиться на сайте Инспекционного портала, перейдя по ссылке.
Оснований для проведения проверки инспекции по труду достаточно много. Самым распространенным основанием является обращение сотрудника о нарушении касательно него законодательства о труде, или физического лица касательно нарушений правил оформления трудовых взаимоотношений (например, сотрудник работает без составленного трудового договора).
В случае такого обращения, инспектора проводят проверку на предмет тех нарушений, которые якобы были допущены касательно такого сотрудника/физлица.
Другими основаниями могут быть:
Источником такой информации, как следует из п. 5 Порядка 1132, может быть информация Государственной налоговой службы о несоответствии количества работникам объёмам производства. Такие объёмы производства (исполненных работ, предоставленных услуг) рассчитываться по отношению к среднему показателю за соответствующим видом экономической деятельности.
Также, если в процессе проведения налоговой проверки, например малого бизнеса, на предприятии инспектора ГНС обнаружили факты нарушения трудового законодательства, то такая информация может, и скорее всего, будет причиной для проведения проверки Гоструда.
Перечислять все причины нет смысла, поскольку их достаточно много и заинтересованный читатель может с ними ознакомиться, изучив п. 5 Порядка №1132. Но всё-таки, стоит остановиться на некоторых из важных поводов для проверки.
ФОП, или другой представитель малого бизнеса должен знать, что если:
То стоит ожидать инспекции по труду, поскольку такая информация, в случае если она стала известна Пенсионному фонду, является основанием для проведения соответствующей проверки.
Также, проверка трудовой инспекции может проводиться по поручению Премьер-министра Украины и по обращению Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека, но это довольно-таки редкость.
Пользуйтесь консультацией: Як не відпрацьовувати 2 тижні та звільнитись у бажаний день? Що робити, якщо роботодавець не приймає заяву про звільнення?
Как ни банально – соответствие всем требованиям трудового законодательства. Самыми распространенными нарушениями являются:
Как правило, компании выплачивают зарплаты до 22-го числа текущего месяца и до 7 числа следующего. Нарушение таких сроков влечет за собой взыскание в виде штрафа. Детально про суммы штрафов мы рассмотри отдельно.
Для того что бы инспектор Гоструда во время проверки мог установить было или не было нарушено трудовое законодательство, Порядком №1132 ему дано широкий перечень прав и полномочий.
Например, проверяющий имеет право без предварительного уведомления в любое рабочее время, при наличии оснований, предусмотренных п. 5 Порядка №1132 (рассматривали выше) проводить проверку и иметь доступ в любые помещения компании (производственные, служебные, административные).
Также, инспектор имеет доступ и право ознакомляться с любыми документами, книгами, реестрами, которые связаны с предметом проверки, то есть те, которые предусмотрены законодательством о труде. Помимо ознакомления с такими документами, он имеет право делать с них копии и извлечения.
При необходимости проверяющий может провести беседу с сотрудниками компании. В таком случае работодатель обязан предоставить ему рабочее место для проведения конфиденциальной беседы с такими сотрудниками (п. 10 Порядка №1132).
И это еще не полный перечень прав, которые может осуществить инспектор во время проверки. К счастью продолжительность инспекции Гоструда не могут длиться больше чем 10 рабочих дней.
Теперь плавно переходим к правам работодателя.
Перед проведением проверки объект инспектирования имеет право ознакомиться со служебным удостоверением инспектора. Об обязанности проверяющего иметь при себе удостоверение было упомянуто вначале настоящей статьи, а п. 3 Порядка №1132 эта обязанность прямо предусмотрена.
Это достаточно важный момент, поскольку отсутствие служебного удостоверения может быть поводом для недопуска проверяющего к проведению инспекции Гоструда (п. 13 Порядок №1132).
Как уже ранее упоминалось, служебные удостоверения, которые не были обнародованы на сайте Гоструда – считаются недействительными. Поэтому перед началом проверки ФОПу или его представителю, необходимо проверить удостоверение на подлинность. Сделать это можно, перейдя по ссылке. Если такого номера удостоверения на сайте нет, то работодатель имеет полное право не допускать инспектора к проведению проверки.
