Юридические нюансы Email-маркетинга

Занимаясь Email-маркетингом в компании, важно учитывать юридические аспекты этой деятельности, поскольку в маркетинговый бюджет вряд ли включены огромные штрафы за спам и незаконное использование персональных данных. Разберемся, как работать с рассылками, оставаясь в правовом поле.

Какие законы регулируют Email-рассылки?

В каждой стране свои законы, защищающие права своих граждан, которые потенциально могут стать получателями рассылок. Кроме того, существует законодательство, защищающее права граждан ЕС, тоже потенциальных подписчиков Email-рассылки, отправляемой компаниями любой из стран.

В странах СНГ существуют близкие по содержанию законы о персональных данных и о рекламе, а в Европе действует закон GDPR, который носит экстерриториальный характер, и который должна учитывать каждая страна.

В России и Беларуси по два закона, регулирующих деятельность, связанную с рассылками, – «О рекламе», «О персональных данных» (Россия) и «Об информации, информатизации и защите информации» (Беларусь).

В Украине тоже есть закон «Про рекламу», а также «Про захист персональних даних». Однако кроме этих двух законов вопросы рассылки затрагиваются в ЗУ «Про телекомунікації», «Про захист прав споживачів», «Про електронну комерцію».

Что учитывать Email-маркетологу, чтобы не нарушить закон

Учитывая то, что GDPR не привязан к конкретной стране, а в каждой стране законами выдвигаются подобные требования, можно собрать единый перечень требований и ограничений, которые помогут работать с рассылками безопасно и не нарушая любое законодательство. Рассмотрим основные и самые важные требования:

  • Законов о персональных данных.
  • Законов о рекламе и электронной коммерции.

Что важно знать о GDPR

Закон General Data Protection Regulation призван защищать личные данные граждан Евросоюза. Он касается всех, кто тем или иным образом работает с персональными данными этих граждан. За нарушения закона предусмотрены серьезные штрафы и наказания:

  • Почтовые сервисы могут включить нарушителя в список спамеров и перестать пропускать письма во «Входящие».
  • За продолжительный спам отправителя могут заблокировать и ни одно письмо не дойдет до получателя.
  • Спам может грозить штрафами: за нарушение закона GDPR штраф может достигать 20 миллионов евро.

Осталось понять, что может считаться спамом.

  1. Основное требование – явное и активное согласие пользователя на рассылку. Чтобы его достичь, необходимо настроить Double Opt-In для подтверждения пользователями своего согласия получать от вас письма. Это кнопка подтверждения подписки, на которую пользователь должен нажать, подтверждая, что он действительно подписался на рассылку. После этого он должен перейти на страницу, где ему сообщат, что подписка завершена. И все это после сознательного заполнения формы подписки на рассылку.

Иногда подписку на рассылку предлагают при заполнении другой формы, например, формы заказа или регистрации на сайте. Тогда в форму включают чекбокс согласия получать рассылку. Этот вариант разрешен законодательством, однако не допускается автоматически установленный флажок. Пользователь должен сознательно его установить. Изучите рекомендации, как получить согласие на рассылку и не нарушить закон.

  1. Кроме того, на сайте должна быть страница с информацией о политике конфиденциальности и пользовательским соглашением. Пользовательское соглашение – это правила ваших отношений с подписчиками. Страница должна быть в открытом доступе и ее должны легко находить со стартовой страницы.
  2. У подписчиков должна быть возможность отписаться. В каждом отправленном письме нужно добавить ссылку на отписку.
  3. На сайте и в рассылке укажите данные о компании. В рассылке нужно использовать лого, название компании, контактный номер телефона, ссылки на соцсети.
  4. Важно соблюдать безопасность персональных данных. На данный момент страны, не входящие в состав ЕС, прямо не попадают под действие законодательства ЕС, однако если в базе подписчиков найдется хотя бы один гражданин ЕС, отвечать по закону придется.

Как соответствовать требованиям? Объяснить, для какой цели собираются персональные данные, и использовать их только для указанных целей.

Учет законов о персональных данных

Основное требование – использовать персональные данные по назначению.

К персональным данным относят:

  • ФИО.
  • Телефон.
  • Электронная почта.
  • Данные о здоровье.
  • Данные об интересах.
  • Сookie.
  • IP-адрес.

Сервисы массовых рассылок дают советы по сбору и хранению таких данных, рекомендуя в формах использовать только самые необходимые поля, использовать опросы для получения информации, которая поможет вам усовершенствовать рассылку (Источник).

Учет законов о рекламе и электронной коммерции

Пользователь должен знать еще до согласия на рассылку, что ему планируют отправлять и рекламные материалы. Об этом нужно сообщить пользователю, предлагая форму подписки.

Рекламные рассылки требуют сегментации, для этого платформы используют данные анкет, опросников, а также Сookies пользователя. Важно, чтобы он дал согласие на использование Сookies и получил информацию о том, как именно они будут использованы.

Основная рекомендация – собирать только нужные данные, которые будут учитываться при подготовке рекламы, в том числе и персонализированной, получить подтверждение на такой сбор данных, и перечислить все варианты их использования.

У пользователя должна быть возможность сообщить компании о неточности своих данных, он должен иметь возможность внести в них коррективы.

В сети можно найти практичные рекомендации юристов о том, что учитывать, рекламируя товары и услуги.

Все эти требования могут показаться сложными, однако их можно уложить в три простых слова: говорите правду пользователям.

logo

Юридичні застереження

Protocol.ua є власником авторських прав на інформацію, розміщену на веб - сторінках даного ресурсу, якщо не вказано інше. Під інформацією розуміються тексти, коментарі, статті, фотозображення, малюнки, ящик-шота, скани, відео, аудіо, інші матеріали. При використанні матеріалів, розміщених на веб - сторінках «Протокол» наявність гіперпосилання відкритого для індексації пошуковими системами на protocol.ua обов`язкове. Під використанням розуміється копіювання, адаптація, рерайтинг, модифікація тощо.

Повний текст