Трансграничная торговля в цифровой сфере стремительно развивается, принося новые возможности и вызовы для защиты прав потребителей. Опыт Польши и Украины в области регулирования онлайн-сервисов демонстрирует различные подходы к обеспечению безопасности потребителей в цифровой среде.
В 2021 году в ЕС зарегистрировано около 4,6 миллиарда посылок малой стоимости (до €150) – это 12 миллионов посылок ежедневно, что в два раза больше предыдущего года, согласно данным Европейской комиссии. Украина также показывает впечатляющий рост: объем товаров, импортированных через интернет-торговлю в 2021 году, составил около $3 миллиардов.

Польское регулирование онлайн-сферы отличается особой строгостью, особенно в сфере азартных игр. Так, польское казино онлайн подлежит жесткому государственному контролю согласно Закону об азартных играх 2017 года, что обеспечивает высокий уровень защиты потребителей. По состоянию на сентябрь 2021 года в Польше заблокировано около 46 800 доменов нелицензионных игорных операторов.
Согласно исследованию Digital Decade 2021, 66% польских респондентов считают, что ЕС защищает их цифровые права (в сравнении со средним по ЕС показателем 45%), а 68% уверены в безопасности своей цифровой приватности.
Вступление в силу Закона о цифровых услугах (DSA) в феврале 2021 года создало единую систему правил для всего ЕС. Это может увеличить трансграничную цифровую торговлю в рамках единого рынка до 2%.
Основные принципы DSA включают:
Прозрачность модерации контента и алгоритмов
Обязательную оценку рисков для крупных платформ
Защиту несовершеннолетних пользователей
Борьбу с незаконным контентом
Независимый аудит системных рисков
Штрафы до 6% от глобального оборота за нарушения
Украина активно адаптирует европейские стандарты защиты потребителей в цифровой сфере. Ключевые направления включают:
Имплементация директив ЕС о защите потребителей
Развитие системы альтернативного разрешения споров
Усиление контроля за трансграничными онлайн-продажами
Создание механизмов быстрого реагирования на нарушения
Гармонизация норм с европейским законодательством
|
Критерий |
Польша |
Украина |
Общие стандарты ЕС |
|
Защита персональных данных |
GDPR + национальные нормы |
Закон о защите персональных данных |
GDPR |
|
Регулирование онлайн-платформ |
DSA + строгий национальный контроль |
Адаптация директив ЕС |
Digital Services Act |
|
Механизмы разрешения споров |
Развитая система ADR |
Внедрение европейских стандартов |
ODR платформа ЕС |
|
Контроль за рекламой |
Жесткие ограничения |
Прогрессивное регулирование |
Digital Services Act |
Основные проблемы в сфере защиты цифровых прав потребителей включают языковые барьеры, различия в национальном законодательстве, сложности в идентификации недобросовестных операторов и обеспечении исполнения решений в трансграничных спорах.

Перспективы развития связаны с дальнейшей гармонизацией законодательства, усилением цифровой грамотности потребителей, развитием технологических решений для автоматического контроля соблюдения прав потребителей и созданием более эффективных механизмов международного сотрудничества в сфере защиты потребителей, как показывают аналитические материалы цифровой стратегии ЕС.
Опыт Польши и Украины демонстрирует важность баланса между инновациями в цифровой сфере и надежной защитой прав потребителей. Только комплексный подход, сочетающий строгое регулирование с развитием цифровой экосистемы, может обеспечить устойчивое развитие трансграничных онлайн-сервисов.
Protocol.ua є власником авторських прав на інформацію, розміщену на веб - сторінках даного ресурсу, якщо не вказано інше. Під інформацією розуміються тексти, коментарі, статті, фотозображення, малюнки, ящик-шота, скани, відео, аудіо, інші матеріали. При використанні матеріалів, розміщених на веб - сторінках «Протокол» наявність гіперпосилання відкритого для індексації пошуковими системами на protocol.ua обов`язкове. Під використанням розуміється копіювання, адаптація, рерайтинг, модифікація тощо.
Повний текстПриймаємо до оплати
Copyright © 2014-2025 «Протокол». Всі права захищені.