Также, такая идентификация и верификация инспектора обезопасит Вас от мошенников, поскольку неоднократно происходили случаи, когда под видом инспекторов Гоструда на «проверку» приходили мошенники и требовали взятку от работодателя.
Второй причиной недопуска к проверке является – отсутствие унифицированной формы акта инспекционного посещения на официальном веб-сайте Гоструда. Унифицированная форма акта проверки – это утвержденный Министерством социальной политики Украины шаблон такого документа. Акт опубликован на сайте Гоструда и с ним можно ознакомиться по ссылке.
Но есть один нюанс. На сайте опубликована форма акта проверки, которая была составлена в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины от 26 апреля 2017 года № 295 (далее по тексту – Постановление № 295), а также такая форма была разработана на основе Методик разработки унифицированных актов, утвержденные постановлением Кабмина от 28.08.2013 № 752 (далее – Постановление №752).
Постановление №295 было отменено постановлением Шестого апелляционного административного суда от 14 мая 2019 года по делу № 826/8917/17, а Постановление №752 утратило свою законную силу с принятием Кабмином Постановления № 342, которым было разработано новые Методики, в частности разработки унифицированных актов проверки.
Таким образом, та форма акта проверки, которая опубликована на сайте Гоструда была отменена вместе с Постановлением № 295 и Гоструда может проводить проверки только в случае утверждения и обнародования в установленном законом порядке унифицированных форм актов, соответствующие новой Методике. Такая правовая позиция предусмотрена в постановлении Пятого апелляционного административного суда от 05 февраля 2020 года по делу № 540/1990/19.
То есть, основываясь на вышеизложенном, до тех пор, пока Гоструда не разработает новую унифицированную форму акта проверки, работодатель может не допускать к проведению проверки инспектора.
Но, к сожалению, единой правовой позиции в судебной практике нет, и суды по этому поводу выносят отличные друг от друга решения. Например, тот же Пятый апелляционный административный суд в постановлении от 25 марта 2020 года по делу № 420/2042/19 обозначил, что Методика устанавливает только лишь единый подход к разработке унифицированных форм актов и при этом не предусматривает наличие определенного строка на изменение уже существующих форм.
Пока нет единой практики Верховного Суда по этому вопросу, или актов проверки, которые разработаны по актуальным нормативно-правовым актам, нельзя однозначно утверждать, что такой повод для недопуска инспекторов Гоструда к проведению проверки правомерный. Однако такой аргумент определенно стоит использовать при судебном обжаловании решений Гоструда после проведения проверки.
Согласно п. п. 14 Порядка №1132 в случае если невозможно провести проверку, а также если сотрудниками, или должностными лицами создаются препятствия при проведении проверки – инспектором составляется акт о невозможности проведения инспекционного посещения.
Если такой недопуск был неправомерным, на работодателя будет наложен штраф.
По окончанию проверки инспектором Гоструда составляется акт проверки, а также предписание, в случае если были выявлены нарушения.
Акт составляется в двух экземплярах – один для работодателя, а другой для Гоструда.
При наличии замечаний к проведению проверки объект проведения проверки имеет право подать свои замечания к акту. Такие замечания необходимо подать не позднее трех рабочих дней после подписания акта проверки. Замечания являются неотъемлемой частью акта проверки.
Как было упомянуто выше, в случае нарушения инспектор составляет предписание. Оно составляется также в двух экземплярах и один из них вручается работодателю.
В предписании указывается конкретное нарушение трудового законодательства и сроки его устранения. В случае если предписание компанией не было выполнено в отведенный срок, назначается еще одно инспекционное посещение.
Оспорить предписание можно в течении 10 дней с даты его получения Главой Гоструда, или его замами.
Пользуйтесь консультацией: Штатное расписание предприятия 2020: составление, утверждение и зачем оно вообще нужно
Порядком № 509 предусмотрен механизм наложения штрафов за нарушение трудового законодательства. Согласно п. 2 Порядка № 509 штрафы наложены на основании:
Уполномочены налагать штрафы – должностные лица Гоструда, т. е. Глава Гоструда, его заместители, руководители территориальных органов, а также главами исполнительных органов местного самоуправления. Срок рассмотрения дела о нарушении трудового законодательства составляет 45 дней, со дня следующего за днем вынесения актов, которые предусмотрены в п. 2 Порядка № 509 (см. выше), или решения суда.
Есть два вида ответственности за нарушение законодательства о труде:
Статьей 265 Кодекса законов о труде Украины (далее – КЗоТ) предусмотрена финансовая ответственность за следующие нарушения:
Санкция за такое правонарушение - 47 230 грн, а с 1 сентября 2020 года планируется 50 000 грн. Исключением являются ФОП на едином налоге (1 – 3 группа). Такие ФОП, в случае если будет установлено трудоустройство без трудового договора, будут нести ответственность в виде предупреждения. Но если такое правонарушение будет совершено повторно на протяжении двух лет, то штраф уже будет в размере 141 690 грн, а с 01.09.2020 – 150 000 грн.
Административная ответственность за нарушение трудового законодательства предусмотрена ст. 41 Кодекса Украины об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП).
Согласно ч. 1 ст. 41 КоАП нарушение (любых) сроков выплат зарплаты, или других обязательных выплат влечет за собой штраф в размере от 510 грн до 1 700 грн.
Часть 3 статьи 41 КоАП тоже предусматривает ответственность работодателя за допуск сотрудника к работе без трудового договора, но штраф КоАПом предусмотрен несколько скромнее – от 8 500 грн до 17 000 грн. Такой же штраф придется уплатить, если был трудоустроен иностранец без соответствующего разрешения. В случае повторного такого нарушения на протяжении года – придется уплатить штраф от 17 000 грн до 34 000 грн.
Нарушение порядка уведомления Гоструда о несчастном случае на производстве влечет за собой штраф в размере от 340 грн до 1 700 грн (ч. 6 ст. 41 КоАП).
А за другие нарушения законодательства о труде в Украине предусмотрен штраф в размере от 68 грн до 170 грн для работников и от 340 до 680 грн для должностных лиц предприятия (ч. 5 ст. 41 КоАП).
Выносить постановления о привлечении к административной ответственности за нарушение трудового законодательства уполномочены не инспектора Гоструда, а районный суд.
Инспектора в таких случаях уполномочены на составление протокола, сбор доказательств и передачу административных материалов в суд.
Менчак Илья, юрист Адвокатской фирмы «Ефимов и партнеры»
Источник: юридический ресурс "Протокол"
Просмотров
Коментарии
Просмотров
Коментарии
Получите быстрый ответ на юридический вопрос в нашем мессенджере , который поможет Вам сориентироваться в дальнейших действиях
Вы видите своего юриста и консультируетесь с ним через экран, чтобы получить услугу, Вам не нужно идти к юристу в офис
На выполнение юридической услуги и получите самое выгодное предложение
Поиск исполнителя для решения Вашей проблемы по фильтрам, показателям и рейтингу
Просмотров:
416
Коментарии:
0
Просмотров:
6740
Коментарии:
0
Просмотров:
445
Коментарии:
0
Просмотров:
554
Коментарии:
0
Просмотров:
241
Коментарии:
0
Просмотров:
856
Коментарии:
0
Protocol.ua обладает авторскими правами на информацию, размещенную на веб - страницах данного ресурса, если не указано иное. Под информацией понимаются тексты, комментарии, статьи, фотоизображения, рисунки, ящик-шота, сканы, видео, аудио, другие материалы. При использовании материалов, размещенных на веб - страницах «Протокол» наличие гиперссылки открытого для индексации поисковыми системами на protocol.ua обязательна. Под использованием понимается копирования, адаптация, рерайтинг, модификация и тому подобное.
Полный текстCopyright © 2014-2024 «Протокол». Все права защищены.